Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Этнополитологии".
Этнические группы
и их характеристики являются
результатом исторических, экономических
и политических обстоятельств,
а также ситуативных
18. Институты гражданского общества в этнополитических процессах
Институты гражданского общества это
-политические партии,
-общественные организации,
-неправительственные,
Что касаемо институтов,
они как правило начинают зарождаться
при начале конфликта. Т.к. при невозможности
воспроизводить себя, этнос начинает
бороться за свое право. Сначала законно
затем уже и незаконно, пока все
не закончится окончательным отделением(
Но есть и положительная динамика как в Германии к примеру, Партия Баварцев, они хоть и не выдвигают каких-либо требований, зато обозначили себя как определенную политическую силу.
Также стоит отметить о важности участия каких либо общественных организаций во время конфликта. Они могут выступать как посредники или арбитры.
19. Федерализм в Росси и за рубежом: «+» и «-»
Федерализм (фр. federalisme, от лат. feodus — договор, союз) — основной принцип федерации, признание политическим идеалом федеративной организации государства, стремление либо объединить несколько отдельных государств в одну федерацию
Федера́ция (лат. fœderatio —
объединение, союз) — форма государственного
устройства, при которой части
федеративного государства
Федерализм зародился в Европе и развивается по сей день.
Плюсы федерализма в России и Европе: Плюсом является то, что в федерации при высоком уровне самосознания граждан(субъектность) возможно достаточно эффективное управление и самоуправления.
Что касается Европы, то там достаточно все не однозначно, есть отрицательная и положительная динамика, пример Германии Мягкая Федерация с вкраплениями национальных Гетто(Турки) Хотя в последние время эта проблема более или менее решается четкой политики со стороны Рейхстага. Пример Швейцарии является положительным и достойным уважения там впервые на основе федерации построили модель консенсуальной демократии.
Минусы: тут достаточно сложно сказать т.к. Россия федерация только последние 20 лет, до этого у нас было очень жесткое Унитарное правление, которое сохранилось и сегодня.( Институт полпредства и назначаемые губернаторы.)
20. Модели полиэтничных государств
Ассимелистская модель(Турция)
При данном подходе проходит жесткая
ассимеляция с подавлением
Модель ядра или плавильного котла(США): все этносы помещаются в равные условия и равны в правах. Сохраняется идентичность этноса.
Паритетная модель(СССР) все этносы в равных правах, однако идет финансирование и помощь окраинам в изучении своего языка традиций и т.п.
21. Субъекты этнополитического действия
Субъект национальной политики несет функцию разработки и реализации национальной политики, это прежде всего органы государственной власти, средства массовой информации, партии и общественные организации.
Что касается субъектов национальной
политики (этнополитики), то можно говорить
о следующей их иерархии.
Во-первых, такими субъектами являются
политические партии, которые в своих
программных документах формулируют основы
будущей этнополитики, стратегию достижения
поставленных целей. Став правящей, та
или иная партия (или партийная коалиция)
получает возможность реализовать свою
национальную политику через государственный
аппарат.
Таким образом, государство в целом выступает
вторым важным субъектом этнополитики,
главным образом в лице представительной
и исполнительной ветвей власти. (Судебная
власть выступает гарантом правомерности
этой политики, ее законности, конституционности).
Часто одна из палат парламента некоторых
многонациональных государств формируется
по национальному признаку. Например,
в парламенте России – это Совет Федерации,
состоящий из ряда проблемных комитетов
и комиссий. Кроме того, национальная политика
вырабатывается Комитетом по делам Содружества
Независимых государств и связям с соотечественниками
Государственной Думы. Представительная
власть оформляет этнополитику в форме
законов, регулирующих различные стороны
национальной жизни, и контролирует их
исполнение.
Исполнительными субъектами национальной
политики выступают президенты территориальных
образований в составе России, правительства,
специализированные министерства и ведомства.
В нашей стране – это Министерство РФ
по делам национальностей и региональной
политике, Министерство РФ по сотрудничеству
с государствами – участниками СНГ, а
также Федеральная миграционная служба
России. Названные органы государственного
управления и должностные лица осуществляют
исполнительно-распорядительные функции,
связанные с повседневной реализацией
национальной политики.
Научность, а следовательно, правильность,
успех национальной политики обеспечивают
научно-исследовательские институты,
центры, фонды и т. п. (В нашей стране работают,
например, Институт этнологии и антропологии
РАН, Институт славяноведения и балканистики
РАН, Институт востоковедения РАН, Центр
этнополитических исследований и др.).
Они помогают выявлять закономерности
и тенденции, действующие в сфере национальных
отношений.
23. Этническая мобилизация: фазы и виды
Этническая мобилизация - термин, принятый для обозначения целенаправленной деятельности, связанной с активизацией этнической идентификации, формированием и распространением идей объединения всех представителей того или иного этноса.
Конечная цель этнической мобилизации - организация действий, направленных на этническое самоутверждение и самоопределение.
Дж. Ротшильд считает, что
условия для подъема
Фазы этнической мобилизации:
1. Этап "расставления пограничных столбов". Чем меньшим энергетическим и культурно наследуемым потенциалом обладает этническая группа, чем меньше она отделяет себя как культурный субъект от доминирующей группы, тем больше этнообразующих признаков (маркеров) приходится актуализировать, для того чтобы поддерживать этнокультурную самотождественность.
2. Этап "маргинализации" этноса, этнической группы. Осуществляется тотальное формирование комплекса групповой неполноценности по отношению к предшествующим этапам исторического и культурного развития этноса. На этом этапе, как и на первом, ведущую роль продолжают играть этноориентированные, дополитически настроенные интеллектуалы.
3. Этап артикуляции целей и выбранных средств для изменения нынешнего сложившегося положения и достижения поставленных целей. Этот этап сопровождается расширением признанных границ этничности и экспансией на "чужие символические территории".
4. Этап непосредственной мобилизации группы для совместных действий. Предыдущие этапы привели к усилению групповой сплоченности, эмансипации группы, расширения символического социального пространства, в котором раскрываются этнические практики. На этом этапе происходит перерастание мирных отношений в открытые межэтнические конфликты.
Продуктом политизации
этнического самосознания, с одной
стороны, и фактором, задающим
характер этнополитической
Один из видов национализма – этнический (культурный) национализм. Он опирается на нацию как этническую общность, рассматривает её как этнокультурную категорию, основанную на единстве происхождения, общей истории и культуре, и может быть политическим или культурным.
Политический этнический
национализм - это движение, целью
которого является борьба за
то, чтобы этнические и
24. Этнизация политики
и возникновение этнополитического движения
В современном мире этнополитические вопросы играют большую роль, что привело к возрастанию роли этнополитики. Одна из причин этнизации политики – борьба политических элит за политическую власть в регионе.
Этническая самоидентификация
и мобилизация являются
Например, в СССР одной из
наиболее важных причин
Однако этнические элиты
зачастую ведут борьбу не за
интересы группы, а за оттеснение
с политического поля
Под этнизацией политики подразумевается набор взаимосвязанных стратегий общегосударственных и этно-региональных действий, направленных на реконструирование этнической политики в условиях нестабильности этнофедеральных систем. Субъектами этнизации политики в данном контексте выступают государство и этнополитические элиты. Этническая идентичность является изначальной и надличностной структурой образуемой совокупностью высоко-оцениваемых качеств, сформировавшихся в ходе длительной истории. Эти качества приобретаются с рождением и недоступны, даже непостижимы для тех, кто с ними не родился.
Подобного рода установочный каркас предполагает целый ряд действий и стратегий.
Во-первых, территориальные границы делиментируются таким образом, чтобы добиться максимальной этнической однородности.
Во-вторых, проводится политика дифференциации прав и привилегий в соответствии с этнической принадлежностью граждан.
В-третьих, создаются объединения, равно как и политические партии, целью которых являются улучшения благосостояния этнического общества за счет тех внешних или внутренних групп, которые считаются не принадлежащими к данному сообществу; при этом предлагаются и отстаиваются соответствующие политические мероприятия.
В-четвертых, этнические проблемы становятся
выше проблем взаимоотношений
Первоосновой всех подобных действий является редукционистское предположение о том, что различия, обусловленные этнической самоидентификацией, прочнее, последовательнее и даже чем-то благороднее, нежели любые другие различия между людьми.
25. Сущность межэтнических конфликтов
Межэтнический конфликт — специфическая форма проявления социального конфликта, где стороны (или одна из сторон) мобилизуются, действуют или притесняются по этническому признаку.
Одна из фундаментальных потребностей человека - потребность принадлежности к какой-либо общности - семейной, родовой, профессиональной и т.д. Важнейшее место в этом ряду принадлежит общности этнической. Самоидентификация «я – русский» или «я – украинец» - это не просто фиксация некоей прикрепленности индивида к сетке социальных координат, но и выражение глубинной потребности человека быть частью одной из наиболее устойчивых социальных общностей – этноса. Какое-либо ущемление этой потребности неминуемо ведет к появлению конфликтов.
Этническая идентичность задается прежде всего внутригрупповыми нормами поведения, особенности которых фиксируются языковыми, психологическими, нравственными, эстетическими, религиозными и прочими средствами культуры. Дополнительные прочность и единство этносу придают общность истории и сплоченность вокруг общих символов.
Сущность межэтнических
конфликтов заключается в том, что
каждый этнос считает, что защитить
свою культуру, самобытность и духовное
единство он сможет только с помощью
создания собственного государства. Этносом
движет потребность в самосохранении,
защите своих ценностей и традиций.
В этом его сила: такую потребность
подавить нельзя, не уничтожив сам
этнос. В этом же, как правило, и
его трагедия, поскольку реализация
идеи «каждому этносу – по государству»
- чистая утопия.
Все межэтнические конфликты разворачиваются
по общей схеме: пострадавший этнос требует
восстановления справедливости, а гарантия
ее установления – собственная государственность
в той или иной форме. Первый же признак
всякого государства – территория.
К межэтническим относят конфликты любых
форм (организованные политические действия,
массовые беспорядки, сепаратистские
выступления, гражданские войны и пр.),
в которых противостояние проходит по
линии этнической общности.