Политический конфликт как социальный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2015 в 11:34, реферат

Описание работы

Политический процесс, содержание которого можно рассматривать как различные формы взаимодействия политических субъектов, включает в себя и конфликтные взаимоотношения. Понятие конфликт для целого ряда зарубежных и отечественных исследователей выступает явлением, присущим самому феномену власти. Власть ассоциируется с противостоянием, сопротивлением, принуждением, санкциями и другими «негативными проявлениями», поэтому большинство авторов включают конфликт в число неотъемлемых элементов властных отношений.

Файлы: 1 файл

PolitConf_Lantsov.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)

Сегодня задачи реформирования общества либералы видят в укреплении реальной власти парламентов, повышении эффективности исполнительной власти и парламентского контроля над ней, децентрализации власти, юридической защиты прав личности и человеческого достоинства, тщательного уравновешивания вмешательства и невмешательства государства для того, чтобы примирить интересы человека с интересами общества. В международном аспекте либералы декларируют приверженность принципам сохранения и укрепления мира и безопасности, разоружения, разблокирования региональных и международных конфликтов, развития отношений между странами.

Возникновение консерватизма как течения политической мысли относится к XVIII в. Он появился как реакция на распространение революционно-демократических идей эпохи Просвещения, и особенно – на Великую Французскую революцию. Отличительными чертами консерватизма стали традиционализм и реформизм, а также отрицательное отношение к революции. С самого начала аксиомой консервативной идеологии и политики было признание необходимости сохранить неравенство людей. Основатели консерватизма считали, что неравенство в общественном положении верхов и низов служит весьма сильным стимулом для развития общества, побуждая первых сохранять свое положение, а вторых – стремиться пробиться наверх, в ряды первых. Со временем консервативная идеология и политика многое заимствовали из теоретического арсенала либерализма.

После Второй мировой войны западноевропейскому консерватизму пришлось приспосабливаться к новым историческим условиям, и одной из форм такого приспособления стало появление христианско-демократических партий. Христианская демократия отражала значительную часть политического спектра Западной Европы – от социал-реформизма до правого консерватизма. В политическом курсе христианской демократии в самых разнообразных сочетаниях существовали либеральные и консервативные тенденции. Это во многом определялось широкой социальной базой христианско-демократического движения. В годы холодной войны христианская демократия в значительной степени сместилась вправо, а ее идеология сблизилась с классическими консервативными традициями.

Сегодня консервативные тенденции наиболее явно прослеживаются в политическом курсе Республиканской партии США. Ее теоретиками были сформулированы основные положения неоконсерватизма, воспринятые и в западноевропейских странах. В основе системы идейных ценностей современного консерватизма лежат следующие убеждения: в безнадежном несовершенстве природы человека, под маской цивилизованного поведения которого скрываются неразумие и греховность; в ограниченности человеческого разума и, следовательно, важности универсального морального порядка, санкционируемого и поддерживаемого религией; в особой роли, которая принадлежит в этой связи традициям, институтам, символам, ритуалам и даже предрассудкам; в ненадежности прогресса ввиду ограниченности поступательного движения, на которое способно общество; в естественном – физическом и умственном – неравенстве людей; в необходимости существования общественных классов и групп, а значит, и в безрассудности попыток социального уравнивания с помощью силы закона; в несовершенстве правления большинства, подверженного ошибкам и склонного к потенциальной тирании, и в связи с этим – в желательности рассредоточения и сбалансирования политической власти; в важнейшей роли частной собственности как гаранта личной свободы и социального порядка.

Представители неоконсерватизма считают, что основой всякого общества является предприниматель, выполняющий важнейшие экономические функции, прежде всего инвестирующий в производство большую часть своих доходов. Разумная экономическая политика должна защищать предпринимателя от сверхвысоких налогов. Способствуя образованию свободных капиталов, такая система стимулирует предложение капитала, а значит, содействует экономическому росту. Положение основной массы населения экономическая концепция неоконсерватизма рассматривает лишь как функцию от развития капитала. Если возрастут капиталовложения, увеличится объем продукции, то население окажется вовлеченным в производственный процесс и получит непосредственный материальный выигрыш. Этот выигрыш перекроет те потери, которые понесут трудящиеся в результате жесткой экономии, сокращения общественных расходов и социальных субсидий. А забота о беднейших и нетрудоспособных слоях населения должна возлагаться не на государственную систему обеспечения, а на частную благотворительность.

Неоднозначно отношение неоконсерваторов к проблемам демократии. С одной стороны, они декларируют свою приверженность политической демократии. Некоторые идеи неоконсерватизма и практические действия их сторонников имели антибюрократическую направленность и тем самым способствовали расширению демократических инициатив гражданского общества. С другой стороны, для неоконсерваторов характерен узкий подход к проблемам демократии, которую они стремятся ограничить лишь сферой чистой политики. Неоконсервативной идеологии свойственны элитаристские и патерналистские подходы к проблеме непосредственного участия масс в политике, что находится в противоречии с процессами повышения уровня образования, гражданской политической культуры, формирования личного достоинства значительной части населения западных стран.

Чрезмерный акцент на экономическую эффективность не позволяет консерваторам дать адекватные ответы на многие вопросы, которые ставит действительность западных стран в последние десятилетия, хотя практический курс неоконсерваторов в некоторых странах принес несомненные экономические успехи. Однако реальная политика консервативных правительств далеко не полностью соответствует рекомендациям неоконсервативных идеологов, так как демонтаж в полном объеме системы социальных гарантий был бы чреват серьезными социально-политическими потрясениями. В целом можно сказать, что консерваторы всегда стремились к разрешению общественных конфликтов на основе существующих традиций, в рамках закона, отдавая предпочтение социально-политической стабильности и порядку. В области международных отношений консерваторы исходят из необходимости противостоять угрозам национальной безопасности и готовы для этого использовать военную силу.

Самое влиятельное политическое движение, ориентирующееся на социалистические ценности, – социал-демократия. В момент своего возникновения социал-демократическое движение базировалось на марксисткой платформе, одним из элементов которой было признание необходимости революционного преобразования капиталистического общества. Духовным отцом современной концепции демократического социализма и основателем реформистского течения внутри социал-демократии стал Э. Бернштейн. Он поставил ряд вопросов, связанных с тенденциями экономического и социально-политического развития капиталистических стран в конце XIX в. Задачу социалистического движения Бернштейн видел во внедрении в общественную жизнь принципов солидарности, товарищества, справедливости в условиях мирной эволюции капиталистической экономики и развития демократических институтов. Историческим рубежом в идейной эволюции социал-демократического движения стал учредительный конгресс Социалистического Интернационала во Франкфурте-на-Майне, состоявшийся в 1951 г. В принятой конгрессом декларации «Цели и задачи Социалистического Интернационала» был провозглашен мировоззренческий нейтралитет социал-демократического движения. В декларации указывалось, что независимо от того, выводят ли социалисты свои убеждения из результатов марксистского или иного анализа, либо из религиозных и гуманистических оснований, все они стремятся к общей цели – обществу, где будет торжествовать социальная справедливость, лучшая жизнь, свобода, мир. Интегрирующей идейной концепцией социал-демократии стала концепция демократического социализма как «третьего пути» между капитализмом и коммунизмом.

Социал-демократы трактуют демократический социализм как общество будущего, к которому они стремятся, и как длительную политическую стратегию социал-демократических партий, направленную на реформирование общества на основе принципов социальной справедливости, свободы, солидарности, мира, равенства и братства. Важнейшие составляющие демократического социализма как идеологии и политической стратегии – четыре основные цели:

• политическая демократия;

• экономическая демократия;

• социальная демократия;

• международная демократия.

Политическая демократия означает неприятие любых диктаторских или авторитарных форм правления, признание и отстаивание правового государства и прав человека. Социал-демократы выступают за свободу слова, профсоюзного движения, за политический плюрализм, предусматривающий возможность свободной смены у руля государственной власти партий в зависимости от результатов выборов.

Экономическая демократия означает внедрение демократических принципов в экономическую жизнь государства, создание такой системы, в которой доминировали бы интересы всего общества, а не частной прибыли. В то же время социал-демократы не стремятся к отмене частной собственности, частной инициативы и рыночной экономики. Они признают смешанную экономику, сочетание различных укладов; в большей степени, чем либералы или консерваторы, привержены государственному регулированию в экономической и социальной сферах общества.

Социальная демократия– более высокая ступень осуществления принципов демократического социализма по сравнению с политической и экономической демократией, когда эти принципы пронизывают все сферы общества. Социальная демократия означает торжество основных ценностей – свободы, справедливости и солидарности – при высоком уровне материального благосостояния всех членов общества.

Международная демократия воплощается в демократизации международных отношений, исключении войны и насилия, угнетения и эксплуатации народов.

Следует отметить, что при решении экономических и политических проблем на национальном уровне социал-демократы не всегда действовали в соответствии с официально провозглашенными принципами, предпочитая прагматический подход, направленный на привлечение голосов избирателей.

В 1989 г. XVIII Конгрессом Социнтерна был принят новый документ – «Декларация принципов Социалистического Интернационала». В этом документе анализируются те изменения, которые произошли в мире, целью демократического социализма провозглашается такое международное устройство, при котором можно будет укрепить основные ценности человеческой цивилизации, а каждый человек получит возможность развивать свои личные качества и таланты, пользуясь гарантиями гражданских прав в демократическом обществе. В документе подтверждается приверженность традиционным ценностям социал-демократии, указывается на различия между позициями социал-демократов, либералов, консерваторов и коммунистов в понимании этих ценностей. Если либералы и консерваторы придают основное значение принципу личной свободы в ущерб справедливости и солидарности, то коммунисты стремятся обеспечить равенство и солидарность за счет свободы, а социал-демократы придают этим принципам одинаково важное значение. На рубеже XX–XXI вв. международная социал-демократия вынуждена искать ответы на вызовы глобализации. Пока выработать собственную альтернативу неолиберальной модели этого процесса социал-демократам не удалось, но они по-прежнему активно выступают за поиск новых решений многочисленных проблем современного мира, мирных путей урегулирования внутренних и международных конфликтов.

§ 3. Радикальные идеологические концепции и политический экстремизм

Идеи радикализма лежат в основе политических действий, нацеленных на коренное, радикальное, быстрое изменение существующих социальных и политических институтов. Нередко понятия «радикализм» и «экстремизм» употребляются как синонимы, однако между ними есть различия. Радикализм – это теоретическое обоснование политического действия, а не само действие, он вообще может быть не связан с политикой, а представлять собой лишь абстрактную теорию. Экстремизм же проявляется в практической политической деятельности, в использовании крайних, преимущественно насильственных средств политической борьбы. Радикализм всегда представляет собой какое-либо идеологическое течение, а экстремизм может быть полностью безыдейным.

Политический радикализм подразделяется на два типа – правый и левый. Такое его деление соответствует разделению на левые и правые политические идеологии и движения.

Леворадикальные течения основываются на идеологических концепциях, резко критикующих неравенство и несправедливость, и призывают к быстрым и резким способам достижения социального равенства и социальной справедливости. Праворадикальные движения основываются на представлениях об имманентном превосходстве какой-либо группы (расовой, национальной, социальной, религиозной) над всеми остальными и стремятся закрепить привилегированное положение таких групп. К леворадикальным идейно-политическим течениям относят анархизм, марксизм и такие его разновидности, как маоизм, троцкизм. К праворадикальным течениям относятся фашизм, неофашизм, крайние формы национализма и религиозной нетерпимости, расизм. И левый, и правый радикализм способны воспроизводить экстремизм и быть идеологической основой политического насилия и терроризма.

Одной из первых леворадикальных идеологических концепций был анархизм, возникший как направление политической мысли в середине XIX в. У его истоков стояли французский философ П. Ж. Прудон и немецкий философ М. Штирнер. Известными анархистами были также русские мыслители М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин. Основной принцип анархизма – отрицание государства и его отдельных институтов, а также всякой насильственной власти в целом. Анархисты призывали к освобождению человека, обладающего внутренней потребностью к свободе, от всех форм экономического, политического и духовного порабощения. Главным инструментом этого порабощения они считали государство и официальную религию, поэтому весь пафос отрицания направляли против них.

Анархизм включает в себя три основных течения: анархо-коммунизм, анархо-индивидуализм и анархо-синдикализм. Представители анархо-коммунизма считали, что на смену государству должна прийти децентрализованная конфедерация самоуправляющихся коммун, основанных на общественной собственности. Анархо-индивидуалисты выступали против государства и против капиталистических форм организации крупного производства, но считали возможным существование частной собственности для мелких производителей – крестьян и ремесленников, полагая, что социальной гармонии можно достичь организацией справедливого товарообмена. Анархо-синдикалисты выражали надежду на деятельность революционных профсоюзов, поскольку в них видели зародыш будущего децентрализованного, эгалитарного и неиерархического общества.

Информация о работе Политический конфликт как социальный феномен