Шпаргалка по дисциплине "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

shpory_na_politologiyu.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

Особое место среди общественных объединений занимают профсоюзы. Профсоюз - объединение работников, созданное ими для защиты своих интересов, прежде всего для улучшения условий и повышения оплаты труда. Профсоюзы являются частью системы социального партнерства — трехсторонней системы взаимодействия работников (в лице профсоюзов), объединений нанимателей и государства (правительства). В белорусском законодательстве социальное партнерство определено как «форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников... при разработке и реализации социально-экономической политики государства... посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов». В налаживании механизмов социального партнерства Республика Беларусь ориентируется на международные стандарты. Наиболее влиятельной международной организацией, отстаивающей интересы трудящихся, является Международная организация труда (МОТ), которая существует с 1919 г. и занимается нормотворчеством в сфере регулирования социально-трудовых отношений. Беларусь является членом МОТ с 1954 г. Крупнейшим профсоюзным объединением в Беларуси является Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ), которая, согласно уставу, является республиканским добровольным независимым объединением профессиональных союзов (Национальным профцентром). Независимое профсоюзное движение в Беларуси представляет альтернативный профцентр — Белорусский конгресс демократических профсоюзов (БКДП), образованный в 1993 году.. Всего на 1 января 2008 г. органами юстиции Беларуси зарегистрировано 36 профсоюзов.

 

58. Основные  направления гос. молодежной политики. Главная идея, которая лежит в основе концепции молодежной политики состоит в том, что государство как основной субъект молодежной политики, ставит своей целью обеспечить полноценный правовой и социальный статус молодым гражданам республики, защитить их права и свободы.

Конституция Республики Беларусь закрепляет положение о том, что молодежи гарантируется право на духовное, нравственное и физическое развитие, а также подчеркивает, что государство берет на себя обязательства создать все необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии нашей страны.

Основные принципы государственной молодежной политики в Республике Беларусь:

Сочетание государственных, общественных интересов с интересами и правами молодых граждан;

Последовательность и комплексность;

Научная обоснованность;

Учет интересов и потребностей молодых граждан;

Гарантированность защиты прав и интересов молодых граждан;

Гласность и открытость;

Участие самой молодежи в разработке и реализации молодежной политики.

Современная концепция государственной молодежной политики в Республике Беларусь в качестве главных направлений выделяет следующие направления:

1. Улучшение жилищных  условий молодежи.

2. Профориентация и  трудоустройство молодежи.

3. Социально-экономическая  поддержка молодой семьи.

4. Деятельность, направленная  на гражданское становление, духовно-нравственное, патриотическое и экологическое  воспитание молодежи.

5. Поддержка научного  и научно-технического творчества, изобретательства и рационализаторства молодежи.

6. Поддержка рабочей  молодежи (городской и сельской), содействие вовлечению молодежи  в сельскохозяйственное производство  и закреплению молодых специалистов  в селе.

7. Усиление международного  молодежного сотрудничества.

8. Государственная поддержка  деятельности детских и молодежных  общественных объединений.

9. Поддержка массового  детского и молодежного спорта  и туризма.

10. Содействие медицинскому  обслуживанию и сохранению репродуктивных  функций молодых женщин, поддержка материнства.

11. Правовая защита и  социальная адаптация молодежи

12. Развитие системы  информационного обеспечения государственной  молодежной политики. Обеспечение  условий доступа

13. Развитие системы  подготовки и переподготовки  государственных служащих и специалистов по работе с молодежью, лидеров молодежных и детских общественных объединений.

 

59 Государственно-конфессиональные отношения  в РБ.

Сфера конфессиональной политики включает политику государства в отношении религиозных организаций, политическую активность религиозных организаций и участие общества в развитии отношений государства и религиозных организаций.

Изменения в сфере религии и государственно-конфессиональных отношений нашли отражение в законодательстве. В 1992 году в Республике Беларусь был принят демократический закон «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях», сыгравший свою роль в правовом обеспечении новых отношений между государством и религиозными организациями.

Наряду с позитивными переменами в религиозной среде нарастали негативные процессы, связанные с политизацией религиозных организаций, посягательством на личность, права и здоровье граждан. Пользуясь несовершенством закона, под видом религиозных организаций стали создаваться и регистрироваться псевдорелигиозные организации, занимающиеся коммерческой деятельностью, доставкой и перепродажей гуманитарной помощи, целительством, различными единоборствами.

Специфика современной религиозной ситуации заключается в следующем: наблюдается повышение роли религиозного фактора, что проявляется в росте религиозных организаций; произошло превращение страны в многоконфессиональное государство с доминирующими христианскими деноминациями;

Поднялся уровень общественного престижа и реальной роли религии..

Современный религиозный мир нашей страны крайне неоднороден, противоречив, многопланов. Сегодня известно большое количество религиозных организаций, отличающихся друг от друга не только вероучением, происхождением и ролью в этнокультурном развитии Беларуси, но и особенностями их социальной структуры, положением в социуме и набором социальных целей.

В целом в области межрелигиозных отношений в Республике Беларусь имеет место действие двух процессов, противоположным образом влияющих на развитие религиозной терпимости. Укреплению демократических представлений о свободе совести противостоит антидемократическая и изоляционистская (в рамках «своей» религии) тенденция. А ряд так называемых новых религиозных движений, преимущественно тоталитарной направленности, воспользовавшись либерализацией религиозной жизни белорусов, объективно содействует развитию нетерпимости в обществе.

 

60 Этническая  политика в РБ.

Четкая и последовательная политика белорусского государства в сфере национально-культурных отношений направлена на создание условий, необходимых для развития всех этносов республики как единого белорусского народа, а также на духовное и культурное обогащение белорусской диаспоры за рубежом.

Ситуация, связанная с положением национальных меньшинств в Беларуси, характеризуется стабильностью и практически отсутствием каких-либо столкновений и конфликтов на этнической, расовой, лингвистической и конфессиональной основе. Это объясняется проводимой государством национальной политикой, менталитетом граждан страны, историческими традициями мирного межэтнического взаимодействия, давними и прочными связями между этническими группами, проживающими на территории Беларуси. В соответствии с Конституцией государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. Национальная политика Беларуси основана на понимании белорусской нации прежде всего как гражданства, а не просто как этнической общности. Приоритет в деятельности соответствующих государственных органов Республики Беларусь получают проекты, программы и мероприятия, носящие межкультурный характер, направленные на осуществление и развитие межнационального диалога. В Беларуси отсутствует межнациональная и межконфессиональная напряженность, которая могла бы привести к межэтническим и межрелигиозным конфликтам.

Белорусское общество сохранило интернациональный характер, отвечающий тенденциям развития любого современного общества. Согласно Конституции Республики Беларусь, все граждане страны имеют равные права, в том числе и право на развитие национальных культур.

 

61. Международные  отношения.: понятие и сущность. Деятельность  международных организаций.

Международные отношения (МО) – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических  и иных связей и взаимоотношений между государствами, основными классами, а также основными соц., эконом., политическими силами, организациями и политическими движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.

Характерные черты международных отношений:

Стихийный характер международного политического процесса по причине наличия множества субъектов действия, тенденций и мнений

Усиливающееся значение субъективного фактора, что отражает возрастание роли выдающихся политических лидеров.

Охват всего нуждающегося множества и включение в них самых разных субъектов

Отсутствие единого властного центра и наличие множества равноправных суверенных центров принятия политических решений.

Уровни МО:

По горизонтали

По вертикали

По вертикали (масштабные отношения):

Глобальные МО – отношения между системами государств, крупнейшими державами, отражающие мировой политический процесс в целом

Региональные и субрегиональные – отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и многосторонний характер

Отношения конкретной международно-политической ситуации. Они всегда носят конкретно-исторический характер, включая в себя различные типы отношений и вовлекает в свою сферу несколько государств, заинтересованных в разрешении сложившейся ситуации, по мере разрешения ситуации эти отношения распадаются.

По горизонтали (групповые):

Коалиционные и межкоалиционные. Они реализуются посредством создания разного рода международных организаций и других видов постоянных и временных объединений государств

Двусторонние отношения – наиболее распространенная форма отношений между государствами и организациями.

Виды МО:

Политико-правовые – предполагает регулирование взаимоотношений участников международного сообщества, о которых эти участники договорились.

Экономические и научно-технические. В современных условиях эти 2 вида МО неотделимы друг от друга и не существуют в отрыве от политических отношений.

Идеологические – самостоятельная часть политических отношений

Военно-стратегические

Культурные отношения

Международные организации (МОрг) относятся к числу наиболее активных и многочисленных участников МО.

2 основных типа Морг:

Межгосударственные и межправительственные организации:

(геополитический критерий)

Универсальный тип

Межрегиональный

Региональный

Лацино- американский

Субрегиональный

(направленности действия )

Общецелевые

Экономические

Военно-политические

Финансовые

Научно-технические

Правоохранительные

Международные правительственные организации – транснациональные корпорации

 

62. Понятие и  сущность внешней политики государства. Функции и цели внешней политики.

Внешняя политика государства – область деятельности государства, его институтов, руководящих органов в сфере международных отношений, в целях оказания направленного влияния на иных участников МО.

Основные цели:

Повышение материального и дух. уровня жизни населения, а также экономического и политического могущества государства.

Обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности.

Повышение роли и престижа государства в МО

Защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире

Функции внешней политики:

Охранительная – связанная с охраной прав  и интересов данной страны и ее граждан за границей

Информационно-представительная – деятельность по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе

Регулирующая – проявляется в поддержании равновесия в системе внешнеполитических связей и контактов государств

Средства внешней политики:

Подготовка и заключение двусторонних и многосторонних договоров

Содействие развитию возможностей внутри и внешнеполитической деятельности государства.

Подготовка или осуществление полной или частичной блокады одного государства

Подготовка к войне, обеспечение благоприятных для ведения противоборства внешней политической обстановки

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Политология"