Понятие политического участия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 20:46, реферат

Описание работы

В истории изучения проблематики политического участия в нашей стране можно выделить два основных этапа — до и после 1991 г. В работах первого периода, написанных в традиционном для советского обществоведения ключе, данная проблематика получила некоторое косвенное освещение — в рамках исследований политической активности трудящихся и личности в социалистическом обществе. Политическое участие как элемент политического поведения нашло толкование в работах А.И.Ковлера, И.А.Маркеловой, В.В.Смирнова, посвященных критическому анализу исторических, политологических, социально-философских теорий Западной Европы и Америки[1].

Содержание работы

Введение............................................................................................................3
1. Понятие политического участия……………………………………………..5
2. Теории политического участия ………………………………………………8
3. Факторы политического участия ……………………………………………14
4. Типы политического поведения и участия…………………………………18
5. Политический протест как форма политического участия………………..23
6. Отчуждение как форма политического участия молодежи……………… 25
7. Основные тенденции политического участия в системе местного
самоуправления…………………………………………………………….32
8. Есть ли нужда в политическом участии женщин?....................................42
Заключение ……………………………………………………………………..53
Список литературы………………………………………………………………55

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 132.27 Кб (Скачать файл)

 

 

В целом же констатация больших возможностей  мужчин,  по  сравнению  с женщинами, для участия  в  политической  жизни  обусловлена,  скорее  всего, пониманием и оценкой  того  факта,  что  политика  в  современной  России  в значительной  степени  предполагает  использование  властных,  финансовых  и административных ресурсов. Поскольку они  сконцентрированы,  в  основном,  в руках  мужчин,  то  соответственно  их  возможности  оцениваются   женщинами гораздо выше.

Неравенство ресурсов, в свою очередь, ставит женщин  в  неравные  условия  в конкурентной  политической  борьбе.  Возможно  поэтому  те  немногочисленные женщины, которым удается выигрывать в этой  борьбе,  зачастую  демонстрируют личные и профессиональные качества, далеко не всегда  вызывающие  позитивные чувства. Вследствие этого многие женщины  крайне  настороженно  относятся  к женщинам– профессиональным  политикам.  В  частности,  большинство  россиянок

крайне скептически  относятся  к  возможности  избрания  Президентом  России женщины. Такую возможность допускают как желательную лишь  36,8%  опрошенных женщин, тогда как мужчину на посту Президента  России  предпочли  бы  видеть 61,2% россиянок.

Другое дело – локальный политический  уровень,  связанный  с  решением конкретных социальных проблем, где  роль  женщины  видится  несколько  более предпочтительной, нежели мужчины. Так, 51,8% предпочли бы для решения  своих личных проблем обратиться  к  местному  политику  и  администратору  в  лице женщины и 45,7% – в лице мужчины. По всей  видимости,  женщины-чиновники  на среднем и низовом уровне рассматриваются  самими  женщинами  как  обладающие качествами, более подходящими для выполнения этой работы,  –  терпеливостью, вниманием,  меньшей  коррумпированностью,  а  главное   –   пониманием   тех житейских  проблем,   которые   волнуют   женщин   и   которые   не   всегда представляется  удобным  и  возможным  обсуждать   с   мужчинами.   Особенно отчетливо  это  видно  на  оценках   наиболее   благополучных   и   наименее благополучных респонденток. К женщинам обратятся  скорее  те,  у  кого  есть серьезные проблемы в семейных отношениях  и  в  материальной  обеспеченности (см. табл. 4).

 

Таблица 4 - К кому из представителей местных  органов  власти  (мужчине  или женщине) предпочтут обратиться для решения  личных  проблем  респондентки с разным уровнем удовлетворенности материальным обеспечением и  отношениями  в семье, в %

К кому обратятся

Оценка своего положения

Материально обеспечены

Хорошо

Удовлетворительно

Плохо

К мужчине

49,6

46,2

43,9

К женщине

48,2

51,4

53,6

Оценка отношений в семье

 

Хорошо

Удовлетворительно

Плохо

 

К мужчине

47,9

44,3

37,1

К женщине

49,3

53,7

60,8


 

 

Итак, большинство женщин рассматривают политику в масштабах  страны  в целом   либо   как   совместную   деятельность,   либо   как    деятельность преимущественно  мужскую.  Вычленение   из   нее   «женского»   аспекта   не представляется  продуктивным.  Не   случайно   фракция   «Женщины   России», поставившая  задачу  обрести  свой  электорат  и   сформулировать   «женскую повестку дня», так и не  сумела  приобрести  самостоятельного  политического лица и закрепиться  в  последующих  составах  Государственной  Думы.  Это  в значительной  степени  связано  с  тем,  что  идейно-политические   симпатии представителей разного пола,  как  правило,  свидетельствуют  об  отсутствии

значимых различий по половому признаку: они примерно в одинаковой  пропорции делятся на правых и левых, центристов и  радикалов.  С  такой  точки  зрения представляется   оправданным,   что   действующим    законодательством не разрешается создавать  партии  по  половому,  национальному  и  религиозному признаку. В то же время  остаются  возможности  для  участия  в  политике  в рамках    существующего    партийно-политического    спектра,    а     также самоорганизации женщин для решения социальных и гуманитарных  задач,  в  чем сегодня имеется одновременно и большая потребность, и существенный дефицит.

Следует подчеркнуть, что «успешные женщины» в большей  степени  готовы делегировать политические права и ответственность мужчинам. Так,  среди  тех женщин, которым удалось создать счастливую семью,  предпочли  бы  видеть  на посту президента мужчину (женщину) соответственно 65,9% (33,0%), а  те,  кто «поставил крест» на возможности создания счастливой семьи  –  соответственно 54,1%  на  43,2%.  Примерно  та  же  картина  наблюдается  и   в   отношении материального фактора, хотя на первый  взгляд  это  противоречит  тому,  что женщины высокодоходных групп активнее в политическом отношении  и,  казалось бы,  в  большей  степени   должны   доверять   женщинам-политикам,   включая перспективу избрания на самый высший пост – Президента России. Однако  этого не происходит. Женщины из высокодоходных групп в 2  раза  чаще  предпочитают видеть на посту президента мужчину, чем  женщину,  тогда  как  среди  бедных этот разрыв не столь значителен, хотя также имеет место (см. табл. 5).

 

Таблица 5 - Готовность видеть  в  качестве  Президента  России  мужчину  или женщину в зависимости от уровня материального благосостояния  опрошенных,  в %

Президент

Группы по доходу

Бедные

Низкодоходные

Среднедоходные

Высокодоходные

Мужчина

52,6

57,1

65,1

64,7

Женщина

46,8

40,6

33,7

31,7


 

На  наш  взгляд,  сказанное  выше  объясняется  тем,  что  женщина,  имеющая нормальную и счастливую семью, а также  устойчивые  источники  материального благосостояния, привыкла больше доверять мужчине,  чем  менее  благополучные как в материальном, так и в личном плане, женщины.

Интересно и то, что женщины не разделяют точку  зрения,  что  при  той

загрузке, которую они сейчас имеют на работе и  дома,  им  лучше  вообще  не участвовать в общественной и политической жизни,  -  30,3%  всех  опрошенных женщин, тогда как 41,6% категорически с этим не согласны. Женщины  выступают за перераспределение ролей в рамках внутрисемейных отношений  с  тем,  чтобы все  желающие  имели  возможность  совмещать  заботы  по  дому  и  семье   с полноценным участием в общественной и политической жизни. Подавляющее  число россиянок (68,0% против 10,5%) настаивают  именно  на  этом,  независимо  от своего семейного положения (см. табл. 6).

 

Таблица 6 - Суждения о работе женщин на ответственных постах  в  зависимости от семейного положения опрошенных, в%

 

Суждения

Семейное положение

Замужем

Не замужем

Всего

Работа на ответственных постах требует большой самоотдачи. Ее трудно совмещать с заботами по дому и семье, поэтому лучше не привлекать  
женщин массово к этой деятельности

Согласны

33,0

25,7

30,3

Не согласны

41,5

43,2

41,6

Трудно сказать

25,5

31,1

28,1

Работа на ответственных постах требует большой самоотдачи. Ее трудно совмещать с заботами по дому и семье, поэтому надо создать для женщин такие условия дома, чтобы все желающие могли успешно работать в этих сферах

Согласны

68,4

67,8

68,0

Не согласны

10,2

10,1

10,5

Трудно сказать

21,4

22,1

21,5


 

 

Иначе говоря, женщинам нужен крепкий тыл. И если он есть,  то  никаких проблем с общественной деятельностью у них, как  правило,  не  возникает.  А главное, женщины в этом случае  не  требуют  каких-то  особых  привилегий  и преференций со стороны общества и государства.

Это, в частности, выражается  в  сдержанной  оценке  россиянками  идеи

квотирования представительства женщин  в  исполнительных  и  законодательных органах  власти,  продвигаемой  в  последнее   время   некоторыми   женскими организациями и отдельными политиками. Так, за введение  квот,  например,  в Государственной   Думе   и   Правительстве   РФ,   на    уровне,    примерно соответствующем  распределению  мужского  и   женского   населения   страны, высказывается соответственно 24,1% и  20,6%  опрошенных  женщин,  тогда  как число убежденных, что  такого  рода  соотношение  не  имеет  принципиального значения, насчитывает свыше 40% женщин (см. табл. 7).

 

Таблица 7  -  Желательная  доля  женщин  в  Государственной  Думе  ФС  РФ  и Правительстве РФ, в %

Орган власти

Женщин должно быть

Не более 10

Не менее 25

Не менее 50

Соотношение мужчин и женщин не имеет  
значения

Государственная Дума ФС РФ

10,2

22,3

24,1

43,4

Правительство РФ

13,6

21,4

20,6

44,4


 

 

Причем, при ответах на данный вопрос просматривается та же тенденция, хотя и менее выраженная,  что  и  на  вопрос  о  гипотетической  возможности выбора  женщины-президента  страны:  женскую  солидарность,   выражаемую   в поддержке идеи квотирования, в большей степени высказывают менее успешные  и менее обеспеченные женщины.  И  наоборот,  группа  высокодоходных,  в  целом благополучных, в том числе и в личном плане, женщин,  демонстрирует  скепсис в отношении этой идеи,  и  соответственно  считает,  что  соотношение  числа мужчин и женщин в органах власти принципиального  значения  не  имеет.  Так, среди оценивающих отношения в семье на «хорошо»  почти  в  два  раза  больше

тех, кто не поддерживает идею  квотирования  по  половому  признаку  мест  в Государственной Думе (43,7% против 23,0% считающих, что  не  менее  половины мест должно быть отдано женщинам). Среди тех же, кто оценивает  отношения  в семье как плохие, в соотношении 38,1% против 32,0%  эту  идею  поддерживают. Любопытно, что,  когда  речь  заходит  об  исполнительной  власти,  то  даже женщины из неблагополучных  семей  не  столь  настойчивы  в  подобного  рода требованиях. Лишь около трети женщин, оценивающих  свое  семейное  положение как неудовлетворительное, заявляют о необходимости иметь и  в  правительстве

«женскую  фракцию»  на  уровне  не  менее  50%   от   его   состава.   Также

дифференцируются позиции  женщин  на  этот  счет  в  зависимости  от  уровня материального благосостояния (см. табл. 8).

 

Таблица 8  -  Желательная  доля  женщин  в  Государственной  Думе  ФС  РФ  и Правительстве  РФ  в  зависимости  от  уровня  материального  благосостояния респонденток, в %

Представитель-ство женщин в органах власти

Уровень материального благосостояния

Бедные

Низкодоходные

Среднедоходные

Высокодоходные

Женщин в Госдуме должно быть

Не более 10%

10,3

10,7

10,0

10,1

Не менее 25%

21,8

17,5

24,1

25,9

Не менее 50%

28,8

30,2

22,7

15,8

Не имеет значения

39,1

41,6

43,2

48,2

Женщин в Правительстве РФ должно быть

Не более 10%

13,5

11,9

14,4

13,7

Не менее 25%

21,8

18,8

23,0

20,9

Не менее 50%

25,0

26,4

18,6

14,4

Не имеет значения

39,7

42,9

44,0

51,1

Информация о работе Понятие политического участия