Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
Традиционная власть основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые. Традиционная власть была характерна для древних восточных империй (Египет, Вавилон, Персия, Китай), для средневековой Европы.
В модернизирующемся обществе распространен харизматический тип властвования. Харизма означает особый дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер, по сути, это сверхчеловек с особыми качествами .Харизматический тип властвования развивается в условиях, где нет свободы, в революционных условиях. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами.
Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для изменений, для чего имеются установленные законом процедуры.
11 вопр. Субъекты,
объекты и ресурсы
Механизм и ресурсы осуществления политической власти.
СТРУКТУРА политич.власти:
1.Субъекты власти.
2.Объекты
3.Источники
4.Ресурсы
СУБЪЕКТЫ-носители-это активная , действующая величина в с-ме власти от кот.исходят приказы,указания,команды и распоряжения.
УРОВНИ СУБЪЕКТОВ:
1.гос-во и его институты
2.политич.элиты и их лидеры.
3.политич.партии.
ОБЪЕКТЫ-это явления,предметы,органы,
ИСТОЧНИКИ ВЛАСТИ-понимаются
те основания на которых строится
и держится дання власть(авторитет,сила,престиж)
РЕСУРСЫ-это возможности,ср-ва,потенциал
власти,кот. могут быть эффективно задействованы
для решения той или иной задачи,проблемы,следовательно,
Формой общественной организации власти является господство. Господство определяется как механизм осуществления власти, который принимает форму социальных институтов и предполагает деление общества на господствующие и подчиненные группы, иерархию и социальную дистанцию между ними, выделение особого аппарата управления. Господство – это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых..
12 вопр.Понятие политической системы общества. Структура политической системы.
Термин «политическая система» в политологии стал активно применяться с середины 20в.
Т.ПАРСОНС,согласно его концепции
об-во представляет собой сложну соц.с-му
состоящую из 4-х подсистем:экономич.,соц-ная,по
Д.ИСТОН-в 1953г. книга «Политич. С-ма», «Предел политич. Анализа».Он представил политич. С-му как развивающийся саморегулирующийся механизм,активно реагирующий на поступающие требования-команды.
1вид импульса-требования:
2вид-поддержка:материальная(
ТАБЛИЦА(В КОНСПЕКТЕ)
К функциям на "входе" в политическую систему относятся:
- политическая социализация и рекрутирование;
- артикуляция интересов;
- агрегирование интересов;
- политическая коммуникация.
На “входе” политическая система выполняет функцию политической социализации и рекрутирования. Политическая социализация – это процесс освоения личностью политики как особой сферы жизнедеятельности.Политическое рекрутирование означает функцию заполнения ролей в политической системе.
Артикулирование интересов – процесс, посредством которого выражаются требования.
Они определяют настроения и требования, формирующиеся в обществе, властным органам.
Агрегирование интересов – функция превращения требований в альтернативы государственной политики. Данная функция предполагает сбор, накопление интересов.
Функция политической коммуникации обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между политической системой и средой.
Сигналы на «входе» должны быть постоянными.
На "выходе" политическая система выполняет функции:
- нормотворчества;
- применения правил и норм;
- контроля за соблюдением правил и норм.
Функция нормотворчества включает в себя процесс разработки законов, определяющих правовые нормы поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов. В эту функцию входит и принятие решений исполнительными органами.
Функция применения правил и норм подразумевает приведение их в действие, в социальную практику. Государственная политика не исчерпывается принятием законов, постановлений, выработкой инструкций.
Функция контроля над соблюдением правил и норм включает в себя интерпретацию законов, определение фактов их нарушения, применение соответствующих санкций за это. Контрольная функция находится преимущественно в компетенции судебной ветви власти.
СТРУКТУРНО-функциональный подход-Г.Алмонд.
Политич.с-ма-это сов-ть политич.институтов(гос-венных и негос-венных)и отношений посредством которых в об-ве осуществляется политич.власть.
СТРУКТУРА ПОЛИТИЧ.С-МЫ:
Политич.с-ма-это сложное образование,кот.состоит из взаимосвязанных элементов(подсистем):
1.Институциональная-сов-ть
основных институтов и
2.нормативная-включает
как формальную-закрепленную в
законодательных актах(законы,
3.функциональная-сов-ть методов и способов осуществления политич.власти и осуществляется политич.режимом.
4.коммуникативная-сов-ть
каналов политич.
5.идеологическая-сов-ть
различных политич.идей и
6.культурная-комплекс
типичных для конкретного
об-ва политич.ориентаций,установок,
13 вопр. Функции политической системы общества. Типы современных политических систем.
Ф-ЦИИ ПОЛИТИЧ.С-МЫ:
1.Организаторская(
2.интегративная-консалидация
об-ва,обеспечение
3.регулятивная-отвечает
за упорядочение и за
4.мобилизационная-отвечает
за концетрацию об-енных
5.распределительная-означает
наличие пр-сов распределения
произведенных об-вом матер.
6.легитимации.
ТИПЫ ПОЛИТИЧ.С-М:
Алмонд выделил -Политические системы англо-американского типа отличают прежде всего целостность и определенность политической культуры, нормы и ценности которой разделяет подавляющее большинство общества и поддерживают государственные институты.В политических системах этого типа обеспечено полное господство легальных форм политической борьбы.
-континентально-европейского тип наличие менее однородных политических культур, включающих в себя не только современные демократические ориентации, но и элементы старых верований, традиций, стереотипов.
Страны доиндустриального и частично индустриального уровня развития. В таких странах наиболее почитаемые населением традиции порой бывают прямо противоположными, что придает крайне противоречивый характер политическому процессу, обусловливая сосуществование едва ли не взаимоисключающих тенденций в сфере устройства государственной власти.
Тоталитарные политические системы (жесткие гегемонии) выражают идеологическую и административную монополию власти над обществом. Власть предельно централизована, политические роли принудительны, а насилие является по сути единственным способом взаимодействия государства и общества.
Авторитарная политическая система.Эта система характеризуется властвованием сравнительно небольших элитарных и иных груш при опоре на силовые средства власти и минимальном участием граждан в решении политических задач властвования.
Демократическая политическая система. Демократическая политическая система основана на морально-правовом признании народа в качестве единственного источника власти в государстве, на реализации принципа равенства социальных прав и свобод всех граждан страны. Демократическая система обеспечивает свободный выбор обществом путей и форм развития. Она характеризуется многообразием форм собственности, властью большинства в государстве при соблюдении прав и свобод меньшинства, верховенством закона по отношению ко всем гражданам страны, минимальным или на уровне среднего вмешательством государства в хозяйственную деятельность общества в основном через налоговую систему и субсидирование, через управление государственной формой собственности.
Смешанные политические системы.
Для таких систем характерно непоследовательное разделение властей или оно вовсе отсутствует. Армия и бюрократический аппарат часто берут на себя законодательные функции, а законодательные органы вмешиваются в судебную деятельность. Политическое участие граждан в таких системах проявляется периодически или ограничено местным самоуправлением
14 вопр. Политическая система РБ.
Существует множество моделей политической системы, но все они направлены на то, чтобы показать, как властные органы взаимодействуют с гражданами, или как часто говорят с народом. Модель политической системы Республики Беларусь можно представить следующим образом:
Центры принятия политических решений осуществляют государственное управление. «Государственное управление – это наука о характере и функциях государства и его правительства как органа, через который государство реализует свою власть, о целенаправленном курсе действий органов власти по формированию и реализации важнейших направлений государственной политики, о сущности и содержании процессов принятия политических (управленческих) решений». Центры принятия важнейших государственных решений в Республике Беларусь: Президент Республики Беларусь, Правительство (Совет Министров), Парламент (Национальное собрание), система судов.
Государственная политика – это целенаправленный курс институтов государственной власти на разрешение общественных проблем. Функционирование любой политической системы – это процесс переработки интересов и потребностей общественных групп в различные направления государственной политики, такие, как: промышленная, налоговая, кредитно-финансовая политика, политика в области предпринимательства и частного бизнеса, инвестиций, социальное обеспечение, образование, здравоохранение, экологическая политика, молодежная политика и т.д.
На развитие политической системы Беларуси большое влияние оказали республиканские референдумы. В Беларуси состоялось два республиканских референдума: в мае 1995 и в ноябре 1996 года. По результатам майского референдума 1995 года, большинство граждан Беларуси высказалось за конституционное закрепление двуязычия, изменение государственной символики укрепление экономических и политических связей с Российской федерацией, а также за право Президента на роспуск парламента в особых случаях, оговоренных в законе. По результатам референдума 24 ноября 1996 года была принята редакция Конституции Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, предложенными Президентом А.Г.Лукашенко. Кроме того, был перенесен День независимости Республики Беларусь на 3 июля, сохранена смертная казнь, сохранена государственная форма собственности на землю. Не получил поддержки проект конституции, вынесенный на республиканский референдум депутатами фракции коммунистов.
15 вопр.Политический
режим как характеристика
ПОЛИТИЧ.РЕЖИМ-с-ма методов,приемов,форм
осуществления пол.отношений в об-ве,т.е.способ
функционирования всей политич. С-мы об-ва,который
создается в ходе взаимодействия гос.власти
со всеми другими политич.силами,т.е.общ-ными
политич.и неполитич.объединениями.
Признаки политич.режима:
1.Степень участия народа
в механизмах формирования пол.
2.Степень участия народа в непосредственной реализации пол.власти.
3.Соотношение прав и
свобод чел-ка с правами и
свободами гос-ва,признании
4.хар-ка реальных механизмов власти в об-ве.
5.место и роль
6.соотношение полномочий
между исполнительной и
7.положение СМИ,наличие цензуры,степень гласности «гос.аппарата».