Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 15:51, лекция
Политика – важнейшая сфера современной жизни. Она распространяется на все общество и на каждого человека.
Вообще понятие определения «политика» впервые было дано в Древней Греции, где словом полис обозначалось государство, а словом политика – государственные или общественные дела, точнее искусство управления государством.
На современном научном уровне существует несколько основных подходов к пониманию политики.
Прежде всего, это исторический устоявшееся представление о политике как об управлении обществом; а поскольку этим более всего занимается государство, то политика при таком подходе сводится к государственной деятельности.
Наиболее распространенными
1) Метод рационального
2) Метод “ветвей” (метод постепенных
приращений). В свое время он
стал основой для идейно-
3) Метод “решающего звена” –
состоит в стратегической
Третий этап – реализация политических решений. Главным здесь является выбор средств и методов политического регулирования и воздействия на массы для проведения в жизнь политических решений. Методы здесь могут быть чрезвычайно многообразными: различные виды материального и морального поощрения, конкретная помощь, способы воздействия на массовое сознание с целью стимулировать поддержку и энтузиазм граждан, реклама и пропаганда и т.п. Они могут быть и насильственными в виде различных санкций за невыполнение административных приказов и распоряжений.
Важнейшим элементом данного этапа является регулирование информационного режима осуществления власти. В зависимости от типа режима политическим субъектам либо представляется вся информация, необходимая для выполнения своих ролей и функций, либо она сознательно урезается, и люди не могут компетентно судить о действиях властей.
Четвертый этап – контроль за выполнением решений и их коррекция в результате обратных связей с различными субъектами политики. Главную роль здесь играют судебные органы, которые проверяют принятые решения на соответствие Конституции.
Важнейшей их прерогативой является контроль за соблюдением норм и законов при проведении политических решений в жизнь и назначение наказаний.
Таким образом, политический процесс представляет всю гамму динамических изменений политической системы в ее пространственно-временном функционировании. Их направленность и скорость, влияние и последствия, масштабы и продолжительность чрезвычайно различны.
Тема 17. Международная политика. Казахстан в системе международных отношений.
1. Международные отношения
и международное
Международные отношения – это совокупность политических, экономических, правовых, дипломатических, военных, идеологических и иных связей и взаимоотношений между государствами, народами, международными и правительственными организациями.
Содержание и предназначение международных
отношений состоят в том, чтобы
находить действенные способы и
средства разрешения противоречий между
государствами и союзами госуда
Международные отношения опираются
на международное сотрудничество, которое
развивается по определенным направлениям
и на определенных уровнях. Сотрудничество
между государствами
На региональном уровне международные связи осуществляются через такие организации как Европейский союз; Организация Североатлантического договора (НАТО); Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК); Организация центрально-американских государств; Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), совещание которого заложило основу процесса разрядки международной напряженности, движения к более тесному общеевропейскому и мировому сотрудничеству.
Современные международные отношения развиваются также на фоне глобализации проблем и задач, стоящих перед человечеством. Особую опасность представляют региональные конфликты, угрожающие стабильности и прогрессу. Поэтому усиленное внимание со стороны мирового сообщества проявляется к локальным войнам; государствам, внутренняя нестабильность которых представляет угрозу миру; преступной деятельности отдельных государств, поддерживающих терроризм и наркобизнес.
Современные мировые процессы показывают, что решение многих проблем зависит от коллективных действий государств. Международное сообщество координирует свои действия в рамках и международных организаций и региональных, развивает партнерство и миротворчество. Интенсивно развивается международное сотрудничество по пути создания системы коллективной безопасности и надежных механизмов профилактики международных конфликтов.
2. Приоритеты внешней политики РК.
Важнейшая политика государства –
это его участие в
В своей внешнеполитической деятельности Р.К. исходит из следующих моментов: геополитического положения на стыке Европы и Азии; экономических и военно-политических интересов; существующего потенциала, который определяет место Казахстана в системе международных отношений как крупного регионального государства, заинтересованного в создании по периметру своих границ зоны добрососедства на принципах взаимной безопасности, уважения суверенитета и территориальной целостности.
Исходя из этих ориентиров Республика Казахстан провозгласила следующие принципы своей внешнеполитической деятельности:
- опора на собственные силы;
- разумная взвешенная
- развитие международных связей на основе справедливости и партнерства;
- урегулирование конфликтных ситуаций исключительно мирными средствами;
- неприменение оружия массового поражения;
- нерушимость границ;
- невмешательство во внутренние дела других государств;
- сохранение справедливого
- гарантии выполнения всех догов
- свертывание и сокращение
- поэтапное разоружение.
Сегодня, включившись в международные структуры экономического и политического взаимодействия, Казахстан решает следующие задачи: мобилизация инвестиций в экономику со стороны развитых государств, привлечение отдельных государств и международных организаций к оказанию содействия в решении экономических проблем, обеспечение выхода к мировым коммуникациям, ликвидация последствий экологических бедствий с помощью программы подготовки специалистов за рубежом; участие в информационном обмене, борьба с преступностью и терроризмом, обеспечение устойчивых контактов с ведущими международными политическими и финансовыми институтами.
3. Казахстан в системе международных отношений.
Принятие республики в члены ООН 2 марта 1992 года символизировало ее вхождение в мировое сообщество в качестве независимого государства.
Началось многостороннее сотрудничество и участие государства в МВФ, Всемирном банке и работе других учреждений.
Активно взаимодействует Казахстан с Программой Развития ООН (ПРООН) в области составления, координации и реализации программ помощи в особо важных для нашей страны сферах, таких как занятость, управление государством, управление иностранной помощью, консультативные услуги, обучение государственных служащих, энергетика, торговля, промышленность и горнодобывающая отрасль, Аральское море и другие. Казахстан полностью поддерживает миротворческую деятельность ООН.
Исходя из своего геополитического положения, полиэтноческого состава населения, особенностей экономического развития, Казахстан придает важное значение взаимоотношениям со станами СНГ, проводит политику интеграции с центрально-азиатскими государствами. Особое значение в этой связи придается отношениям с Российской Федерацией, Беларусью, Кыргызстаном, Узбекистаном. С Россией заключено более 200 договоров и соглашений, создано 160 казахстанско-российских предприятий, проводятся регулярные консультации.
Активно развиваются отношения Казахстана с Европейским союзом и НАТО и, такими государствами, входящими в это европейско-атлантическое сообщество, как ФРГ, Франция. С НАТО республика сотрудничает на основе индивидуальной программы Партнерство во имя мира“, осуществление которой предполагает совместное планирование и проведение учений с целью возможного осуществления миссии по поддержанию мира и гуманитарных операций, подготовку военных кадров. Вместе с государствами, входящими в НАТО, Казахстан участвует в создании Центразбата (центральноазиатского батальона Миротворческих сил ООН).
Казахстан выступает за обеспечение
мира и стабильности в Азии на основе
всестороннего сотрудничества, поэтому
активно включился в
В целом Казахстан, составной частью
мирового сообщества и включившись
в систему международных
Тема 18. Глобальные проблемы современности.
1. Возникновение и
особенности глобальных
Под глобальными проблемами понимаются такие аспекты жизни и развития человечества, которые возникли в результате деятельности людей, объединяют население Земли принципиальными связями, свидетельствуют о кризисности состояния тех или иных областей жизни общества. Это – проблемы экологического состояния жизни, сохранения мира, преодоления опасных болезней, обеспечения людей продовольствием, регулирование народонаселения, преодоления отсталости регионов и народов, ресурсообеспечения, освоения Мирового океана, использования космического пространства, сохранения общечеловеческой культуры и нравственных традиций.
Столетиями накапливались противоречия во взаимоотношениях людей с природой, нарастали их масштабы и острота. Критический момент наступил после Второй мировой войны, когда индустриализация набрала невиданные темпы. Причем наряду с позитивными для общества последствиями индустриальное развитие все более обостряло два тяжелейших негативных процесса: создание и совершенствование оружия массового уничтожения и быстрое разрушение природной среды.
Не менее негативным процессом стала гонка вооружений, которая продолжается на протяжении тысячелетий. Порох, динамит (как и многие другие средства войны) были величайшими достижениями, но одновременно и трагедией цивилизации. В войнах XVII века погибло 3,3 млн. человек, XVIII веке – 5,5 млн. человек,XIX веке – 16 млн. человек, XX век – вероятно около 100 млн. человек.
Впервые на современном научном уровне значимость глобальных проблем в судьбе человеческой цивилизации заметили и оценили ученые.
В 1972 году рядом ученых был опубликован большой доклад “Пределы роста”, как итог масштабных исследований. В этом докладе дается прогноз развития человечества исходя из мировых тенденций роста численности населения, объемов индустриального и аграрного производства, темпов разрушения окружающей среды. Выводы прогноза сводились к тому, что при сохранении существующих тенденций в течение ближайших ста лет наступит предел в развитии, начнется деградация и вполне вероятна катастрофа мировой системы.
Выделяют ряд принципиальных особенностей глобальных проблем.
Во-первых, они носят планетарный, общемировой характер, затрагивая жизненные интересы всех народов и государств.
Во-вторых, нуждаются в неотложных решениях, для чего требуются коллективные усилия всех государств, межгосударственных объединений, мирового сообщества.
В-третьих, вследствие неразрешенности они угрожают всему человечеству, ведут к регрессу, гибели цивилизации.
2. Международное сотрудничество в решении глобальных проблем.
Масштабность, долговременность существования, взаимозависимость глобальных проблем свидетельствуют о том, что разрешить их можно только на основе широкого международного сотрудничества.
Широкое международное сотрудничество в решении глобальных проблем выделяет ряд фундаментальных условий.
Первым фундаментальным условием является массовое осознание всей серьезности данных проблем для судьбы человечества.
Г. Дойли в книге “К обществу стабильности” предложил высокоразвитым странам перейти к стационарному характеру экономики и стабилизировать потребление, не наращивать объемы использования природных ресурсов. Он ориентировал их на развитие, обеспечивающее сбалансированность экономической и экологической систем.