Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
Местное самоуправление-это
система организации власти, характеризующаяся
ее децентрализацией и распределением
среди множества официальных структур.
Смысл местного самоуправления состоит возможности
населения контролировать те органы власти
и управления, с которыми ему чаще всего
приходится взаимодействовать. Местное
самоуправление включает в себя, как правило,
два элемента – выборный орган (выборное
муниципальное собрание, которое может
называться по разному – советом, ассамблеей)
и исполнительный орган. Представительные
органы местного самоуправления обычно
избираются гражданами прямым голосованием.
Главным вопросом местных представительных
органов является принятие местного бюджета
и распределение денег в рамках этого
бюджета. В соответствии со ст. 1 Закона
«О местном управлении и самоуправлении
в Республике Беларусь, местное самоуправление-это
форма организации и деятельности граждан
для самостоятельного решения непосредственно
или через избираемые ими органы социальных,
экономических, политических и культурных
вопросов местного значения. Местное самоуправление
организуется исходя из интересов населения
и особенностей развития административно-
27.Понятие, происхождение и функции политических партий.
Политическая партия- добровольно организованная группа граждан, выражающая интересы тех или иных соц слоев и стремится к реализации своей цели путем борьбы за власть и ее использование.
Социальная база партии-это те слои общества, интересы которых партия выражает. Как правило, в этих слоях партияпользуется наибольшим влиянием, и они поддерживают ее на протяжении длительного времени.
Электорат -избиратели, голосующие за партию на выборах. Члены партии — лица, формально состоящие и участвующие в деятельности партии. Если не все члены партии являются единомышленниками, это может приводить к образованию внутри партии фракций — групп, выдвигающих программы, отличные от общей программы партии.
Факторы возникновения ПП:
1.Ограничение абсолютной монархии в Европе.
2.Включение в полит. жизнь буржуазии.
3. Появление всеобщего избирательного права.
Этапы развития ПП по Веберу:
1. ПП как аристократическая группировка.
2.ПП как полит. клуб.
3.Современные массовые ПП.
19 в начало подлинной истории ПП
Структура: (Лидер и штаб. Бюрократия партии. Активные члены. Пассивные члены. Соц база.)
Ф-ции:
1.Борьба за завоевание
и исп-ние полит власти в
интересах поддерживающих
2.Представительская: выражает соц интересы
3.Соц интеграция заключается во включении различных соц. групп в политическую систему и примирение их конфликтных политических интересов.
4.Отбор и рекрутирование
(призыв) политических лидеров и
элит для всех уровней
5.Полит социализация граждан, формирование у них качеств и навыков участия в отношении власти
6. Идеологическая –
разработка теоретических
7.Углубление связей и отношений между различными ветвями власти.
28 Партийные системы и их типология. Партийная система - это совокупность устойчивых связей и отношений между партиями, участвующими в осуществлении политической власти. Типы ПС: Беспартийные, Однопартийные, Двухпартийные, многопартийные.
Беспартийные системы сегодня существуют примерно в 20 странах (Катар, Кувейт). Причинами отсутствия партий могут быть:-отсутствие социальных предпосылок для возникновения партий,-теократия в стране, отсутствие светской политики;-запрещение партий.
Двухпартийные системы (США, Барбадос) характеризуются наличием в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному осуществлению власти. В случае победы одной из них на выборах вторая становится оппозиционной, но имеет все шансы сменить ее в качестве правящей партии в результате очередных выборов:
- совершенная – 2 партии в совокупности набирают около 90% голосов электората.
- несовершенная (2,5 партийная система) – имеется 3 партия, которая может оказывать влияние на взаимоотношения 2 крупнейших партий.
В многонартийных системах ни одна из партий, не завоевывает поддержки абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства в них чаще всего бывают коалиционными. Однопартийные системы характеризуются тем, что в них только одна партия способна обеспечить выработку и осуществление государственной политики. Такие системы свойственны, в основном, странам с авторитарными и тоталитарными режимами. Такая партия провозглашает себя выразителем интересов всего населения, но на практике обеспечивает лояльность граждан, а иногда и присутствие государства во всех сферах их жизни (коммунистическая партия Болгарии, румынии).
29. Становление и
Партийная система начала формироваться во второй половине 80-х гг. XX в. На сегодняшний день завершилась ее структуризация по признаку «правые - левые». Так, к левым партиям относятся Аграрная партия (АП), Коммунистическая партия Белоруссии (КПБ), Партия коммунистов Белорусская (ПКБ).
Лево-центристскими являются Социал-демократическая партия Народного Согласия, Белорусская социал-демократическая партия (Грамада). Правый центр представлен Либерально-демократической партией, Объединенной гражданской партией. Правые партии - Партия БНФ и Консервативно-Христианская партия — БНФ. политические партий можно разделить на проправительственные и оппозиционные. К первым относятся АП, Белорусская патриотическая партия, Белорусская социально-спортивная партия, КПБ, Республиканская партия, Республиканская партия труда и справедливости. В оппозиции находятся Белорусская партия «Зеленые», Белорусская социал-демократическая партия (Грамада), Консервативно-Христианская партия - БНФ, Объединенная гражданская партия, Либерально-демократическая партия, Партия «Белорусская социал-демократическая Грамада», Партия БНФ, Партия коммунистов Белорусская. В целом белорусская многопартийность обладает рядом особенностей. Отсутствие социальной базы для развитой партийной системы. Малочисленность партий. Мажоритарная избирательная система. Политическая культура белорусского общества.
30. Понятие, политическая
роль и права общественных
объединений. Место и роль общественных
организаций в политической
Общественное объединение — это добровольное объединение граждан, образованное на основе общности интересов. Среди общественных объединений можно выделить такие основные группы формирований как политические партии, общественные организации, общественно-политические движения. Общественная организация ~ это общественное объединение, имеющее относительно устойчивую организационную структуру и фиксированное членство. Общественная организация является стабильным социальным образованием, имеет устав, управленческий аппарат, внутреннюю структуру и постоянное членство с уплатой денежных взносов.
Общественное движение — это совместная деятельность граждан, преследующих общие цели без четкой организационной структуры и фиксированного членства. Функциями общественных организаций и движений являются:
выявление и удовлетворение интересов и потребностей своих представителей;
социальная интеграция и мобилизация;
социализация;
представительств;
5) моделирование новых общественно-политических структур. Согласно законодательству, в Республике Беларусь могут создаваться 3 вида общественных объединений:
республиканские, деятельность которых распространяется на территорию всей Республики Беларусь и которые имеют учредителей в большинстве ее областей;
международные, деятельность
которых распространяется на территорию
Республики Беларусь (одной или нескольких административно-
местные, деятельность которых
распространяется на территорию одной
или нескольких административно-
31 вопр. Сущность и структура политического процесса, его стадии
ПОЛИТИЧ.ПРОЦЕСС-это последовательная
внутренне связанная цепь политич.событий
и явлений,а также сов-ть последовательных
действий различных субъектов политики
направленных на завоевание,удержание,
Считается общепризнанным,что категория политич. Пр-с отражает не формальное,а реальное взаимодействие субъектов политики,кот.складываются не столько в соответствии с намерениями властных политич.групп,или программными документами,а в р-те складывающихся разнообразных внутренних и внешних факторов.Поскольку стимулы и мотивы политич. Поведения индивидов и властных групп постоянно изменяются,категория политич.пр-са отражает сопративление изначальной заданности,предсказуемости развития событий и явлений.
СУЩНОСТЬ политич.пр-са выражается в:
1.производстве и
2.пр-ве посредством
политич.с-мы определ.соц.
3.осуществление политич.воли
об-ва через принятие и
СТРУКТУРА политич.пр-са включает:
Соц.-политич. Условия возникновения и ф-ния политич.пр-сов.
2.Субъекты политич.действий,а также их взаимодействие в ходе борьбы и сотрудничества.
3.Объекты воздействия,цели политич.пр-са
4.Политич.интересы,мотивы
и цели поведения в политич.
5.Ресурсы пр-сов,ср-ва воздействия на объект
6.Исполнители пр-са(политики,
СТАДИИ:
Политический процесс можно условно разделить на 5 стадий: формирование политических приоритетов; выдвижение политических приоритетов повестку дня политического процесса; формулирование политических проблем, требующих правительственных решений и принятия политических решений; приведение в действие механизма реализации принятых решений; оценка результатов политических решений.
32 вопр. Виды политических процессов. Политические изменения как фактор общественного развития.
ВИДЫ политич. пр-сов:
1.Формирование органов
политич.с-мы(создание ранее
2.Воспроизводство компонентов и признаков политич. с-мы в пр-се её ф-ния.
3.Принятие и исполнение
политич.решений.
Политическая модернизация — это процесс
изменения политической системы при переходе
от традиционного аграрного общества
к современному индустриальному.
Теория модернизации строится на допущении о социальном прогрессе как общем направлении развития человечества.
С процессами модернизации преобразуются все сферы жизни общества.
В политической сфере образуются современные государства, утверждается всеобщее избирательное право, происходит становление правового государства и гражданского общества, развитие политического плюрализма, формирование соревновательных партийных систем.
можно выделить два типа модернизации:
1.Оригинальная модернизация происходила в США и странах Западной Европы.
2. Вторичная модернизация происходит в странах, освободившихся от колониальной зависимости, а также в странах Восточной Европы, в Китае и в бывших советских республиках.
На сегодняшний день наработаны две основные стратегии политической модернизации:
Либеральная стратегия модернизации (Р. Даль, Г. Алмонд, Л. Пай) опирается на демократизацию политических институтов и норм, формирование конкурирующих элит и расширение вовлеченности граждан в систему представительной демократии.