Политика в области образования как часть социальной политики современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Первая часть работы отражает теоретические аспекты формирования и реализации государственной социальной политики, в частности, рассматривается сфера образования как область реализации социальной политики государства.
Во втором разделе приведен анализ реализации основных социальных программ в сфере образования, а именно, рассмотрены социально-экономические эффекты реализации таких социальных программ, как Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, федеральная целевая программа «Русский язык на 2006-2010 годы», а также целевая программа «Развитие системы дошкольного образования» в РФ.
Третья часть работы содержит основные направления модернизации политики в сфере образования в рамках реализации приоритетной государственной социальной политики в данной сфере.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
1 Теоретические основы изучения жилищной политики государства..............................................................................................................
1.1 Понятие государственной жилищной политики
1.2 Основные цели, принципы и задачи ……………………………….
1.3 Федеральные целевые программы – как инструмент реализации жилищной политики государства………
2 Анализ реализации основных социальных программ в сфере образования в РФ………………………………………………………………
2.1 Анализ социально-экономических эффектов реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы…………….
2.2 Анализ итогов реализации федеральной целевой программы «Русский язык на 2006-2010 годы»……………………………………………………...
2.3 Оценка доступности и качества услуг дошкольного образования в рамках реализации целевой программы «Развитие системы дошкольного образования» в РФ……………………………………………..
3 Направления модернизации системы образования для инновационной экономики в рамках социальной политики государства……………………
3.1 Приоритетные задачи государственной политики в процессе совершенствования системы образования…………………………………...
3.2 Направления модернизация общего, дошкольного и профессионального образования……………………………………………..
3.3 Реформирование модели образования для инновационной экономики в рамках государственной социальной политики…………………………...
Заключение………………………………………………………………..........
Список использованных источников……………………………………........

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА.docx

— 145.27 Кб (Скачать файл)

          Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации жилищной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

           При разработке программ и осуществлении жилищной политики Российская Федерация следует проторенным курсом, учитывающим мировой опыт, тем более, что практически во всех странах с развитой рыночной экономикой реально осуществляются целевые программы подобного рода. Как правило, ответственными за целевое планирование и целевое программирование являются государственные учреждения, разрабатывающие программы и осуществляющие контроль за их реализацией. Программирование преобразований в жилищной сфере позволяет использовать все средства государственного регулирования, избежать противоречивости и несогласованности мероприятий отдельных государственных органов в центре и на местах.

Целевая программа может  включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление  целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а  также необходимости рациональной организации их решения.

           Целевая программа состоит из следующих разделов: 
-характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа; 
-основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей; 
-перечень программных мероприятий; 
-обоснование ресурсного обеспечения целевой программы; 
-механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков; 
-оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ реализации федеральной целевой программы «Жилище 2002-2010»

2.1

В ходе реализации Государственной  целевой программы "Жилище 2002-2010", одобренной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации, были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.

За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере  в условиях развивающихся рыночных отношений.

Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004 году в результате принятия 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

          Для достижения цели и решения основных поставленных в Программе задач был реализован комплекс нормативных правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий. (рисунок 4)

 


 

 

 

 

стимулирование развития жилищного строительства

поддержка платежеспособного  спроса на жилье, в том числе с  помощью ипотечного жилищного кредитования

выполнение государственных  обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных  федеральным законодательством

повышение качества коммунальной инфраструктуры

проведение научно-исследовательских  работ





       

Рисунок 4 – Приоритетные направления программы

 

          По каждому из выделенных приоритетных направлений Программы предусмотрена реализация конкретных мер, на проведении которых должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия, которые реализуются в рамках соответствующих подпрограмм, входящих в состав Программы. Меры общего нормативного правового и организационного характера реализуются в рамках Программы в целом.

 На первом этапе  реализации Программы (2002 - 2005 годы) выполнялись следующие подпрограммы и мероприятия:

- подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты на 2004 - 2010 годы" (до 2003 года - федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты");

- подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда";

- подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации";

- подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф";

- подпрограмма "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур";

- подпрограмма "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации";

- подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей";

- мероприятия по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей";

- мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе по обеспечению жильем молодых ученых.

За указанный период на реализацию входящих в состав Программы  подпрограмм и мероприятий было выделено 59 млрд. рублей. Кроме того, были предоставлены государственные гарантии Российской Федерации по заимствованиям открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - Агентство) в размере 13,7 млрд. рублей.

Объемы финансирования Программы  за счет средств федерального бюджета  на первом этапе реализации Программы  приведены в Таблице 1.

                          

Таблица 1 – Объемы финансирования ФЦП «Жилище 2002-2010» за счет средств  федерального бюджета на первом этапе  её реализации (2002-2005)

 

Наименование  Подпрограммы

Млн. рублей

Подпрограмма "Государственные  жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы

 

27700

Подпрограмма "Переселение  граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного  фонда"

 

5579

Подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации"

 

3163

Подпрограмма "Обеспечение  жильем участников ликвидации последствий  радиационных аварий и катастроф"

 

1107

Подпрограмма "Обеспечение  жильем граждан Российской Федерации, подлежащих

отселению с комплекса "Байконур"

 

37

Подпрограмма "Обеспечение  жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации"

 

2450

Подпрограмма "Обеспечение 

жильем молодых семей"

 

2050

Субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

 

3400

Мероприятия по обеспечению  жильем отдельных

категорий граждан 

 

13529

                          Всего

59015


 

Результаты обеспечения  жильем категорий граждан Российской Федерации на первом этапе реализации Программы по соответствующим подпрограммам и мероприятиям приведены в Таблице 2.

 

Таблица 2 – Обеспечение жильем категорий граждан РФ по соответствующим  подпрограммам и мероприятиям ФЦП  «Жилище 2002-2010» на первом этапе её реализации 2002-2010

 

Наименование Подпрограммы

Тыс. квартир

Подпрограмма "Государственные  жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы

 

76,2

Подпрограмма "Переселение  граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного  фонда"

 

27,1

Подпрограмма "Обеспечение  жильем участников ликвидации последствий  радиационных аварий и катастроф"

 

3,2

Подпрограмма "Обеспечение  жильем граждан Российской Федерации, подлежащих

отселению с комплекса "Байконур"

 

2,8

Подпрограмма "Обеспечение  жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации"

 

8,4

Подпрограмма "Обеспечение 

жильем молодых семей"

 

114

Субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

 

7,1

                          Всего

238,8


 

         В целом за 2002 - 2005 годы:

1) за счет средств федерального бюджета было обеспечено жильем 97,7 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, перед которыми имеются государственные обязательства Российской Федерации по обеспечению жильем;

2) удалось обеспечить рост жилищного строительства (в 2004 году объем ввода жилья вырос на 13 процентов по сравнению с 2003 годом при целевом показателе Программы на первом этапе реализации - 3 процента в год);

3) показатель доступности приобретения стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м семьей из 3 человек исходя из среднего размера совокупных денежных доходов такой семьи составил в 2004 году 3,9 года (для сравнения в 2001 году - 4,8 года);

4)повысился уровень адресной поддержки населения, связанной с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг (в 2004 году - 13 процентам семей были предоставлены жилищные субсидии).

Подпрограмма "Переселение  граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного  фонда" реализовывалась в 65 субъектах  Российской Федерации. Из аварийного и  ветхого жилищных фондов было переселено 27100 семей. Ликвидирован непригодный для проживания жилищный фонд общей площадью 630,4 тыс. кв. м.

           Подпрограмма "Переселение граждан  Российской Федерации из ветхого  и аварийного жилищного фонда"  реализовывалась в 65 субъектах  Российской Федерации. Из аварийного  и ветхого жилищных фондов  было переселено 27100 семей. Ликвидирован непригодный для проживания жилищный фонд общей площадью 630,4 тыс. кв. м.

В рамках реализации подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса  Российской Федерации" за счет всех источников финансирования удалось:

- построить и провести  реконструкцию 8975 км сетей водоснабжения и канализации;

- ввести в эксплуатацию  отопительные котельные общей  мощностью 22220 Гкал/ч;

- построить и сдать  в эксплуатацию водоочистные  сооружения, станции очистки сточных  вод общей производительностью  4938 тыс.куб. м в сутки.

Кроме того, проводились  работы по созданию автоматизированных систем управления технологическими процессами городского коммунального хозяйства.

В подпрограмме участвовало 54 субъекта Российской Федерации. С привлечением средств федерального бюджета в рамках подпрограммы осуществлялось финансирование 186 объектов.

Основной формой оказания государственной поддержки в  рамках реализации подпрограммы "Обеспечение  жильем молодых семей" стало предоставление за счет средств федерального бюджета  субсидий молодым семьям - участникам подпрограммы в случае рождения (усыновления) ребенка.

Общее количество молодых  семей участников подпрограммы, которым  предоставлены субсидии в 2003 - 2005 годах, составило 114000, в том числе за счет средств федерального бюджета - 13700.

Наиболее эффективно подпрограмма реализовывалась в тех регионах, где разработаны и действуют  схемы ипотечного жилищного кредитования, а также существуют возможности  по использованию сбережений граждан (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Оренбургская и  Кемеровская области).

Вместе с тем в 2002 - 2005 годах не удалось достичь ощутимого продвижения по следующим показателям реализации Программы:

1) среднее время ожидания предоставления жилых помещений социального использования практически не изменилось и составляет около 20 лет;

2) износ основных фондов коммунального комплекса сохраняется на уровне 60 процентов и имеет тенденцию к увеличению.

Основными проблемами в реализации Программы и подпрограмм, осуществлявшихся в ходе первого этапа, явились:

- недостаточная ориентированность мероприятий Программы на увеличение объемов жилищного строительства - объем ввода в эксплуатацию жилья в 2004 году составил всего 41,2 млн. кв. м, что в 1,5 раза меньше по сравнению предыдущими годами;

Информация о работе Политика в области образования как часть социальной политики современной России