Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 20:46, реферат
Описание работы
В истории изучения проблематики политического участия в нашей стране можно выделить два основных этапа — до и после 1991 г. В работах первого периода, написанных в традиционном для советского обществоведения ключе, данная проблематика получила некоторое косвенное освещение — в рамках исследований политической активности трудящихся и личности в социалистическом обществе. Политическое участие как элемент политического поведения нашло толкование в работах А.И.Ковлера, И.А.Маркеловой, В.В.Смирнова, посвященных критическому анализу исторических, политологических, социально-философских теорий Западной Европы и Америки[1].
Содержание работы
Введение............................................................................................................3 1. Понятие политического участия……………………………………………..5 2. Теории политического участия ………………………………………………8 3. Факторы политического участия ……………………………………………14 4. Типы политического поведения и участия…………………………………18 5. Политический протест как форма политического участия………………..23 6. Отчуждение как форма политического участия молодежи……………… 25 7. Основные тенденции политического участия в системе местного самоуправления…………………………………………………………….32 8. Есть ли нужда в политическом участии женщин?....................................42 Заключение ……………………………………………………………………..53 Список литературы………………………………………………………………55
В целом же констатация больших
возможностей мужчин, по сравнению
с женщинами, для участия в политической
жизни обусловлена, скорее всего,
пониманием и оценкой того факта,
что политика в современной
России в значительной степени
предполагает использование властных,
финансовых и административных ресурсов.
Поскольку они сконцентрированы,
в основном, в руках мужчин,
то соответственно их возможности
оцениваются женщинами гораздо
выше.
Неравенство ресурсов, в свою
очередь, ставит женщин в неравные
условия в конкурентной политической
борьбе. Возможно поэтому те
немногочисленные женщины, которым удается
выигрывать в этой борьбе, зачастую
демонстрируют личные и профессиональные
качества, далеко не всегда вызывающие
позитивные чувства. Вследствие этого
многие женщины крайне настороженно
относятся к женщинам– профессиональным
политикам. В частности, большинство
россиянок
крайне скептически относятся
к возможности избрания Президентом
России женщины. Такую возможность допускают
как желательную лишь 36,8% опрошенных
женщин, тогда как мужчину на посту Президента
России предпочли бы видеть
61,2% россиянок.
Другое дело – локальный политический
уровень, связанный с решением
конкретных социальных проблем, где
роль женщины видится несколько
более предпочтительной, нежели мужчины.
Так, 51,8% предпочли бы для решения своих
личных проблем обратиться к местному
политику и администратору в
лице женщины и 45,7% – в лице мужчины. По
всей видимости, женщины-чиновники
на среднем и низовом уровне рассматриваются
самими женщинами как обладающие
качествами, более подходящими для выполнения
этой работы, – терпеливостью, вниманием,
меньшей коррумпированностью, а
главное – пониманием
тех житейских проблем, которые
волнуют женщин и которые
не всегда представляется удобным
и возможным обсуждать с
мужчинами. Особенно отчетливо
это видно на оценках
наиболее благополучных
и наименее благополучных респонденток.
К женщинам обратятся скорее те,
у кого есть серьезные проблемы
в семейных отношениях и в материальной
обеспеченности (см. табл. 4).
Таблица 4 - К кому из представителей
местных органов власти (мужчине
или женщине) предпочтут обратиться для
решения личных проблем респондентки
с разным уровнем удовлетворенности материальным
обеспечением и отношениями в семье,
в %
К кому обратятся
Оценка своего положения
Материально обеспечены
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
К мужчине
49,6
46,2
43,9
К женщине
48,2
51,4
53,6
Оценка отношений в семье
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
К мужчине
47,9
44,3
37,1
К женщине
49,3
53,7
60,8
Итак, большинство женщин рассматривают
политику в масштабах страны в целом
либо как совместную
деятельность, либо как
деятельность преимущественно мужскую.
Вычленение из нее
«женского» аспекта не представляется
продуктивным. Не случайно
фракция «Женщины России»,
поставившая задачу обрести
свой электорат и сформулировать
«женскую повестку дня», так и не сумела
приобрести самостоятельного политического
лица и закрепиться в последующих
составах Государственной Думы.
Это в значительной степени
связано с тем, что идейно-политические
симпатии представителей разного пола,
как правило, свидетельствуют
об отсутствии
значимых различий по половому
признаку: они примерно в одинаковой
пропорции делятся на правых и левых, центристов
и радикалов. С такой точки
зрения представляется оправданным,
что действующим законодательством
не разрешается создавать партии
по половому, национальному
и религиозному признаку. В то же время
остаются возможности для участия
в политике в рамках существующего
партийно-политического спектра,
а также самоорганизации
женщин для решения социальных и гуманитарных
задач, в чем сегодня имеется одновременно
и большая потребность, и существенный
дефицит.
Следует подчеркнуть, что «успешные
женщины» в большей степени готовы
делегировать политические права и ответственность
мужчинам. Так, среди тех женщин,
которым удалось создать счастливую семью,
предпочли бы видеть на посту
президента мужчину (женщину) соответственно
65,9% (33,0%), а те, кто «поставил крест»
на возможности создания счастливой семьи
– соответственно 54,1% на 43,2%.
Примерно та же картина наблюдается
и в отношении материального
фактора, хотя на первый взгляд
это противоречит тому, что женщины
высокодоходных групп активнее в политическом
отношении и, казалось бы, в
большей степени должны
доверять женщинам-политикам,
включая перспективу избрания на самый
высший пост – Президента России. Однако
этого не происходит. Женщины из высокодоходных
групп в 2 раза чаще предпочитают
видеть на посту президента мужчину, чем
женщину, тогда как среди
бедных этот разрыв не столь значителен,
хотя также имеет место (см. табл. 5).
Таблица 5 - Готовность видеть
в качестве Президента России
мужчину или женщину в зависимости
от уровня материального благосостояния
опрошенных, в %
Президент
Группы по доходу
Бедные
Низкодоходные
Среднедоходные
Высокодоходные
Мужчина
52,6
57,1
65,1
64,7
Женщина
46,8
40,6
33,7
31,7
На наш взгляд, сказанное
выше объясняется тем, что
женщина, имеющая нормальную и счастливую
семью, а также устойчивые источники
материального благосостояния, привыкла
больше доверять мужчине, чем менее
благополучные как в материальном, так
и в личном плане, женщины.
Интересно и то, что женщины
не разделяют точку зрения, что
при той
загрузке, которую они сейчас
имеют на работе и дома, им лучше
вообще не участвовать в общественной
и политической жизни, - 30,3% всех
опрошенных женщин, тогда как 41,6% категорически
с этим не согласны. Женщины выступают
за перераспределение ролей в рамках внутрисемейных
отношений с тем, чтобы все
желающие имели возможность
совмещать заботы по дому
и семье с полноценным участием
в общественной и политической жизни.
Подавляющее число россиянок (68,0% против
10,5%) настаивают именно на этом,
независимо от своего семейного положения
(см. табл. 6).
Таблица 6 - Суждения о работе
женщин на ответственных постах в
зависимости от семейного положения опрошенных,
в%
Суждения
Семейное положение
Замужем
Не замужем
Всего
Работа на ответственных постах
требует большой самоотдачи. Ее трудно
совмещать с заботами по дому и семье,
поэтому лучше не привлекать
женщин массово к этой деятельности
Согласны
33,0
25,7
30,3
Не согласны
41,5
43,2
41,6
Трудно сказать
25,5
31,1
28,1
Работа на ответственных постах
требует большой самоотдачи. Ее трудно
совмещать с заботами по дому и семье,
поэтому надо создать для женщин такие
условия дома, чтобы все желающие могли
успешно работать в этих сферах
Согласны
68,4
67,8
68,0
Не согласны
10,2
10,1
10,5
Трудно сказать
21,4
22,1
21,5
Иначе говоря, женщинам нужен
крепкий тыл. И если он есть, то никаких
проблем с общественной деятельностью
у них, как правило, не возникает.
А главное, женщины в этом случае не
требуют каких-то особых привилегий
и преференций со стороны общества и государства.
Это, в частности, выражается
в сдержанной оценке россиянками
идеи
квотирования представительства
женщин в исполнительных и
законодательных органах власти,
продвигаемой в последнее
время некоторыми женскими
организациями и отдельными политиками.
Так, за введение квот, например,
в Государственной Думе и
Правительстве РФ, на
уровне, примерно соответствующем
распределению мужского и
женского населения страны,
высказывается соответственно 24,1% и
20,6% опрошенных женщин, тогда
как число убежденных, что такого
рода соотношение не имеет
принципиального значения, насчитывает
свыше 40% женщин (см. табл. 7).
Таблица 7 - Желательная
доля женщин в Государственной
Думе ФС РФ и Правительстве РФ,
в %
Орган власти
Женщин должно быть
Не более 10
Не менее 25
Не менее 50
Соотношение мужчин и женщин
не имеет
значения
Государственная Дума ФС РФ
10,2
22,3
24,1
43,4
Правительство РФ
13,6
21,4
20,6
44,4
Причем, при ответах на данный
вопрос просматривается та же тенденция,
хотя и менее выраженная, что и
на вопрос о гипотетической
возможности выбора женщины-президента
страны: женскую солидарность,
выражаемую в поддержке идеи квотирования,
в большей степени высказывают менее успешные
и менее обеспеченные женщины. И
наоборот, группа высокодоходных,
в целом благополучных, в том числе
и в личном плане, женщин, демонстрирует
скепсис в отношении этой идеи, и
соответственно считает, что
соотношение числа мужчин и женщин
в органах власти принципиального
значения не имеет. Так, среди
оценивающих отношения в семье на «хорошо»
почти в два раза больше
тех, кто не поддерживает идею
квотирования по половому признаку
мест в Государственной Думе (43,7% против
23,0% считающих, что не менее половины
мест должно быть отдано женщинам). Среди
тех же, кто оценивает отношения
в семье как плохие, в соотношении 38,1% против
32,0% эту идею поддерживают. Любопытно,
что, когда речь заходит об
исполнительной власти, то даже
женщины из неблагополучных семей
не столь настойчивы в подобного
рода требованиях. Лишь около трети женщин,
оценивающих свое семейное положение
как неудовлетворительное, заявляют о
необходимости иметь и в правительстве
«женскую фракцию» на
уровне не менее 50% от
его состава. Также
дифференцируются позиции
женщин на этот счет в
зависимости от уровня материального
благосостояния (см. табл. 8).
Таблица 8 - Желательная
доля женщин в Государственной
Думе ФС РФ и Правительстве
РФ в зависимости от уровня
материального благосостояния респонденток,
в %