Политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 15:21, реферат

Описание работы

Цель контрольной работы – рассмотреть сущность политических режимов.
Задачи – охарактеризовать понятие политического режима; рассмотреть признаки политического режима, представить виды политических режимов.

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 92.97 Кб (Скачать файл)

В 1939 году немецкий экс-коммунист Ф. Боркенау основным критерием тоталитаризма предложил считать однопартийную систему, возглавляемую вождем единой партии.

Вторая мировая война затормозила ход теоретических разработок тоталитаризма, да и впору ли было заниматься ими в тех условиях, когда государства, отнесенные к разряду тоталитарных, сошлись в смертельной войне между собой вместо того, чтобы, по логике концепции, вместе вести борьбу против либеральных режимов. Однако, на время остановив работу над проблемой, война в то же время послужила мощным импульсом к ее теоретическому осмыслению и концептуальному оформлению. Теоретические обобщения стали возможными не только благодаря накопленному в разных странах страшному опыту функционирования тоталитарных режимов. Они были подготовлены также глубоким осмыслением природы тоталитарного Молоха с помощью литературных образов в романах-антиутопиях Е. Замятина, О. Хаксли, Дж. Оруэлла, А. Кестлера и др.

В 1944 г. вышла в свет книга Ф. Хайека «Путь к Рабству», в 1951 г. — работа X. Арендт «Источники тоталитаризма», в которых анализируются разные аспекты сущности тоталитарных режимов. В конце 1952 г. на симпозиуме в США концепция тоталитаризма как бы получила официальный статус, нашла формулу: «Тоталитаризмом можно назвать закрытое общество, в котором все — от воспитания детей до выпуска продукции — контролируется из единого центра». Это определение вошло в учебники и хрестоматии.

Скоро появились и другие исследования, авторы которых стремились проникнуть в суть тоталитаризма. Конрад Фридрих и Збигнев Бжезинский в своей работе «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956) определяют шесть базовых характеристик тоталитарного общества.

Вот они:

  1. Официальная идеология, которая охватывает все жизненно важные аспекты человеческого существования и получает поддержку со стороны всех граждан общества; эта идеология неприятия существующих в старом мире порядков, которая возвещает построение нового мира, если нужно, принудительным путем.
  2. Единая массовая партия, как правило, возглавляемая одним человеком, диктатором. Она включает в себя относительно небольшую часть населения (до 10 %), чье ядро непоколебимо предано идеологии. Эта партия организована по иерархическому принципу и, как правило, или стоит над бюрократической государственной организацией или полностью с нею сливается.
  3. Система террористического полицейского контроля не только над обществом, но также и над партией в интересах ее вождей, контроля, направленного не только против врагов режима, а также против всего населения
  4. Почти полный контроль партии над всеми средствами массовой информации — прессой, радио, кино.
  5. Точно такой же контроль партии над вооруженными силами.
  6. Централизованное руководство всей экономикой посредством бюрократической координации ее составных частей.

Недостаток этого определения в том, что за рамками данной схемы остаются социальные, национальные, историко-культурные и другие факторы общественной жизни. На эти черты обратили внимание другие исследователи (Х. Арендт, С. Андреске, П. Уошурби и др.) тоталитарного феномена XX столетия. По мере того как множилась литература о тоталитаризме, в политологии и социологии все четче выделялись две главные точки зрения:

  • тоталитаризм представляет собой специфическое явление, характерное для некоторых государств XX столетия, которые отклонились от «нормального» исторического пути;
  • тоталитаризм имеет глубокие исторические корни и не раз наблюдался в истории разных эпох и народов.

Существует и третья точка зрения, приверженцы которой оспаривают правомерность самой концепции тоталитаризма.

 

  1. Основные черты тоталитарных режимов

 

Тоталитарные режимы представляют ту или другую разновидность диктатуры. В древних деспотиях ничем не ограниченная власть концентрировалась в руках Великого Инки, Ивана, царя, императора. В современных условиях несущим стержнем механизма властвования является партия, руководимая идеей преобразования миропорядка по определенной схеме: коммунистической, теологической, националистической или любой другой. И хотя множество тоталитарных диктатур XX века предпочитали скрываться под псевдонимом «народной демократии», реальная власть в них концентрировалась в руках узкого круга Правящей элиты, которая рассматривала страну как свою собственность. Главной пружиной механизма властвования выступала партия, пришедшая к власти или легальным, парламентским путем (Италия, Германия), или захватившая ее в результате революции, восстания или освободительной борьбы (СССР, Китай, Куба). |

С момента возникновения фашистские партии в Италии и Германии были как бы микромоделями будущего общества. Они строились по военному образцу, со строгой внутренней дисциплиной. Рядовые члены партии воспитывались в духе слепого поклонения ее вождю (фюреру). В партии использовались изысканные методы воздействия на людей, на их сознание. В НСДАП действовала собственная тайная полиция, которая ликвидировала неугодных, контролировала настроения. Особое значение имели штурмовые отряды, подчинявшиеся лично вождю и его окружению. «Возведение фашистской партии в абсолют, преобразование ее в фетиш, — писал в своей книге «Фашизм. Тоталитарное государство» первый президент посттоталитарной Болгарии Желю Желев, — происходит при ее практически ничем не ограниченной власти. Все безусловно подчинено ее воле: государство, массовые организации, учреждения культуры, спортивные союзы, даже личные проблемы семьи и отдельного человека». К уничтожению своих политических противников и установлению партийного контроля над основными сферами общества нацисты приступили немедленно. Уже в марте 1933 года были распущены местные органы представительной власти и проведены новые выборы по принципу партийного представительства. Одновременно с объявлением даты выборов нацисты запретили деятельность своего основного политического оппонента — коммунистической партии. Скоро была запрещена социально демократическая партия, а следом за ней распущены профсоюзы и другие массовые организации (больничные кассы, спортивные, просветительские союзы и общества и т.д.). Им на смену пришли новые, которые находились под контролем фашистской партии. Этими организациями (рабочие были принудительно объединены в «Немецкий трудовой фронт») нацистский режим охватил не только все взрослое население страны, но и детей, юношество.

В подобном положении находились коммунистические партии в социалистических странах, хотя процесс их утверждения у власти был несколько другим. РСДРП(б), которая пришла к власти в октябре 1917 года, провозгласила своей целью построение государства диктатуры пролетариата, хотя уже с первых недель и месяцев пребывания у власти стала создавать диктатуру партии, а в ней — диктатуру вождей. Будучи массовой организацией (в начале 80-х годов КПСС объединяла в своих рядах 19 млн. человек), имитируя широкое и постоянное участие в принятии властных решений как рядовых коммунистов, так и остального населения страны, компартия постепенно, шаг за шагом концентрировала в руках все нити политического, экономического и социального управления страной.

Уже в начале 20-х годов в ее недрах формировался и с годами шлифовался механизм сосредоточения реальной власти в руках ее руководящих органов, была резко ограничена (а потом и ликвидирована) самостоятельность местных органов партийной власти. Особенную роль в партии уже в первой половине 20-х годов стали играть оргбюро, в которых сосредотачивалась вся партийная документация, все данные о членах партии, решались кадровые вопросы. Тогда же на всех Уровнях партийной иерархии были созданы особые отделы и отделы кадров, а также установлена единая система связи местных партийных органов с Секретариатом ЦК. В 1922 г. был введен особый порядок хранения секретных документов центральных партийных органов, ограничивавший круг лиц, которые имели доступ к этим документам. Во всех партийных аппаратах на местах были созданы секретно-директивные части и шифровальные отделения. Разглашение данных из секретных документов приравнивалось к преступным действиям. Уже в 20-е годы партия как общественно-политическая организация единомышленников перестала существовать.

По мере ее дальнейшего развития разрыв между массою рядовых членов и партийными функционерами все углублялся. Этот процесс блестяще описан Дж. Оруэллом («1984»). Писатель говорит о существовании под одним названием внешней и внутренней партий, причем функции первой были подобны функциям античного хора, призванного в нужный момент возносить хвалу и подавать голоса за уже принятые решения. Резко увеличиваясь численно, партия подчинялась строгой иерархии партийных комитетов. В ее основе находились партийные ячейки, которые пронизывали все структуры общественной ткани, от районных котелен до Академии наук, от колхозов до министерств. Идеологи диктатуры партии в 20-е годы были более откровенными, чем их последователи 60-70-х годов. Они прямо писали о том, что партия превратилась в «спинной хребет советской государственности». Пронизав собой весь общественный организм, КПСС подчинила своей руководящей роли всю страну. В 20-е годы еще поддерживалась иллюзия независимости государственных органов от партии: ни в одном официальном протоколе и указе советских органов не было ссылок на распоряжения партийных органов. Однако подобный камуфляж по мере приручения общества становился лишним, и Конституция СССР 1977 г. в своей 6-й статье зафиксировала, что КПСС играет руководящую и направляющую роль в обществе.

Власть партии стала не только всеобъемлющей, но и независимой от общества, неподотчетной ему. «От диктатуры пролетариата» осталась звонкая, но пустая фраза.

Но если партия присвоила себе государство, то и государство, в свою очередь, проглотило все общество, подавив все общественные структуры, все проявления гражданской жизни. Все (заработки, жилище, удовлетворение духовных потребностей) подчиняется в тоталитарном обществе косвенным или прямым регламентациям и контролю. Основой этой регламентации было всеобъемлющее регулирование, а в СССР, Китае и других социалистических странах, прямое огосударствление экономики. Такой же процесс происходил и в Германии. Через год после прихода к власти нацистское правительство провело экономическую реформу. В соответствии с законом об органическом устроении немецкой экономики от 27 февраля 1934 г. в стране было создано шесть имперских хозяйственных групп (промышленности, энергетики, торговли, ремесла, банков, страховой деятельности). Германия была поделена на 18 хозяйственных округов, все предприятия включены в соответствующие отрасли и территориальные объединения, которые распределяли заказы, кредиты, поставки сырья, установление уровня цен и зарплаты, номенклатуру и параметры выпускаемой продукции. Над всей этой системой стояло Министерство экономики.

Результатом реформы стало создание системы тоталитарного бесправия. Рабочих лишили права на стачки, на свободный выбор места работы и проживания, выезд за границу; длительность рабочего дня устанавливалась чиновниками. Большинство предпринимателей заняли руководящие должности в механизме управления экономикой, но и они утратили былые привилегии. Количество нанятых рабочих, уровень зарплаты, цены на продукцию (иногда ниже затрат производства), — все определялось чиновниками, которые могли принять решение закрытии предприятия или его перепрофилировании. Рынок капиталов, товаров, рабочей силы фактически перестал существовать, приблизительно 80% изготовленной продукции было государственным заказом. Высокие доходы собственников существовали только на бумаге, налоги и разного рода сборы обеспечивали их перекачивание в казну государства. Для предпринимателей, которые выпускали военную продукцию, были установлены привилегии: в их распоряжении оставалось 15 % дохода на вложенный капитал и 25 % прибыли. Для остальных предельный уровень дивидендов на вложенный капитал устанавливался на уровне 6-8%. Излишки сверх этого должны были вкладываться в бумаги государственных займов или жертвовались в фонд фашистской партии.

Созданная в Германии социально-экономическая система уже, собственно говоря, не была капитализмом, поскольку государство централизованно распределяло рабочую силу, узурпировало право распоряжаться капиталом, средствами производства, сделав их собственников только номинальными владельцами. Источником власти и влияния стало не владение собственностью, а положение в иерархическом механизме власти, принадлежность к партийно-государственной бюрократии.

До логического завершения процесс огосударствления собственности был доведен в СССР, а потом в некоторых других социалистических странах (Китай, Куба, Албания). В Советском Союзе до середины 30-х годов был создан единый хозяйственный организм (впервые в истории человечества после образования классового государства). Процесс этот растянулся с 1917 года до середины 30-х годов. Первая попытка внедрить «военный коммунизм», национализировав не только базовые отрасли экономики, но также средние и мелкие предприятия, вместе с политикой продразверстки (изъятие всего прибавочного продукта, произведенного сельским хозяйством) закончилась в 1921 году экономическим коллапсом. Результатом этого курса стали голод, дезурбанизция, депролетаризация страны и, как следствие, забастовки, восстания, крестьянская война (антоновское движение на Тамбовщине) и, наконец, восстание армии («кроштадтский мятеж»). «Пролетарская» власть отступила, вводя новую экономическую политику, в основе которой лежала реставрация частной собственности в селе и городе. Из неудачи был извлечен урок, и когда в конце 20-х годов было предпринято повторное наступление на частную собственность, оно было доведено до логического завершения. Если в период военного коммунизма «диктатура пролетариата» забирала у крестьянина только результаты его труда (что делало возможным сопротивление крестьян: они сокращали объем производства, делая политику большевиков совершенно бессмысленной), то теперь, во время коллективизации произошла экспроприация самого сельского хозяйства. Отобрав землю, животных, орудия труда, государство не оставило выбора селу, тем более что экономическая экспроприация дополнялась ликвидацией личной свободы крестьянства. Коллективизация сельского хозяйства завершила создание экономической основы тоталитаризма. С этого времени все население страны превратилось в наемных рабочих. Утратив экономическую свободу, человек на всю жизнь попадал в зависимость от государства, от которой убежать или откупиться, как рабам или крепостным крестьянам, было невозможно. Введение в 1932 г. паспортов с их обязательной пропиской по месту проживания лишило население страны одной из важнейших политических свобод — свободы перемещения. В СССР фактически было реставрировано крепостное право для большинства населения. Принудительно вернув сельских жителей в феодально-оброчное состояние, сталинское государство вскоре аналогичным образом закрепостило промышленных рабочих и городское , Население в целом. Введение в 1938 г. трудовых книжек Превратило советский рабочий класс в гигантскую «трудовую армию», а указы 1938-1940 годов еще больше Ограничили свободу рабочего класса и других отрядов трудящихся. Рабочих и служащих стали предавать суду За три прогула в месяц (1938), за опоздание на работу, за выпуск недоброкачественной и некомплектной продукции (1940); им запрещено было самовольно менять место работы (1940). Виновные в нарушении трудового и паспортного режимов пополняли большую армию работников принудительного труда. В 1940 г. ГУЛАГ1 состоял из 53 лагерей с множеством лагерных отделений, 425 исправительно-трудовых колоний (170 промышленных, 63 сельскохозяйственных и 172 контрагентных, то есть на строительствах и предприятиях других ведомств) и 56 колоний для несовершеннолетних. Фактически ГУЛАГ представлял собой самостоятельную отрасль народного хозяйства СССР, обеспеченную дешевой рабочей силой — заключенными. Без этой отрасли решение многих задач индустриализации в восточных и северных регионах было бы просто невозможным.

Информация о работе Политический режим