Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
В Республике Беларусь в настоящее время в целом стабильная политическая ситуация – в нашем государстве нет противостояния между гражданами и властью, отсутствуют какая-либо межэтническая конфронтация и напряженность на религиозной почве. И, тем не менее, не все так безпроблемно в политической сфере. Время от времени активизирует свою деструктивную деятельность оппозиция. Заслуживает пристального внимания тот факт, что в Беларуси до настоящего времени не сформировались мощные политические партии, способные взять на себя ответственность не только за идеологию, но и за будущее государства. Эти факты свидетельствуют о том, что нашему государству предстоит пройти еще долгий путь становления гражданского общества и формирования политической культуры.
Формирование политической культуры органично связано с общим трансформационным процессом – переходным периодом от плановой к рыночной экономике, становлением государственных институтов, демократизацией общественной жизни.
Важнейшая задача – формирование политической и правовой культуры у молодежи – не показной, митинговой, бравадной, а подлинной культуры.
Формирование у индивида политической культуры начинается в семье, продолжается в средней и высшей школе, производственных коллективах, общественных организациях, политических партиях.
52.Понятие и виды СМИ. Политические функции СМИ.
Коммуникациями называются процессы соц. взаимодействия, при кот. происходит обмен опытом, деятельностью, способностями, умениями и информацией.
Выделяют 3 вида коммуникаций:
межличностная
публичная: формы – собрание, совещание, лекции, митинг. Они осуществляются через гос. институты и общественные организации
массовые – задействованы группы людей, значительно превышающих количество участников уличного митинга
Информация является многозначным понятием и включает в себя след. свойства:
информация как сообщение, осведомление о положении дел, сведения передаваемые людьми
инф. как уменьшаемая в результате получения сообщения неопределенность
инф. как данные, кот. служат основой для принятия решений
Между политикой и инф. средой существует особый, тесный характер отношений. Политическая сфера не может функционировать без налаженной системы коммуникаций.
СМИ (СМК) представляет собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений среди широких масс населения.
Виды СМИ: выделяют 2 больших класса:
печатные – газеты, журналы, книги, буклеты, листовки, афиши
электронные – кино, радио, видео, мобильная связь, электронные инф. сети (интернет)
Функции СМИ:
информационная – состоит в получение и распространении сведений о наиболее важных для организаций и граждан событий
Политическая инф. – сведения, кот. имеют общ. значимость и требуют внимания со стороны гос. органов или оказывают на них воздействие
образования и социализация: образование проявляется в сообщение гражданам знаний, позволяющих им адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, а также правильно ориентируются в сложном и противоречивом потоке информации. Социализация предполагает усвоение, интернализацию человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Данная функция позволяет личности адаптироваться в той или иной пол. деятельности
артикуляции и интеграции субъектов политики.
Подфункция артикуляции интересов предполагает:
возможность публично выражать мнение
находить единомышленников
сплачивать их общностью целей и убеждений
четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы
критика и контроль
мобилизационная – выражается в побуждении людей к определенным пол. действиям или сознательному воздействию в их вовлечению в политику
инновационная
оперативная – обслуживание СМИ конкретных мероприятий органов гос. управления
формирование общественности и общественного мнения
53 Понятие и причины возникновения политических конфликтов.
Социальный конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений либо взглядов оппонентов либо субъектов взаимодействия.
Политический конфликт – разновидность соц. Конфликта по поводу власти, доминирования, влияния статуса и ресурсов власти; столкновение противоположных общественных сил обусловленная определенными взаимоисключающими интересами и целями.
Причины конфликтов:
Объективные – разнообразные формы и аспекты общественных отношений, которые определяют несовпадение статусов субъектов политики, их политических ролей, функций, интересов, потребностей
Субъективные – расхождение людей, групп и объединений в базовых ценностях, оценки исторических или актуальных событий, политических идеалов.
Идентификация – осознание гражданами своей принадлежности к государственным, социальным, религиозным, национальным и прочим принадлежностям, определяющих их место в политической системе.
В политологии сформировался ряд типологий политических конфликтов:
(по источникам или по характеру)
Конфликт интересов
Ценностей
Идентификации
(по уровню формирования конфликта)
Межличностный уровень
Групповой
На уровне подсистем общества
На региональном или глобальном уровне
(по локализации относительно государства)
Международные конфликты: региональные, государственные, межсистемные
Внутриполитические: межнациональные, социальные, организационные, религиозные
Функции политических конфликтов:
(положительные функции):
Выполняет стабилизационную роль
Способствует разрешению противоречий и обновлению общества
Стимулирует переоценку ценностей
Ускоряет образование новых организационных структур
Обеспечивает высокий уровень познаниями участниками друг друга
(отрицательные):
Может привести к дезинтеграции общества
Гибель людей и ликвидацию материальных ценностей
Привести к неблагоприятным изменениям во властных отношениях
Приводит к усилению роли, абсолютизации насильственных вооруженных властных методов
54 Политический кризис: понятие и виды. Пути и способы разрешения конфликтных и кризисных ситуаций в политике.
Под термином ”кризис” понимается крутой перелом, тяжелое переходное состояние. Полит. кризис–состояние полит. системы об-ва, кот. выражается в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении полит. напряженности о всеобщем недовольстве народа деят-тью правящих кругов.
Виды кризисов:
Правительственный - выражается в невыполнении распоряжений правит-ва как исполнит. органами,
Парламентский - изменение соотношения сил в органах законодат власти,
Конституционный - связан с фактическим прекращением действия осн. закона страны.
Общенациональный - демонстрирует кризис верхов, не способных более управлять страной. Он затрагивает сам фундамент общ-ва и подводит к смене власти.
Стадии вызревания конфликтов:
Скрытая стадия, обусловленная неравным положением 2 групп
Напряженности (нулевой, средней, высокой)
Антогонизма
Несовместимости (собственно конфликт)
Конфликт может быть прерван на любой стадий на определенное время или окончательно , если будет изжита его основная причина.
Методы разрешения политических конфликтов:
Избегание конфликта
Отрицание и подмена
Конфронтации
Откладывание
Примирение на основе сближение позиций
Третейское разбирательство или арбитраж – права на разрешение данного конфликта передаются третьей стороне, решение которой на основе норм международного права для участников конфликта считается обязательным.
55.Государственная политика и управление как категории политической науки. Функции гос. управления.
Понимание сущности функций государственного управления исходит из сущности государственного управления. В научной и учебной литературе можно встретить трактовку функций управления как определенных видов труда, трудовой деятельности, отрасли работы в сфере управления, элементов управленческого процесса, стадий управленческого цикла.
Такая подмена элементов управленческой деятельности управляющими воздействиями деформирует всю систему государственного управления, в результате чего управление приобретает призрачный, иллюзорный характер. Практика управления убедительно показывает, что многие виды, формы, методы, процедуры управленческой деятельности не выходят за пределы определенного органа у правления, не соприкасаются ни с другими государственными органами, ни с управляемыми объектами, а представляют собой так называемую внутриаппаратную работу. Функция управления - это реальное, силовое, целенаправленное, организующее и регулирующее влияние на управляемое явление.
Функция регулирования - это способность к упорядочению искомых отношений между людьми посредством влияния на их сознание, поведение и деятельность.
Управленческие функции государственных органов можно определить как юридически выраженные управляющие воздействия отдельных государственных органов, которые они вправе и обязаны осуществлять в отношении определенных управляемых объектов или управляющих компонентов каких-либо иных структур.
В зависимости от направленности и места воздействия можно выделить внутренние и внешние функции управления. Внутренние функции управления - это управление внутри государственной управляющей системы.
Внешние функции управления характеризуют непосредственно процесс воздействия государственных органов на общественные процессы (управляемые объекты). В них - основной смысл и содержание государственного управления, его общественное предназначение.
56 Стратегическое и оперативное управление. Критерии эффективности гос. управления.
Государственное управление зависит от принятой государственно-правовой доктрины. Так, характер осуществления государственного управления напрямую зависит от того, какая доктрина государства и права выдвинута на первый план, какая идеология господствует в данном обществе: «государства - ночного сторожа», «классового государства и права», «общенародного государства и права», «государства всеобщего благоденствия», «правового государства», «социального государства» и т.д.
Важнейшей задачей современного белорусского государства является формирование и функционирование его в качестве правового, демократического и суверенного, где человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью государства, что закреплено на уровне конституционного законодательства. Кроме того, определена степень вмешательства государства в законодательное урегулирование вопросов, касающихся ограничения прав и свобод.
Государственное управление осуществляется на основе права, а последнее, в свою очередь, является основанием для осуществления государственного управления. Государственное управление посредством правового регулирования устанавливает пределы своей деятельности. Создавая нормативную основу для государственного управления, законодатель закрепляет правовые средства, формы и методы его функционирования. Государственное управление нуждается в правовом регулировании для обеспечения легитимности своего функционирования. Постоянное совершенствование правового обеспечения государственного управления - признак поступательного эволюционного развития государства, целью функционирования которого является не только упорядочение жизнедеятельности общества и подчинение граждан выработанным им определенным правилам поведения, но и его (государства) самоограничение и самоподчинение, создаваемым им же нормам права.
57 Понятие и функции социальной политики РБ. Социальное государство. Профсоюзы в системе социального партнерства.
Социальное государство — это государство, стремящееся обеспечить всем гражданам достойные условия существования, социальную защищенность, а в идеале — примерно равные возможности для самореализации.
Соотношение социального и правового принципов в государстве неоднозначно. С одной стороны, оба они существуют во благо человека. Безопасность граждан, индивидуальные свободы и основополагающие права личности обеспечиваются правовым государством. Гарантии достойного существования каждого человека, а также материальные условия реализации человеком своих прав и свобод обеспечиваются благодаря реализации принципов социального государства. В наши дни демократические государства стремятся найти меру оптимального сочетания принципов правового и социального государства.