Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 02:17, реферат
В споре о природе человека, а также о более широком и противоречивом понятии «естественный закон» обе стороны многократно провозглашали, что естественный закон и теология неразрывно связаны между собой. В результате, многие приверженцы естественного закона серьезно ослабляли свою позицию, допуская, что только рациональные, философские методы не способны установить подобный закон – чтобы раскрыть данное понятие, необходима теологическая вера. Со своей стороны, противники естественного закона радостно с этим соглашались; поскольку вера в сверхъестественное считается необходимой для приверженности естественному закону, этот последний концепт следует изгнать из научного, секуляристского дискурса и поместить в таинственную сферу богословских трудов.
1. Ідеї класичного лібералізму як відпровідний пункт будь-якого політичного філософування. Ротбардівська теорія природного закону.
2. Політична філософія як філософія свободи. Режим «чистої свободи». Від ідеї свободи до ідеї власності. Злочинність як «питома вада».
3. Держава проти свободи. Держава та інтелектуали
Лектура
Тема 5: «Радикалізація позицій
у політичній філософії
Австрійської (Віденської) економічної
школи:
Мюрей Ротбард і модерний проект».
1. Ідеї класичного лібералізму як відпровідний
пункт будь-якого політичного філософування.
Ротбардівська теорія природного закону.
2. Політична філософія як філософія свободи.
Режим «чистої свободи». Від ідеї свободи
до ідеї власності. Злочинність як «питома
вада».
3. Держава проти свободи. Держава та інтелектуалиJ
Лектура:
Мюррей Ротбард. Этика свободы. Част.І
«Природний закон» розділи 1-5, част.ІІ
«Теорія свободи» розділи 1-7, част.ІІІ
«Держава проти свободи» розділи 1-3.
http://log-in.ru/books/
http://libertynews.ru/node/
Огляд "Етика Свободи" за М. Ротбард.
Часть I. Введение. Естественный закон, Глава 1. Естественный закон и разум
В споре о природе человека,
а также о более широком
и противоречивом понятии «естественный
закон» обе стороны многократно
провозглашали, что естественный закон
и теология неразрывно связаны между
собой. В результате, многие приверженцы
естественного закона серьезно ослабляли
свою позицию, допуская, что только
рациональные, философские методы не
способны установить подобный закон
– чтобы раскрыть данное понятие,
необходима теологическая вера. Со
своей стороны, противники естественного
закона радостно с этим соглашались;
поскольку вера в сверхъестественное
считается необходимой для
Таким образом, сторонник рационально
установленного естественного закона
должен противостоять враждебности обоих
лагерей.
Дело в том, что сами
цели выбираются с помощью разума;
и «правильный разум» предписывает
человеку надлежащие цели, а также
средства их достижения. Для сторонника
томизма либо теоретика естественного
закона, всеобщий моральный закон
для человека является частным случаем
в системе естественного
Таким образом, недвусмысленно заявим: согласно томистской традиции, естественный закон являлся и этическим, и физическим; причем орудием, с помощью которого человек постигал подобный закон, был разум, а не вера, или интуиция, или благодать, откровение либо что-то еще. В современной атмосфере жесткого противопоставления естественного закона и разума – особенно на фоне иррациональных настроений «консервативной» мысли – к такому суждению невозможно обращаться чересчур часто. Следовательно, Св. Фома Аквинский, по словам знаменитого историка философии отца Коплстона, «подчеркивал место и функцию разума для морального поведения. Он [Аквинат] разделял взгляды Аристотеля, согласно которым именно обладание разумом отличало человека от животных», причем именно разум «позволяет ему действовать обдуманно, учитывая осознанно поставленную цель, и поднимает его над уровнем сугубо инстинктивного поведения».
«Если утверждается, что моральное
поведение является рациональным поведением,
то это означает следующее – поведение
в соответствие с правильным разумом,
то есть разумом, постигающим цель,
хорошую для человека, и предписывающим
средства для достижения этой цели».
Таким образом, согласно философии естественного
закона, разум не обречен – как это понимается
в современной пост-юмовской философии
– быть всего лишь рабом страстей, вынужденным
заниматься перебором средств для достижения
произвольно выбранных целей.
Дело в том, что сами цели выбираются с
помощью разума; и «правильный разум»
предписывает человеку надлежащие цели,
а также средства их достижения.
«Дело в том, что, в противоположность естественному закону, позитивистская социальная наука... характеризуется игнорированием разума либо борьбой против разума...
Согласно позитивистской
интерпретации релятивизма, которая
преобладает в сегодняшней
Часть I. Введение. Естественный закон, Глава 2. Естественный закон как наука
Таким образом, естественный
закон определяет, что является лучшим
для человека – какие цели должен
ставить перед собой человек,
чтобы они лучше всего
Как формулирует отец Кинили (Kenealy):
"Данная философия
устанавливает, что
Популярное философское
"В ответ
мы можем указать на то, что
их представление [основанное
на естественном законе] отождествляет
ценность не с существованием,
а скорее с осуществлением
наклонностей, обусловленных структурой
существующего субъекта. Более того,
эта доктрина отождествляет
Однако профессор Хессельберг
(Hesselberg) показал, что Юм, в ходе собственных
рассуждений, был вынужден повторно
ввести концепцию естественного
закона в свою социальную философию
и, прежде всего, в свою теорию справедливости,
таким образом подтверждая
В самом деле, рассуждая о справедливости и значимости прав частной собственности, Юм был вынужден написать, что разум способен установить такого рода социальную этику:
«природа обеспечивает средство исцеления в виде рассудительности и понимания для того, что является беспорядочным и неудобным в аффектах» – иначе говоря, разум может оказаться высшим по отношению к страстям.
Мы увидели из наших
рассуждений, что доктрина естественного
закона – представление о том,
что объективная этика может
быть установлена с помощью разума,
– в современном мире должна противостоять
двум могущественным группам противников,
причем обе жаждут опорочить мощь
человеческого разума, способного принимать
решения о назначении человека. Такими
противниками являются фидеисты, которые
убеждены в том, что этика может
быть только дарована человеку с помощью
сверхъестественного
"относительно
странного современного союза
между теми, кто сомневается в
способности человеческого
С исторической точки зрения
интересен тот факт, что две
эти антирационалистические традиции
– одна либерально-скептическая и
другая, сторонников протестантского
откровения, – должны были первоначально
исходить из двух. . . противоположных
представлений о человеке. Протестантская
зависимость от откровения возникает
из огромного пессимизма по отношению
к человеческой природе. . . . Легко
усваиваемые либеральные
Часть I. Введение. Естественный закон, Глава 3. Естественный закон versus позитивный закон
Если, таким образом, естественный закон обнаруживается разумом на основе «фундаментальных наклонностей человеческой природы… абсолютных, неизменных и обладающих всеобщей достоверностью для любого времени и места», то из этого следует, что естественный закон обеспечивает объективный набор этических норм, с помощью которого можно оценивать человеческие действия в любое время и в любом месте.
Фактически, правовые принципы
любого общества могут быть установлены
тремя альтернативными
В нашем столетии, пренебрежение
и высмеивание самого существования
естественного закона ограничило предлагаемое
людьми оправдание правовых структур
до пунктов (a) или (b), либо некоторой
смеси первого и второго. Это
остается верным даже по отношению
к тем, кто пытается следовать
политике индивидуальной свободы. Поэтому
встречаются такие
Так что, для Актона индивид, вооруженный моральными принципами на основе естественного закона, в результате оказывается на твердой позиции, стоя на которой он подвергает критике существующие режимы и институты, выставляет их перед мощным и беспощадным светом разума. Даже гораздо меньше ориентированный на политику Джон Уилд (Wild) недвусмысленно охарактеризовал неотъемлемо радикальную природу теории естественного закона:
философия естественного закона защищает рациональный статус отдельного индивида и его право критиковать словом и делом любой существующий институт или социальную структуру с точки зрения универсальных моральных принципов, которые можно постичь только с помощью индивидуального интеллекта.
означает «консерватизм»? Напротив, тот факт, что теоретики естественного закона выводят из самой природы человека неизменную структуру закона, который не зависит от времени и места или от привычки, либо авторитета, либо групповых норм, превращает этот закон в могущественную силу для радикального изменения. Единственным исключением могли бы стать крайне редкие случаи, когда позитивный закон случайно совпадает во всех аспектах с естественным законом, открытым с помощью человеческого разума.
Часть I. Введение. Естественный закон, Глава 4. Естественный закон и естественные права
Как мы уже указывали, главным
недостатком теории естественного
закона – от Платона и Аристотеля
до томистов и далее вплоть до Лео
Штрауса и его сегодняшних
сторонников – является приверженность
позиции государственника (statist), а
не индивидуалиста. Эти «классические»
теории естественного закона полагают
ареной хороших и добродетельных
действий Государство, а индивидов
рассматривают как всецело