Политический конфликт как социальный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2015 в 11:34, реферат

Описание работы

Политический процесс, содержание которого можно рассматривать как различные формы взаимодействия политических субъектов, включает в себя и конфликтные взаимоотношения. Понятие конфликт для целого ряда зарубежных и отечественных исследователей выступает явлением, присущим самому феномену власти. Власть ассоциируется с противостоянием, сопротивлением, принуждением, санкциями и другими «негативными проявлениями», поэтому большинство авторов включают конфликт в число неотъемлемых элементов властных отношений.

Файлы: 1 файл

PolitConf_Lantsov.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)

Если же власти бездействуют, т. е. не пытаются разрешить коллизию (в правовых рамках или же с помощью применения силы), конфликт из социального, экономического или правового превращается в собственно политический. Резко расширяется его предмет: конфликт начинает функционировать по принципу «воронки», т. е. втягивает в свою орбиту и делает спорными все новые проблемы. Расширяется состав участников конфликта. Становится весьма вероятным революционный взрыв, а на первый план все отчетливее выдвигаются силовые, вооруженные средства подавления конфликта. Из сферы политического противоборства он переходит в разряд военного конфликта, когда вооруженное насилие используется в качестве главного средства разрешения противоречий.

Стадия завершения конфликта, подчиняясь изложенному развитию событий, тем не менее отнюдь не всегда приобретает характер вооруженной борьбы. Политический конфликт может разрешиться отставкой правительства или роспуском парламента, отменой непопулярного решения, предоставлением требуемого статуса той или иной социальной или этнической группе и т. д. Вооруженные формы свойственны лишь наиболее глубоким и масштабным политическим конфликтам типа революции, восстания, гражданской войны и т. д.

Кратко характеризуя две последние стадии развития конфликта (расцвета и угасания), следует иметь в виду, что стадия расцвета представляет собой действия по реализации той стратегии, которая выбрана оппонентами (ее порой называют стадией противоборства). Стадия угасания конфликта зачастую имеет целью ликвидацию противника (она может закончиться и истощением сил соперников). Правда, в случае партнерской ориентации участников конфликта содержание названных стадий меняется: на третьей осуществляется поиск вариантов решения проблемы, на четвертой подписывается соответствующее соглашение.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Какие классификации политических  конфликтов наиболее распространены?

2. Какие типы конфликтов характеризуются  особой остротой и почему?

3. Чем различаются макро– и микроконфликты в политической сфере?

4. В чем заключаются симптомы  зарождения конфликтных ситуаций  в политической жизни?

5. Дайте характеристику государственно-административных  конфликтов.

6. Что такое инцидент и какова  его роль в развитии политического конфликта?

7. Какие стадии развития внутриполитических  конфликтов могут представлять  собой наибольшую опасность?

 

Глава III. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

 

§ 1. Сущность и функции политической идеологии

Зарождение и развитие конфликтов, а также пути и формы их разрешения и урегулирования тесным образом связаны с феноменом политической идеологии.

Единого и общепринятого толкования самого термина «идеология» нет. В свое время его ввел в научный оборот французский философ начала XIX в. А. Дестют де Траси. Он толковал идеологию как некую науку об идеях. Впоследствии данный термин стал использоваться для обозначения системы воззрений и духовных ценностей, отражающих интересы отдельной общественной группы, на основе которых определяются цели и средства политической деятельности, направленной на обеспечение этих интересов. Молодой К. Маркс рассматривал идеологию как форму ложного сознания, отражающего интересы эксплуататорских классов, которые стремятся во что бы то ни стало, даже путем лжи и подтасовки фактов, обосновать свое господство. Позже марксисты выдвинули идею о возможности научной идеологии, имея в виду при этом, конечно, свою собственную доктрину. Близкой к точке зрения молодого Маркса была позиция известного немецкого социолога Карла Маннгейма, который делил идеологические течения на собственно «идеологию» и «утопию». К «идеологиям» он причислял ложные утверждения господствующих классов, оправдывающих свое господство; «утопия», по его мнению, означала иллюзорные представления угнетенных о путях и способах освобождения.

Успехи науки и техники, технологический прогресс в середине XX в. побудили некоторых исследователей заговорить о «конце идеологии». В частности, такую концепцию выдвинул американский социолог Даниэл Бэлл. В будущем постиндустриальном обществе он не оставил места идеологии, поскольку, считал ученый, человечество научится решать свои проблемы совместно, на основе позитивного знания и с помощью рациональных инструментов. Однако последующий ход истории показал иллюзорность подобных надежд. Научно-технический прогресс и технологические достижения не смогли устранить из общественной жизни социальные конфликты, следовательно, большинство идеологических доктрин сохранили свою актуальность.

Современный исследователь Э. Шилз связывает востребованность идеологии с необходимостью преодолевать последствия кризисов, неизбежно присутствующих в любом обществе в силу присущей ему конфликтности. Шилз полагает, что само понятие «идеология» можно применить только к таким системам воззрений, которые становятся востребованными в ситуации глубокого социально-политического кризиса. Поскольку мировоззренческие ценности, составляющие основу любой идеологии, по своей силе сопоставимы с силой религиозных убеждений, сама идеология обладает существенным ориентационным потенциалом, который позволяет людям находить выход из сложных кризисных ситуаций.

Идеология, таким образом, выполняет ряд серьезных общественных функций. Во-первых, она способствует интеграции общества в целом или отдельных его частей вокруг определенных ценностей. Такое общество более устойчиво к внутренним конфликтам и внешним угрозам, поскольку общие интересы оказываются сильнее частных. Во-вторых, идеология может выполнять функцию легитимации политической власти в целом и ее отдельных институтов в частности. В-третьих, идеология обеспечивает мобилизацию людей, социальных групп, целых народов на решение самых различных задач общественного развития. Мобилизация с помощью идеологии может поднять население на восстание против существующей власти, может вызвать в массах трудовой энтузиазм, необходимый для достижения экономических целей. В советский период нашей истории власть часто использовала этот ресурс и в отдельные периоды, например, в годы первых пятилеток, добивалась заметных результатов.

В-четвертых, политическая идеология может осуществлять функцию социальной амортизации. Эта функция реализуется в ее способности интерпретировать социальную действительность и ослаблять напряженность в ситуациях конфликта между потребностями людей и реальными возможностями их удовлетворения. Пример истории нашей страны показывает, как долго коммунистическая партия, используя образ «светлого будущего», отвлекала советский народ от «временных трудностей», которые постоянно сопровождали процесс «социалистического и коммунистического строительства». Было обещано, что лишения и страдания советских людей с лихвой окупятся в коммунистическом обществе, где «источники общественного богатства польются полным потоком», и если не строители коммунизма, то их дети и внуки смогут насладиться из этих источников всеми радостями жизни. В-пятых, политическая идеология выполняет функцию выражения и защиты интересов определенной общественной группы, что делает идеологический взгляд на мир ангажированным и предвзятым. Одни и те же события общественной жизни трактуются по-разному представителями различных идеологий. Если для К. Маркса революции были «локомотивами истории», «праздником угнетенных», то консерваторы считали их общественными катастрофами, когда наружу вырывается все негативное, присущее человеческой природе.

В структуре политической идеологии можно выделить три уровня функционирования политических доктрин. Первый уровень – теоретико-концептуальный. Он тесно связан с философским знанием, социально-гуманитарными науками. Отдельные мыслители, часто не отдавая себе в этом отчета, могут формулировать идеи, отражающие интересы социальных групп, а иногда наций или государств. Такие идеи находят своих сторонников, давая мотивацию для их политической активности. Однако на основе абстрактных философских положений не всегда возможно строить стратегию и тактику политической борьбы, поэтому необходим и иной, более приближенный к реальной действительности уровень, который можно назвать программно-политическим. На этом уровне общие принципы политической идеологии находят свое отражение в документах политических партий и движений, в разработках, конкретизирующих общетеоретические положения и приспосабливающих их к обстоятельствам места и времени. Третий, актуализированный уровень политической идеологии, интерпретирует в простой и доступной форме ее положения и доносит их до широкого круга сторонников и единомышленников. Этот уровень может быть представлен предвыборными лозунгами, агитационными материалами, использующимися в политических кампаниях.

Соотношение между этими уровнями можно проиллюстрировать примером из российской истории. К. Маркс в своем труде «Капитал» высказал убеждение, что неизбежно пробьет «последний час капиталистической частной собственности», когда «экспроприаторов экспроприируют». Политические партии, сделавшие марксизм идейной основой своей деятельности, трансформировали теоретическую формулу основоположника в программное требование национализации средств производства. Когда в России дело дошло до революционной практики, один из руководителей Октябрьской революции Лев Троцкий бросил в массы простой и доходчивый лозунг: «Грабь награбленное!».

Политическая идеология – феномен последних двух столетий, она представляет собой продукт модернизации, поскольку в традиционном обществе ничего подобного идеологии в современном значении этого слова не существовало. Место, которое в наши дни занимают политические идеологии, принадлежало религии. Политические идеологии формировались и оказывали возрастающее воздействие на социальную практику по мере секуляризации общества – освобождения его от религиозного влияния, хотя и сегодня влияние религии сохраняется, а временами даже возрастает.

В современном мире существует множество идеологических течений. Некоторые из них имеют миллионы сторонников, другие же известны узкому кругу лиц. Также существуют различные типологизации и классификации политических идеологий. С точки зрения конфликтологического подхода важнейшим критерием выделения идеологических течений является их подход к путям и способам разрешения и урегулирования конфликтов. Исходя из этого идеологии делятся на две большие группы: умеренные и радикальные. Сторонники идеологии умеренного толка придерживаются преимущественно мирных, ненасильственных способов разрешения социальных конфликтов. Сторонники радикальных идеологий, напротив, выступают за быстрые и глубокие преобразования, не отрицая возможности политического насилия.

§ 2. Основные идеологические течения о путях разрешения социально-политических конфликтов

Умеренные идеологические течения, при всей несхожести их базовых ценностей и принципов, объединены тем, что отдают приоритет таким способам выхода из конфликтных ситуаций, которые не приводят к разрушению существующих общественных систем, а назревшие изменения происходят постепенно и легитимно. К ним с некоторыми оговорками можно отнести все три так называемые «большие» идеологии современности: либеральную, консервативную и социалистическую.

Из современных политических идеологий либеральная– одна из старейших. Термин «либерализм» появился довольно поздно, к 40-м гг. XIX в., но как течение политической философии он существовал по крайней мере уже с XVII в. Появление либеральной идеологии было обусловлено начавшейся модернизацией западноевропейского общества и необходимостью борьбы против экономических и политических структур феодализма. Наиболее видными идеологами классического либерализма стали Дж. Локк и Д. Юм в Англии, Ш. Монтескье, Вольтер и Д. Дидро во Франции, И. Кант в Германии. Зарождение либеральной традиции за океаном связано с именами «отцов-основателей» Соединенных Штатов Америки Джефферсона, Гамильтона, Франклина.

Представителями классической либеральной доктрины был выдвинут ряд идей, которые на всех этапах развития этой доктрины оставались определяющими. Прежде всего это идея об абсолютной ценности человеческой личности и вытекающее отсюда равенство людей от рождения. В рамках либеральной доктрины впервые был поставлен вопрос о неотчуждаемых правах человека – праве на жизнь, свободу, собственность. Государство понималось как результат общественного договора, главная цель которого – защита этих прав. На этой основе возникла концепция правового государства и были выдвинуты требования ограничить объем и сферу деятельности государства, защитить граждан от чрезмерного государственного контроля. Либерализм исходил из необходимости разделения власти, с тем чтобы каждая из ее ветвей не имела бы полного превосходства над другими и была бы для них сдерживающим ограничителем.

Наряду с политическими идеями классический либерализм декларировал и ряд важнейших принципов в сфере экономики. Экономическая доктрина либерализма также основывалась на требовании сократить государственное вмешательство и регламентацию. На практике это означало признание полной свободы частной инициативы и частного предпринимательства. По мнению одного из главных идеологов экономического либерализма А. Смита, свободное взаимодействие индивидов в их экономической деятельности в конечном счете приведет общество к такому состоянию, когда будут удовлетворены интересы всех социальных слоев. Следует отметить, что первоначальная тенденция совпадения политического и экономического либерализма в дальнейшем не сохранилась.

Исторический опыт показал, что две основополагающие ценности классического либерализма – свобода и равенство – противоречат друг другу. Этим противоречием было обусловлено его дальнейшее разделение. Левое направление либерализма ориентировалось на элементы эгалитаризма, свойственные раннему либерализму, и нашло свое воплощение в различных вариантах социального либерализма, нацеленных на осуществление социально-экономических реформ. Целью таких реформ должно было стать предотвращение острых социально-политических конфликтов, способных разрушить существующее общество и создать угрозу основополагающим правам и свободам граждан. Другое направление в большей степени вдохновлялось идеями экономического либерализма, отстаивая приоритет частной собственности и частного предпринимательства.

После Второй мировой войны реальное политическое влияние либералов во всех развитых странах значительно ослабло. Это было связано как с тем, что политические идеи либерализма осуществились на практике в большинстве цивилизованных стран, так и с тем, что в политической жизни либералов потеснили социал-демократы. Однако политические партии и организации либеральной ориентации и сегодня представляют собой влиятельную силу в некоторых странах. С 1947 г. существует Либеральный Интернационал, штаб-квартира которого располагается в Лондоне. В программных документах Либерального Интернационала, принятых в 1947, 1967 и 1981 гг., зафиксированы основные принципы политической идеологии либерализма применительно к современным условиям. Либералы считают, что политической свободы не может быть там, где государство полностью контролирует экономику, не оставляя места для частной инициативы. С другой стороны, экономическая свобода невозможна, если отсутствует свобода политическая и не соблюдаются права человека. Либералы выступают за социальную рыночную экономику, которая должна совмещать экономическую эффективность и социально ориентированные цели. Большое внимание уделяется гибкой налоговой политике. Налоги, по мнению либералов, должны поощрять предпринимательскую деятельность и обеспечивать равенство возможностей. Современная либеральная доктрина декларирует необходимость обеспечения полной занятости, ликвидацию бедности. Но либералы категорически возражают против эгалитаризма, они понимают равенство как равные для всех возможности для саморазвития и для того, чтобы вносить максимальный вклад в развитие общества. Принцип уважения человеческой личности и семьи для либералов по-прежнему лежит в основе общества; они считают, что государство не должно брать на себя полномочия, противоречащие основным правам граждан. Каждый гражданин должен обладать чувством моральной ответственности по отношению к другим членам общества и принимать участие в общественных делах.

Информация о работе Политический конфликт как социальный феномен