Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:18, контрольная работа
Политический менталитет становится «невидимой рукой», которая регулирует политическое поведение в обществе. На основе него происходят все важные события во внешней и внутренней политике, создается история народов. Поэтому политический менталитет всегда остается актуальной темой для изучения.
В нашей работе мы хотим изучить сущность политического менталитета, как происходит формирование политических взглядов личности, основные тенденции развития политического сознания в России, а также средства регуляции политическим поведением, среди которых особое внимание уделим политической мифологии, поскольку она играет важную роль в сложившемся менталитете каждого народа.
Введение.
Понятие политического менталитета.
Становление политических взглядов личности.
Политическая социализация и политическое воспитание
Основные тенденции развития политического сознания в России
Средства регуляции политического поведения. Политический миф.
Заключение.
Исследования, проведенные во второй
половине 1990-х гг. Институтом социологического
анализа, свидетельствуют о
Ощущение человеком
В России сложилось большинство, ориентирующееся
на западные стандарты жизни. Поэтому
идея российской самобытности, предполагающая
приоритет государственных
Для начала 2000-х гг. стал характерным новый запрос на авторитаризм, обусловленный личностными качествами нового президента, угрозой террористических актов, социальной направленностью экономики, неуверенностью в завтрашнем дне. Однако, это не означает отказа большинства граждан от политических прав и свобод, предоставленных Основным законом страны. Причем, в зависимости от возрастных групп ценности свободы и социальной защищенности меняются: для молодежи и части людей среднего возраста важнее является свобода, а для остальных приоритетом является социальная защищенность.
Современной особенностью является также идеологическая эклектичность (неорганическое соединение разных взглядов, теорий), заключающаяся в том, что среди сторонников правых партий достаточно часто встречаются последователи левых идей и наоборот.
Синдром авторитаризма в российском массовом сознании
В структуре ценностных ориентаций
российского общества продолжает оставаться
достаточно высокая доля ценностей
авторитарного типа. Среди основных
тенденций, способствующих сохранению
авторитарного запроса в
Значительная часть россиян
разных возрастов являются в той
или иной мере сторонником режима
«жесткой руки». Правда, под этим режимом
россияне подразумевают не авторитарный
режим в общепринятом в политической
науке смысле, а авторитарное регулирование
экономики и защиту личности от произвола
и беззакония при сохранении политических
свобод. Потенциальная поддержка
значительной частью россиян «режима
жесткой руки» является очень
опасным симптомом, за которым может
последовать реальная поддержка
политического движения или политической
партии, непосредственно
Для современной России характерен
процесс трансформации системы
ценностей и политических установок,
характеризующийся ломкой старой системы
ценностей и установок и
Один из инициаторов перестройки
А.Н.Яковлев, характеризуя особенности
российского восприятия власти, отмечал
широкое распространение
От новой политической элиты ожидали поведения, соответствующего нормам демократии. Однако, не оправдав ожидания общества, она инициировала нелегитимный передел государственной собственности, который происходил вне правовых рамок. В результате в общественном сознании произошел перелом, в нем усилились негативные отношения к демократическому процессу и результатам реформ, следствием чего стало неуклонное падение доверия к существующей власти. Как отмечает Г.Г.Дилигенский, российские демократические лидеры из числа либеральной (или «неосоциалистической») интеллигенции оказались в своем подавляющем большинстве совершенно не готовыми к решению сложнейших практических задач демократического переустройства общества (6).
Особенным для России является завышенные
ожидания по отношению к властным
структурам, обусловленные во многом
прошлым опытом, высокий уровень
неудовлетворенности итогами
В феврале 2004 г. Фонд аналитических программ «Экспертиза» провел социологическое исследование «Радикальный авторитаризм в российском массовом сознании». Результаты исследований свидетельствуют о росте авторитарных настроений в начале XXI века по сравнению с началом 1990-х гг. По мнению М.Ю.Урнова, этот рост определяется растущими ожиданиями россиян, так как годы высоких цен на энергоносители и достигнутая стабильность породили «агрессивную социальную зависть». Поэтому современный запрос на авторитаризм – это «не синдром отчаявшегося сознания», так как люди чувствуют себя достаточно комфортно и половина народа довольна жизнью. Это «не авторитаризм ужаса», а «авторитаризм растущих претензий» (15).
Так, растут претензии к государству: около 70% россиян считают, что государство обязано гарантировать каждому человеку приличную работу и достойный уровень жизни. Люди хотят, чтобы за их благополучие отвечали не они сами, а государство.
Наиболее значимыми
- «нашей стране нужны не
- «Россию должны бояться,
- «при определенных
- «президент должен стать
- «в Росси нужно, чтобы власть боялись, иначе ее перестанут уважать» (51%);
- «безразличие к методам
- «величие России измеряется, прежде всего, величием души нашего народа, а не уровнем наших доходов и чистотой подъездов» (51%);
- «сила России в том, что работать на благо государства у нас всегда было почетнее, чем работать на себя» (50%) (16).
Результаты исследования свидетельствуют, что число поборников авторитарного государства превышает число тех, кто предпочитают представительную демократию, что косвенно подтверждается опросами населения, проводимыми известными социологическими службами: ВЦИОМ, РОМИР, Левада-центр и другими.
Либеральные тенденции в массовом политическом сознании.
Современный либерализм не имеет ничего
общего с теми отрицательными явлениями,
которыми характеризуется российское
общество. Сто лет назад Б.Н.Чичерин
предупреждал о том, что насилие,
нетерпимость и безумие часто
прикрываются именем обаятельной идеи.
Либерализм не является исключением. Он
«является в самых
Историк русского либерализма В.В.Леонтович акцентировал внимание на том, что «и идеологически, и практически русский либерализм в общем был склонен к тому, чтобы получать и перенимать от других, извне» (8).
Главным препятствием развития России в либеральном направлении были остатки того умственного склада, который возник по причине крепостничества, являвшейся, по сути, формой рабства. В советский период власть стремилась сделать человека винтиком государственной машины - своего рода крепостным новой политической системы, что явилось продолжением политики царского самодержавия. Такой умственный склад не мог воспринимать сути свободы, ее необходимости и возможности реализации. Т.И.Заславская отмечает, что «такие качества, как отсутствие гражданственности, конформизм по отношению к власти, нетребовательность и смирение, парадоксально сочетающиеся с неуважением к закону и чужой собственности, сформировались у россиян в первую очередь под влиянием многовекового рабства» (5).
Для России жизненно необходимым является
преодоление рецидивов
Современное развитие невозможно без свободного гражданина, способного стать актором в политическом процессе, разумно сочетающего свободу и ответственность. Характерная для России «воля без ответственности» должна уйти в прошлое, уступив место правовому сознанию.
Активная созидательная
В конце XIX века Р.И.Сементковский писал о необходимости повышения уровня духовного и материального благосостояния народа и, исходя из этого требования, делал вывод: «… либерализм должен видоизмениться, и главная его задача будет отныне не протест, а компетентная и выдержанная деятельность, направленная к поднятию уровня народного благосостояния» (14)
Спустя более ста лет эта задача для России остается не менее актуальной.
В России трактовки либерализма отличаются от общепринятых на Западе. Говоря о либеральных ориентациях россиян, некоторые политологи считают, что данные ориентации имеют основанием не «объективные» экономические факторы, а духовно-культурные; что нельзя связывать перспективу установления либерально-демократического строя в России только с развитием класса собственников. Но в целом, многие исследователи полагают, что в массовом политическом сознании «социально-либеральная» и «экономически-либеральная» тенденции стали реальностью и играют определенную политическую роль.
В современной России либерализм – и в экономическом и в политико-моральном аспектах – пользуется популярностью, прежде всего, в социально-успешных общественных группах, которые считают либеральные взгляды идеологическим обоснованием собственных достижений. В сегодняшнем российском массовом сознании либеральная экономическая идеология отражает чувство уверенности в собственных силах.
Социологические исследования по проблемам
либеральных ценностей в
С точки зрения немецкого философа Г.Рормозера, абсолютная необходимость либерализма не подлежит сомнению, но сфера действия его ограничена. Либерализм функционирует успешно лишь в условиях демократического развития общества и при достаточно высоком уровне благосостояния. Для преодоления же кризисной ситуации в России сил либерализма недостаточно (12).
Свидетельство этому процессы, идущие в Восточной Европе и на пространстве бывшего Советского Союза, где народы борются за свою национальную идентичность. Россия также возвращается к своей собственной сущности, к своему историческому и национальному самосознанию, к православному христианству. Пока остаются без ответа такие вопросы как: возможно ли соединение либеральной идеи с национальной, либерализма - с православием? В.В.Лапкин и В.И.Пантин убеждены в том, что отношение к наиболее значимым западным ценностям и институтам (таким, как свобода, демократия, рыночная экономика, права человека, многопартийность, институт свободных выборов и т. д.) продолжают определять основные ценностные и идейно-политические размежевания в российском обществе (7).
Информация о работе Роль политического сознания и менталитета в регуляции политического поведения