Пути формирования многопартийности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 03:53, курсовая работа

Описание работы

На протяжении последних полутора десятков лет до конца не понятно, существует ли реально в политической организации России многопартийная система, или она есть только на бумаге. В данной работе я рассматриваю причины возникновения многопартийности в России, оцениваю ее развитие и состояние на настоящий момент.

Файлы: 1 файл

История.docx

— 603.07 Кб (Скачать файл)

В сегодняшней обстановке люди в той или иной степени  устали и от “левых”, и от “правых”, от экспериментов над ними. Наиболее здравомыслящие политики, почувствовав это, решили каким-то образом зафиксировать  маятник политических процессов  на центральном положении. Одним  словом, ныне в России нет ни “левых”, ни “правых”. По крайней мере в том смысле, в каком они существуют на Западе. Поэтому аналитики-политологи больше всего говорят о восхождении и утверждении и идеологии центризма и отводят ему главное место. В подобном подходе значительная доля правды. Сегодня в России к центру дрейфуют как левые, так и правые. Но, к сожалению, до сих пор нет определенной четкости и ясности в понимании сути центризма.

История новейшего  российского центризма ведет  свое начало с 1992 г., когда первая волна  демократов-реформаторов и рядовых  шестидесятников почувствовала, как  их начинают оттеснять от власти молодые  либеральные “волки”. В этой ситуации для шестидесятников “центризм” стал надеждой в их самоутверждении. Однако требуется предельная объективность  и серьезность при определении  роли и места центризма на различных  этапах российских реформ. В начале 90-х годов центризм как течение  политической мысли не имел шансов утвердиться в политическом сознании людей, не говоря уже о том, что  он даст какие-то, хоть маленькие, парламентские  или материальные всходы. В 1999 г. и  в 2000 г. по мере приближения выборов  идея центризма начала укреплять  свои позиции, и она становится “предметом спора различных политических группировок, претендующих на свое первородство в  определении ниши политического  центризма”1 . Иногда идеологический спор вокруг идеи центризма доходит до абсурда. Политические лидеры, почувствовав, что в рамках центризма становится тесно, начинают дискутировать вокруг его идеологических подпорок, теснят друг друга, “расталкивают” своих  оппонентов “костлявыми” локтями  и успокаиваются на определении  “левый центр” или “правый центр”. К “левому центру” сегодня себя относят такие политические группировки и объединения, как николаевский “Союз народовластия и труда” (СНТ), партия самоуправления трудящихся (ПСТ) С. Федорова, “Российское движение за новый социализм” Ю. Петрова, движение “Союз реалистов” Н. Жуковой, Социалистическая партия трудящихся (СПТ) А. Мальцева и др. Перед парламентскими (1999 г.) и президентскими (2000 г.) выборами председатель и большинство членов центрального совета Аграрной партии приняли решение покинуть левую оппозицию, разорвать союз с КПРФ и сделать АПР “партией центра”, поддержавшей на выборах В.В. Путина. На выборах в Госдуму АПР вошла в блок Лужкова “Отечество”, хотя перед этим VII съезд АПР принял резолюцию: “Считать обязательным принципом участия АПР в выборных компаниях создание собственных избирательных объединений или равноправное вхождение в избирательный блок левых народно-патриотических сил”. К центру спешат попасть “Новая сила” С. Кириенко, “Голос России” К. Титова, “Наш дом - Россия” В. Черномырдина и В. Рыжкова др. Хотя последние – это чисто ультралиберальные течения.

Видимо, прав доктор политических наук С.А. Модестов, подчеркивая  мысль о том, что “кому-то непременно хочется оказаться “центровее”, хотя реальное позиционирование зависит  не от желаний заказчика, а определяется в более объективных процедурах.

Лукавая попытка  самоопределиться на каких-то отдельных  осях координат малопродуктивна, так  как не дает реального критерия для  понятия политического центризма, его идеологии и практики”1. Именно в этом заключена, как нам представляется, неясная политическая лексика и  идеология претендующего на место  в центристской “ложе” лужковского “Отечества”. Из многих выступлений и интервью Ю.М. Лужкова видно, что он свободно и повсеместно пользуется левой фразеологией, но своей социальной базой считает современных российских “купцов” (предпринимателей, челноков, банковских чиновников, финансистов и др.) Это видно и из заявления одного из идеологов “Отечества” А.С. Ципко: “Да, мы идем слева направо”2 .

Слева направо “уверенно” движется часть АПР, возглавляемой М. Лапшиным. Она в последнее время стала представлять интересы сравнительно узкой группы “сельской буржуазии”, которая надеется встроиться в рыночную систему Чубайса-Грефа. Либеральная пресса уже называет верхушку АПР, которая группируется вокруг председателя, “правые аграрии” или “новые русские аграрии”. Сдвиг руководства АПР вправо и переориентация на новую социальную базу налицо. Но это вряд ли дает М. Лапшину какие-то приоритеты в политической системе России, наоборот, он потеряет политический вес и авторитет. Последние опросы на селе показали: на вопрос о том, кто является председателем АПР, больше всех назвали В.А. Стародубцева, а М.И. Лапшин получил лишь треть голосов - как и лидер агропромышленной фракции в Думе Н.М. Харитонов.

Однако, к сожалению, ни у одного из движений, может быть кроме “Российского политического  центризма”, возглавляемого С. Сулакшиным, нет хорошо продуманной идеологии течения “центризма”. На наш взгляд, основными скрепами, несущими идеологии “центризма”, должны выступать такие принципы, которые призваны и способны возвышать человека над обществом и государством. Главное – Человек, его интересы: интересы достойного существования, благополучия и развития. Государство не нужно противопоставлять человеку и обществу. Ни в коем случае нельзя ставить государство в доминирующее положение, а сделать так, чтобы люди видели в нем надежный механизм управления социальными процессами, происходящими в социальной жизни, и могли эффективно использовать его для обеспечения своих интересов. Одним словом, основным остовом этой идеологии выступает понятие, изобретенное, вернее, впервые использованное С. Сулакшиным – “человеко-центризм”.

Многопартийность  в России явление, конечно же, не новое. Как известно, на рубеже конца XIX начала XX столетий в России стала  складываться многопартийная система. Однако с середины 20-х годов XX в. в  стране на долгие 70 лет установилась тоталитарная система, ликвидировавшая  остатки иных партийно-политических образований, кроме большевистских. Первоначальный процесс движения к многопартийности начался с образования неформальных организаций в противовес формально-официальным политическим структурам. Неформальные организации в свой состав включали различные народные фронты, клубы и т.д. В них проходили острые политические дискуссии, дебаты и споры, формировались идейные платформы в противовес официальной идеологической доктрине. Именно деятельность этих образований стала прелюдией к появлению политических партий.

Экономическая программа  движения ставит своей целью борьбу против утверждения в обществе частнособственнических отношений, выступает за утверждение  и укрепление плановой социалистической экономики, организацию социалистического  соревнования, экспроприацию

.

Свою основную программную  задачу это движение видит в просвещении  и организации рабочего класса с  целью завоевания политической власти и строительстве бесклассового  самоуправляемого коммунистического  общества. В политической сфере МРП  выступает за восстановление Советской  власти. В программе партии особо  выделяется положение о том, что  рабочий класс после захвата  политической власти должен немедленно ввести рабочее самоуправление. МРП  против внедрения и развития в  России рыночных отношений и капитализации  общества. В программных документах ее четко указано на те силы, против которых ведет свою борьбу эта партия. К ним относятся: "так называемая демократическая интеллигенция, буржуазные кооператоры, зарождающиеся предприниматели, руководители арендных коллективов, совместных с иностранным капиталом предприятий, "реформаторы" и "демократы" в КПСС".

К консервативно-левой  типологии партий, возникших на осколках КПСС, Социалистическую партию трудящихся (сопредседатели – Р. Медведев, А. Денисов), Российскую партию коммунистов (А. Пригарин и др.), Российскую коммунистическую рабочую партию (А. Макашов, Т. Авалиани, А. Сергеев, В. Тюлькин) и др.1 Формирование движений коммунистического толка по сей день продолжается. Недавно создано более умеренное объединение "новых левых" во главе с В. Семаго, появилось "Движение в поддержку армии" во главе с В. Илюхиным и А. Макашовым и др. Каждая из них предлагала свой вариант реформ и преобразований. Преемницей КПСС выступила Компартия РСФСР. Учредительный съезд партии начал свою работу в июне 1990 г., а завершающий этап его прошел в сентябре этого же года. В декларации отмечалось, что Компартия РСФСР считает своей идейно-теоретической базой "выверенные временем идеи Маркса, Энгельса, Ленина, духовное богатство, достижения мировой общественно-политической мысли и культуры. Компартия РСФСР выражает интересы рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, всех слоев общества, выступающих за создание экономически эффективного, социально справедливого, духовно-раскрепощенного демократического строя. Она привержена социалистическому выбору, коммунистической перспективе и строит свою деятельность на основе принципа интернационализма" .

Летом 2000 года оформилось новое левое общественно-политическое движение под руководством Г. Селезнева. Официальное его название: “Россия”. Большую группу новых партий, возникших  на рубеже 80-90-х годов, составили  партии центристского типа. К ним  следует отнести: Республиканскую  партию Российской Федерации, социал-демократическую  партию, партию Конституционных демократов, Социалистическую партию и др.

Несколько слов о  Социалистической партии Российской Федерации (СДПРФ). В манифесте о провозглашении этой партии (она создана в мае 1990 г.) говорилось, что целью партии является продолжение лучших традиций народничества и российской социал-демократии, международного социал-демократического движения, достижение обществом политической, экономической и социальной демократии, "обеспечивающей каждому члену  общества (гражданину) уровень жизни, достаточный для достойного существования". Социал-демократы отвергают насилие  как метод для достижения целей. Основным способом решения поставленных задач партия считает проведение последовательных радикальных реформ.

Среди центристских партий и течений заметное место  занимает "Союз конституционных  демократов" (СКД) и партия конституционных  демократов (ПКД).

Союз конституционных  демократов сформировался в 1989 г. на основе слияния неформальной московской группы "Гражданское достоинство" с демократической фракцией Московского  народного фронта. В политической декларации, принятой на Учредительном съезде в октябре 1989 г. в Москве, зафиксированы главные принципы общественного устройства: "естественное право личности на свободу самовыражения и недопустимость обеспечения этого права за счет аналогичного права другой личности; многообразие форм политической, экономической и духовной жизни общества; признание всякой идеологии частным делом личности, а не прерогативой государства". В программе партии особо подчеркивается мысль о том, что основными принципами ее деятельности выступают, как приоритет общечеловеческих ценностей над идеологическими, признание конституционно гарантированного политического плюрализма, примат законности.

Партия "Союз конституционных  демократов" ставит своей задачей  обеспечение эволюционного перехода от тоталитаризма к демократическому государству.

Основой экономической  системы должна стать частная  собственность, для введения которой  необходимо осуществить денационализацию земли, предоставить каждому гражданину или ассоциации граждан право  аренды и т.д. Особое внимание партия Конституционных демократов уделяет  социальным программам, направленным на защиту неимущих, нетрудоспособных и экономически несостоятельных  граждан и др.

В июне 1990 г. в Москве состоялся учредительный съезд  Социалистической партии. Эта партия была создана на основе группы "Социалистическая инициатива" (1987) и преобразованной  в 1988 г. в группу "Новые социалисты", а позже - в межрегиональный комитет "Новых социалистов".1 В своей деятельности партия активно использует социалистические лозунги, понимая социализм, как "общество, гарантирующее людям максимальную свободу на основе равноправия, в том числе, на основе равного доступа к участию в управлении общественной собственностью".

В экономической  сфере социальной жизни партия делает ставку на пять основных типов собственности: государственную, самоуправляющиеся  государственные предприятия, муниципальный  сектор, предприятия коллективной трудовой собственности, частнокооперативный сектор.

Социалисты "категорически  выступают против передачи государственных  предприятий в частные руки ... , настаивая на переходе юридической собственности "в руки избранных народом Советов"2. Программа партии в социальной сфере социальной жизни предусматривает активную борьбу с инфляцией, за полную занятость, перераспределение рабочих мест, введение пособий по безработице. Социалисты предлагают создание системы производственной демократии, означающей право трудящихся избирать и смещать всех должностных лиц и т. д.

К центристским партиям  и движениям примыкает ряд  религиозных партий: Христианско-демократический  союз России (ХДСР), Российская христианско-демократическая  партия (РХДП) и др.

Несколько слов об одной из партий религиозного характера (Христианско-демократический союз России), придерживающейся идеологии  центризма. ХДСР – "политическая организация, опирающаяся в своей деятельности на мировоззренческий и нравственно-этический  фундамент, заложенный в Евангелии". Созданная в августе 1989 г. эта  партия выступает за основные ценности христианской культуры: любовь, свободу, милосердие и соборность. ХДСР своей  основной целью ставит духовное возрождение  России, выражение интересов христиан, независимо от их конфессии, защиту их образа жизни и гражданских прав, построение правового демократического государства исходя из принципов христианской демократии, включающей в себя деидеологизацию государства, равноправие всех идеологий, кроме призывающих к насилию, религиозной и национальной вражде. В своей программе партия выступает за парламентскую демократию, многопартийную систему, разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, свободные выборы и т.д. Вполне современно, демократично выглядит та часть программы, где речь идет об образовании и воспитании. Прежде всего ХДСР провозглашает деидеологизацию учебных программ, открытие общественных частных школ, учебных заведений (в том числе религиозных), первоочередное развитие гуманитарного образования, предоставление автономии высшим учебным заведениям и др.1

Информация о работе Пути формирования многопартийности