Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО:
Формы гос устройства-это территориальная стр-ра гос-ва,соотношения между гос-вом и его территориальными единицами.
ФОРМЫ:
1.Унитарное
2.Федеративное
3.Конфедерация
УНИТАРНОЕ гос-во-это единое политич.однородная органзация состоящая из аминистративно-территор.единц не обладающих собственной государственностью.Оно имеет единую конституцию и гражданство.Все гос-венные в том числе и судебные органы составляют единую с-му и действуют на основе единых правовых норм.
ВИДЫ унитарных гос-в:
-централизованные(Швеция,Дания
-децентрализованные(Франция,
федерация.
Конфедирация-постоянный союз самостоятельных гос-в создаваемый с целью реализации конкретных совместных целей.
21вопр. Формирование
правового государства и
ПРАВОВЫМ является такое гос-во,в котором реализован принцип верховенства права,что предпологает:
-верховенство конституции и правового закона;
-разделение гос-венной
власти на исполнительную,
-гарантии политич.плюрализма,
Концепции правового гос-ва содержат 3 общих компонента:
1.Юридическо-нормативный-
2.Индивидуально-правовой-
3.Организационно-правовой-
Для создания ПГ необходимо создание экономических, духовных, социальных и политических условий. Высокая политическая культура, демократическое сознание, гласность. Формирование ПГ невозможно без формирования гражданского общества.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО-это сфера общественных отношений,образуемая сов-тью негосударственных ниститутов и самоорганизующихся групп,способных к организованным и ответственным коллективным действиям в защиту своих общественно значимых интересов.
Актуальной проблемой перед РБ является проблема формирования гражданского общества. ГО - это общество осуществления демократии, реализации прав и свобод граждан. Политической основой ГО является наличие правового государства, в котором все регулируется законом и правом. Важной политической осно-вой ГО - широкое развитие самоуправления, местного управления, нали-чие плюрализма. Духовная основа ГО - высокий уровень развития поли-тической культуры, наличие демократического сознания, высокоразвитой общественной культуры, широкий спектр направлений культурного развития, гласность, информированность.
22 вопр. Глава государства и его роль в структуре высших органов гос. власти. Политико-правовой статус Президента РБ.
В РБ институт президенства имеет недолгую историю,начало кот. было положено в 1994г. с принятием Конституции и проведением первых президентских выборов.
Президент является гарантом Конституции,прав и свобод чел-ка и гражданина.
Президент:
-олицетворяет единство народа
-гарантирует реализацию
основных направлений
-представляет РБ в отношениях с другими гос-вами и междунар.организациями.
-принимает меры по
охране суверинитета РБ,ее нац.
-обеспечивает преемственность и взаимодействие органов гос. Власти.
Политико-правовой статус Президента:
в организационном отношении он самостоятелен (избирается народом), не включен ни в одну из ветвей власти и не несет перед ними политической ответственности. Он оказывает существенное влияние на формирование и деятельность всех государственных структур. Глава государства не только определяет структуру правительства, но и проводит преобразования всей системы исполнительной власти. Так, с целью повышения эффективности органов исполнительной власти Президентом Беларуси создана «исполнительная вертикаль».
К полномочиям президента РБ относится:
-назначение 6 членов Центральной
комиссии РБ по выбором и
проведению республиканских
-назначение на должность Премьер-министра с согласия палаты представителей
-определение стр-ры
Правительства,назначение и
-назначение председателей высших судебных инстанций
-назначение судей высших учебных инстанций
-назначение 6 из 12 судей Конституционного Суда,иных судей РБ.
-назнач. И освобождение
от должности Председателя
-обращение с посланиями
к народу для разъяснения
-обращение с ежегодными
посланиями к Парламенту,
-руководство заседаниями Правительства
-назначение руководителей
республиканских органов гос.
23 вопр. Законодательная власть как одна из ветвей власти. Понятие Парламента, его структура и полномочия.
Высшим органом законод.власти явл.парламент-это избираемый народом(в некоторых случаях частично назначаемый)высший представительный и законод.орган в стране.
Признак представительности означает,что в данном органе заседают граждане представляющие интересы народа.Слово законод.указывает на основную ф-цию парламента,кот.заключ. в принятии закона.
Место и роль парламента фиксируется в конституции.Однако,в конституции различных стран роль парламента имеет неодинаковую степень четкости и конкретности.
КЛАССИФИКАЦИЯ парламента:
1.Основана на критерии
кол-во частей(палат):
2.Основана на критерии
роли парламента в с-ме
4 модели:
--принцип парламентского
ответственного правленя:
--принцип «сдержек и противовесов»:
1.парламент не обладает правом «вотума недоверия»
2.правительство не может распустить парламент
3.у парламента есть право «импичмента»
4.у президента право «вето»
В странах полупрезидентск.республ.:
-парламент наделен правом «вотума недоверия»
-президент имеет право
роспуска парламента.Президент
--модель консультативного
парламента:фактически в
ПОРЯДОК формирования парламента:
1.Прямые выборы
2.Многоступенчатые выборы
3.Назначение(Верхняя палата в РБ)
4.Наследственный(палата лордов)
СТРУКТУРА парламента:
-комисии(подкомисии)
-комитеты(подкомитеты)
-партийные группы,блоки
-вспомогательные (технические)подразделения
Важным правом и полномочием парламента является контроль парламентов над деятельностью правительства.Есть различные формы парламентского контроля. Эти формы в ряде случаев предусмотрены законом. Иной раз они закреплены конституцией или специальным законом.
24 вопр. Понятие, состав, структура правительства, его полномочия и функции. Формы ответственности правительства.
Правительство – это исполнительная власть, это то, что в большинстве стран мира обозначается понятием совет министров, кабинет министров. То есть это – группа людей, которые управляют повседневными делами страны.
Правительство состоит из министров. Однако в состав правительства, кроме главы правительства и министров, входят еще такие должностные лица, как государственные министры, министры без портфеля, статс-секретари; иногда – младшие министры и парламентские секретари.
Важнейшие полномочия правительства
Правительство во всех странах играет ведущую роль по разработке основного курса страны, то есть в формулировании, планировании и реализации внутренней и внешней политики государства.
Полномочия в сфере управления. Естественно, это основная группа полномочий, что правительство – это главныи орган управления. Это штаб управления всеми делами страны. Правительство осуществляет функции общего универсального управления, реализует свои цели, выдвигаемые в политических программах.. Правительство производит назначения на значительное число высших, средних и прочих гражданских и военных должностей. В президентских республиках эту роль осуществляет глава государства, а в парламентских государствах – это реально осуществляет глава правительства, а иногда это оформляется от имени главы государства.
Правительство обладает правом контроля деятельности практически всех государственных служащих и наказывает за промахи и должностные правонарушения. Внешнеполитические полномочия – сфера как политических союзов военных союзов, так и экономических связей. Внешняя политика – это одна из самых важных сторон деятельности правительства.Ответственность правительства и министров, как уже подчеркивалось, может иметь политический и юридический характер. Политическая ответственность правительства в целом существует лишь в парламентарных странах и смешанных республиках. Она реализуется парламентом или его Нижней палатой в формах принятия вотума недоверия или отказа в доверии. Чаще всего политическая ответственность правительства имеет коллективный характер, т.е. недоверие может быть выражено только правительству в целом. Юридическая ответственность министров в большинстве стран осуществляется на общих основаниях, т.е. иммунитетом они не обладают. В некоторых государствах к министрам возможно применение процедуры импичмента (США), подобной (Австрия) или совершенно особой (Франция) процедуры ответственности.
25 вопр. Статус
и роль правительства РБ в
системе органов высшей
Осуществление исполнительной власти в Республике Беларусь Конституция возлагала на впервые созданный институт президентства, который пользуется широкой популярностью во всем мире. Кстати сказать, более 130 стран мира имеют в своей политической системе институт президентской власти. Согласно ст. 95 Конституции Президент являлся не только Главой государства, но и главой исполнительной власти. В силу этого он должен был выполнять функции, обязанности двух должностей, которые имели разные цели, задачи и уровни властности. К тому же обязанности Главы государства не были обеспечены должным объемом правомочий.
Принятые на референдуме 24 ноября 1996 года изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь существенно обогатили теорию и конституционную практику разделения властей.Президент Республики Беларусь перестал быть главой исполнительной власти, что, однако не превращает его в некий государственный символ.
В результате последовательного
закрепления в Конституции принципа разделения
властей, усиливается исполнительная
власть, а Совет Министров становится
"сильным" институтом государственной
власти, единственным органом, возглавляющим
и осуществляющим исполнительную власть,
а равно выступающим в качестве центрального
органа государственного управления.Статус
Совета Министров и его Премьер-министра
получает в главе пятой Конституции четкое,
детальное закрепление, что свидетельствует
об их значимости, роли в системе органов
государственной власти, и в практике
государственного управления. В частности,
Правительство Республики Беларусь:
-руководит системой подчиненных ему органов
государственного управления и других
органов исполнительной власти;
-разрабатывает основные направления
внутренней и внешней политики и принимает
меры по их реализации;
-разрабатывает и представляет Президенту
для внесения в Парламент проект республиканского
бюджета и отчет об его исполнении;
-обеспечивает проведение единой экономической,
финансовой, кредитной и денежной политики,
государственной политики в области науки,
культуры, образования, здравоохранения,
экологии, социального обеспечения и оплаты
труда;
-принимает меры по обеспечению прав и
свобод граждан, защите интересов государства,
национальной безопасности и обороноспособности,
охране собственности и общественного
порядка, борьбе с преступностью;
-выступает от имени собственника в отношении
имущества, являющегося собственностью
Республики Беларусь, организует управление
государственной собственностью"
-обеспечивает исполнение Конституции,
законов и декретов, указов и распоряжений
Президента;
-отменяет акты министерств и иных республиканских
органов государственного управления;
-осуществляет иные полномочия, возложенные
на него Конституцией, законами и актами
Президента
-с обретением Советом Министров самостоятельного
статуса усиливается его ответственность
перед Парламентом , хотя депутаты Палаты
представителей могут быть одновременно
членами Правительства
-Ответственность
26 Государственный аппарат. Местная власть. Характеристика системы местного управления и самоуправления в РБ.