Понятие политического участия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 20:46, реферат

Описание работы

В истории изучения проблематики политического участия в нашей стране можно выделить два основных этапа — до и после 1991 г. В работах первого периода, написанных в традиционном для советского обществоведения ключе, данная проблематика получила некоторое косвенное освещение — в рамках исследований политической активности трудящихся и личности в социалистическом обществе. Политическое участие как элемент политического поведения нашло толкование в работах А.И.Ковлера, И.А.Маркеловой, В.В.Смирнова, посвященных критическому анализу исторических, политологических, социально-философских теорий Западной Европы и Америки[1].

Содержание работы

Введение............................................................................................................3
1. Понятие политического участия……………………………………………..5
2. Теории политического участия ………………………………………………8
3. Факторы политического участия ……………………………………………14
4. Типы политического поведения и участия…………………………………18
5. Политический протест как форма политического участия………………..23
6. Отчуждение как форма политического участия молодежи……………… 25
7. Основные тенденции политического участия в системе местного
самоуправления…………………………………………………………….32
8. Есть ли нужда в политическом участии женщин?....................................42
Заключение ……………………………………………………………………..53
Список литературы………………………………………………………………55

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 132.27 Кб (Скачать файл)

      Однако, К. Маркс формировал свою  теорию  отчуждения  применительно  к сфере производства, опираясь,  прежде  всего,  на  экономические  категории. Дальнейшее  изучение  проблемы  отчуждения  Э.  Фроммом,  Г.   Маркузе,   Э. Дюркгеймом  и  др.  вывело  её  за  пределы  первоначального  экономического смысла, вложенного К. Марксом. Отчуждение было обнаружено  и  исследовано  в области  политики,  культуры,  образования,  религии,   искусства,   отдыха, потребления, семьи и др. сферах.

В настоящее время в энциклопедических и словарных изданиях  отчуждение характеризуется, во-первых, как процесс и результаты  превращения  продуктов человеческой деятельности, а также свойств и особенностей человека  в  нечто независимое от людей  и  господствующее  над  ними;  во-вторых,  превращение явлений и отношений между людьми в нечто иное,  чем  они  являются  сами  по себе, искажение и извращение  в  сознании  людей  их  жизненной  реальности. Наиболее  значимое  и  актуальное  для  современных  общественных  процессов является политическое отчуждение.

Политическое  отчуждение,  согласно   одному   из   определений,   это

состояние,  при  котором  политические  идеи,   отношения   и   организации,

превращаются в нечто, независимое от личности,  а  иногда  и  противостоящее ей.

Существует мнение, что для российской действительности в  политической сфере жизнедеятельности общества характерно  усиление  взаимного  отчуждения власти и населения, в особенности 1/5 его части, которая с  начала  XX  века определяется  как  молодое  поколение,  молодёжь.  Объяснить  складывающуюся ситуацию   можно,   проанализировав    основные    причины    формирующегося политического  отчуждения,  тесно  взаимосвязанные,  взаимообусловленные   и взаимодополняемые основными параметрами молодёжи  как  особой  возрастной  и социально – демографической группы.

Свойства отдельного индивида, применительно к политической сфере жизни общества складывается из элементов индивидуального  политического  сознания, а также, личностных установок, потребностей  и  интересов,  определяющих,  в совокупности с  политическим  сознанием,  элементы  политического  поведения личности, в том числе и политическое отчуждение.

Мы можем полагать, что сегодняшнее общество, с его  интенсивностью информативными технологиями и сформированными коммуникационными сетями способно  с помощью  СМИ,  влиять  на  сознание  молодого  человека  и  совершенствовать у него  установленные  потребности  и  интересы, так как  именно  в  юном  возрасте  человек  проходит  через процесс  социализации, в  том  числе  и  политической,  создавая  собственные  социально – психологические  характерные черты, закладывая  грядущую  специфику  общественного  статуса и социокультуры  поведения. Таким образом, социум само является предпосылкой  снижения  деятельностной  активности  юного  поколения и  формированию  в молодёжной среде феномена "политическое отчуждение".

Достаточно  часто  можно  слышать  о   прагматичности   молодёжи;   её

меркантильности;  отсутствии  высоких  идеалов;  ориентации,  на   получение прибыли; отчуждении  от  общественно  –  политической  жизни;  неспособности принести  определённую  пользу  обществу.  Однако  само   общество   ставит молодого человека в  такие  условия,  при  которых  уровень  его  притязаний молодёжи сводится к формуле " не до жиру – быть бы живу". Данные  одного  из социологических исследований, проведённого сотрудниками РАГС при  президенте РФ  свидетельствуют  о  том,  что  доля  молодых  людей,   имеющих   хорошее материальное  положение  постепенно  снижается,  то  есть   для   российской молодёжи всё более актуальной становится  проблема  выживания  (см. таблицу1).

 

Таблица 1 - Динамика уровня материальной обеспеченности российской  молодёжи (в процентах от опрошенных)

Категории

1990

1992

1995     

1998     

2001     

Хороший уровень материальной обеспеченности

11,0

1,9

2,0

0,4

1,2

Неплохой уровень материальной обеспеченности

35,2

21,2

26,8

5,3

15,1

Средний уровень материальной обеспеченности

37,8

51,5

40,2

41,5

45,6

Плохой уровень материальной обеспеченности

14,0

24,5

30,0

51,5

37,6

Затрудняюсь ответить

2,0

1,0

1,0

1,3

0,5


 

 

Следует  отметить,  что  представители  практически  всех   категорий

ранжировали свои потребности следующим образом:

1. – приобретение  продуктов питания,

2. –  покупка  одежды, 

3.  –  улучшение  жилищных  условий. 

Таким образом, интересы молодёжи сосредоточены, даже в настоящее  время,  на  проблемах поддержания своего существования и выживания в  современных  условиях.  Это, на наш взгляд, является другой, не менее значимой предпосылкой  формирования политического отчуждения молодого поколения.

Степень политической образованности и  уровень  политической  культуры человека определяются его индивидуальными свойствами, а  также  политической активностью. Политическая активность проявляется,  прежде  всего,  там,  где человек не удовлетворён фактическим состоянием дел, проблемами и  решениями, так или иначе затрагивающими его  интересы.  В  последнее  время  отмечается усиление принципиальной несовместимости интересов, потребностей и  жизненных ориентиров молодёжи с политикой.

Перефразируя мнение Г. Маркузе, можно сказать, что в отчуждении, в том числе  и   политическом,   молодёжь   находит   пути   своего   развития   и удовлетворения собственных потребностей. Поэтому молодёжь, несмотря  на  то, что является одной из самых активных категорий общества, не  всегда  находит поддержку  со  стороны  властной  элиты,  а  потому  не  может   максимально использовать данное качество как  в  целях  повышения  степени  политической образованности, так и уровня политической культуры,  что,  в  свою  очередь, опять-таки, служит причиной дальнейшего  политического  отчуждения  молодого поколения.

Дело в том, что для российского общества исторически присущи два  типа политической  культуры:  официальная,   государственная   и   неофициальная, народная. Они наличествуют в российском обществе и в  настоящее  время.  Это проявляется во всём – в ценностных  ориентациях,  образовании,  поведении  и служит причиной непонимания курса политической власти, усиления  разногласий между представителями двух типов политических  культур.  Поэтому  значимость политической образованности, а  вместе  с  этим  и  повышение  политического участия, которое на сегодня актуально как никогда.

Характер  политической  власти.  Для  России  исторически   характерна

сильная власть, связанная с сильной личностью и усиленной ролью  государства в общественных процессах. Демократические преобразования  сместили  акценты, во властных отношениях, а, следовательно,  и  суть  отношений  государства  и граждан. Фактически же взаимодействия между властью и народом, в  том  числе и  с  молодым  поколением  не  изменились  и  характеризуются  ещё   большей отчуждённостью. Многие  демократические  ориентированные  обещания  не  были выполнены, большинство принятых решений так  и  остались  на  бумаге.  Кроме того, значительная часть населения не до конца понимает суть  осуществляемых преобразований, поэтому уверена,  что  органы  власти  ни  в  коей  мере  не пекутся о её интересах.

Исследования последних лет свидетельствуют о том,  что  молодёжь,  всё сильнее отчуждаясь от радикализма и либерализма реформационных  изменений  и оставаясь,  тем не менее,   поборницей   демократических   преобразований, является,  как  ни  странно,   сторонницей   сильной   власти   и   сильного государства, готова пойти  за  сильным  лидером,  способным  взять  на  себя ответственность, поскольку устала от бездействия властных структур и  пустых обещаний. Наглядно это  можно  продемонстрировать  результатами  упомянутого ранее  социологического  исследования,  проведённого  Ю.А.  Зубком  и   В.И. Чупровым.

 

Таблица 2 - Политические предпочтения молодого поколения

Политические предпочтения

Ранг

К

Ранг

К

1997

1999

Власть сильной личности

1

6,26

1

6,39

Сильное государство

3

5,91

2

6,18

Традиционно - демократические принципы

2

6,11

3

6,09




 

 

Бездействие властных структур  и  пустые  обещания  являются,  на  наш

взгляд причиной  недоверия  молодёжи  к  властным  органам  всех  уровней  и отчуждения от них. Ещё раз обратимся к  социологическому  исследованию  Ю.А. Зубка и В.И. Чупрова, раскрывая  динамику  отношения  молодого  поколения  к современным властным  институтам  и  общественным  структурам.  Наглядно  это можно представить следующим образом (табл. 3).

 

Таблица 3  -  Динамика  отношения  молодого  поколения  к  современным властным институтам и общественным структурам, в процентах к опрошенным

Властные и общественные институты

1997

1999

Доверяю

Не доверяю

Доверяю

Не доверяю

Президент РФ

14,2

50,1

3,1

81,2

Правительство РФ

8,2

52,6

11,6

66,9

Государственная Дума

6,8

54,4

5,6

71,9

Руководство регионов

13,8

45,2

20,0

51,9

Прокуратура

17,6

43,3

22,8

48,6

Суд

20,2

43,6

25,7

49,4

Милиция

13,3

56,9

17,3

61,7

Армия

24,3

39,7

37,2

28,3

Политические партии

3,7

57,5

5,9

70,0

Профсоюзы

13,2

47,8

15,5

52,6

СМИ

21,8

37,6

32,0

41,2

Церковь

32,0

27,2

37,5

32,7


 

 

Данные свидетельствуют о тенденции усиливающегося недоверия к органам государственной власти  на  всех  уровнях,  общественным  и  государственным структурам и институтам, а, следовательно, и усиления отчуждения от них.

Известно, что политика,  обладая  широкими  властными  полномочиями  и выступая субъектом социального творчества, имеет  определённые  возможности, обусловливающие специфику её воздействия  на  социальную  и  духовную  сферу жизнедеятельности  общества.  Поэтому,  молодое  поколение,  отчуждаясь от политики, снижая степень активности в политической  деятельности,  перестаёт выполнять  свои  основные  социальные  функции  –  быть   связующим   звеном поколений и способствовать дальнейшему  цивилизованному  развитию  общества.

По сути, молодёжь перестаёт быть социально активной.

Одним из путей решения взаимного отчуждения власти и молодёжи может  и должно стать, с одной  стороны,  осознание  молодым  поколением  собственной значимости в общественно  –  политических  процессах,  понимание  того,  что удовлетворение его собственных потребностей и интересов  во  многом  зависит от него самого; а с другой  -  проведение  целенаправленной  государственной молодёжной  политики,  призванной   активизировать   деятельность   молодого поколения по всем направлениям жизнедеятельности общества [7].

 

 

 

       

 

7. Основные тенденции политического участия в системе местного

самоуправления

Проблематике политического участия на уровне  местного  самоуправления (МСУ), как представляется, мало уделяется внимания. Объяснить  это  можно  и политической конъюнктурой, и  теми  объективными  сложившимися  условиями  в нашем политическом пространстве, когда реально имеют вес, конкурируют  между собой и заявляют о себе  два  уровня  власти:  центральный  (федеральный)  и региональный. Местный уровень пока только формируется,  причем  в  условиях, не способствующих его дееспособности.  Между  тем,  в  западных  демократиях именно на  местном  уровне  наиболее  активно  проявляет  себя  политическое участие,  под  которым  понимаются  различные  способы  активности  граждан, стремящихся влиять на структуры управления, процесс принятия решений.

К деятельности подобного рода можно  отнести  голосование,  участие  в демонстрациях,  митингах,  пикетах,  внесение  денежных   взносов,   письма,

Информация о работе Понятие политического участия