Шпаргалка по дисциплине "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

shpory_na_politologiyu.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

Местное самоуправление-это система организации власти, характеризующаяся ее децентрализацией и распределением среди множества официальных структур. Смысл местного самоуправления состоит возможности населения контролировать те органы власти и управления, с которыми ему чаще всего приходится взаимодействовать. Местное самоуправление включает в себя, как правило, два элемента – выборный орган (выборное муниципальное собрание, которое может называться по разному – советом, ассамблеей) и исполнительный орган. Представительные органы местного самоуправления обычно избираются гражданами прямым голосованием. Главным вопросом местных представительных органов является принятие местного бюджета и распределение денег в рамках этого бюджета.  В соответствии со ст. 1 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь, местное самоуправление-это форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения. Местное самоуправление организуется исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств. Формами осуществления местного самоуправления в Беларуси являются: местные Советы депутатов; органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты )местные референдумы; собрания граждан; иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах. в Беларуси устанавливает три территориальных уровня местных Советов:-первичный, к которому относятся сельские, поселковые и городские Советы;-базовый, включающий городские  и районные Советы;-областной, который представлен областными Советами.  Наряду с системой местного самоуправления в Беларуси существует местное управление - форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Единая система органов местного управления в Республике Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

 

27.Понятие, происхождение  и функции политических партий.

Политическая партия- добровольно организованная группа граждан, выражающая интересы тех или иных соц слоев и стремится к реализации своей цели путем борьбы за власть и ее использование.

Социальная база партии-это те слои общества, интересы которых партия выражает. Как правило, в этих слоях партияпользуется наибольшим влиянием, и они поддерживают ее на протяжении длительного времени.

Электорат -избиратели, голосующие за партию на выборах. Члены партии — лица, формально состоящие и участвующие в деятельности партии. Если не все члены партии являются единомышленниками, это может приводить к образованию внутри партии фракций — групп, выдвигающих программы, отличные от общей программы партии.

Факторы возникновения ПП:

1.Ограничение абсолютной  монархии в Европе.

2.Включение в полит. жизнь буржуазии.

3. Появление всеобщего  избирательного права.

Этапы развития ПП по Веберу:

1. ПП как аристократическая  группировка.

2.ПП как полит. клуб.

3.Современные массовые  ПП.

19 в начало подлинной  истории ПП

Структура: (Лидер и штаб. Бюрократия партии. Активные члены. Пассивные члены. Соц база.)

Ф-ции:

1.Борьба за завоевание  и исп-ние полит власти в  интересах поддерживающих партию  групп населения.

2.Представительская: выражает  соц интересы

3.Соц интеграция  заключается  во включении различных соц. групп  в политическую систему и примирение их конфликтных политических интересов.

4.Отбор и рекрутирование (призыв) политических лидеров и  элит для всех уровней политической  системы.

5.Полит социализация  граждан, формирование у них качеств  и навыков участия в отношении власти

6. Идеологическая –  разработка теоретических концепций  и ведение политической агитации  и пропаганды.

7.Углубление связей  и отношений между различными  ветвями власти.

 

28 Партийные  системы и их типология. Партийная система - это совокупность устойчивых связей и отношений между партиями, участвующими в осуществлении политической власти. Типы ПС: Беспартийные, Однопартийные, Двухпартийные, многопартийные.

Беспартийные системы сегодня существуют примерно в 20 странах (Катар, Кувейт). Причинами отсутствия партий могут быть:-отсутствие социальных предпосылок для возникновения партий,-теократия в стране, отсутствие светской политики;-запрещение партий.

Двухпартийные системы (США, Барбадос) характеризуются наличием в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному осуществлению власти. В случае победы одной из них на выборах вторая становится оппозиционной, но имеет все шансы сменить ее в качестве правящей партии в результате очередных выборов:

- совершенная – 2 партии  в совокупности набирают около 90% голосов электората.

- несовершенная (2,5 партийная  система) – имеется 3 партия, которая  может оказывать влияние на  взаимоотношения 2 крупнейших партий.

В многонартийных системах ни одна из партий, не завоевывает поддержки абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства в них чаще всего бывают коалиционными. Однопартийные системы характеризуются тем, что в них только одна партия способна обеспечить выработку и осуществление государственной политики. Такие системы свойственны, в основном, странам с авторитарными и тоталитарными режимами. Такая партия провозглашает себя выразителем интересов всего населения, но на практике обеспечивает лояльность граждан, а иногда и присутствие государства во всех сферах их жизни (коммунистическая партия Болгарии, румынии).

 

29. Становление и функционирование  многопартийной системы в РБ.

Партийная система  начала формироваться во второй половине 80-х гг. XX в. На сегодняшний день завершилась ее структуризация по признаку «правые - левые». Так, к левым партиям относятся Аграрная партия (АП), Коммунистическая партия Белоруссии (КПБ), Партия коммунистов Белорусская (ПКБ).

Лево-центристскими являются Социал-демократическая партия Народного Согласия, Белорусская социал-демократическая партия (Грамада). Правый центр представлен Либерально-демократической партией, Объединенной гражданской партией. Правые партии - Партия БНФ и Консервативно-Христианская партия — БНФ. политические партий можно разделить на проправительственные и оппозиционные. К первым относятся АП, Белорусская патриотическая партия, Белорусская социально-спортивная партия, КПБ, Республиканская партия, Республиканская партия труда и справедливости. В оппозиции находятся Белорусская партия «Зеленые», Белорусская социал-демократическая партия (Грамада), Консервативно-Христианская партия - БНФ, Объединенная гражданская партия, Либерально-демократическая партия, Партия «Белорусская социал-демократическая Грамада», Партия БНФ, Партия коммунистов Белорусская. В целом белорусская многопартийность обладает рядом особенностей. Отсутствие социальной базы для развитой партийной системы. Малочисленность партий. Мажоритарная избирательная система. Политическая культура белорусского общества.

 

30. Понятие, политическая  роль и права общественных  объединений. Место и роль общественных  организаций в политической системе  белорусского общества.

Общественное объединение — это добровольное объединение граждан, образованное на основе общности интересов. Среди общественных объединений можно выделить такие основные группы формирований как политические партии, общественные организации, общественно-политические движения. Общественная организация ~ это общественное объединение, имеющее относительно устойчивую организационную структуру и фиксированное членство. Общественная организация является стабильным социальным образованием, имеет устав, управленческий аппарат, внутреннюю структуру и постоянное членство с уплатой денежных взносов.

Общественное движение — это совместная деятельность граждан, преследующих общие цели без четкой организационной структуры и фиксированного членства. Функциями общественных организаций и движений являются:

выявление и удовлетворение интересов и потребностей своих представителей;

социальная интеграция и мобилизация;

социализация;

представительств;

5) моделирование новых общественно-политических структур. Согласно законодательству, в Республике Беларусь могут создаваться 3 вида общественных объединений:

республиканские, деятельность которых распространяется на территорию всей Республики Беларусь и которые имеют учредителей в большинстве ее областей;

международные, деятельность которых распространяется на территорию Республики Беларусь (одной или нескольких административно-территориальных единиц) и территорию одного или нескольких иностранных государств, имеющих соответствующие общественные объединения;

местные, деятельность которых распространяется на территорию одной или нескольких административно-территориальных единиц. Особое место среди общественных объединений занимают профсоюзы. Профсоюз - объединение работников, созданное ими для защиты своих интересов, прежде всего для улучшения условий и повышения оплаты труда

 

31 вопр. Сущность  и структура политического процесса, его стадии

ПОЛИТИЧ.ПРОЦЕСС-это последовательная внутренне связанная цепь политич.событий и явлений,а также сов-ть последовательных действий различных субъектов политики направленных на завоевание,удержание,укрепление политич.власти в об-ве.

Считается общепризнанным,что категория политич. Пр-с отражает не формальное,а реальное взаимодействие субъектов политики,кот.складываются не столько в соответствии с намерениями властных политич.групп,или программными документами,а в р-те складывающихся разнообразных внутренних и внешних факторов.Поскольку стимулы и мотивы политич. Поведения индивидов и властных групп постоянно изменяются,категория политич.пр-са отражает сопративление изначальной заданности,предсказуемости развития  событий и явлений.

СУЩНОСТЬ политич.пр-са выражается в:

1.производстве и воспроизводстве  различных компонентов политич.с-мы,стр-р,нинститутов,а  также чел-ка ,политич.и средств  и норм политич.властвования и  политич.участия.

2.пр-ве посредством  политич.с-мы определ.соц.порядка и соц.изменений.

3.осуществление политич.воли  об-ва через принятие и выполнение  политич.решений,кот.интегрируют в  себе разнообразные интересы  граждан и выражаются в сложенной  с-ме общенациональных целей.

СТРУКТУРА политич.пр-са включает:

Соц.-политич. Условия возникновения и ф-ния политич.пр-сов.

2.Субъекты политич.действий,а  также их взаимодействие в  ходе борьбы и сотрудничества.

3.Объекты воздействия,цели  политич.пр-са

4.Политич.интересы,мотивы  и цели поведения в политич.взаимодействии

5.Ресурсы пр-сов,ср-ва воздействия на объект

6.Исполнители пр-са(политики,депутаты,деятели  культуры)

СТАДИИ:

Политический процесс можно условно разделить на 5 стадий: формирование политических приоритетов; выдвижение политических приоритетов повестку дня политического процесса; формулирование политических проблем, требующих правительственных решений и принятия политических решений; приведение в действие механизма реализации принятых решений; оценка результатов политических решений.

 

32 вопр. Виды  политических процессов. Политические изменения как фактор общественного развития.

ВИДЫ политич. пр-сов:

1.Формирование органов  политич.с-мы(создание ранее не  существовавших политич.учреждений  и установление регулируемых  нормами отношений между ними).

2.Воспроизводство компонентов и признаков политич. с-мы в пр-се её ф-ния.

3.Принятие и исполнение  политич.решений. 
Политическая модернизация — это процесс изменения политической системы при переходе от традиционного аграрного общества к современному индустриальному.

Теория модернизации строится на допущении о социальном прогрессе как общем направлении развития человечества.

С процессами модернизации преобразуются все сферы жизни общества.

В политической сфере образуются современные государства, утверждается всеобщее избирательное право, происходит становление правового государства и гражданского общества, развитие политического плюрализма, формирование соревновательных партийных систем.

можно выделить два типа модернизации:

1.Оригинальная модернизация  происходила в США и странах Западной Европы.

2. Вторичная модернизация  происходит в странах, освободившихся от колониальной зависимости, а также в странах Восточной Европы, в Китае и в бывших советских республиках.

На сегодняшний день наработаны две основные стратегии политической модернизации:

Либеральная стратегия модернизации (Р. Даль, Г. Алмонд, Л. Пай) опирается на демократизацию политических институтов и норм, формирование конкурирующих элит и расширение вовлеченности граждан в систему представительной демократии.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Политология"