Политический конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:40, реферат

Описание работы

Современная наука о конфликтах представляет собой обширную область знаний, где среди прочих проявлений самостоятельное значение приобретает политическая конфликтология. Если политика – всего лишь участие в делах государства, то и предмет политической конфликтологии замыкается в узких рамках государственной деятельности. Если же политика трактуется как всеобщее свойство, атрибут общественной системы, то предмет политической конфликтологии будет более обширным. В этом смысле политические конфликты могут быть формой проявления взаимоотношений не только между политическими партиями, государственными деятелями и профессиональными политиками, но и между рядовыми гражданами, социальными слоями и группами как в политической, так и в других сферах общества.

Содержание работы

Введение 3
1. Источники и формы политических конфликтов 4
2. Структура политического конфликта 7
3. Способы и методы разрешения конфликтов 8
4. Особенности политического конфликта в России 11
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

политический конфликт.docx

— 31.20 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 3

1. Источники и формы политических конфликтов 4

2. Структура политического конфликта 7

3. Способы и методы разрешения конфликтов 8

4. Особенности политического конфликта в России 11

Заключение 15

Список литературы 16

 

  

Введение

 

Современная наука о конфликтах представляет собой обширную область знаний, где  среди прочих проявлений самостоятельное  значение приобретает политическая конфликтология. Если политика – всего лишь участие в делах государства, то и предмет политической конфликтологии замыкается в узких рамках государственной деятельности. Если же политика трактуется как всеобщее свойство, атрибут общественной системы, то предмет политической конфликтологии будет более обширным. В этом смысле политические конфликты могут быть формой проявления взаимоотношений не только между политическими партиями, государственными деятелями и профессиональными политиками, но и между рядовыми гражданами, социальными слоями и группами как в политической, так и в других сферах общества.

Конфликт  становится политическим тогда, когда  в его содержании обнаруживается стремление субъектов выразить и  отстоять собственные интересы, реализация которых ведет к изменению  системы властных отношений.

Политический  конфликт - острое столкновение противоположных  сторон, обусловленное взаимным проявлением  различных политических интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования  политической и государственной  власти, овладения ведущими позициями  в институтах и властных структурах, борьбы за право на влияние или  доступ к принятию важных решений  по вопросам власти и собственности  в обществе.

 

 

 

 

1. Источники и формы  политических конфликтов

 

Политический  конфликт – это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное  противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.

Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими  за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию  своих интересов и признание  их общественно необходимыми, словом, за все то, что составляет власть и политическое господство.

Политическая  государственная власть, обладание  ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и  символы, являющиеся базой политической власти и в целом данного политического  общества, - все это составляет объект и предмет политических конфликтов.

Противоречие  между политическим обществом как  целостной системой и неравенством включенных в нее индивидов и  групп, выраженным в иерархии политических статусов, - источник и основа политического  конфликта.

Различают три основных типа политических конфликтов.

1. Конфликт  интересов. Конфликты такого рода  преобладают в экономически развитых  странах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является  «торг» по поводу дележа экономического  «пирога»; этот тип конфликта  наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно  найти компромиссное решение.

2. Конфликты  ценностей характерны для развивающихся  государств с неустойчивым государственным  строем; они требуют больше усилий  по урегулированию, поскольку компромисс  по поводу таких ценностей,  как «свобода», «равенство», «терпимость»  труднодостижим, если вообще возможен.

3. Конфликты  идентификации: характерны для  обществ, в которых происходит  отождествление субъектом себя  с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с  обществом (государством) в целом,  этот тип конфликта возникает  в условиях противоположности  рас, этнической или языковой  противоположности.

В зависимости  от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты – государства и их коалиции), государственным (субъекты – ветви  власти, политические партии и т.д.), региональным (субъекты – региональные политические силы), местным.

Наиболее  яркой формой политических конфликтов выступают массовые действия: революция, мятеж, восстание, гражданская война.

Революция представляет собой преобразование общества в целом и замену господствующих классов и групп. Эти преобразования осуществляются на основе нового проекта  общественного развития, в свою очередь, порождающего новые учреждения и  ценности. Эти процессы, как правило, являются насильственными и предполагают открытое столкновение борющихся за господство групп. Имеется целый  ряд экономических, политических и  др. факторов, создающих условия  для начала революционного процесса. Это глубокое социально-экономическое  неравенство, неспособность правящего  слоя прислушаться к некоторым существенным требованиям масс, неспособность  «верхов» управлять по-старому, наличие  «субъективного фактора», то есть осознание  массами несправедливости существующих порядков, их способность на организованные, массовые действия. Когда в обществе проявляются перечисленные родовые  и специфические факторы, говорят, что оно переживает революционную  ситуацию.

В социальных революциях могут выделяться следующие  этапы: вызревание, взрыв, победа и институциализация.

На этапе  вызревания накапливаются нерешенные конфликты, обманутые надежды и  суровая критика, заставляющая население  терять веру в постепенные перемены. Вторым этапом революционных процессов является взрыв, когда происходит вооруженное столкновение между правительственными силами и восставшими. Данный этап характеризуется всеобщим насилием, приводящим к человеческим жертвам и материальным разрушениям. Восставшие могут победить или потерпеть поражение, судьба революции еще не решена. Третий этап — победа, приход к власти новых политических сил, лидеры которых берут на себя руководство аппаратом. Между революционными руководителями часто возникают разногласия относительно дальнейшего курса, перерастающие во внутреннюю борьбу, вплоть до физического устранения «проигравших». Поэтому часто говорят, что «революция пожирает собственных детей». На завершающем этапе революции создаются и укрепляются новые государственные, властные органы, создаются новые формы политической жизни, которые будут существовать до тех пор, пока новые импульсы революционного брожения не потребуют быстрых и немедленных перемен.

Иной  тип политических процессов, направленных на разрешение конфликтов, составляют реформы. Они ведут к общественным изменениям, не подрывая основ власти правящего класса. Реформирование осуществляется сознательно и целенаправленно  группой людей или лидером. Сохраняется  постоянный контроль за ходом политического процесса, власть регулирует отношения между социальными группами во имя сохранения общественного порядка.

Реформы пытаются решать определенные, четко  стоящие проблемы и не ставят перед  собой гигантской цели полного преобразования общества на основе идеальной модели. Реформы представляют собой ряд  ответов на наиболее острые проблемы общества и характеризуются духом  прагматизма. Успех реформистской  политики зависит, в частности, от своевременности  ее проведения. Как правило, запоздавшие  реформы не приводят к смягчению  социальной напряженности. Поэтому  речь должна идти не только о проведении реформ, но и об их проведении в надлежащее время, так как в противном случае может быть открыт путь к революционным процессам, к предотвращению которых как раз и стремилась реформистская стратегия.

Революции и реформы протекают в обществе, находящемся на переломном этапе  своего существования. Для стабильных демократических общественных систем наиболее характерным является избирательный  процесс — выборы в законодательные  и исполнительные органы власти. Перечень различного рода должностей и постов, замещаемых в демократических странах, довольно широк. Он охватывает все уровни государственной власти, от центрального до местного, от президента страны до руководителя местного (районного) самоуправления.

2. Структура политического  конфликта

 

Как уже  отмечалось выше, конфликт выступает  как один из видов социального  взаимодействия и соответственно имеет  определенную структуру. Структуру  конфликта можно определить, как  совокупность элементов, выступающих  в качестве необходимых сущностных параметров этого явления, без которых  конфликт не может существовать как  динамически взаимосвязанная система  или процесс. Обычно выделяют пять структурных  элементов социального конфликта:

-Участники  конфликта (индивиды, группы, общности, государства, блоки, коалиции  и др.). Нет участников – нет  конфликта.

-Предмет  конфликта (само противоречие, точка  пересечения интересов конфликтующих  сторон. Следует отметить, что существуют конфликты, не имеющие предмета. Их называют нереалистичные конфликты. Это противоборство, обусловленное не наличием у сторон противоположных целей, но необходимостью разрядки напряжения для одной или обеих сторон.)

-Конфликтные  действия (т.е. непосредственное  конфликтное взаимодействие. Их можно разделить на активно-конфликтные (вызов) и пассивно-конфликтные (ответ на вызов). Некоторые авторы к конфликтным действиям относят «избегание конфликта» или «приспособление к конфликту». Правомерно эти понятия рассматривать не как конфликтные действия, а как конфликтное поведение. Конфликтные действия можно разделить на наступательные и оборонительные. Наступательные связаны со стремлением причинить вред, ущерб противной стороны. Оборонительные – с защитой своих позиций).

-Условия  конфликта (физическая, социальная  среда. Очевидно, что среда, в которой происходит конфликт, может его стимулировать, противодействовать его развитию или быть нейтральной. Например, наличие социальной или экологической напряженности, уровень преступности, качество работы правоохранительных органов, низкая покупательная способность населения в регионе и др.)

-Последствия  конфликта (они сказываются не  только на участниках, но и  на состоянии социума, на перспективах  будущего взаимодействия сторон, на характере новых противоречий. Следует отметить, что последствия социальных конфликтов интерпретируются в обществе неоднозначно).

3. Способы и методы разрешения  конфликтов

 

Центральная проблема конфликтов – их разрешение (управление конфликтом, контроль над  конфликтом, регулирование конфликта).

Под регулированием конфликта понимается разработка, и  применение системы мер, направленных на ограничение интенсивности и  масштаба конфликта, его деэскалацию (сужение масштабов, уменьшение, ослабление).

Политической  практикой и теорией выработаны некоторые всеобщие формы и способы  предотвращения, регулирования и  разрешения политических конфликтов. В их числе – компромисс и консенсус.

Компромисс  определяется как соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы  вынужденные и добровольные. Первые с неизбежностью называются сложившимися обстоятельствами. Вторые заключаются  на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил. На основе таких  компромиссов создаются многообразные  партийные блоки о политические коалиции.

Консенсус – это соглашение значительного  большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях.

Консенсус – универсальный принцип демократии, позволяющий разрешать и предупреждать  противоречия и конфликты, снимать  напряженность в обществе. Эффективность  консенсуса зависит от участия в  распределении вознаграждений, льгот, власти, благосостояния общества, уровня политической культуры.

Урегулирование  конфликтов – довольно широкое понятие, оно подразумевает:

- предупреждение  открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными  действиями (войнами, массовыми беспорядками  и т.п.)

- разрешение  конфликтов, предполагающее устранение  причин, вызывающих их, формирование  нового уровня отношений участников, улаживание конфликтов (снижение  уровня враждебности конфликтующих  сторон, перевод конфликта в русло  поиска совместного решения проблемы).

С учетом основных направлений в урегулировании конфликтов, можно выделить три группы методов, облегчающих поиск мирного  выхода из конфликта.

Первая  группа методов направлена на предотвращение развития насильственной стадии развития конфликта. Вторая – на разрешение противоречий, вызвавших конфликт. И, наконец, третья, наиболее разработанная, - на снижение уровня противостояния сторон, отказ каждого участника от односторонних  действий и переход к поиску совместного  решения проблемы.

Существуют  четыре способа разрешения конфликтов:

1. соглашение  в результате совпадения мнений  всех сторон;

2. соглашение  в соответствии с законодательной  или моральной волей внешней  силы;

3. соглашение, навязанное одной из сторон  конфликта;

4. застарелый  конфликт теряет свою актуальность  и разрешается сам собой.

Информация о работе Политический конфликт