Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 20:46, реферат
Описание работы
В истории изучения проблематики политического участия в нашей стране можно выделить два основных этапа — до и после 1991 г. В работах первого периода, написанных в традиционном для советского обществоведения ключе, данная проблематика получила некоторое косвенное освещение — в рамках исследований политической активности трудящихся и личности в социалистическом обществе. Политическое участие как элемент политического поведения нашло толкование в работах А.И.Ковлера, И.А.Маркеловой, В.В.Смирнова, посвященных критическому анализу исторических, политологических, социально-философских теорий Западной Европы и Америки[1].
Содержание работы
Введение............................................................................................................3 1. Понятие политического участия……………………………………………..5 2. Теории политического участия ………………………………………………8 3. Факторы политического участия ……………………………………………14 4. Типы политического поведения и участия…………………………………18 5. Политический протест как форма политического участия………………..23 6. Отчуждение как форма политического участия молодежи……………… 25 7. Основные тенденции политического участия в системе местного самоуправления…………………………………………………………….32 8. Есть ли нужда в политическом участии женщин?....................................42 Заключение ……………………………………………………………………..53 Список литературы………………………………………………………………55
3. Длительное существование,
жизнеспособность, готовность идти
на
жертвы во имя выживания и самосохранения
нации
Энергия, упорство, изобретательность,
восстановление численности населения
после катастрофических потерь
Расовое, этническое разнообразие.
Юридическое и фактическое равенство
Наций
Способность изменять режим,
подходящий для защиты независимости
и национальных ценностей
В обществе, в котором никак не удовлетворяются наиболее основные потребности индивидов, общественно-политическое поведение
и участие обусловливается вовсе не стремлением осуществить собственные ценности и интересы, достигнуть каких-либо гуманных целей, а раздраженными общественно-финансовыми нуждами и необходимостью в общественной и правовой защищенности. Так, к примеру, в России социологи отмечают самую большую обеспокоенность жителей невысокой степенью жизни и проблемами безопасности. Соответственно, и вовлечение в политику многих отечественных людей совершается под девизами повышения
жизненного степени, общественной охраны, борьбы с преступностью, которые отображают недовольство двух низших нужд.
В современной политологии
широко распространены объяснения
изменений политического поведения
в западном обществе на основе
концепции Р. Инглхарта. Согласно
ее положениям, в стабильном,
экономически развитом обществе, в
котором удовлетворены основные материальные
потребности людей, происходит трансформация
системы требований и притязаний. На
передний план выходят потребности
в улучшении качества
жизни, экологии, большей
включенности личности в процесс
принятия решений на местном
уровне, преодолении бюрократизма
и безличности власти, гармонизации
социальных отношений и т.п. Объяснение
феномена новых массовых движений
- молодежных, “неформальных”, экологических,
пацифистских и т.п. - строится,
исходя из концепции формирования
новых постматериальных
потребностей постиндустриального общества.
3. Теории социальных факторов
политического участия.
В рамках этих теорий
исследуются взаимосвязь и влияние
на политическое участие таких
факторов, как институализация, уровень
социально-экономического равенства
и возможности социальной мобильности,
стабильность и др. Так, С. Липсет и
Д. Лернер предложили две модели взаимосвязи
политического участия с другими
факторами - либеральную и популистскую.
Первая модель действует главным
образом в странах либеральной
демократии, вторая описывает
политические процессы и участие в развивающихся
странах.
Согласно либеральной
модели, динамичное социально-экономическое
развитие обусловливает
сглаживание социального
неравенства, а, следовательно, обеспечивает
укрепление политической стабильности.
Оба фактора оказывают влияние на демократический
характер политического участия (направленность
на укрепление, развитие
демократической политической
системы; институциализация политической
деятельности и т.п.).
При построении популистской модели отталкиваются в большей степени из конфигураций непосредственного (неинституциализированного) участия, сосредоточенного в переназначение материальных благ и собственности. Усиление подобного участия мешает экономической модернизации, усугубляет общественные требование финансового формирования, ведет к подрыву общественно-политической устойчивости. Незаконченные задачи накапливаются, повышаячисло условий (и вызывающих), предъявляемых общественно-политической концепции, а означает, увеличивается и общественно-политическое содействие. Область становиться замкнутой. В следствии общественно-политическое содействие никак не проводит к укреплению политической системы, удовлетворению интересов разных общественных групп, а только подрывает общество и политическую систему, мешая общественной и финансовой модернизации. Популистская форма плотно сопряжена с подобными действами, равно как упадок участия в модернизирующихся обществах.
Взаимосвязь политического
участия и нестабильности в
развивающихся странах была проанализирована
С.Хантингтоном в книге “Политический
порядок в меняющихся обществах.
По мнению Хантингтона,
обеспечение стабильности
в условиях
модернизирующегося авторитаризма
требует ограничения роли политического
участия масс, в противном случае
надежность институтов будет
подорвана. Парадокс же заключается в
том, что неудовлетворенность
(фрустрация) масс своим положением,
дефицит существующей в
обществе вертикальной и
горизонтальной мобильности неизбежно
увеличивают массовые запросы
на участие в политическом процессе.
В свою очередь, уровень
социальной фрустрации повышается
в связи с ростом
социальной мобилизации
и усугублением экономической ситуации.
“Взятые в целом, урбанизация, растущая
грамотность, образование и
влияние СМИ, являющиеся
детерминантами социальной мобилизации,
дают толчок росту стремлений и
массовых ожиданий, которые не будучи
своевременно удовлетворенными, оформляют
индивидуальные и групповые претензии
политически. В отсутствии
сильных и достаточно адаптивных
политических институтов
такой взлет участия
означает нестабильность и насилие”
Таким образом,
условиями политического участия,
не подрывающего
стабильность политической
системы, являются:
высокая степень
институционализации, которая
позволяет ввести политическую
активность в рамки норм, процедур
и законов; низкая степень социальной
фрустрации масс; интенсивная
вертикальная и горизонтальная
мобильность; уменьшение мобильности
и активизация экономического развития[6].
3. Факторы политического
участия
Степень и характер включения
личности в политическую
жизнь
непосредственно определяется
значимыми для нее причинами, факторами
участия. Последние крайне разнообразны
и напрямую связаны с ролями, которые
индивиды играют в политической жизни.
«Роль», по Г. Алмонду -
это разновидность («часть») политической
деятельности, свидетельствующая о
том, что индивид может быть избирателем,
активистом партии, членом парламента
и т.д. И при этом каждая
политическая роль имеет свою
функциональную нагрузку, предполагающую
соответствующие возможности
и обязательства (ответственность)
личности перед государством (партией,
обществом).
Понимание факторов политического
участия играет принципиально важную
роль в толковании его природы и роли индивида
в политике. В самом общем плане
факторы политического участия традиционно
рассматриваются через два его
глобальных механизма: принуждение,
которое делает упор на действии
внешних по отношению к индивиду сил, в
том числе на разумность
власти и ограниченность необходимых
для самостоятельного участия в политике
свойств индивида (Т. Гоббс), а также интерес,
который, напротив, ориентируется
на внутренние структуры действия индивида
и сложную структуру личности
(А. Смит, Г. Спенсер).
Так, в XIX
в. основное внимание уделялось
над личностным, объективным факторам,
например, наличию институтов,
тем или иным социально-экономическим
условиям жизни людей, духовной атмосфере
общества и другим аналогичным
показателям, которые должны были дать
исчерпывающий ответ на вопрос
о том, что заставляет человека включаться
в отношения с публичной властью.
В своих крайних формах эта
социальная детерминация растворяла
личность в общественных отношениях, делала
ее безликим исполнителем воли
класса, нации, государства.
В нынешнем же столетии, наряду
с признанием определенного
значения общественных норм и институтов,
основной акцент делается главным образом
на субъективные факторы,
на характеристику индивидуальных
воззрений, психологические состояния
конкретных лиц, наконец, на культурные
традиции и обычаи населения. Сложилась
даже парадигма «автономного человека»
(А. Горц, О. Дебарль), основывавшаяся
на признании несовпадения публичных
норм и институтов с мотивациями
конкретной личности, что якобы
обусловливает принципиальную неспособность
науки адекватно раскрывать подлинные
причины политического участия личности.
Такая гиперболизация индивидуального
начала превращает политику в
совокупность спорадических, случайных
поступков личности.
В нынешней политической мысли установлено отличать посылы (условия) и факторы (прямые причины, обусловливающие воздействия индивидуума) политического участия. К первым принадлежат вещественные, политико-правовые, социокультурные и информативные взаимоотношения и структуры, которые формируют более обширную сферу для разныхпроявлений индивидуальной активности. В пределах данной среды формируются те основные предпосылки, к которым возможно отнести макро- (умение страны к принуждению,благосостояние, пол, возраст, род занятий) и микрофакторы (культурно-образовательный уровень человека, его религиозная принадлежность, психологический тип и т.д.) политического участия. Любой фактор способен проявлять главное воздействие на те или другие формы общественно-политического участия людей, всвязи от временных и пространственных обстоятельств их жизни. Однако максимальное значение в науке придается эмоциональным состояниям личности, к примеру, ощущению угрозы собственному общественному положению (Г. Лассуэлл); целесообразному осознанию собственных интересов и покорению нового статуса (А. Лэйн); желанию жизненного успеха и социального признания (А. Доунс); осмыслению общественного долга и осуществлении личных прав, боязни за самосохранение в социальной системе и т.д.
В сочетании различных факторов
и предпосылок выявлены определенные
зависимости. Например, данные разнообразных
и долголетних социологических
наблюдений показывают, что чем богаче
общество, тем больше оно открыто
к демократии и способствует более широкому
и активному политическому участию
граждан. Более образованные граждане
чаще других предрасположены к
участию в политической жизни,
у них сильнее развито
чувство восприятия эффективности
своего участия, и чем больше
у таких людей доступ
к
информации, тем больше вероятности,
что они будут политически активными
(В. Кей).
Вместе с тем исследование политических процессов в демократических государствах обнаружил и то, что безучастие считается признаком не только пассивности или уверенностиграждан в том, что их голос ничто не поменяет, но и уважения и доверия людей к собственным представителям. Так, во многих демократических государствах Запада большие способности контролирования общественности за правящими кругами, традиции общественной критики действий властей в СМИ, подбор безупречно подготовленных лиц с целью руководства и управления уменьшает уровня ежедневной вовлеченности людей в политический процесс. Другими словами, в обстоятельствах большой гарантированности своих политических и гражданских прав люди крайне рационально относятся к формам участия в политике, доверяя правящим кругам реализовывать повседневные функции согласно управлению страной и обществом и сохраняя за собою возможность контролирования и оценки их работы на выборах и референдумах.
Одновременно политическая
практика XX в. дала и множество
примеров «кризиса личности в политике»,
выражающегося в распространении
насилия и террора или таких явлений,
как коррупция, неповиновение граждан
закону и т.д. Широкое распространение
и воспроизводство таких форм
политического участия многие ученые
связывают с кризисом
базовых демократических ценностей,
нарастанием интенсивности жизни в
крупных городах, негибкостью политических
форм для самовыражения все
более усложняющейся личности,
нарастанием отчужденности индивида,
кризисом прежних форм его договора
с государством и т.д.[5].
4. Типы политического
поведения и участия
Политическое поведение - это
совокупность реакций социальных субъектов (социальных,
общностей, групп, личностей
и т.п.) на деятельность политической
системы. Политическое поведение
можно подразделить на политическое
участие и абсентеизм.
Политическое участие
- это влияние граждан на
функционирование
политической системы,
формирование политических институтов
и процесс выработки политических
решений. Американские политологи С.
Верба и Н. Ни подчеркивают, что
политическое участие - это прежде
всего инструментальная активность,
посредством которой граждане пытаются
влиять на правительство таким
образом, чтобы оно предпринимало желаемые
для них действия”.