Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 20:46, реферат
Описание работы
В истории изучения проблематики политического участия в нашей стране можно выделить два основных этапа — до и после 1991 г. В работах первого периода, написанных в традиционном для советского обществоведения ключе, данная проблематика получила некоторое косвенное освещение — в рамках исследований политической активности трудящихся и личности в социалистическом обществе. Политическое участие как элемент политического поведения нашло толкование в работах А.И.Ковлера, И.А.Маркеловой, В.В.Смирнова, посвященных критическому анализу исторических, политологических, социально-философских теорий Западной Европы и Америки[1].
Содержание работы
Введение............................................................................................................3 1. Понятие политического участия……………………………………………..5 2. Теории политического участия ………………………………………………8 3. Факторы политического участия ……………………………………………14 4. Типы политического поведения и участия…………………………………18 5. Политический протест как форма политического участия………………..23 6. Отчуждение как форма политического участия молодежи……………… 25 7. Основные тенденции политического участия в системе местного самоуправления…………………………………………………………….32 8. Есть ли нужда в политическом участии женщин?....................................42 Заключение ……………………………………………………………………..53 Список литературы………………………………………………………………55
петиции, вступление в личные
контакты с политиками или должностными
лицами, членство в организациях,
выдвижение гражданских инициатив
на местном уровне. Как один
из принципов организации власти
и управления МСУ предполагает
передачу государством полномочий
в принятии определенных решений
группам граждан, которых эти решения
затронут в первую очередь
и которые проживают на определенной
территории. Практика МСУ существенным
образом варьируется от региона к региону,
и, учитывая большое количество
субъектов федерации, мы выбрали
подход, основанный на методе
анализа ограниченного числа случаев,
причем сходных. Исследование ограничено
тремя регионами со схожей системой управления
на региональном уровне, примерно
с одинаковым уровнем социально-экономического
развития, но при этом отличных
по формальной организации
МСУ - Санкт-Петербургом,
Ленинградской и Саратовской областями.
В качестве основной гипотезы
выдвинуто следующее положение:
территориальные основы организации
местного самоуправления влияют
на характер и формы политического участия.
Были проанализированы ход и результаты
выборов в муниципальные органы
власти, состав депутатского корпуса,
проводился опрос депутатов
муниципальных органов власти
двух созывов (в 1999 и 2001 гг.), а также
граждан, главным образом в
периоды предвыборных компаний.
Предполагается, что
местное сообщество само
определяет и
территориальную основу МСУ,
т.е. в рамках какой территории - села,
города, района — оно должно осуществляться,
и организационную форму, т.е. как будет
организована система управления, однако
его становление в России показало
несколько иную картину. Существенная
причина - несовершенство российского
законодательства, существенное нивелирование
различий между сельскими и
городскими муниципальными образованиями
(МО). Все получали равные права
и обязанности и вместе с тем появилось
видовое разнообразие МО: и
села, и поселки, и сельсоветы, и районы,
объединяющие город и прилегающую
сельскую территорию, и только сельские
районы, и города, и городские районы, и
более мелкие административно-территориальные
единицы (как в Москве и
Санкт- Петербурге).
Специалисты считают, что
у нас взяты принципы германской
модели федерализма и американской
МСУ, которая считается наиболее
сложной и многоуровневой (но
без подчиненности одного уровня
другому). Однако американская
система МСУ сформировалась
раньше американской государственности,
и законы штатов четко определяют
статус каждого из нескольких
видов муниципальных образований,
и условия получения иного статуса,
и те процедуры, которые необходимо
пройти в ходе приобретения
нового статуса. В России же вопрос
обретения статуса местного
сообщества (вопрос организационных форм)
в конечном счете зависел от желания, а
точнее нежелания губернатора и региональной
власти.
В Саратовской области МО формируются
только в пределах территории,
объединяющей город и район. В Ленинградской
области местное самоуправление
осуществляется в различных административно-территориальных
единицах. Ими могут быть и города,
и районы, и волости, и поселки. В Санкт-Петербурге
в результате административно-территориальной
реформы специально были созданы
111 муниципальных округов. Были прецеденты,
когда местные сообщества (чаще
всего в городах и поселках городского
типа), пытаясь приобрести статус
МО, наталкивались на серьезные
противодействия региональных
властей. Такая ситуация была в
Ленинградской области (г. Коммунар),
Московской (г. Дзержинск), в Саратовской
(г. Балаково) и ряде других.
Действующее законодательство
признает следующие формы
прямого волеизъявления граждан, которые
выступают как формы политического
участия на территории МО: местный
референдум как непосредственное
волеизъявление граждан, проживающих
на территории данного муниципального
образования; муниципальные выборы, предусмотренные
законодательством действия граждан,
их объединений, избирательных
комиссий по формированию представительных
органов местного самоуправления;
собрания (сходы) граждан
по месту жительства как непосредственное
участие граждан в решение вопросов
местного значения; народная правотворческая
инициатива - внесение
населением муниципального образования
в органы МСУ правовых актов по вопросам
местного значения; обращения граждан
в органы местного самоуправления
и к должностным лицам
органов местного самоуправления;
территориальное общественное самоуправление
граждан по месту жительства
на территории муниципального образования,
микрорайона, улицы, двора и т.д.
для решения конкретных вопросов,
касающихся населения этой
части территории муниципального
образования.
Если одни формы волеизъявления
хорошо нам знакомы, другие встречаются
редко или практически не используются
в реальной жизни. И практически
во всех случаях все формы организуются
и проводятся по инициативе сверху
(за исключением двух последних).
Реальная практика дает пока
очень мало примеров, когда
субъектами той или иной
инициативы становятся сами
граждане, избиратели. Последние выборы
в органы местного самоуправления
демонстрируют стабильный уровень
абсентеизма. Явка избирателей
в органы местного самоуправления
на выборах колеблется по России
от 7% до 60%. Высокий уровень явки
(главным образом на вторых выборах) теперь
достигается путем совмещения выборов
в местные органы власти
с выборами либо
президента, либо в Госдуму,
либо региональными выборами.
Так, например, в 1998 г. в Санкт-Петербурге,
первые выборы (проходившие по решению
суда, так как региональные власти
никак не могли принять решение
о дате выборов) были признаны несостоявшимися
в 79 округах из 111, что заставило
региональный парламент отменить 25% барьер.
Повторные выборы состоялись при явке
избирателей в 17%. Поскольку срок
полномочий муниципальных советов
первого созыва ограничивался
двумя годами, то следующие
выборы совместили с президентскими
в надежде обеспечить явку избирателей.
Тем не менее, несмотря на то,
что общая явка была 66,7%, результаты
выборов в муниципальные советы
от 26 марта 2000 г. были удручающими.
Выборы признаны состоявшимися лишь в
23 округах, т.е. там, где было выбрано
не менее 23 от положенного количества
членов МС. В основном выборы
прошли в поселках Курортного района.
Не избраны муниципальные Советы
в городах Пушкин и Петродворец,
где выбрали только по 2 депутата вместо
20, и в Ломоносове (выбрано 4 из 20). В 23 муниципальных
образованиях не было избрано ни
одного депутата, в 40 - от одного, и более,
но менее необходимых двух третей.
Деятельность только 31 муниципального
совета могла считаться легитимной.
Повторные выборы в муниципальные
Советы (25 июня 2000 г.) собрали
чуть более 7% избирателей и были признаны
состоявшимися, поскольку не было зафиксировано
протестного голосования. За 2 года реальных
перемен в отношении избирателей к
местным муниципальным властям
не произошло, хотя сами муниципалы
рапортуют о своих успехах и достижениях.
Так же снижается количество участвующих
в голосовании и в Ленинградской (с 39,2%
в 1997 до 33 % в 2001 г.), и в Саратовской
(с 44,5% в 1996 до 31,6 в 2000 г.).
Очень распространена
ситуация, когда в ряде округов
выборы не
признаются состоявшимися
из-за недостаточной явки или
из-за большого количества голосов,
поданных против всех депутатов. Так,
уже на повторных выборах и довыборах
депутатов в 15 округах Ленинградской области
в декабре 2001 г. не смотря на явку
33,03% (эти выборы совместили
с выборами в региональный парламент,
а значит агитация была за счет
и региональной, и муниципальной
власти) в 4 округах выборы не состоялись
(явка - менее 25 %, минимальная - 11,
58 % в г.Сертолово), в двух
округах -число голосов, поданных
за кандидатов, было меньше,
чем число голосов избирателей,
поданных против всех кандидатов.
И хотя абсентеизм не только
проблема России, здесь он
приобретает
особые черты. Слабость
и неспособность местных органов
власти решать поставленные перед
ними социально-экономические вопросы,
затрагивающие непосредственные интересы
местного населения, не может
способствовать формированию доверия
к самоуправленческим структурам. Для
сравнения скажем, что в эпоху земства
и городского управления, около
60% собираемых на территории городов
средств оставалось в городской казне.
Сегодня эти цифры не превышают
30% . А местные налоги дают в городской
бюджет лишь 3-5% от общей суммы.
При этом бюджет субъекта федерации остается
тем ситом, через которое проходят
деньги из федерального бюджета в местный.
И нормативы, и объемы поступлений
часто зависели от того, какие отношения
сложились между губернатором и главой
местного самоуправления.
По нашим данным, лишь в некоторых
субъектах федерации (в Псковской,
Новосибирской, Самарской, Ростовской,
Саратовской областях) активно
работают КТОСы, действуют ассоциации
муниципальных образований,
хотя существуют они во всех исследуемых
областях. Ассоциации МО действенны
в Ленинградской области - ассоциация
городов Ленинградской области. В
Санкт-Петербурге их деятельность носит
скорее формальный характер. В Саратовской
области муниципальных ассоциаций не
зарегистрировано.
Очевидно непонимание
местным сообществом того,
какие функции действительно должен
выполнять местный парламент,
местная администрация.
Так, летние социологические
опросы жителей Санкт-Петербурга
(2000 г., N=1200) показали, что 8 из 10
горожан не знают, чем должно
заниматься местное самоуправление,
и в чем его суть. Только
6% населения дают положительную
оценку работе местных органов власти,
более четверти (27% ) - отрицательную,
а каждый третий (32%) ничего не знают
о его работе (опрос 900 чел. летом
2002 г в Саратовской области).
Опрос в Санкт-Петербурге (лето
2001 г., N=1200) зафиксировал, что 92%
респондентов не знают (не помнят),
кто именно представлен от их округа
в региональном парламенте и
местном законодательном собрании; 70%
не имеют ни малейшего представления
о том, что именно обсуждается в региональной
ассамблее. На вопрос же “Готовы
ли Вы участвовать в компании
по отзыву депутата?” 84%
отвечали отрицательно.
Социальный состав депутатов
муниципальных палат в указанных
регионах различен. В Санкт-Петербурге
деятельность в качестве депутата
местных законодательных собраний
не считается престижной, значимой
и не несет особых выгод. В Ленинградской
и Саратовской области (где возможно
получение муниципального заказа,
есть доступ к бюджетному
финансированию) значительную часть
представляют директорат, предприниматели
или лица, связанные через родственников
с ведением предпринимательской
деятельности. В Санкт-Петербурге большинство
депутатского корпуса составляют
работники социальной сферы - учителя,
врачи, военные в отставке и пенсионеры.
Если в первых двух созывах (напомним,
депутаты избирались соответственно на
2 и 4 года) преобладали представители
директорского корпуса и интеллигенции,
то в последних местных законодательных
собраниях увеличился удельный
вес представителей бизнеса (с 4-6 % до 8-15%).
Наблюдается стабильный рост той
прослойки, которая постоянно
занимается депутатской
политической деятельностью или перемещается
из органов власти в органы
управления и, наоборот. Рекрутация
осуществляется за счет
слоя управленцев и руководителей.
По сути люди пересаживаются из одних
кресел в другие, что только
подтверждает гипотезу о наличии
“партии власти” не только
на центральном уровне, но и о формировании
таких же партий на местном уровне.
По крайней мере 60% - избираются повторно...
(в некоторых субъектах эта 14 цифра
достигает 80%), из них от 10 до 20% уходят в
законодательные собрания регионального
уровня.
Возможность выбора
по партийным спискам
нигде в МО не
зарегистрирована. Как
правило, создаются локальные
избирательные
объединения типа “Любимый
город”, “Справедливость”, “Законность
и порядок”, "Диалог", о политических
предпочтениях которых можно только
догадываться. Даже те кандидаты, которые
официально выдвигались от партий,
старались в ходе предвыборной компании
не афишировать своей партийной принадлежности
и акцент в агитации делали на
решении конкретных социально-экономических
проблем. Что касается независимых кандидатов,
то они всячески подчеркивали свою
аполитичность и независимость.
В Санкт-Петербурге
активно распространялся и поддерживался
“яковлевский список” — список
кандидатов, поддерживаемых властью и
лично губернатором Яковлевым. Многие
агитационные материалы самых различных
кандидатов, как в Петербурге, так
и в Саратове содержали явные утверждения
и скрытые намеки на то, что
данный деятель пользуется авторитетом
в областном правительстве, поддержкой
губернатора и т.д. В Саратовской
области главы местного самоуправления
избираются законодательным собранием
по представлению губернатора, и, например,
из 39 глав администраций 38 были вновь
избраны депутатами, а 35 по представлению
Д.Ф.Аяцкова были законодательными
органами выбраны главами муниципальных
образований (19 в течение года были отстранены).
В Ленинградской области 20 из 29 работающих
глав администраций были вновь утверждены
на этих постах.
Опрос муниципальных служащих
и депутатов (N=480), проводимых нами
на протяжении последних трех
лет показывает, что
они не готовы к взаимодействию
с населением, не считают это необходимым.
Так, на вопрос “В какие организации
и органы необходимо шире
вовлекать население?” 2,6% респондентов
указали на комиссии городских и районных
органов управления; 10,3 — профсоюзы
и другие органы самоуправления
на предприятиях; 2,6 — квартальные,
уличные или домовые комитеты; 9 —родительские
комитеты при школах; 1,3 — суды, дружины
и другие органы по охране правопорядка;
3,8 — организации по охране природы.
70,4% считают, что ни в какие
органы население не следует
вовлекать, а 54% — бессмысленно
безграмотному и политически пассивному
населению давать возможность высказываться
по тому или иному поводу.
Тем не менее, надо
сказать, что в ряде субъектов
федерации (в