Политика в области образования как часть социальной политики современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Первая часть работы отражает теоретические аспекты формирования и реализации государственной социальной политики, в частности, рассматривается сфера образования как область реализации социальной политики государства.
Во втором разделе приведен анализ реализации основных социальных программ в сфере образования, а именно, рассмотрены социально-экономические эффекты реализации таких социальных программ, как Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, федеральная целевая программа «Русский язык на 2006-2010 годы», а также целевая программа «Развитие системы дошкольного образования» в РФ.
Третья часть работы содержит основные направления модернизации политики в сфере образования в рамках реализации приоритетной государственной социальной политики в данной сфере.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
1 Теоретические основы изучения жилищной политики государства..............................................................................................................
1.1 Понятие государственной жилищной политики
1.2 Основные цели, принципы и задачи ……………………………….
1.3 Федеральные целевые программы – как инструмент реализации жилищной политики государства………
2 Анализ реализации основных социальных программ в сфере образования в РФ………………………………………………………………
2.1 Анализ социально-экономических эффектов реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы…………….
2.2 Анализ итогов реализации федеральной целевой программы «Русский язык на 2006-2010 годы»……………………………………………………...
2.3 Оценка доступности и качества услуг дошкольного образования в рамках реализации целевой программы «Развитие системы дошкольного образования» в РФ……………………………………………..
3 Направления модернизации системы образования для инновационной экономики в рамках социальной политики государства……………………
3.1 Приоритетные задачи государственной политики в процессе совершенствования системы образования…………………………………...
3.2 Направления модернизация общего, дошкольного и профессионального образования……………………………………………..
3.3 Реформирование модели образования для инновационной экономики в рамках государственной социальной политики…………………………...
Заключение………………………………………………………………..........
Список использованных источников……………………………………........

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА.docx

— 145.27 Кб (Скачать файл)

- недостаточная нацеленность мероприятий Программы на решение основных проблем, препятствующих развитию рынка доступного жилья;

- отсутствие концентрации ассигнований из федерального бюджета на главных направлениях, их распыление по 7 подпрограммам, 5 государственным заказчикам;

- отсутствие механизмов консолидации бюджетных ассигнований федерального, регионального и муниципального уровней;

- недостаточное стимулирование привлечения внебюджетных источников финансирования Программы, в том числе средств частных инвесторов, кредитных средств и личных средств граждан;

- недостаточность ассигнований  из федерального бюджета, предусмотренных  на выполнение государственных  обязательств Российской Федерации  по обеспечению жильем отдельных  категорий граждан.

Основной проблемой реализации подпрограммы "Переселение граждан  Российской Федерации из ветхого  и аварийного жилищного фонда" стало то, что при недостаточности  бюджетных средств (для ликвидации ветхого и аварийного жилья в  Российской Федерации необходимо вложить  в строительство нового жилья  не менее 1 трлн. рублей) не удалось в должной степени использовать ресурсы федерального бюджета для привлечения частных инвестиций. За 2002 - 2004 годы объем финансирования за счет всех источников составил 12,02 млрд. рублей, из них 2,8 млрд. рублей (23 процента) - средства федерального бюджета, 6,5 млрд. рублей (55 процентов) - средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Доля внебюджетных источников составила лишь 2,7 млрд. рублей (22 процента).

Основными проблемами реализации подпрограммы "Реформирование и  модернизация жилищно-коммунального  хозяйства Российской Федерации" стали недостаточность ресурсов и отсутствие эффективных механизмов для стимулирования позитивных изменений  в жилищно-коммунальном комплексе. В частности, средства федерального бюджета расходовались на безвозмездное финансирование проектов строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без четких критериев принятия решений, что не способствовало привлечению в сектор частных инвестиций.

В рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в недостаточной степени был  задействован механизм ипотечного жилищного  кредитования. Анализ достигнутых результатов  выявил необходимость ее корректировки  в части совершенствования механизма  осуществления государственной  поддержки молодых семей при  улучшении жилищных условий.

Основной проблемой реализации подпрограмм "Государственные жилищные сертификаты", "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур", "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации", а также мероприятий по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" стала недостаточность финансовых ресурсов и отсутствие единых принципов и механизмов выполнения государственных обязательств Российской Федерации перед гражданами - участниками различных подпрограмм.

Финансирование государственных  обязательств в рамках указанных  подпрограмм за 2002 - 2004 годы составило 3,9 процента суммы, необходимой для полного выполнения обязательств. При этом ежегодно обеспечивалось жильем лишь около 1,3 процента граждан из числа указанных категорий.

Модификация Программы и  ее подпрограмм на втором этапе реализации (в 2006 - 2010 годы) была обусловлена необходимостью:

а) стимулирования роста предложения жилья на рынке, включая реализацию мер по поддержке жилищного строительства;

б) повышения надежности и качества коммунальных услуг на базе модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и привлечения частного бизнеса и частных инвестиций в эту сферу;

в) стимулирования платежеспособного спроса на жилье, включая повышение доступности приобретения жилья для молодых семей;

г) более эффективного исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Характеристика проблемы

 

Проведенные в 1991 - 2005 годах реформы в жилищной сфере обеспечили коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущим гражданам и иным категориям населения, установленным законодательством Российской Федерации. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере.

Кардинальным образом  изменилась структура жилищного  фонда Российской Федерации по формам собственности, сформирован новый  слой собственников жилья как  социальная база жилищной реформы. Доля частного жилищного фонда за 1990 - 2004 годы увеличилась с 33 до 73,5 процента, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до 25,6 процента, из них 20,1 процента составляет муниципальный жилищный фонд.

По оценке, основанной на данных государственной системы  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним, ежегодно осуществляются сделки, в которые вовлечено более 4,5 процента жилых домов и квартир, находящихся в частной собственности, что является существенным показателем в период становления рынка жилья.

Радикальные изменения произошли  в жилищном строительстве. Основную роль здесь стали играть частные  и индивидуальные застройщики. Доля жилья, введенного частичными и индивидуальными  застройщиками, в общем объеме жилищного  строительства в 2003 году составила более 71,3 процента, из них индивидуальными застройщиками - 39,2 процента.

В последние годы началось активное развитие ипотечного жилищного  кредитования. Общий объем задолженности  по выданным ипотечным кредитам и  займам увеличился за 2002 - 2004 годы с 3,6 млрд. рублей до 25 - 30 млрд. рублей, то есть более чем в 7 раз. При этом общая задолженность по всем видам кредитов на покупку жилья, предоставленных кредитными организациями, на 1 января 2005 г. составила 54,4 млрд. рублей.

В 2002 - 2005 годах Агентство рефинансировало свыше 24000 ипотечных кредитов и займов в 80 субъектах Российской Федерации на сумму 10,55 млрд. рублей.

Осуществлялось реформирование жилищно-коммунального комплекса, направленное на создание эффективного механизма  управления и снижение издержек по предоставлению услуг. Повышение эффективности работы жилищно-коммунального комплекса в первую очередь было связано с постепенным переводом этого сектора экономики на режим безубыточного функционирования с переориентацией бюджетных субсидий от дотирования производителей жилищно-коммунальных услуг к адресному субсидированию малоимущих семей. Доля получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в 2004 году составила более 13 процентов семей, общая сумма начисленных субсидий - 35 млрд. рублей.

Вместе с тем наряду с указанными положительными результатами преобразований пока не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность  жилья для населения и обеспечить комфортные и безопасные условия  проживания.

Данные социологических  обследований показывают, что жилищная проблема стоит перед 61 процентом российских семей, в той или иной степени не удовлетворенных жилищными условиями. При этом каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии. Общая потребность населения России в жилье составляет 1570 млн. кв. м, для удовлетворения этой потребности необходимо увеличить жилищный фонд на 46 процентов.

Несмотря на создание основ  функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья c использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей - семьям с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.

В целях повышения доступности  жилья для населения необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного  спроса, системы рефинансирования ипотечных  жилищных кредитов и рынка ипотечных  ценных бумаг, рыночной и административной государственной инфраструктуры, а  также оказать бюджетную поддержку  в приобретении жилья, в том числе  с помощью ипотечных кредитов и займов, молодым семьям.

Однако даже ограниченный платежеспособный спрос населения  на жилье превышает предложение  жилья на рынке, что приводит к  постоянному росту цен на жилье. В этой ситуации большая часть  жилищного строительства финансируется  непосредственно за счет средств  населения, слабо развито кредитование застройщиков на цели жилищного строительства. Недостаточные объемы жилищного  строительства отражают низкую эффективность  этого сектора экономики, высокие  административные барьеры на рынке  и высокую степень его монополизации.

Существенным препятствием развития жилищного строительства  продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных  участков необходимой коммунальной инфраструктурой.

Необходимо обеспечить условия  для существенного роста объемов жилищного строительства с целью увеличения предложения жилья на конкурентном рынке в соответствии с ростом платежеспособного спроса населения.

Качество содержания жилищного  фонда и коммунальных услуг находится  на неудовлетворительном уровне и не соответствует не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объему финансовых ресурсов, направляемых в этот сектор экономики. Основная причина неэффективности жилищно-коммунального хозяйства - сохранение нерыночных принципов функционирования в секторе, где могут и должны нормально развиваться рыночные отношения. В результате практически отсутствуют стимулы для рационального ведения хозяйства, роста производительности труда, ослаблены мотивации энергосбережения, внедрения новых технологий в производство, инвестиций в его модернизацию.

Жилищно-коммунальное хозяйство  в сегодняшнем его состоянии  характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью и требует привлечения  больших инвестиций для модернизации и развития. Проблема усугубляется наличием большой задолженности в отрасли, образовавшейся в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Объем дебиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства составил на конец 2004 года 268,1 млрд. рублей, в то же время объем их кредиторской задолженности превысил 307,5 млрд. рублей.

Завершение реформы жилищно-коммунального  хозяйства должно обеспечить проведение его технологической и управленческой модернизации с привлечением частного бизнеса и частных инвестиций, формированием реальных собственников  квартир в многоквартирных домах  с передачей им функций принятия решений по управлению общим имуществом многоквартирного дома.

Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы  обеспечения жильем граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в  улучшении жилищных условий. В очереди  на улучшение жилищных условий стоят  около 4,5 млн. семей. Среднее время ожидания предоставления  
жилых помещений социального использования составляет 15 - 20 лет. В настоящее время решение этого вопроса отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. При этом Российская Федерация в соответствии с федеральным законодательством на начало 2005 года имеет государственные обязательства по обеспечению жильем перед 1014 тыс. граждан (из них ветераны и инвалиды - 306 тыс. человек, граждане, относящиеся к иным категориям, - 708 тыс. человек), значительная часть которых также признана органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Необходимо уточнить действующие  обязательства Российской Федерации  по обеспечению жильем категорий  граждан, установленных федеральным  законодательством, и сформировать единые принципы и механизмы оказания им поддержки за счет средств федерального бюджета.

Существующая практика подтвердила, что наиболее эффективной формой исполнения государством обязательств по обеспечению граждан жильем за счет средств федерального бюджета  является предоставление субсидий на приобретение жилья с использованием механизма государственных жилищных сертификатов. Наиболее последовательно  этот подход был реализован в рамках федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", которая входила с состав Программы на первом этапе ее реализации.

В долгосрочной перспективе (после 2010 года) необходимо обеспечить устойчивое функционирование жилищной сферы, которое позволит удовлетворять жилищные потребности населения без существенного участия федерального центра и привлечения значительных объемов бюджетных средств. В этих условиях роль государства будет ограничена в основном регулированием жилищных отношений, обеспечением прав на недвижимость в жилищной сфере, установлением технических регламентов в жилищном строительстве, жилищно-коммунальном комплексе и основных принципов градорегулирования. При этом средства федерального бюджета могут использоваться исключительно для обеспечения жильем отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, поддержки граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Содержание жилищного  фонда социального использования, развитие коммунального хозяйства, обеспечение условий для жилищного  строительства должны стать основными  функциями органов местного самоуправления.

Проблемы переходного  периода требуют от федерального центра совершенствования законодательной  и нормативной правовой базы в  жилищном и жилищно-коммунальном секторах и стимулирования проведения преобразований на местах, а также непосредственного  использования средств федерального бюджета в рамках реализации приоритетного  национального проекта "Доступное  и комфортное жилье - гражданам России".

Необходимость ускоренного  перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных  проблем, поскольку они:

входят в число приоритетов  для формирования федеральных целевых  программ, а их решение позволяет  обеспечить возможность для улучшения  жилищных условий и качества жизни  населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием  систем жизнеобеспечения, создать условия  для устойчивого развития жилищно-коммунального  хозяйства, эффективного функционирования рынка жилья;

Информация о работе Политика в области образования как часть социальной политики современной России