Понятие политического участия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 20:46, реферат

Описание работы

В истории изучения проблематики политического участия в нашей стране можно выделить два основных этапа — до и после 1991 г. В работах первого периода, написанных в традиционном для советского обществоведения ключе, данная проблематика получила некоторое косвенное освещение — в рамках исследований политической активности трудящихся и личности в социалистическом обществе. Политическое участие как элемент политического поведения нашло толкование в работах А.И.Ковлера, И.А.Маркеловой, В.В.Смирнова, посвященных критическому анализу исторических, политологических, социально-философских теорий Западной Европы и Америки[1].

Содержание работы

Введение............................................................................................................3
1. Понятие политического участия……………………………………………..5
2. Теории политического участия ………………………………………………8
3. Факторы политического участия ……………………………………………14
4. Типы политического поведения и участия…………………………………18
5. Политический протест как форма политического участия………………..23
6. Отчуждение как форма политического участия молодежи……………… 25
7. Основные тенденции политического участия в системе местного
самоуправления…………………………………………………………….32
8. Есть ли нужда в политическом участии женщин?....................................42
Заключение ……………………………………………………………………..53
Список литературы………………………………………………………………55

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 132.27 Кб (Скачать файл)

К политическому участию относятся действия по делегированию полномочий (электоральное  поведение);  активистская деятельность,   направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение  митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп  интересов.

В самом общем виде многообразие форм и  разновидностей  политического участия зависит от определенных  свойств  действующего  индивида,  характера режима  правления,  а   также   от   конкретной   ситуации.   Соответственно американские политологи С. Верба и Л. Пай выделяют  следующие  разновидности политического участия: пассивные  формы  политического  поведения  граждан; участие людей только в выборах представительных органов власти или только в решении  местных  проблем;   политические   действия   активных   участников предвыборных    кампаний;     деятельность политических активистов, распространяющих свою активность на  всю  сферу  политики;  профессиональные действия политиков.

Другой американский ученый Милбэрт разделяет  формы  политического участия   на   «активные»   (руководство   государственными   и партийными учреждениями, деятельность  кандидатов  в  представительные  органы  власти, организация  предвыборных  кампаний  и  т.п.),  промежуточные   (участие   в политических  собраниях,   поддержка   партий   денежными   пожертвованиями, контакты  с  официальными  лицами  и   политическими   лидерами   и   т.д.), наблюдательные  (ношение  на  демонстрациях  транспарантов,  попытки  других граждан  вовлечь  кого-либо  в  дискуссии  и  т.д.)  и,  наконец,   выделяет «апатичное» отношение граждан к политике.

В самом общем виде отличают мобилизованное и автономное политическое  участие. Первое определяет те формы вовлечения индивидуума в политику,  которые  отталкиваются  от власти,  страны,  органов  принуждения,  формирующих  требование  для  втягивания  личности  в  политические  взаимоотношения помимо её воли. Таким образом,  политическое  участие не считается  тем  инструмент, с помощью  которого  люди  стремятся  воздействовать «на правительство таким образом, чтобы оно предприняло  нужные  для  них  действия». Таким образом, индивид  вводится  в  политическую  жизнедеятельность,  делаясь  заложником  воли  лидеров,  властей, их  искусства  манипулировать  людьми.  Разновидности автономного политического  участия,  наоборот,  показывают  воздействия,  которые  индивид  предпринимает, во-первых, без помощи других,  обращаясь  к политическим формам защиты собственных интересов, а  во-вторых,  столь  же  автономно  подбирая  формы  и каналы проявления собственной инициативности. В  данном смысле  политическое  участие более подробно отвечает собственной природе  и  сущности  как  инструменту разрешения индивидуальных проблем.

Рассмотрим более подробно некоторые типы политического участия.

К наиболее распространенному типу относится  электоральное  поведение. На  его  направленность  оказывает  влияние   прежде   всего   идентификация конкретного  избирателя  с  определенной  социальной  группой  или  партией. Психологическая  близость  к   группе   ограничивает   спектр   политических ориентации и альтернатив, упрощая политический выбор.

Многочисленные исследования показали, что на предпочтения  избирателей влияет множество факторов (пол,  возраст,  конфессиональная  принадлежность, особенности первичной социализации и др.),  но  существуют  некоторые  общие тенденции поведения отдельных электоральных групп. Так,  мужчины,  в  целом, гораздо более активнее женщин участвуют  в  выборах.  Образованные  граждане демонстрируют  высокую  степень  политического   участия   в   избирательном процессе. Лица в возрасте от 35 до 55 лет  более  активны,  нежели  молодежь или  лица  пожилого  возраста.  Влияние  на  активность  оказывают  семейное положение и членство  в  каких-либо  организациях.  Взгляды  и  предпочтения женщин более консервативны, нежели у мужчин. Замужние  неработающие  женщины часто  придерживаются  политических  установок  своих  мужей.   Молодежь   в определенной степени тяготеет к радикализму  и  охотно  отдает  свои  голоса тем, кто обещает скорые перемены. Ее избирательные ориентации  расходятся  с ориентациями  большинства  общества,  а  уровень   активности   относительно невысок. Люди пожилого возраста тяготеют к левым партиям.

Безусловно,  вышеперечисленные  тенденции   не   абсолютны.   Зачастую избиратель под влиянием сиюминутных настроений  и  впечатлений  стремительно меняет свои ориентации и предпочтения. Не случайно  некоторые,  не  лишенные чувства  юмора,   политологи   сравнивают   характер   среднестатистического избирателя с характером женщины.

Политическому участию противостоит такой тип  политического  поведения как  абсентеизм.  Под  абсентеизмом  понимается  уклонение  от   участия   в политической  жизни  (в   голосовании,   избирательных   кампаниях,   акциях протеста, деятельности партий, групп интересов и т.п.),  утрата  интереса  к политике и политическим нормам,  т.е.  политическая  апатия.  Абсентеистский тип поведения существует в любом обществе, однако  его  рост,  равно  как  и рост доли апатичных людей, свидетельствует о серьезном кризисе  легитимности политической системы, ее норм и ценностей.

К  причинам, обусловливающим  абсентеизм,  принадлежат:  преобладание  у личности  норм  субкультуры  при  почти  абсолютном вытеснении  общепризнанных  норм  культуры. Вследствие человек воспринимает мир,  находящийся  за рамками “своей”  субкультуры  как чуждый  и/или  иллюзорный.  Большая  степень  удовлетворение собственных интересов также может осуществлять  к  утрате  интереса  к  политике. С  точки  зрения  некоторых политологов, умение личности без помощи других  одолевать  со  своими  трудностями,  индивидуальным  способом защищать собственные интересы  может  порождать  ощущение  ненужности  политики  и,  напротив, угроза  своим  интересам  со  стороны наиболее могущественных групп порождает стремление прибегнуть к политике как средству отстаивания и  защиты  собственных  интересов. Политическая апатия может происходить из чувства своей слабости перед лицом сложных проблем, сомнения к политическим институтам, ощущения невозможности хоть как-то воздействовать на процесс выработки и принятия  решений. Абсентеизм может быть обусловлен распадом групповых норм,  утратой личностью чувства принадлежности  к  какой-либо общественной  группе, а,  следовательно, целей  и ценностей  социальной  жизни, отсутствием взглядов о связи политики с  частной  жизнью.  Абсентеизм  в  огромной  степени прослеживается  у  молодого поколения,  представителей разных субкультур, лиц с невысоким уровнем образования.

В современной  России  доля  политически  апатичных  людей  в  составе населения достаточно велика. Это обусловлено  кризисом  массового  сознания, конфликтом  ценностей,  отчуждением  большинства  населения  от   власти   и недоверием к ней,  политико-правовым  нигилизмом  и  сохранением  устойчивой веры в “чудесное” пришествие великого  харизматического  лидера.  Абсентеизм определенной  части  российского  общества  в  значительной  мере  результат крушения мифа о скорейшем вхождении в круг высокоразвитых стран  и  ожиданий “экономического чуда”.

Роль абсентеизма в современном  российском  обществе  неоднозначна.  С одной  стороны,  именно  абсентеизм  является чуть  ли  не  единственным стабилизирующим фактором  в  обществе,  в  котором  отсутствуют  эффективные механизмы мирного разрешения социальных и политических конфликтов. С  другой - существует  опасность,  что  при  определенных  условиях  возможен  резкий переход от абсентеизма к радикальным формам политического поведения.

Именно  поэтому  в  России  актуальной  остается  проблема  приобщения большей  части  населения  к  политике  через   институализированные   формы участия[5,6].

 

 

 

          

 

5. Политический протест как форма политического участия

Особое значение для государства имеют протестные  формы  политического участия населения. Политический  протест  представляет  собой  разновидность негативного  воздействия  индивида  (группы)  на  сложившуюся   в   обществе политическую ситуацию или конкретные действия властей, затрагивающие его.

К наиболее распространенным источникам  политического  протеста,  как правило, относятся: слабая приверженность граждан господствующим в  обществе ценностям,  психологическая   неудовлетворенность   сложившимся   положением вещей, а также  отсутствие  должной  чуткости  властей  к  текущим  запросам населения.

Однако политический протест возникает не только там, где имеют  место неэффективные  действия  государства,  как   такового,   но   и   там,   где наличествует тот человеческий «материал», который способен к спонтанным  или осознанным  оппонирующим  власти  действиям.  Не  секрет,  что,  к  примеру, российское население отличается долготерпением, повышенным привыканием  даже к невыносимым политическим и  социально-экономическим  условиям  (длительным невыплатам заработной платы, подавлениям демократических свобод и  т.д.).  В то же время в  других  странах  граждане  более  активно  и  целенаправленно пытаются  корректировать  неудовлетворяющие их аспекты государственной политики.

В  государствах  любого  типа  политический   протест   протекает   в

конвенциональных (в  виде  разрешенных  властями  демонстрациях,  пикетах  и прочих  акциях)  и  неконвенциональных   формах   (деятельность   подпольных политических партий, запрещенные шествия и т.д.).  В  этом  смысле  основная опасность  протеста  состоит  в  том,   что   он   способен   к   нарастанию интенсивности и переходу к неконвенциональным,  неконституционным  (особенно революционным) формам, связанным с прямым применением силы  населением  (или его отдельными группами). Для того  чтобы  придать  протесту  цивилизованную форму, в  демократических  государствах   обеспечивается   свобода   слова, формируется   институт   оппозиции,   который   представлен    деятельностью неправительственных партий и движений. В ряде стран оппозиция  даже  создает «теневые» правительства, которые постоянно  оппонируют  правящим  структурам по всем важнейшим  политическим  вопросам,  публикуя  собственные  оценки  и прогнозы, планы и программы решения тех или иных проблем.

Крайней формой неконвенционального  политического  протеста  является политический терроризм, цель которого — физическое уничтожение  политических деятелей,  проведение  силовых   символических   акций   возмездия   режиму, постоянное  провоцирование  взрывной  ситуации  в  стране.   В   современной политической истории  известны  многочисленные факты убийств президентов, депутатов парламента и кандидатов в представительные органы,  представителей различных органов власти, повлекшие массовые  жертвы  захваты  заложников  и взрывы в общественных местах. Помимо террористических организаций (типа  палестинской  организации, У. Бен Ладена, итальянских «Красных бригад», организации басков  в  Испании, ряда  формирований  чеченских  боевиков  и   др.)   такого   рода   действия систематически практиковали, особенно в годы «холодной войны», и  спецслужбы отдельных стран,  организуя  покушения  на глав государств или отдельных недружественных политиков.  В  настоящее  время  на   международной   арене существуют даже отдельные политические режимы (Ливия,  Ирак,  Иран  и  др.), которые  в  определенные  периоды   своей   истории   открыто   поддерживали (поддерживают) террористические приемы в политических отношениях  с  другими странами.

Однако какими бы целями ни оправдывался политический терроризм, он был и остается одним из тяжелейших политических преступлений.  Поэтому  проблема борьбы  с  терроризмом  международным  сообществом   признается   одной   из приоритетных[5].

6. Отчуждение как форма политического участия молодежи

В каждом государственно организованном обществе  складывается  та или иная вовлечённость его  представителей  в  политику.  Теоретики  и  практики достаточно    хорошо    проанализировали    причины     данного     явления, систематизировали   формы   политического   участия   граждан,    дали    им исчерпывающую характеристику.

Тем не менее, хотелось бы ещё раз обратиться к проблеме  политического отчуждения,  которое,  являясь   крайней   формой   политического   участия, выступает одним из факторов нестабильности социосферы в целом.

Наиболее видным представителем  социально-философской  и  политической мысли, достаточно подробно  изучившим  феномен  отчуждения,  считается  Карл Маркс. Фундаментальной основой построенной им "теории  отчуждения"  являются философские взгляды Г.В.Ф. Гегеля, во многом  определившего  стиль  и  метод научного мышления К. Маркса. Не менее значимыми для К. Маркса стали  научные взгляды  М.  Гесса,  который  впервые  соотнёс   отчуждение   с   различными социальными явлениями, считая, что  над  человеком  в  отчуждённой  форме  в религии господствует бог, в экономике деньги, а в  политике  государственная власть.

Информация о работе Понятие политического участия