Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 15:51, лекция
Политика – важнейшая сфера современной жизни. Она распространяется на все общество и на каждого человека.
Вообще понятие определения «политика» впервые было дано в Древней Греции, где словом полис обозначалось государство, а словом политика – государственные или общественные дела, точнее искусство управления государством.
На современном научном уровне существует несколько основных подходов к пониманию политики.
Прежде всего, это исторический устоявшееся представление о политике как об управлении обществом; а поскольку этим более всего занимается государство, то политика при таком подходе сводится к государственной деятельности.
Тема 14. Политическое прогнозирование и футурология.
1. Понятие и происхождение политического прогнозирования.
Самые ранние представления о перспективах развития общества основывались на критическом осмыслении уже известных истории форм государственности. Конструирование идеалов политического устройства сопровождает всю эволюцию социальной мысли, начиная с представлений о “золотом веке” древнегреческого поэта Гесиода (VIII – VII в.в. до н.э.). Попытки создания подобных идеальных моделей прослеживаются в произведениях Конфуция, Платона, Аристотеля, Августина Блаженного, в утопиях Т. Мора, Т. Кампанеллы, Сен-Симона, Р. Оуэна и многих других мыслителей.
Своеобразным политическим прогнозированием стало учение К. Маркса о закономерностях перехода от одной общественно-экономической формации к другой. В соответствии с данной концепцией античное, феодальное и буржуазное общество представляют собой такие совокупности производственных отношений, которые соответствуют определенному уровню развития и характеру производительных сил. Способ производства материальной жизни, т.е. экономический базис, обусловливает соответствующую ему политическую надстройку.
На основании анализа
Поэтому прогнозирование составляло одну из важнейших основ социального управления (планирования и реализации политических решений). В этом виделось важнейшее преимущество социалистического строя перед хаотичным и кризисным развитием капитализма.
Прогнозирование разделялось на поисковое и нормативное.
Поисковое основывалось на продолжении уже выявленных положительных тенденций и нацеливалось на создание оптимальных условий для их реализации.
Нормативное сводилось к определению возможных путей решения проблем на основе заранее заданных критериев.
На практике преобладало нормативное
прогнозирование в форме
Исторический опыт показал, что при определенных условиях данное прогнозирование приводит к весьма эффективным результатам.
2. Футурологические концепции Запада.
Термин “футурология”
Настоящий бум западная футурология пережила в конце 60-х годов прошлого века. И по сей день интерес к ней не ослабевает.
К разработке концепций будущего стали привлекаться крупнейшие экономисты, социологи, политологи, демографы, философы, математики, физики, видные политические деятели. Возникли две тенденции: первая – изучать будущее через обращение к проблемам настоящего; вторая – “творить” будущее путем создания новых ценностных отношений и популяризации его нетрадиционного, нового образа.
Важнейшим направлением социально-политического прогнозирования являлся анализ перспектив противостояния социалистической и капиталистической систем. Широкую известность приобрела теория конвергенции (У. Ростоу, Д. Гэлбрейт, Р. Арон и др.). различные модернизации данной теории сводились к обоснованию синтеза лучших черт капитализма и социализма с упором на трансформацию последнего в сторону демократического развития. Однако уже 1970-е годы данная концепция была поставлена под сомнение рядом авторов, в том числе С. Хантингтоном и З. Бжезинским. Они отрицали возможность слияния двух систем и доказывали неизбежность перехода всех стран на западный путь развития. В эти же годы получила распространение и идея так называемой негативной конвергенции представителей франкфуртской школы в философии и политологии (Г. Маркузе, Т. Адорно, Ю. Хабермас и др.). По их мнению, противоположные системы усваивают друг у друга не столько положительные, сколько отрицательные элементы, что с неизбежностью ведет к кризису современной индустриальной цивилизации в целом.
Сторонники концепции постиндустриального общества (теории “технотронного”, “посткапиталистического”, “информационного” общества, “новой цивилизации” и т.д.) исходили из прогрессивной роли научно-технической революции, способной гуманизировать общественные отношения. Они обосновывали возможность глубоких преобразований политических режимов современного общества на базе развития механизмов динамической стабилизации политического порядка, модернизации основ гражданских и правовых отношений. Одним из основоположников данной концепции стал Б. Белл. Анализируя тенденции развития индустриального общества, Белл прогнозировал его переход в следующую фазу, для которой характерно принципиальное изменение стереотипов. Внедрение новых технологий и информационных систем не только меняет роль человека в производственной сфере, но и в корне ломает традиционную социальную структуру общества и его политические приоритеты.
Более осторожно подходят к анализу перспектив человечества представители различных течений футурологии кризиса. Большинство из них выдвигает на первый план проблемы деградации окружающей среды и эгоистической сущности человеческой цивилизации. Эти проблемы, по их мнению, настолько сложны, а времени для решения отпущено мало, что в условиях ограниченности земных ресурсов и косности существующих политических институтов кризис становится неотвратимым. Р. Синай, один из сторонников “антитехнократов”, в этой связи подчеркивал, что “…стремление к неограниченному росту и власти является не только благотворительным, но и губительным процессом. Рост требует больших издержек. Силы колоссальной мощи, которые освободили современная наука, техника и политика, не поддаются контролю и координации, действуют независимо друг от друга и служат лишь для того, чтобы вредить здоровью людей и нарушать равновесие биосферы в целом”.
Однако большая часть
1. Поведенческий подход в политологии.
Понятие “политическое поведение” дает возможность сосредоточить внимание в анализе политике на наиболее подвижном, динамичном аспектк ее – разнообразных действиях людей, направленных на реализацию той или иной политической цели.
Политическое поведение – это общественно-политическая активность гражданина, социальной или иной группы, политических деятелей и правительств.
Термин был введен бихевиористской школой в США, которая разработала и методику исследования политического поведения. Политическое поведение во многом определяется политическими взглядами соответствующей группы, а также традициями и иными факторами.
Важнейшими чертами
- сосредоточение усилий
- рассмотрение государства, его
институтов в качестве
- использование политической
Изучение данной стороны политики позволяет выявить зависимость политических событий и процессов от состояния, направленности мыслей и действий тех людей, которые в политику вовлечены, раскрывает механизм, структуру, способы достижения целей.
2. Виды политического поведения.
Среди наиболее значимых видов политического поведения выделяются следующие:
- ответная политическая реакция людей на внешнее воздействие; источником активности в этом случае служат другие люди и институты;
- периодическое участие,
- деятельность в политических организациях, в движениях, партиях;
- выполнение политических
- посещение политических
- прямое действие –
- воздействие на ход
3. Специфика массового поведения в политике.
В большинстве политических процессов люди участвуют, будучи соединенными не только в однородные и организованные группы, но и в случайные, временные образования, представляя из себя толпу на улице, участников собрания или митинга, демонстрацию, зрителей политической передачи. Для таких групп характерны специфические черты массы, к которым относятся:
- статистичность – отсутствие целостного образования собранных в массу людей;
- стохастичность, вероятность –
случайность,
- ситуативность – ее характер полностью определяется местом, временем, поводом образования, видом деятельности или общения, которым она занята;
- разнородность состава, его межгрупповая природа;
- аморфность – отсутствие
- анонимность – члены массы
не открываются друг перед
другом никакими
Данные свойства, прежде всего случайность образования, неоднородность состава, предопределяют специфическую манеру политического поведения людей – то, что очень часто называют “массовидностью”; эта специфика выражается в подавлении рациональности, резком преобладании чувства над разумом, что ведет к утрате личной ответственности.
Тема 16. Политический процесс.
1. Структура политического процесса.
Политическая система
Таким образом, политический процесс представляет собой не предопределенный и теоретически выдержанный курс развития общества, а результат взаимодействия многих и зачастую взаимоисключающих политических сил и факторов. Их постоянно меняющаяся совокупность и обусловливает реальную направленность политического процесса.
Однако непредсказуемость и случайность, хотя и имеют место в политике, но дело в том, что любой субъект политики (партия, движение, социальная группа) организует свое участие в политическом процессе на определенных принципах. Это, прежде всего целеполагание, выработка концепции, оценка имеющихся ресурсов борьбы за власть и выбор средств и методов реализации своей идеологии. Они могут быть различными, но в правовом государстве их объединяет критерий законности и соответствия нормам права. На данной почве и происходит согласование направленности политического процесса.
2. Политический процесс
как средство регулирования
Важнейшей сущностной характеристикой политического процесса являются различные способы и формы политического волеизъявления граждан. Это, прежде всего, многообразные виды выражения участниками и субъектами политики своих интересов в ходе их артикуляции и агрегирования (деятельность партий, общественных движений, групп интересов).
Другой стержневой проблемой политического
процесса является принятие и реализация
политических решений, которые должны
интегрировать различные и
Первый этап – представление артикулированных и агрегированных различными субъектами политических интересов институтам, принимающим управленческие решения. Набор организационных средств и способов данной трансляции может быть различным: от прямого давления различных субъектов политики в виде митингов, демонстраций, пикетирования и иных массовых акций, в ходе которых правительство получает конкретные требования и программы, через СМИ, деятельность парий и групп, до оказания давлений в виде лоббирования.
Однако центральным способом передачи агрегированных политических интересов является электронный процесс. Именно во время выборов граждане отдают предпочтение тем лидерам и политическим партиям, которые смогли в наилучшей степени отразить в своих программах ожидания и потребности избирателей, т.е. смогли найти оптимальный вариант интегрировать политические интересы наибольшего числа социальных групп и слоев населения.
Второй этап – принятие решений и формулирование политической воли. Воспроизводство политической системы предполагает, что этот процесс осуществляется беспрерывно, так как решения различных проблем размещены на разных уровнях в “пространстве” и “времени”, и постоянно возникают новые проблемы. Причем методы принятия решений во многом зависят от характера политической системы: от степени централизации власти, разграничений полномочий центральной и местной власти, от уровня взаимоотношения между законодательной, исполнительной и судебной властью, взаимодействия партийных и государственных структур. Большое значение имеют также возможности контроля и ресурсы влияния оппозиционных сил.