Политика в области образования как часть социальной политики современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Первая часть работы отражает теоретические аспекты формирования и реализации государственной социальной политики, в частности, рассматривается сфера образования как область реализации социальной политики государства.
Во втором разделе приведен анализ реализации основных социальных программ в сфере образования, а именно, рассмотрены социально-экономические эффекты реализации таких социальных программ, как Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, федеральная целевая программа «Русский язык на 2006-2010 годы», а также целевая программа «Развитие системы дошкольного образования» в РФ.
Третья часть работы содержит основные направления модернизации политики в сфере образования в рамках реализации приоритетной государственной социальной политики в данной сфере.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
1 Теоретические основы изучения жилищной политики государства..............................................................................................................
1.1 Понятие государственной жилищной политики
1.2 Основные цели, принципы и задачи ……………………………….
1.3 Федеральные целевые программы – как инструмент реализации жилищной политики государства………
2 Анализ реализации основных социальных программ в сфере образования в РФ………………………………………………………………
2.1 Анализ социально-экономических эффектов реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы…………….
2.2 Анализ итогов реализации федеральной целевой программы «Русский язык на 2006-2010 годы»……………………………………………………...
2.3 Оценка доступности и качества услуг дошкольного образования в рамках реализации целевой программы «Развитие системы дошкольного образования» в РФ……………………………………………..
3 Направления модернизации системы образования для инновационной экономики в рамках социальной политики государства……………………
3.1 Приоритетные задачи государственной политики в процессе совершенствования системы образования…………………………………...
3.2 Направления модернизация общего, дошкольного и профессионального образования……………………………………………..
3.3 Реформирование модели образования для инновационной экономики в рамках государственной социальной политики…………………………...
Заключение………………………………………………………………..........
Список использованных источников……………………………………........

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА.docx

— 145.27 Кб (Скачать файл)

Министерство образование  и науки Российской Федерации

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Расчетно-графическое  задание

по дисциплине «Эконометрика»

 

Исследование  влияния основных социально-экономических  показателей на результативный признак

 

 

 

                                                                     

 

                                                                     Руководитель работы

                                                                    преподаватель

__________________ О.И. Бантикова

"_____"_________________2013г.

Исполнитель

Студент группы В-09ГиМУ

__________________Л.А. Крючкова

"_____"_________________2013г.

 

 

 

 

 

Оренбург 2013

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет экономики и  управления

                  

Кафедра государственного и  муниципального управления

 

Задание на курсовую работу

 

Политика в области  образования как часть социальной политики современной России

 

Исходные данные:  Конституция  РФ, Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, учебные пособия по рассматриваемой проблеме, статьи ученых по рассматриваемым вопросам в сфере  образования, статистические данные по реализации социальных программ в сфере  образования.

 

Перечень подлежащих разработке вопросов:

а) изучить теоретические  аспекты формирования и реализации социальной политики государства;

б) провести анализ основных социальных программ в сфере образования  в рамках государственной социальной политики;

в) рассмотреть основные направления модернизации политики в сфере образования в рамках государственной социальной политики государства.

 

Перечень графического материала:

Таблицы, характеризующие  виды, уровни социальной политики государства  и др.; рисунки, схемы, отражающие принципы социальной политики, социально-экономические  эффекты социальных программ и др.

Дата выдачи задания “ __ ”    ________         201_ г.

Руководитель                                                                   О.Н. Мидюк

Исполнитель  

студент группы 08ГиМУ                                              А.С. Судабаева

Срок защиты работы “___”______________2010 г.

 

Аннотация

 

 

В данной курсовой работе  рассматриваются теоретические  и практические вопросы реализации социальной политики государства в  сфере образования.

Курсовая работа состоит  из введения, теоретической и исследовательской  части, выводов и предложений, заключения, списка использованных источников и  приложений.

Первая часть работы отражает теоретические аспекты формирования и реализации государственной социальной политики, в частности, рассматривается  сфера образования как область  реализации социальной политики государства.

Во втором разделе приведен анализ реализации основных социальных программ в сфере образования, а  именно, рассмотрены социально-экономические  эффекты реализации таких социальных программ, как Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, федеральная целевая программа «Русский язык на 2006-2010 годы», а также целевая программа  «Развитие системы дошкольного образования» в РФ.

Третья часть работы содержит основные направления модернизации политики в сфере образования  в рамках реализации приоритетной государственной  социальной политики в данной сфере.

Работа выполнена печатным способом на 69 страницах с использованием 28 источников, содержит 4 таблицы, 22 рисунка  и 3 приложения.

 

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………..

5

1 Теоретические основы изучения жилищной политики государства..............................................................................................................

 

7

1.1 Понятие государственной жилищной политики

7

1.2 Основные цели, принципы и задачи ……………………………….

 

14

1.3 Федеральные целевые программы – как инструмент реализации жилищной политики государства………

17

2 Анализ реализации основных  социальных программ в сфере  образования в РФ………………………………………………………………

 

22

2.1 Анализ социально-экономических  эффектов реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы…………….

 

22

2.2 Анализ итогов реализации  федеральной целевой программы  «Русский язык на 2006-2010 годы»……………………………………………………...

 

28

2.3 Оценка доступности  и качества услуг дошкольного  образования в рамках  реализации  целевой программы  «Развитие  системы дошкольного образования»  в РФ……………………………………………..

 

 

34

3 Направления модернизации  системы образования  для инновационной  экономики в рамках социальной  политики государства……………………

 

40

3.1 Приоритетные задачи  государственной политики в процессе  совершенствования системы образования…………………………………...

 

40

3.2 Направления модернизация  общего, дошкольного и профессионального  образования……………………………………………..

 

47

3.3 Реформирование модели  образования для инновационной  экономики в рамках государственной  социальной политики…………………………...

 

54

Заключение………………………………………………………………..........

60

Список использованных источников……………………………………........

62

Приложение А Основные программные мероприятия Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы…………….

 

64

Приложение Б Перечень основных мероприятий федеральной целевой программы «Русский язык на 2006 - 2010 годы»……………………………

 

67

Приложение В Объемы финансирования федеральной целевой программы «Русский язык на 2006 - 2010 годы»……………………………

 

69


 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы изучения жилищной политики государства

    1. Понятие государственной жилищной политики

Одним из важнейших направлений  социально-экономических преобразований в стране является реформирование и  развитие жилищной сферы, создающей  необходимые условия для проживания и жизнедеятельности человека. Стратегической задачей функционирования данной отрасли  является создание условий для устойчивого  и эффективного экономического оборота  жилищного фонда, в рамках которого удовлетворяются жилищные потребности  граждан, поддерживаются и развиваются  стандарты качества строительства  и содержания жилья, воспроизводятся  положительные импульсы для развития других секторов.

Существует много определений  понятия «жилищная политика». Следует  отметить некоторые из них:

1) под жилищной политикой в целом понимается совокупность целей и способов действий по их реализации, формируемых органами власти и управления и отражающих наиболее предпочтительные направления развития жилищной сферы.

2) под жилищной политикой понимается деятельность государства и муниципальных образований, направленная на обеспечение граждан Российской Федерации качественным жильем как путем прямого участия в строительстве или субсидирования приобретения жилья, так и с помощью создания эффективных механизмов, способствующих самостоятельному решению гражданами жилищной проблемы.

3) жилищная политика представляет собой совокупность мер, направленных на создание условий и упорядочение процессов, обеспечивающих возможность свободного выбора, способа удовлетворения индивидуальных жилищных потребностей всех категорий населения, имеющих различные доходы.

Второе определение в  большей степени раскрывает сущность жилищной политики государства и  дает более точную оценку направлениям, которые включает в себя государственная  жилищная политика. Конечно, это далеко не все направления, которые реализуются, как на федеральном, так и на региональном уровне, их гораздо больше, но в этом определении довольно четко отражена специфика деятельности государства  в жилищной сфере.

Жилищная сфера в настоящее  время находится в состоянии  переходного периода, характеризующегося поворотом от административно-распределительной  и централизованно-управляемой системы  к открытой, свободной, основанной на превращении жилища в товар, на самостоятельном взаимодействии хозяйствующих субъектов, повышении статуса потребителя жилья, удовлетворении потребностей населения в жилье на основе спроса и предложения.

Несмотря на трудности  выработки и принятия хозяйственных  решений, жилищная сфера начала активное движение в сторону формирования рынка жилья и быстро адаптируется к рыночным принципам.

Для того чтобы выработать наиболее верную жилищную политику, необходимо понять, каких целей требуется  достичь и какой должен быть инструментарий (метод) достижения желаемых результатов. При этом нужно также располагать  достаточным количеством действенных  политических документов и иметь  представление об их эффективности  и, в первую очередь, о степени  воздействия предлагаемых механизмов для достижения цели и быстродействия.

На федеральном уровне в настоящее время ставится задача достижения жилищной обеспеченности 18 - 20 кв. м общей площади на одного гражданина, для этого необходимо решить множество подцелей в увязке с временными факторами.1

В условиях развития рынка  жилья, предполагающего наиболее полное удовлетворение жилищных предпочтений населения, можно формулировать  множество целей, определяющей процесс, связанный с принятием государством стратегического курса решения  жилищной проблемы, сформулированного  в Конституции РФ.

Следует понимать при этом, что ни один из известных законодательных  документов не имеет прямого контакта с целями в современных условиях. Об этом свидетельствует та реальная практика с обеспечением населения  жильем в условиях становления рынка, когда провозглашенные политические и законодательные документы  содержат инструменты достижения цели, а развитие жилищной системы зависит, в первую очередь, от строительного  производства, уровня доступности цен  на жилье для населения и т.д.

Население привыкло к максимальной социальной опеке со стороны государства  и другой более жесткий вариант  может принести к социальным конфликтам.

Представляется, что в  условиях экономики переходного  периода формирование жилищной политики должно рассматриваться как совокупность классических теорий рынка жилья, дополненная, что чрезвычайно важно, анализом особенностей трансформационных процессов  в каждом из регионов, а также  рядом гипотез (или механизмов), подтвержденных в процессе их реализации практикой. Поэтому важно критически анализировать  все составляющие жилищной политики в развитых капиталистических странах.

Одной из важнейших характеристик  жилищной политики выступает участие (активность) государства.

Классифицируя степень воздействия  государства на экономику, можно  выделить четыре основных способа влияния  государства на жилищную политику и  систему в целом. (рисунок 1)

 


 

 

 

 

 

 

 

Непосредственное обслуживание

Регулирование и контроль

Стабилизация и развитие

Прямое воздействие




 

 

 

 

         Рисунок 1- Влияние государства на жилищную политику

 

  1. Непосредственное обслуживание. Здесь, очевидно, следует отметить систему технического обслуживания и содержания жилищного фонда, которая, получая значительную роль дотаций из местных бюджетов, по существу является государственной.
  2. Регулирование и контроль. Государство регулирует развитие частного предпринимательства в жилищной сфере через систему стимулирования льготного налогообложения, конкурсного привлечения для выполнения отдельных функций. Регулирование также необходимо в сфере инженерной инфраструктуры, где имеет место монопольный характер производства (водоснабжение, энергоснабжение, транспорт и т.д.). Государственные органы разрешают таким организациям получать разумную прибыль, но ограничивают их возможности повышать цены, поскольку общество зависит от предоставления такого рода услуг.

3. Стабилизация и развитие. Государственные органы пытаются удержать под контролем резкие колебания строительного производства от роста к спаду, устанавливая льготные налоговые условия, формируя соответствующее, адекватное рынку правовое обеспечение, осуществляя расходы на жилищное строительство и инженерную инфраструктуру.

4. Прямое воздействие. Государство осуществляет социальную поддержку в виде жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, а также приобретение и строительство жилья через программы адресной помощи малоимущим, военным, мигрантам.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что значительная роль форм участия государства проявляется  в издании законов и распорядительных документов, создающих предложения  или запреты. Эта деятельность имеет  большое результативное влияние  на развитие жилищной политики.

На цели и задачи жилищной политики крупного города объективно влияют масштабы и структура ресурсов: производственная, социальная и инженерная инфраструктура, местная строительная индустрия и промышленность строительных материалов, трудовые, природные и, что в современных условиях наиболее важно, финансовые источники, степени развития рыночных механизмов.

Информация о работе Политика в области образования как часть социальной политики современной России