Шпаргалка по "Этнополитологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Этнополитологии".

Файлы: 1 файл

ЭКЗАМЕН ОТВЕТЫ.docx

— 101.12 Кб (Скачать файл)

1. Предмет, задачи и функции этнополитологии

Этнополитология – это отрасль политической науки, изучающая политическую сферу жизни этнических общностей, их взаимодействие с политикой и политическими институтами государства.

Этнополитология носит междисциплинарный  характер, она сформировалась на стыке  этнологии и политической науки. Этнополитология отделилась от других смежных наук в 1960-х – 70-х. гг. В  России в 80-х.г.

Предмет этнополитологии — это генезис этнических, этнонациональных, межэтнических, этнокультурных отношений в системе социально-политических процессов, институтов, влияние этнического и этнонационального фактора на политическую власть, идеи, политико-правовые нормы, отношения власти, деятельности политических учреждений, партий и движений в сфере этнонациональных отношений.

 

Объектом этнополитологического  исследования является этничность в  политической сфере общественной жизни. При этом выделяется несколько уровней  этого предмета: личность как носитель определенной этничности, этническая общность и всевозможные этнополитические институты (статус этноса, этнические группы, национальные движения).

Задачи: адекватно отражать жизнедеятельность этносов, этнонаций и государства как нации, как более высокий уровень их социализации и политизации; рассматривать этнические процессы в контексте конкретных социально-политических реалий, адаптации этноса к этим реалиям и политики к этническому многообразию.

Функции: этнополитология реализует познавательно-прогностические функции, функции политической социализации этносов и этнической адаптации власти и политики, формируя, таким образом, социально-политические условия деятельности этносов-наций, обретения ими статуса политической нации, соответствующей политической культуры, учет этнонациональной самобытности в социально-политической жизни общества, государства, управление полиэтничностью в обществе, в государстве.

2. История возникновения  и развитие этнополитологической  науки.

Формирование этнополитологии  как самостоятельной области  исследований приходится на конец 1960-х  – 1970-е гг. (ранее этничность рассматривались  главным образом как социальная проблема, препятствующая ассимиляции). Массовые общественно-политические движения 1960-х (движение негритянского населения США за гражданские права, протесты против войны во Вьетнаме, выступления студенчества против расизма, дискриминации и социального неравенства и др.) и антиколониальная борьба народов Африки продемонстрировали, что этническое возрождение стало общемировым процессом. Изучение проблем этнического неравенства и этнического национализма приобрело высокую актуальность.

Утверждение этнополитологии  в качестве самостоятельной дисциплины является следствием «этнического парадокса  современности», ибо актуализация этнического  фактора в политической жизни  многих государств и мирового сообщества в целом не только вызвала особое внимания исследователей к изучению конкретных этнополитических ситуаций, но и потребовала более широких  научных обобщений, построения теоретических  моделей этнополитических процессов, механизмов их

регулирования. Предтечей  этнополитологии можно считать  довольно противоречивую дисциплину геополитику, которая пытается в своем предмете объединить политику, географическое пространство и населенные разными  народами территории.

У истоков формирования актуального  представления об этническом возрождении, механизмах включения этнических и  расовых сообществ в политическую жизнь стояли американцы Н. Глейзер  и Д. Мойнихен. и. Одна из первых попыток  дать систематизированное представление  об этнополитике и изложить принципы этнополитологии была сделана американским ученым Дж. Родшильдом, который в  1981 г. опубликовал книгу «Этнополитика». В работе Ротшильда была предложена типология полиэтнических государств, показана роль этнической статусности во внутриполитической жизни страны, указано, что происходящие в обществе социально-демографические и другие перемены могут приводить к политизации этнических сообществ. В результате понятие этничности превратилось из сугубо культурологического в политическое, а на стыке этнологии и политологии сформировалась этнополитология.

3. Этнополитология в системе  политических наук и ее научное  окружение

Этнополитология принадлежит  к ряду молодых наук. В СССР самостоятельной  научной дисциплиной она стала  лишь в конце 1980-х годов. А ее история  как учебной дисциплины еще меньше. До недавнего времени этнополитологии не было даже в энциклопедических словарях и справочниках. Отдельные этнополитологические аспекты этой науки изучались этнографией, научным коммунизмом и рядом других наук и раньше, однако их изучение находилось в контексте официальной доктриной национальной политики КПСС, смысл которой сводился к слиянию социалистических наций в будущем.

Факторами, стимулирующими зарождение, этнополитологии были: подъём этнического самосознания, взрыв  национализма, суверенизация, необузданный сепаратизм => необходимы экспертные оценки происходящего.

Этнополитология как пограничная  наука сформировалась на стыке этнологии  и политической науки – междисциплинарная  наука.

Дисциплины окружающие этнополитологию:

Этнопсихология - характеристики психики людей, обусловленные их этнической принадлежностью, этнические стереотипы, особенности того, что называют «базовой этнической личностью», и др. 

Этнодемография изучает особенности воспроизводства этносов -рождаемость, смертность, брачность (наличие или отсутствие межэтнических браков), особенности отношений между полами и поколениями, обусловленные этнической принадлежностью, и др. Этнополитология рассматривает эти же явления, но сквозь призму воздействия на них политических институтов и процессов и т. д.

Этнология как учение о закономерностях становления этносов, их эволюционного движения и самоутверждения в обществе как самостоятельных социальных общностей также является важной основой этнополитологии.

  Также этносоциология  и антропология.

 

   Этнополитология  взяла от них не только содержательную  сторону, но  и методику исследований (опросы, интервью, наблюдения, анализ  статистики) = 3 группы методов. Сравнительно-исторические  методы (описание, анализ, сравнение,  периодизация, ретроспективный и  прогностический подходы) – связь  с исторической обстановкой, эмпирические  методы исследования для выявления  пол.поведение этнич.общностей, их  пол.культуры, влияние этничности  на пол.процесс ( используются: культурологический, коллективистский, психологический подходы), системный метод изучает этническую политику как комплексный процесс, на общем фоне выявляются наиболее важные элементы.

Информационная база этнополитологии. Важнейшее место в перечне  ее источников занимают статистические данные – как государственные, так  и ведомственные. Источниками могут  служить также законодательные  и нормативные акты государства  и субъектов федерации, в которых  зафиксированы основные направления  этнической политики; документы различных  общественных структур и движений, программы политических партий, биографии  политических лидеров.  Особое место  в этом перечне занимают материалы  средств массовой информации.

Важнейшим источником для  этнополитологических исследований является перепись населения. Результаты мониторингов.

По мере развития этнополитологии  на первый план постепенно выходит  такой источник, как материалы  социологических исследований.

+ Визуальные наблюдения.

4. Методологические подходы к анализу «этичности» в современной этнополитологии

 Термин «этничность» (ethnicity) вошел в научный оборот в середине 60-х годов XX в., однако его научный статус был признан только в 1972 г., когда он появился в Оксфордском словаре английского языка.

Все многообразие подходов сводится по существу к нескольким теоретическим моделям: эволюционизму, примордиализму, функционализму, конструктивизму, инструментализму. 

Примордиализм — это представление о том, что этносы имеют глубокие исторические корни, что их природа, их отличительные особенности не столько продукты социального развития, сколько некая изначальная данность, в том числе биологически обусловленная.

 Эти воззрения на  природу этничности проявились  в рамках эволюционистского подхода.  В основе такого подхода к  анализу социальных сообществ  лежат идеи, высказанные еще в  работах Герберта Спенсера (1820—1903). Сторонники социобиологии распространяют  законы естественного отбора, сформулированные Ч. Дарвином, на человеческое общество и полагают, что каждый человек подчиняется действию инстинкта самосохранения и продолжения рода. Он изначально «запрограммирован» природой на сохранение и распространение своих генов. Эволюционно его борьба за существование происходила в коллективе, и стремление быть частью коллектива заложено в природу человека.

  Функционализм - Показателем этничности здесь являются особенности культуры данного сообщества. Этничность рассматривается как ограниченное во времени явление. Для сторонников функционализма важно то, как функционирует культура, какие потребности людей она удовлетворяет, как осуществляется трансляция культурных норм и ценностей. Главным предметом анализа выступает социальная структура изучаемых обществ, при их исследовании необходимо описывать различные проявления культурной жизни.

  Конструктивизм. Согласно конструктивистскому подходу, порождаемое на основе дифференциации культур этническое чувство и формируемые в его контексте представления и доктрины представляют собой интеллектуальный конструкт, сознательно создаваемый писателями, учеными, политиками. Этот подход уделяет особое внимание роли сознания и языка как ключевого символа, вокруг которого формируется понимание этнической отличительности. Для конструктивизма этничность — вопрос сознания, членство в этнической группе зависит от того, как индивид представляет себе, что такое эта группа. Поэтому для определения этничности решающее значение имеет не культура этноса вообще, а те ее характеристики, которые являются предпочтительными для социального индивида в его самоидентификации. Этнос в конструктивизме — это общность людей, формирующаяся на основе культурной самоидентификации (самоопределения) по отношению к другим общностям. 

  Инструментализм. Его суть заключается в том, что этничность рассматривается в качестве инструмента, используемого этническими элитами или различными социокультурными группами в борьбе за власть, статус, благосостояние.

Создатели инструменталистского подхода исходили из того, что различия между группами людей в обществе могут служить основой для  формирования этнической идентичности каждой группы, мобилизующей этнические группы на целенаправленную политическую деятельность. Инструменталистские  концепции часто опираются на социально-психологические теории, трактующие этничность как эффективное  средство для восстановления политического  и культурного равноправия, как  способ социальной терапии. В этой связи  особенно показателен так называемый политологический подход в инструменталистских концепциях. Он опирается на теорию рационального выбора. 

 

6. Понятие этнос, субэтнос и  суперэтнос (по Л.Н.Гумилеву)

  Исходя из пассионарной теории этногенеза:

  Этнос — естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как системная целостность (структура), противопоставляющая себя всем другим коллективам, исходя из ощущения комплиментарности и формирующая общую для всех своих представителей этническую традицию. Важный признак устойчивости этноса — наличие разнообразных субэтносов, которые делят между собой функции, находясь в отношениях симбиоза. 

  Субэтнос (также субэтническая группа) — компактно проживающее сообщество людей, которые принадлежат к большему народу (этносу), но отличаются особенностями своей культуры и осознают это отличие.  Внутри субэтноса Гумилёвым выделяются консорции и конвиксии. Конвиксия —  группа людей с одинаковым бытом, живущих в одном месте, существующая в течение нескольких поколений. Консорция — объединение небольшой группы людей для достижения единой цели, обладающих единой исторической судьбой. Примером консорции могут служить «кружки», политические группировки, секты, преступные банды, рабочие артели и прочие подобные добровольные объединения. Консорция, в ходе процессов этногенеза, может перерасти в более высокие этнические таксоны: субэтнос, этнос, суперэтнос. Процесс образования консорций особенно активен в фазе подъема после пассионарного толчка. Большинство же консорционных объединений распадаются ещё при жизни их основателей, или переходят в состояние конвиксий. 

  Суперэтнос – этническая  система, высшее звено этнической иерархии, состоящая из нескольких этносов, возникших одновременно в одном ландшафтном регионе, взаимосвязанных экономическим, идеологическим и политическим общением, и проявляющиеся в истории как мозаичная целостность. Суперэтнос определяется не размером, не мощью, а исключительно степенью межэтнической близости.

  

8. Полемика о сущности этноса  Л.Н.Гумилева и Ю.В.Бромлея

Информация о работе Шпаргалка по "Этнополитологии"