Политология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 15:51, лекция

Описание работы

Политика – важнейшая сфера современной жизни. Она распространяется на все общество и на каждого человека.
Вообще понятие определения «политика» впервые было дано в Древней Греции, где словом полис обозначалось государство, а словом политика – государственные или общественные дела, точнее искусство управления государством.
На современном научном уровне существует несколько основных подходов к пониманию политики.
Прежде всего, это исторический устоявшееся представление о политике как об управлении обществом; а поскольку этим более всего занимается государство, то политика при таком подходе сводится к государственной деятельности.

Файлы: 1 файл

Политология - 1.doc

— 379.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее распространенными являются 3 метода:

1) Метод рационального моделирования,  т.е. осмысление проблемы и  выбор таких путей ее решения,  которые в максимальной степени соответствуют и программным, и конкретным целям данного субъекта политики.

2) Метод “ветвей” (метод постепенных  приращений). В свое время он  стал основой для идейно-организационного  раскола социал-демократических  партий в конце XIX – начале XX века. Где Ленин и его сторонники выступали за непримиримую борьбу рабочего класса (в соответствии с коммунистической идеологией) за свою конечную цель – уничтожение капитализма и построение социализма и коммунизма, то Бернштейн (идеолог реформизма) вел борьбу не за призрачные социалистические идеалы, а решать конкретные вопросы улучшения статуса рабочего класса в рамках существующего строя и тем самым постепенно наращивать в нем элементы социализма.

3) Метод “решающего звена” –  состоит в стратегической оценке  всех политических проблем и противоречий общества, изучение социально-экономических и иных факторов его развития и выделение последовательности и иерархичности решения наиболее важных вопросов, которые являются определяющими в конкретных условиях.

Третий этап – реализация политических решений. Главным здесь является выбор средств и методов политического регулирования и воздействия на массы для проведения в жизнь политических решений. Методы здесь могут быть чрезвычайно многообразными: различные виды материального и морального поощрения, конкретная помощь, способы воздействия на массовое сознание с целью стимулировать поддержку и энтузиазм граждан, реклама и пропаганда и т.п. Они могут быть и насильственными в виде различных санкций за невыполнение административных приказов и распоряжений.

Важнейшим элементом данного этапа  является регулирование информационного  режима осуществления власти. В зависимости  от типа режима политическим субъектам  либо представляется вся информация, необходимая для выполнения своих  ролей и функций, либо она сознательно урезается, и люди не могут компетентно судить о действиях властей.

Четвертый этап – контроль за выполнением  решений и их коррекция в результате обратных связей с различными субъектами политики. Главную роль здесь играют судебные органы, которые проверяют принятые решения на соответствие Конституции.

Важнейшей их прерогативой является контроль за соблюдением норм и законов  при проведении политических решений  в жизнь и назначение наказаний.

Таким образом, политический процесс  представляет всю гамму динамических изменений политической системы в ее пространственно-временном функционировании. Их направленность и скорость, влияние и последствия, масштабы и продолжительность чрезвычайно различны.

 

Тема 17.    Международная  политика. Казахстан в системе международных отношений.

1. Международные отношения  и международное сотрудничество.

Международные отношения – это  совокупность политических, экономических, правовых, дипломатических, военных, идеологических и иных связей и взаимоотношений между государствами, народами, международными и правительственными организациями.

Содержание и предназначение международных  отношений состоят в том, чтобы  находить действенные способы и  средства разрешения противоречий между  государствами и союзами государств, поддерживать баланс интересов в мировом сообществе.

Международные отношения опираются  на международное сотрудничество, которое  развивается по определенным направлениям и на определенных уровнях. Сотрудничество между государствами осуществляется на основе двухсторонних и многосторонних связей и охватывает политическую, экономическую, социальную, культурную, военную сферы. Международное сотрудничество постоянно расширяется и углубляется, распространяясь на все новые области, такие как информационная, технологическая, экологическая, правовая и т.д. международное сотрудничество осуществляется на уровне народов, государств, правительств, международных и региональных организаций. (Таких как ООН, основанной в 1945 году, в целях поддержания международного мира и безопасности, развития дружественных отношений между государствами, осуществления сотрудничества с целью разрешения возникших проблем. Объединяет около 180 государств).

На региональном уровне международные  связи осуществляются через такие  организации как Европейский союз; Организация Североатлантического договора (НАТО); Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК); Организация центрально-американских государств; Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), совещание которого заложило основу процесса разрядки международной напряженности, движения к более тесному общеевропейскому и мировому сотрудничеству.

Современные международные отношения  развиваются также на фоне глобализации проблем и задач, стоящих перед  человечеством. Особую опасность представляют региональные конфликты, угрожающие стабильности и прогрессу. Поэтому усиленное внимание со стороны мирового сообщества проявляется к локальным войнам; государствам, внутренняя нестабильность которых представляет угрозу миру; преступной деятельности отдельных государств, поддерживающих терроризм и наркобизнес.

Современные мировые процессы показывают, что решение многих проблем зависит  от коллективных действий государств. Международное сообщество координирует свои действия в рамках и международных организаций и региональных, развивает партнерство и миротворчество. Интенсивно развивается международное сотрудничество по пути создания системы коллективной безопасности и надежных механизмов профилактики международных конфликтов.

 

2.  Приоритеты внешней политики РК.

Важнейшая политика государства –  это его участие в международной  жизни, общий курс в международных  делах. Она регулирует отношения  данного государства с другими  в соответствии с его принципами и целями, которые реализуются  различными способами и методами.

В своей внешнеполитической деятельности Р.К. исходит из следующих моментов: геополитического положения на стыке  Европы и Азии; экономических и  военно-политических интересов; существующего  потенциала, который определяет место  Казахстана в системе международных отношений как крупного регионального государства, заинтересованного в создании по периметру своих границ зоны добрососедства на принципах взаимной безопасности, уважения суверенитета и территориальной целостности.

Исходя из этих ориентиров Республика Казахстан провозгласила следующие принципы своей внешнеполитической деятельности:

- опора на собственные силы;

- разумная взвешенная дипломатия;

- развитие международных связей  на основе справедливости и  партнерства;

- урегулирование конфликтных ситуаций исключительно мирными средствами;

- неприменение оружия массового  поражения;

- нерушимость границ;

- невмешательство во внутренние  дела других государств;

- сохранение справедливого баланса  взаимных интересов;

- гарантии выполнения всех договоров и обязательств;

- свертывание и сокращение военного  производства;

- поэтапное разоружение.

Сегодня, включившись в международные  структуры экономического и политического  взаимодействия, Казахстан решает следующие  задачи: мобилизация инвестиций в  экономику со стороны развитых государств, привлечение отдельных государств и международных организаций к оказанию содействия в решении экономических проблем, обеспечение выхода к мировым коммуникациям, ликвидация последствий экологических бедствий с помощью программы подготовки специалистов за рубежом; участие в информационном обмене, борьба с преступностью и терроризмом, обеспечение устойчивых контактов с ведущими международными политическими и финансовыми институтами.

 

3.  Казахстан в системе  международных отношений.

Принятие республики в члены  ООН 2 марта 1992 года символизировало  ее вхождение в мировое сообщество в качестве независимого государства.

Началось многостороннее сотрудничество и участие государства в МВФ, Всемирном банке и работе других учреждений.

Активно взаимодействует Казахстан  с Программой Развития ООН (ПРООН) в  области составления, координации  и реализации программ помощи в особо  важных для нашей страны сферах, таких как занятость, управление государством, управление иностранной  помощью, консультативные услуги, обучение государственных служащих, энергетика, торговля, промышленность и горнодобывающая отрасль, Аральское море и другие. Казахстан полностью поддерживает миротворческую деятельность ООН.

Исходя из своего геополитического положения, полиэтноческого состава населения, особенностей экономического развития, Казахстан придает важное значение взаимоотношениям со станами СНГ, проводит политику интеграции с центрально-азиатскими государствами. Особое значение в этой связи придается отношениям с Российской Федерацией, Беларусью, Кыргызстаном, Узбекистаном. С Россией заключено более 200 договоров и соглашений, создано 160 казахстанско-российских предприятий, проводятся регулярные консультации.

Активно развиваются отношения  Казахстана с Европейским союзом и НАТО и, такими государствами, входящими в это европейско-атлантическое сообщество, как ФРГ, Франция. С НАТО республика сотрудничает на основе индивидуальной программы Партнерство во имя мира“, осуществление которой предполагает совместное планирование и проведение учений с целью возможного осуществления миссии по поддержанию мира и гуманитарных операций, подготовку военных кадров. Вместе с государствами, входящими в НАТО, Казахстан участвует в создании Центразбата (центральноазиатского батальона Миротворческих сил ООН).

Казахстан выступает за обеспечение  мира и стабильности в Азии на основе всестороннего сотрудничества, поэтому  активно включился в интеграционные процессы в этом регионе, стремится  к сотрудничеству со странами АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). Важное значение придается сотрудничеству с Китаем и со странами Ближнего Востока – Турцией, Ираном, Саудовской Аравией.

В целом Казахстан, составной частью мирового сообщества и включившись  в систему международных отношений, проявляет в международных делах разумную активность и является инициатором процессов, отвечающих его национальным интересам. Это способствует укреплению его международного престижа, придает ему имидж государства, приверженного демократическим ценностям и делу укрепления региональной и глобальной безопасности.

Тема 18. Глобальные проблемы современности.

1. Возникновение и  особенности глобальных проблем.

Под глобальными проблемами понимаются такие аспекты жизни и развития человечества, которые возникли в  результате деятельности людей, объединяют население Земли принципиальными связями, свидетельствуют о кризисности состояния тех или иных областей жизни общества. Это – проблемы экологического состояния жизни, сохранения мира, преодоления опасных болезней, обеспечения людей продовольствием, регулирование народонаселения, преодоления отсталости регионов и народов, ресурсообеспечения, освоения Мирового океана, использования космического пространства, сохранения общечеловеческой культуры и нравственных традиций.

Столетиями накапливались противоречия во взаимоотношениях людей с природой, нарастали их масштабы и острота. Критический момент наступил после Второй мировой войны, когда индустриализация набрала невиданные темпы. Причем наряду с позитивными для общества последствиями индустриальное развитие все более обостряло два тяжелейших негативных процесса: создание и совершенствование оружия массового уничтожения и быстрое разрушение природной среды.

Не менее негативным процессом  стала гонка вооружений, которая  продолжается на протяжении тысячелетий. Порох, динамит (как и многие другие средства войны) были величайшими достижениями, но одновременно и трагедией цивилизации. В войнах XVII века погибло 3,3 млн. человек, XVIII веке – 5,5 млн. человек,XIX веке – 16 млн. человек, XX век – вероятно около 100 млн. человек.

Впервые на современном научном  уровне значимость глобальных проблем  в судьбе человеческой цивилизации  заметили и оценили ученые.

В 1972 году рядом ученых был опубликован  большой доклад “Пределы роста”, как  итог масштабных исследований. В этом докладе дается прогноз развития человечества исходя из мировых тенденций роста численности населения, объемов индустриального и аграрного производства, темпов разрушения окружающей среды. Выводы прогноза сводились к тому, что при сохранении существующих тенденций в течение ближайших ста лет наступит предел в развитии, начнется деградация и вполне вероятна катастрофа мировой системы.

Выделяют ряд принципиальных особенностей глобальных проблем.

Во-первых, они носят планетарный, общемировой характер, затрагивая жизненные интересы всех народов и государств.

Во-вторых, нуждаются в неотложных решениях, для чего требуются коллективные усилия всех государств, межгосударственных объединений, мирового сообщества.

В-третьих, вследствие неразрешенности они угрожают всему человечеству, ведут к регрессу, гибели цивилизации.

 

2. Международное сотрудничество  в решении глобальных  проблем.

Масштабность, долговременность существования, взаимозависимость глобальных проблем  свидетельствуют о том, что разрешить их можно только на основе широкого международного сотрудничества.

Широкое международное сотрудничество в решении глобальных проблем  выделяет ряд фундаментальных условий.

Первым фундаментальным  условием является массовое осознание всей серьезности данных проблем для судьбы человечества.

Г. Дойли в книге “К обществу стабильности” предложил высокоразвитым странам перейти к стационарному характеру экономики и стабилизировать потребление, не наращивать объемы использования природных ресурсов. Он ориентировал их на развитие, обеспечивающее сбалансированность экономической и экологической систем.

Информация о работе Политология как наука