Шпаргалка по политологии в аспирантуру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 13:53, шпаргалка

Описание работы

1. Структура политического знания. Политология и другие общественные науки.
Люди издавна интересовались политикой, не одно тысячелетие постигая различные аспекты этого сложнейшего общественного феномена. Однако в зависимости от уровня развития общества, характера собственных потребностей, а также уровня развития знаний люди отображали политический мир с разной степенью глубины и в разных формах, в частности в форме мифов, идеологий, религиозных и научных воззрений.

Файлы: 1 файл

otvety_po_politologii_dlya_vstupitelnogo_ekzamena_v_aspirant.doc

— 729.00 Кб (Скачать файл)

Крупный вклад в развитие геополитических идей внес Дж. Розенау, выдвинувший концепцию о том, что мир глобальной политики стал складываться из двух взаимопересекающихся миров: во-первых, полицентричного мира, в котором наряду с государствами стали действовать разнообразные корпоративные структуры и даже отдельные лица и который стал способствовать созданию новых связей и отношений в мировой политике; а во-вторых, традиционной структуры мирового сообщества, где главное положение занимают национальные государства. Пересечение этих двух миров демонстрирует рассредоточение властных ресурсов, возникновение противоборствующих тенденций. В то же время признанными, по мнению Розенау, факторами стали в этом мире децентрализация международных связей и отношений, а главное – размывание понятия «сила» и, как следствие, изменение содержания и смысла понятия «угроза безопасности».

В 60-80-х гг. XX столетия геополитические теории практически не использовались для обоснования и объяснения новых географических конфигураций, для расширения сфер влияния и экспансии представителей двух враждовавших блоков. «Политика железного кулака», проводившаяся США во Вьетнаме и других районах мира, или агрессия СССР в Афганистане обосновывались в основном идеологическими положениями. И только с середины 80-х гг. (в основном в американской науке) стали вновь конструироваться геополитические обоснования внешнеполитических действий.

В современных условиях трактовки геополитических принципов получили новое развитие, они значительно обогатились. Так, С. Хантингтон рассматривает в качестве источника геополитических конфликтов спор цивилизаций. Концепция «золотого миллиарда», согласно которой блага цивилизации смогут достаться только ограниченному числу людей в силу нехватки мировых ресурсов, прогнозирует обострение межгосударственных конфликтов из-за ресурсов и территории, делая при этом акцент на необходимости создания благополучными государствами искусственных препятствий в отношениях с менее развитыми странами. Наряду с такими конфронтационными прогнозами ряд политиков и теоретиков предлагают «бесполярную» трактовку мира, основанного на всеобщей гармонии и сотрудничестве государств, выдвигают модели типа «общеевропейского дома», подразумевающие создание системы коллективной безопасности государств и народов, существующих во взаимосвязанном, безъядерном и взаимозависимом мире.

Существенные изменения происходят и в трактовке самих геополитических принципов, которые стали распространяться не только на международные отношения. Сегодня геополитические принципы повсеместно применяются и для анализа внутриполитических процессов. В фокус исследования попадают проблемы взаимоотношений Центра и периферии, влияния районирования населения на электоральные процессы, проблемы административно-государственного устройства нацменьшинств и др.

 

 

36. Этнические процессы, типы и виды.

Процессы этнические  - процессы изменения отдельных этнических элементов, частей этносов и этносов в целом.

Процессы, обусловленные изменениями  этнического сознания,  получили название этнических.  Их объединяют в две группы – эволюционные и трансформационные. Различие между ними в том, что в первом случае при всех объективных изменениях этноса не меняется его самосознание, – во втором же – изменения столь глубоки, что меняется этническая самоидентификация. С социологической точки зрения эти процессы проявляются как этнообъединительные или этноразделительные. К числу наиболее распространенных в настоящее время объединительных процессов относятся этническая консолидация,  этническая ассимиляция и этническая аккомодация.

Этническая консолидация (А+В=А*В=С) – слияние двух или нескольких более или менее самостоятельных народов (иногда крупных частей народов), обычно родственных по языку и культуре, в единую этническую общность, сохраняющую название наиболее крупного компонента или получающую новое наименование. Консолидироваться могут и «несколько близких по культуре и языку соседних этносов, объединяющихся в один, нередко превращаясь при этом в части этого нового этноса – субэтносы. Этот процесс протекает при активизации этнического самосознания и поэтому является эволюционным. Консолидация отчасти нашла свое отражение в том, что в материалах переписи населения 1926 г. было отражено 194 «народности», а в переписи 1939 г. и последующих — почти вдвое меньшее число «национальностей».

Этническая ассимиляция (А+В=А) – процесс, при котором ранее самостоятельный этнос (или его часть) растворяется в среде более крупного этноса. Сущность этнической ассимиляции заключается в том, что отдельные группы людей одной этнической принадлежности, вступая в контакты с другим народом (особенно если они оказываются среди этого народа), утрачивают свои прежние особенности культуры и быта, усваивают культуру другого народа, воспринимают его язык и относят себя к этому народу (обычно в последующих поколениях). Для ассимилируемого народа этот процесс протекает с изменением этнического самосознания и является трансформационным. Этническая ассимиляция наиболее характерна для современных развитых стран, где она протекает при размывании групповой этнической солидарности, чему способствуют культивирование ценностей буржуазного индивидуализма и развитие транснациональных тенденций в экономике. Постепенное снижение численности этих народов (например, у мордвы с 1 285 тыс. в 1959 г. до 1 192 тыс. в 1979 г.) произошло в результате ассимиляционных процессов.

Этническая аккомодация (А+В=Ав) – народ при взаимодействии с другим приспосабливается к социокультурной жизни большего народа, но при этом не утрачивает некоторые особенности культуры, быта и этнической идентичности. АККУЛЬТУРАЦИЯ – процесс усвоения одной этнической группой  норм, традиций, культурных ценностей другой этнической группы. Как правило, аккультурация свойственна для малочисленных этнических меньшинств, проживающих в тесном контакте или в одном государстве с крупным этносом. Бывает естественной и насильственной. Следует отличать от ассимиляции. При аккультурации этнический коллектив сохраняет собственную этническую идентичность, этическое самосознание. В процессе аккультурации формируется явление бикультурализма и билингвизма.

Этноразделительные процессы протекают по двум типам. Это может быть разделение ранее единого этноса на несколько частей, каждая из которых осознает себя как некая новая общность. Такой процесс получил название этнической парципации, или дивергенции (А=В+С). Но даже при сохранении этноса от него может отколоться какая-то часть, потенциально способная перерасти в самостоятельный этнос. Этот процесс сегодня более распространен и называется этнической сепарацией (А=А+В).

 

 

37. Нация и этнос. Две концепции нации.

Исторически термин «нация» (от лат. nascor – рождаться) использовался еще в Древнем Риме для обозначения небольших народностей. При этом он применялся наряду с термином греческого происхождения «этнос», обозначавшим племя (общность людей), объединенных родством, внешним сходством, языком и территорией. Впоследствии «нация» в основном стала употребляться для характеристики результата слияния нескольких этносов, произошедшего в результате миграции, захвата территорий или объединения земель. Но такой подход к трактовке термина «нация» не остался единственным, сохранив и в теоретическом, и в практическом отношении многозначность его употребления. В разных ситуациях термин «нация» может означать и этническую общность, и все население государства, а в английском языке он может еще и характеризовать государство. Такое положение привело к тому, что в трудах некоторых современных научных школ и даже международных документах понятия «нация» и «этнос» используются как синонимы.

Этнос – это межпоколенное устойчивая общность людей, различающаяся по языку обычаям, традициям, стереотипам поведения, закреплёнными в групповом самосознании, выраженном в самоназвании (этнониме).

Этносы характеризуются следующими чертами.

  1. Этносы имеют  общее биологическое происхождение, или, во всяком случае, все его взрослые, сознательно полагают и верят, что произошли от общих предков.
  2. Этносы обладают общей территорией, на которой протекает хозяйственная и культурная деятельность этническое сообщество. Следует иметь в виду, что территория на которой сформировался этнос может не совпадать с современной территорией его проживания.
  3. Этносы имеют общие для всех своих членов, специфические культурные традиции, общую культуру.
  4. Этнос противопоставляет себя всем прочим аналогичным коллективам людей, различая «своих» и «других».

Нация - исторически сложившаяся общность людей – граждан определенного государства, которой присущи такие черты, как устойчивое единство экономической жизни, языка, особенности культуры и традиций, а также индивидуальное и групповое сознание и самосознание, позволяющее относить себя к определенной национальной общности и отличать себя от других.

См. в тетр. Стр. 8-9

 

 

38. Национальная и  этническая идеология и психология. Этноцентризм. Национализм. Неконфликтные  образы национально-этнических отношений.

См. тетр. Стр. 42-43

Национализм – психологическое и политическое идеология, исходящая из идеи исключительности нации, ее обособления.

Национализм не просто исходит из признания наличия нации и ее особых интересов, но для национализма характерны идеи национального превосходства, национальной исключительности. Высокая оценка национальных приоритетов, как правило, всегда сопрягается с идеями независимости, что в свою очередь практически постоянно вызывает к жизни требования получения определенной части государственного суверенитета и его политико-административного закрепления. Конкретно это может означать предоставление нации определенной автономии в рамках государства и даже создание самостоятельного государственного образования.

Этноцентризм (понятие введено американским антропологом У.Самнером в 1906 г.) - это тенденция людей воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, отражающая как отношения внутри самой группы, так и ее отношения с другими. Об этноцентризме можно говорить только при наличии двух составляющих: признания своей группы эталонной, референтной для оценки других этносов, что выражается во внутригрупповой сплоченности, солидарности, уважении внутригрупповых норм; признания других групп худшими и проявления по отношению к ним враждебности, недоверия, презрения.

Этноцентризм можно рассматривать как механизм, поддерживающий дистанцированность данного этноса от других.

Этноцентризм - точкой отсчета является свой народ. Он проявляется в стремлении оценивать себя и других в своих ценностях, выделение у какого-либо народа общей черты и предполагает ее наличие у каждого представителя данного народа. Выражается в постоянном сравнивании себя с другими народами, поиски более слабого, менее успешного.  
Этнонигилизм - стертое чувство сопричастности со своим народом.

В той или иной степени, национализм и этноцентризм присутствуют в любом этносе или нации. Однако, формы их проявления бывают разные. Крайние формы проявления этноцентризма и национализма – шовинизм, расизм, фашизм (превосходство своего народа над другим).

Наличие постоянно действующих этнических конфликтов выдвигает на первый план проблему поиска путей неконфликтных форм национально-этнических отношений.

Модели саморегулирования национально-этнических отношений.

  • модель ассимиляции. Она определяет модификацию поведения людей в сторону господствующих нормативных образцов, когда эти образцы сталкиваются с прессом новых для них социально-экономических и культурных норм (например, в случае иммиграции). Ассимиляционные процессы завершаются не ранее чем во втором поколении;
  • модель «плавильного котла». Она характерна для США. Социокультурная ситуация складывалась под влиянием многих этнокультур, причем произошла потеря изначальной этничности многими группами эмигрантов. Правда, англосаксонская составляющая культуры остается преобладающей;
  • модель культурного плюрализма. Наиболее перспективное направление решения проблем взаимодействия этнокультур: различные типы этнической идентичности признаются как равноценные элементы единого социокультурного континуума.

 

Толерантность - сложная в основном социально-психологическая установка личности, выражающаяся в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям.

Она предполагает:

  • готовность к сотрудничеству, взаимовыгодному взаимообязывающему партнерству на основе взаимоприемлемых ценностей;
  • готовность к культурному взаимообмену и взаимообогащению;
  • способность к взаимной эмпатии, т.е. к постижению ментальности этнодругого;
  • нейтрализацию негативных комплексов в поведении этнодругого без унижения его личного и социального достоинства;
  • установку на взаимоуважительный диалог с целью достижения большего взаимопонимания.

Уровни (степени) толерантности к «чуждому», «иному» и его носителям выделяются следующим образом: 1) активная толерантность; 2) пассивная толерантность; 3) толерантность избирательная; 4) толерантность вынужденная; 5) интолерантность.

Интолерантность выражается в устойчивом, неизменном на протяжении длительного периода отрицательном отношении к «иному».

Уровень толерантности достаточно подвижен, поэтому при изменении социальных условий, отсутствии напряженности в обществе, повышении уровня культуры, изменении социального статуса «иного», его адаптации к среде, уровень толерантности может стать значительно выше и наоборот.

Информация о работе Шпаргалка по политологии в аспирантуру