Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:18, контрольная работа
Политический менталитет становится «невидимой рукой», которая регулирует политическое поведение в обществе. На основе него происходят все важные события во внешней и внутренней политике, создается история народов. Поэтому политический менталитет всегда остается актуальной темой для изучения.
В нашей работе мы хотим изучить сущность политического менталитета, как происходит формирование политических взглядов личности, основные тенденции развития политического сознания в России, а также средства регуляции политическим поведением, среди которых особое внимание уделим политической мифологии, поскольку она играет важную роль в сложившемся менталитете каждого народа.
Введение.
Понятие политического менталитета.
Становление политических взглядов личности.
Политическая социализация и политическое воспитание
Основные тенденции развития политического сознания в России
Средства регуляции политического поведения. Политический миф.
Заключение.
Санкт-Петербургский
Государственный Университет
ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Контрольная работа по курсу «Политология»
Тема:
«Роль политического сознания и
менталитета в регуляции
Студент: Орешникова А.
Группа №356
№ зачетной книжки: 098230
Санкт-Петербург
2011
План:
Всем известно расхожее утверждение: "Каждый народ имеет такое правительство, какое он заслуживает". Сюда надо добавить ещё одно утверждение: "Менталитет народа определяет его жизнь и судьбу".
Большинство россиян, например, признают, что стране нужна так называемая «железная рука», т.е. благополучие страны зависит от «сильного» правителя, которому они смогут доверить свою судьбу, другим народам характерны либеральные политические взгляды. Почему это происходит?
Пантин И.К. определяет менталитет как «своеобразную память народа о прошлом». Т.е. менталитет имеет генетический характер, характер, передаваемый нам из поколения в поколение. Прошлое является как бы конструктором настоящего. Политическое сознание и менталитет народа – это своеобразная картина мира, представления общества о различных политических партиях, институтах, событиях. Этот менталитет и определяет реагирование общества на политические события.
Политический менталитет становится «невидимой рукой», которая регулирует политическое поведение в обществе. На основе него происходят все важные события во внешней и внутренней политике, создается история народов. Поэтому политический менталитет всегда остается актуальной темой для изучения.
В нашей работе мы хотим изучить сущность политического менталитета, как происходит формирование политических взглядов личности, основные тенденции развития политического сознания в России, а также средства регуляции политическим поведением, среди которых особое внимание уделим политической мифологии, поскольку она играет важную роль в сложившемся менталитете каждого народа.
2. Понятие политического
Политический менталитет (фр. mentalite - склад ума, мироощущение) - единая, синкретическая форма осознания социально-политической системы, которая формируется в результате осмысления политического опыта индивидуальным и коллективным политическим сознанием и выражает актуальные для данного политического коллектива ценности.
Действие любой политической системы
зависит от ее способности психологически
воздействовать на индивида, побуждая
его к поступкам, которые соответствуют
целям системы. За исключением применения
прямого насилия, когда гражданину
уже не до рассуждений, все остальные
меры из арсенала политического воздействия
предполагают наличие у человека
хотя бы минимального уровня знаний о
политике, умения оперировать политическими
категориями, наличия представлений
и суждений о ней. Таким образом,
между целями системы и поведением
индивида лежит промежуточная «
Все политические движения и партии,
организации и объединения
Другие политики, партии и движения, напротив, полагают, что возможно и желательно постоянно заниматься формированием политического сознания в виде целостной идеологии, что позволяет воспитать компетентных граждан и обеспечить высокий уровень их участия в политической деятельности. Правда, следует указать, что хотя эта цель ставилась многими политиками и теоретиками политики, в жизни она редко бывает достигнута. Более того, этот тезис также используется в целях манипуляции массовым политическим сознанием, что мы хорошо усвоили из опыта нашего недавнего прошлого.
Независимо от того, на каких позициях
стоят современные политики-
Политическое сознание человека включено
в сложную ткань его
При этом основные знания и представления
человека о политике, его нормативные
суждения о ней не являются продуктом
лишь его индивидуальной практики.
Они впитываются личностью из
его социальной среды в ходе социализации.
Полученные знания, ориентации, ценности
и установки в совокупности образуют
политический менталитет.
Понятие менталитета (ментальности) пришло
из исторической психологии. Его ввели
французские исследователи Леви-Брюль,
А. Февр, М. Блох и оно означает «наличие
у людей того или иного общества, принадлежащих
к одной культуре, определенного общего
«умственного инструментария», «психологической
оснастки», которая дает им возможность
по-своему воспринимать и осознавать свое
природное и социальное окружение и самих
себя» (10).
Таким образом, в политическом менталитете
можно выделить два важных компонента.
Во-первых, это содержательная сторона:
взгляды, ценности, чувства и т.п.,
которые складываются в определенные
системы, для обозначения которых
используются идеологические «ярлыки».
Так, когда о человеке говорят, что
он «либерал», «красно-коричневый»
или «демократ», то мы можем представить
себе набор политических идей, соответствующих
этим идеологическим стереотипам. Правда,
в российской политической жизни
последних лет эти понятия
имеют не столь определенные очертания,
как в иных стабильных обществах.
Взгляды некоторых наших «
Если же попытаться проследить динамику
идейного содержания различных политических
партий и движений за 90-е годы, то почти
невозможно найти такие организации и
движения, где не произошла бы смена приоритетов.
Во-вторых, это стиль мышления (когнитивный
стиль), характер политических рассуждений,
способ восприятия системы («психологический
инструментарий»). Эту вторую сторону
менталитета следует подчеркнуть особо,
так как в конкретном политическом анализе
чаще принимается во внимание те или иные
политические цели и ценности, декларируемые
определенными политическими организациями,
чем характер их сцепления в контексте
личности лидера или идеологической позиции
той или иной партии.
Когнитивный стиль проявляет себя
и на уровне группового политического
сознания, и на уровне личности. Так,
российский психолог В.Ф. Петренко провел
интересное исследование документов различных
российских партий в постперестроечный
период. В результате были составлены
когнитивные карты, отражающие групповые
политические представления правых
и левых, радикалов и консерваторов
не по самоназванию, а по действительному
способу их политического мышления
(4).
Что касается политического менталитета
личности, то сегодня в российских условиях
наблюдается большое многообразие когнитивных
стилей в политическом мышлении, что связано,
как с ориентацией на разные политические
партии, так и с возрастными, социальными
и иными особенностями личности.
Чтобы разобраться в сложных
элементах политического
Рассмотрим мотивационные компоненты
политического сознания на примере одного
— установки. Установка — это специфическое
состояние субъекта, которое характеризует
его готовность к совершению действия,
направленного на удовлетворение данной
потребности в данной ситуации. Установка
предшествует действию, являясь его начальным
этапом, настроем на действие. Один из
основоположников психологической теории
установки, грузинский психолог Д.Н. Узнадзе
подчеркивал тесную связь установки с
ситуацией, с одной стороны, и с потребностью
— с другой6.
Это положение основано на понимании установки
как той промежуточной переменной, которая
опосредует внешние стимулы, идущие от
ситуации, и внутренние стимулы, определяемые
потребностями личности. Установка включена
в мотивационные механизмы поведения
и сознания человека в силу того, что она
во-первых, служит для настройки деятельности
на определенный объект, а, во-вторых, обеспечивает
относительно устойчивую форму потребностей
и мотивов. Благодаря установкам, как считает
Г. Г. Дилигенский, субъекту не нужно постоянно
определять, в чем состоят его потребности
и способы их удовлетворения: они уже зафиксированы
в установках.
В политической деятельности установка
является регулятором поведения человека
или группы, формирующим позитивное или
негативное отношение их к власти, государству.
Обычно исследователей и их заказчиков
интересуют вполне конкретные установки:
на политическую систему в целом, на режим,
на конкретные политические институты,
на политических лидеров и даже на те или
иные политические решения или события.
Если политологу необходимо представить
себе возможные действия той или иной
группы населения, предположим, на выборах,
то накануне этих выборов он будет изучать
соответствующие политические установки.
В основе такой процедуры лежит гипотеза,
согласно которой любое политическое
действие возможно лишь тогда, когда человек
настроен на него, имеет предварительную
готовность к действию, то есть у него
сложилась определенная (позитивная или
негативная) установка.
В психологических исследованиях принято
выделять в структуре установки три компонента:
когнитивный, эмоциональный и поведенческий,
каждый из которых образует «относительно
самостоятельные подсистемы регуляции
активности субъекта» (15).
Когнитивный элемент установки предполагает
наличие у личности предварительных знаний,
интереса к политике. Наличие этого компонента
объясняет тот отбор информации, который
личность имеет о партиях, политиках, процессах,
о которых она уже осведомлена и к которым
приковано ее внимание. Эмоциональное
отношение к политическому объекту (нравится
— не нравится, приятно — не приятно, доверяет
— не доверяет), как правило, предшествует
критическому осмыслению информации о
политике. Без этого компонента не получили
бы столь большого значения политические
предрассудки, расовые стереотипы, проявления
религиозной и национальной нетерпимости.
И, наконец, поведенческий компонент установки
представляет собой собственно готовность
к действию: будь то голосование, участие
в митинге или шествии, вступление в партию
или террористический акт.
Политическое сознание граждан имеет
весьма противоречивый характер. Во-первых,
их представления нередко не стыкуются
между собой. Этот феномен нередко и наблюдается
в стабильных обществах. Но в ситуациях
политического кризиса того масштаба,
какой сейчас переживает Россия, противоречивость
политического сознания на личностном
уровне достигает высоких значений, гранича
с раздвоением личности. В нашем исследовании
мы наблюдали не только мучительное сосуществование
прежних авторитарных и новых демократических
взглядов, но и несоответствие между рациональным
одобрением одних ориентации или лидеров
и эмоциональной симпатией к противоположным.
Отсюда и казусы — когда один из опрошенных,
назвавший себя аполитичным, идет с автоматом
защищать Моссовет в октябре 1993 г., а другая
женщина — идейная коммунистка — сообщает,
что голосует за демократов Гайдара и
Козырева.
Политические установки вызвали интерес
у исследователей и политиков-практиков
в связи с тем, что появилась необходимость
учитывать их как средство обратной связи
между теми, кто принимает решения, и теми,
кто их исполняет. Установки отличаются
друг от друга, прежде всего, по степени
их глубины и укорененности в личности.
Наиболее распространенными являются
исследования политических установок
в форме мнения. Мнения — это лишь один
из видов политической установки, отличающийся
неустойчивостью. Мнения представляют,
прежде всего, поверхностный, вербальный
слой сознания и совсем не обязательно
соответствуют более глубоким личностным
образованиям.
Более глубокие корни имеет другой вид
установки — диспозиция или общее отношение.
Третий вид установки — убеждения, которые
составляют своего рода стержень личности.
Политические психологи, изучающие лидеров,
среди множества их убеждений обращают
особое внимание на наличие среди них
национализма (этноцентризма) и недоверия
к людям и институтам. Эти два рода убеждений
составляют когнитивную основу авторитаризма.
Еще одним важным убеждением является
уверенность политика в подконтрольности
событий. С помощью теста Дж. Роттера определяется
уровень субъективного контроля индивида.
Этот тест позволяет выяснить, приписывает
ли человек все свои удачи и провалы самому
себе или винит во всем судьбу, обстоятельства
и т.п. По нашим данным политики отличаются
от прочих граждан тем, что у них уровень
субъективного контроля выше, чем у среднего
гражданина. Есть свидетельства и в пользу
того, что демократические ориентации
в политике коррелируют с высоким уровнем
этого показателя(16).
Говоря о мотивационных элементах политического
сознания, заметим, что установки включают
действие внутриличностных механизмов,
опосредующих внешние стимулы политической
среды. Для этих структур политического
сознания характерно, что они пронизаны
эмоциями, которые определяют динамику
восприятия политических процессов и
явлений.
Политическая психология выделяет и другой
— познавательный — срез сознания. Его
показателями в эмпирических исследованиях
выступают интерес личности к политике,
ее информированность, знания о политических
событиях и лидерах, и, наконец, связанность
представлений в определенную идеологическую
схему.
В современной политике по сравнению с
традиционными политическими системами
наблюдается тенденция усиления интереса
граждан к политике (при всех ситуативных
подъемах и спадах такого интереса). Об
этом свидетельствуют данные последних
десятилетий в разных странах. Так, в ФРГ
на протяжении 50 — 70-х годов доля лиц, интересующихся
политикой возросла с 22 до 49%, а доля тех,
кто ею вообще не интересуется, уменьшилась
с 39 до 9%. Во Франции только с 1969 по 1977 годы
доля интересующихся возросла в три раза.
В Италии число тех, кто активно следит
за политическими событиями с 1968 по 1976
год возросло с 24 до 48%. В Западной Европе
в 1981 г. примерно 40% опрошенных выражали
интерес к политике (19). Еще раз уточним: речь
идет о тенденции, характерной для стабильных
политических систем с развитыми традициями
демократии.
Российский политический процесс в долгосрочном
контексте выглядит типичным для стран
с элементами авторитарной политической
культуры. При высоком уровне участия
в политике (поголовное голосование) интерес
к политике в советские времена был не
высоким. В первые перестроечные годы
вплоть до 1991 г. наблюдался взрыв интереса
к публичной политике при одновременном
падении числа тех, кто участвовал в рутинных
формах политического поведения при одновременном
увеличении его нетрадиционных форм. Показательна
динамика политического интереса, зафиксированная
нами в исследованиях 1996 и 2000 гг.
Интересуетесь ли Вы политикой в настоящее время? |
1996г. |
2000 г. |
Очень интересуюсь |
12,7 |
9,2 |
Слежу за всеми политическими событиями |
25,4 |
25,9 |
Имею общее представление, но детали пропускаю |
34,1 |
34,3 |
Мало слежу |
22,0 |
20,5 |
Не интересуюсь совсем |
5,2 |
8,8 |
Как видим даже за пять лет число
очень интересующихся политикой
снизилось, хотя численность других
категорий осталась примерно на том
же уровне.
Помимо информированности и интереса
к политике, в познавательном блоке политического
сознания следует выделить еще два важных
элемента. Речь идет о когнитивном стиле
и операциональном коде. Когнитивный стиль
— термин, описывающий способ мышления.
Среди характеристик когнитивного стиля
политические психологи выделяют такие,
как понятийная сложность или простота,
доверие или недоверие к партнеру, инструментальный
акцент (ориентация на «дело»). Так одним
людям свойственно восприятие политики
в черно-белых тонах, а другим — большая
понятийная сложность, большее разнообразие
оттенков политических позиций. Первый
тип когнитивного стиля — с низкой интегративной
сложностью обычно отличает людей негибких,
догматичных, невосприимчивых к новому.
Ряд исследователей установил и связь
такого когнитивного стиля с конкретными
политическими ориентациями. Так, было
доказано, что низкая понятийная сложность
чаще встречается у право-консервативных,
чем у либеральных политиков и их сторонников.
Вообще радикалы и справа и слева более
склонны делить людей на «наших» и «не
наших» (8).
В нашем исследовании образов власти
мы установили, что представления
опрошенных относительно власти и на
предыдущих этапах и сейчас являются
когнитивно скорее сложными, чем простыми
у более, чем половины респондентов. Это
не мешает тому, что их образы власти являются
не слишком четкими.
Операциональный код — понятие, применяемое
чаще к политическому сознанию лидеров,
чем обычных граждан, было выработано
в политической науке. Н. Лейтес, А. Джордж,
С. Уолкер используют этот термин для обозначения
«ответов» политиков на ряд философских
(стратегических) и инструментальных (тактических)
ответов в политике. Например, в мышлении
политика содержатся некоторые устойчивые
представления о природе политики, о перспективах
реализации их политических ожиданий,
о возможности контроля над историческими
событиями и т.п. С. Уолкер свел эти кластеры
представлений в следующую общую схему.
Информация о работе Роль политического сознания и менталитета в регуляции политического поведения