Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 16:47, курсовая работа
Первая часть работы отражает теоретические аспекты формирования и реализации государственной социальной политики, в частности, рассматривается сфера образования как область реализации социальной политики государства.
Во втором разделе приведен анализ реализации основных социальных программ в сфере образования, а именно, рассмотрены социально-экономические эффекты реализации таких социальных программ, как Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, федеральная целевая программа «Русский язык на 2006-2010 годы», а также целевая программа «Развитие системы дошкольного образования» в РФ.
Третья часть работы содержит основные направления модернизации политики в сфере образования в рамках реализации приоритетной государственной социальной политики в данной сфере.
Введение………………………………………………………………………..
1 Теоретические основы изучения жилищной политики государства..............................................................................................................
1.1 Понятие государственной жилищной политики
1.2 Основные цели, принципы и задачи ……………………………….
1.3 Федеральные целевые программы – как инструмент реализации жилищной политики государства………
2 Анализ реализации основных социальных программ в сфере образования в РФ………………………………………………………………
2.1 Анализ социально-экономических эффектов реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы…………….
2.2 Анализ итогов реализации федеральной целевой программы «Русский язык на 2006-2010 годы»……………………………………………………...
2.3 Оценка доступности и качества услуг дошкольного образования в рамках реализации целевой программы «Развитие системы дошкольного образования» в РФ……………………………………………..
3 Направления модернизации системы образования для инновационной экономики в рамках социальной политики государства……………………
3.1 Приоритетные задачи государственной политики в процессе совершенствования системы образования…………………………………...
3.2 Направления модернизация общего, дошкольного и профессионального образования……………………………………………..
3.3 Реформирование модели образования для инновационной экономики в рамках государственной социальной политики…………………………...
Заключение………………………………………………………………..........
Список использованных источников……………………………………........
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации жилищной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
При разработке программ и осуществлении жилищной политики Российская Федерация следует проторенным курсом, учитывающим мировой опыт, тем более, что практически во всех странах с развитой рыночной экономикой реально осуществляются целевые программы подобного рода. Как правило, ответственными за целевое планирование и целевое программирование являются государственные учреждения, разрабатывающие программы и осуществляющие контроль за их реализацией. Программирование преобразований в жилищной сфере позволяет использовать все средства государственного регулирования, избежать противоречивости и несогласованности мероприятий отдельных государственных органов в центре и на местах.
Целевая программа может
включать в себя несколько подпрограмм,
направленных на решение конкретных
задач в рамках программы. Деление
целевой программы на подпрограммы
осуществляется исходя из масштабности
и сложности решаемых проблем, а
также необходимости
Целевая программа состоит из следующих
разделов:
-характеристика проблемы, на решение
которой направлена целевая программа;
-основные цели и задачи целевой программы
с указанием сроков и этапов ее реализации,
а также целевых индикаторов и показателей;
-перечень программных мероприятий;
-обоснование ресурсного обеспечения
целевой программы;
-механизм реализации целевой программы,
включающий в себя механизм управления
программой и механизм взаимодействия
государственных заказчиков;
-оценка социально-экономической и экологической
эффективности целевой программы.
2 Анализ реализации федеральной целевой программы «Жилище 2002-2010»
2.1
В ходе реализации Государственной целевой программы "Жилище 2002-2010", одобренной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации, были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.
За этот период была сформирована
нормативная правовая база, являющаяся
основой регулирования
Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004 году в результате принятия 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Для достижения цели и решения основных поставленных в Программе задач был реализован комплекс нормативных правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий. (рисунок 4)
стимулирование развития жилищного строительства |
поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования |
выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством |
повышение качества коммунальной инфраструктуры |
проведение научно- |
Рисунок 4 – Приоритетные направления программы
По каждому из выделенных приоритетных направлений Программы предусмотрена реализация конкретных мер, на проведении которых должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия, которые реализуются в рамках соответствующих подпрограмм, входящих в состав Программы. Меры общего нормативного правового и организационного характера реализуются в рамках Программы в целом.
На первом этапе
реализации Программы (2002 -
- подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты на 2004 - 2010 годы" (до 2003 года - федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты");
- подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда";
- подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации";
- подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф";
- подпрограмма "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур";
- подпрограмма "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации";
- подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей";
- мероприятия по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей";
- мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе по обеспечению жильем молодых ученых.
За указанный период на реализацию входящих в состав Программы подпрограмм и мероприятий было выделено 59 млрд. рублей. Кроме того, были предоставлены государственные гарантии Российской Федерации по заимствованиям открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - Агентство) в размере 13,7 млрд. рублей.
Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета на первом этапе реализации Программы приведены в Таблице 1.
Таблица 1 – Объемы финансирования ФЦП «Жилище 2002-2010» за счет средств федерального бюджета на первом этапе её реализации (2002-2005)
Наименование Подпрограммы |
Млн. рублей |
Подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы |
27700 |
Подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" |
5579 |
Подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" |
3163 |
Подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф" |
1107 |
Подпрограмма "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур" |
37 |
Подпрограмма "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации" |
2450 |
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" |
2050 |
Субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей |
3400 |
Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан |
13529 |
Всего |
59015 |
Результаты обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации на первом этапе реализации Программы по соответствующим подпрограммам и мероприятиям приведены в Таблице 2.
Таблица 2 – Обеспечение жильем категорий граждан РФ по соответствующим подпрограммам и мероприятиям ФЦП «Жилище 2002-2010» на первом этапе её реализации 2002-2010
Наименование Подпрограммы |
Тыс. квартир |
Подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы |
76,2 |
Подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" |
27,1 |
Подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф" |
3,2 |
Подпрограмма "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур" |
2,8 |
Подпрограмма "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации" |
8,4 |
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" |
114 |
Субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей |
7,1 |
Всего |
238,8 |
В целом за 2002 - 2005 годы:
1) за счет средств федерального бюджета было обеспечено жильем 97,7 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, перед которыми имеются государственные обязательства Российской Федерации по обеспечению жильем;
2) удалось обеспечить рост жилищного строительства (в 2004 году объем ввода жилья вырос на 13 процентов по сравнению с 2003 годом при целевом показателе Программы на первом этапе реализации - 3 процента в год);
3) показатель доступности приобретения стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м семьей из 3 человек исходя из среднего размера совокупных денежных доходов такой семьи составил в 2004 году 3,9 года (для сравнения в 2001 году - 4,8 года);
4)повысился уровень адресной поддержки населения, связанной с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг (в 2004 году - 13 процентам семей были предоставлены жилищные субсидии).
Подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" реализовывалась в 65 субъектах Российской Федерации. Из аварийного и ветхого жилищных фондов было переселено 27100 семей. Ликвидирован непригодный для проживания жилищный фонд общей площадью 630,4 тыс. кв. м.
Подпрограмма "Переселение граждан
Российской Федерации из
В рамках реализации подпрограммы
"Реформирование и модернизация
жилищно-коммунального
- построить и провести реконструкцию 8975 км сетей водоснабжения и канализации;
- ввести в эксплуатацию отопительные котельные общей мощностью 22220 Гкал/ч;
- построить и сдать в эксплуатацию водоочистные сооружения, станции очистки сточных вод общей производительностью 4938 тыс.куб. м в сутки.
Кроме того, проводились работы по созданию автоматизированных систем управления технологическими процессами городского коммунального хозяйства.
В подпрограмме участвовало 54 субъекта Российской Федерации. С привлечением средств федерального бюджета в рамках подпрограммы осуществлялось финансирование 186 объектов.
Основной формой оказания государственной поддержки в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" стало предоставление за счет средств федерального бюджета субсидий молодым семьям - участникам подпрограммы в случае рождения (усыновления) ребенка.
Общее количество молодых семей участников подпрограммы, которым предоставлены субсидии в 2003 - 2005 годах, составило 114000, в том числе за счет средств федерального бюджета - 13700.
Наиболее эффективно подпрограмма
реализовывалась в тех
Вместе с тем в 2002 - 2005 годах не удалось достичь ощутимого продвижения по следующим показателям реализации Программы:
1) среднее время ожидания предоставления жилых помещений социального использования практически не изменилось и составляет около 20 лет;
2) износ основных фондов коммунального комплекса сохраняется на уровне 60 процентов и имеет тенденцию к увеличению.
Основными проблемами в реализации Программы и подпрограмм, осуществлявшихся в ходе первого этапа, явились:
- недостаточная ориентированность мероприятий Программы на увеличение объемов жилищного строительства - объем ввода в эксплуатацию жилья в 2004 году составил всего 41,2 млн. кв. м, что в 1,5 раза меньше по сравнению предыдущими годами;
Информация о работе Политика в области образования как часть социальной политики современной России