Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 13:53, шпаргалка
1. Структура политического знания. Политология и другие общественные науки.
Люди издавна интересовались политикой, не одно тысячелетие постигая различные аспекты этого сложнейшего общественного феномена. Однако в зависимости от уровня развития общества, характера собственных потребностей, а также уровня развития знаний люди отображали политический мир с разной степенью глубины и в разных формах, в частности в форме мифов, идеологий, религиозных и научных воззрений.
Очень часто этнополитические конфликты могут выходить за национальные границы и вовлекать в себя внешние силы. (Мусульманские экстремистские силы на конференции в Лондоне - ноябрь 1999 - объявили о поддержке чеченских боевиков). Это происходит по ряду причин. Прежде всего потому, что у этнической группы, участвующей в конфликте, имеются этнические сородичи в других странах.
Свойство этнополитического измерения современного конфликта заключается в том, что он имеет скрытый период накопления и развертывания межэтнических противоречий.
Теперь обратим внимание на внутригосударственные аспекты проблемы этнополитического конфликта. В этом плане прежде всего следует отметить, что понятие «этнополитический конфликт» охватывает широкий круг явлений и ситуаций. Обычно возникнув на экономической, социально-политической или внеэтнической основе, конфликт лишь в последующем приобретает этнический характер. В «чистом виде» этнический конфликт бывает или возникает редко. Тем не менее, когда этнические различия, сознательно или несознательно, используется для того, чтобы придать направленность действиям сил в конфликтной ситуации, особенно, когда эти разлития становятся мощным мобилизованным символом, тогда этническая общность превращается в фактор, определяющий существо и динамику конфликта. Можно сказать, что в многонациональном государстве любой вопрос может приобрести этническую окраску.
Комплексный характер этнополитического конфликта, противоречивость и сложность его природы, эволюция, многообразие форм проявления делают необходимым рассмотреть каждый из аспектов в отдельности. В российской этнополитологии укоренилось несколько определений. Как утверждает В. Тихонов, под этнополитическим следует понимать конфликт с определенным уровнем организованного политического действия: участия общественных движений, массовых беспорядков, сепаратических выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности.
Все вышесказанное свидетельствует, что понятие «этнополитический конфликт» охватывает широкий круг ситуаций. Чисто этнического конфликта, как уже неоднократно отмечалось выше, практически не бывает. Чаще всего существует социальный, политический и экономический конфликт между группами людей, которые идентифицируют друг друга по этническим признакам: расе, языку, национальному происхождению. Часто такие этнические характеристики могут маскировать другие отличительные черты, например, классовые интересы и политическую власть, которые при более глубоком анализе могут оказаться более важными величинами в конфликте.
Этнические конфликты любого типа проходят несколько основных этапов своего развития: 1)формирование политических этнических элит; 2) мобилизацию населения этноэлитой на основе общих идеалов и ценностей, прояснение массам социального статуса их этнической группы; 3) институционализация сторон этнического конфликта (формирование партий, движений); 4) декларация интересов, целей и задач этнических партий и движений. При этом первые два этапа протекают в латентной форме и могут выступать как культурная деятельность (углубление исторического самосознания, развитие народных промыслов и народных форм искусства), тем не менее направленая на осознание и активизацию этнической идентичности. Третий и четвертый этапы представляют собой открытые формы протекания этнического конфликта.
На земном шаре свыше 70 очагов потенциальных конфликтов.
Осетино-ингушский: Оба участника конфликта – осетины и ингуши – одинаково определили объект конфликта – Пригородный район, входящий ныне в состав Северной Осетии и часть г.Владикавказа – столицы этой республики.
Армяно-азербайджанский конфликт в борьбе за Нагорных Карабах (1988 г. - вторая карабахская война, первая война в 1918 – 1920 гг.), связанный с борьбой за выход из состава государственного образования и получением суверенитета для дальнейшего объединения с «материнским» этническим ареалом (Арменией).
грузино-абхазский конфликт
Яркий пример – этнополитические конфликты в Закавказье, связанные с повышением статуса автономии (Абхазия, Южная Осетия на этапе институциональной конфронтации), с борьбой за выход из состава государственного образования (Нагорный Карабах на всех этапах Абхазия, Южная Осетия в насильственный и консенсусный периоды), получением суверенитета для дальнейшего объединения с «материнским» этническим ареалом (классический пример - Нагорный Карабах – Армения, за некоторым исключением Южная Осетия – Северная Осетия) и т.д. Таким образом, этнополитические конфликты в Закавказье имели начальную, предконфликтную, собственно конфликтную, консенсусную фазы развития. Причем у каждого из конфликтов в Закавказье она имела разную продолжительность. В настоящее время карабахский, абхазский и югоосетинский конфликты пребывают в «замороженном» состоянии: их участники не ведут активных военных действий. Попытки окончательного урегулирования под эгидой различных международных организаций (ООН, СНГ, ОБСЕ и т.д.) не прекращаются, однако, угроза возобновления вооруженных столкновений и эскалация этнополитической ситуации в регионе чрезвычайно высока.
Англо-ирландский конфликт: Североирландский конфликт имеет длительную историю. Его истоки лежат в XII в., когда самостоятельное ирландское королевство Ольстер было формально подчинено английской короне, хотя фактически власть осталась в руках вождей кланов.
Исторические противоречия. История борьбы за независимость, противостояния ирландцев, в религиозном плане идентифицирующих себя с католической церковью, и англичан, принадлежащих к протестантской общине, оказывает огромное влияние на характер этнополитического конфликта сегодня по механизму исторической памяти народов.
Территориальные противоречия заключаются в стремлении ирландского населения Ольстера объединиться с остальной Ирландией, поскольку североирландская территория является ее исторической частью.
Политические факторы представляют собой стремление ирландцев к самоопределению, созданию собственных государственных институтов, желание определенных кругов ольстерской элиты, некоторых членов ИРА и Шинн Фейн повысить свой статус с помощью создания собственной государственности и получения доступа к властным ресурсам.
Социально-экономические причины коренятся в доминировании протестантов-выходцев из Британии в экономике Северной Ирландии и проявляются в дискриминации католиков при проведении жилищной политики, трудоустройстве, что вызывает возмущение ирландских националистов. Важную роль в сохранении этнополитического конфликта играют и интересы боевиков ИРА в преступном бизнесе, приносящем большие доходы. Продолжающаяся вражда на национальной почве оказывается выгодной преступным организациям, поддерживающим данный вооруженный конфликт.
Религиозные противоречия состоят в длительном противостоянии протестантского меньшинства католическому большинству.
Психологические факторы связаны с различием в этнокультурных психотипах ирландцев-католиков и протестантов, их взаимным непониманием, стремлением обеих общин к консолидации, зачастую эскалации насилия, основанного на мести. С ними тесно переплетены собственно этнические проблемы, которые являются базовой составляющей конфликта и представляют собой стремление подвергавшихся дискриминации в языковой, социальной, трудовой, политической сферах ирландцев к получению независимости от этнически чуждых им англичан и объединиться с остальной Ирландией.
Было подписано Соглашение Страстной пятницы 10 апреля 1998 г. Соглашение было одобрено народами Северной Ирландии и Республики Ирландия на референдумах и предусматривало сохранение Ольстера в составе Соединенного Королевства с параллельным укреплением связей с Ирландией. Документ подтверждал приверженность всех сторон переговорному процессу и принципу разоружения.
баски в Испании и Франции (этнические меньшинства, которые проживают по обе стороны межгосударственной границы и имеют статус меньшинства в каждой из сопредельных стран)
Этнополитический конфликт в Приднестровском регионе Республики Молдовы по своей интенсивности и последствиям относился к категории локальных войн. В его развитии может быть выделено несколько стадий:
1) формирование конфликта на фоне общей социальной и экономической дестабилизации Молдовы (1989 - 1990 годы);
2) интенсификация и переход в фазу локальной войны (1991 - первая половина 1992 года);
3) относительная стабилизация конфликта и поиск путей его урегулирования (со второй половины 1992 года).
Основными сторонами конфликта являлись этно-националистический режим Республики Молдова и сецессионистская Приднестровская республика, в которой большинство населения составляли этнические русские и украинцы. Конфликт отягощен серьезной напряженностью в южном районе Молдовы с компактным расселением гагаузов и болгар, где в 1990 году также была провозглашена независимая Гагаузская республика.
Создание в Приднестровье самопровозглашенной республики объясняется, наряду с другими причинами, реакцией на молдавский этно-национализм и намерение части правящих кругов Молдовы осуществить идею государственного воссоединения Молдовы с Румынией. Сложный этнический состав региона, запутанная история его государственного статуса и его важное геополитическое значение послужили причинами вовлеченности в конфликт России, Румынии и Украины. Каждая из этих стран имеет в данном регионе свои стратегические интересы
пенджабский конфликт в Индии - этнорелигиозный конфликт на севере Индии, этнотерриториальные проблемы связаны с вопросом о создании независимых территориально-государственных образований.
Этнополитический конфликт в Индонезии: В августе 2005 в Хельсинки подписано мирное соглашение (Меморандум о взаимопонимании) между властями страны и группировкой Свободный Ачех, которое должно положить конец 30-летней гражданской войне в Ачехе (Северная Суматра), в ходе которой погибли около 15 тыс. человек (большинство из них - мирные жители).
Согласно документу,
повстанцы полностью отказались от требования
независимости провинции и прекратили
вооружённую борьбу. Взамен Ачеху предоставлен
статус особой автономии, и правительство
пообещало вывести войска из региона.
Кроме того, правительство обязалось освободить
всех повстанцев, находящихся в индонезийских
тюрьмах, и предоставило местным властям
больший контроль над природными ресурсами
(природный газ, лес и кофе).
В середине сентября 2005 в соответствии
с соглашением началось разоружение ачехских
сепаратистов под контролем международных
наблюдателей. Накануне индонезийское
правительство вывело из Ачеха около полутора
тысяч полицейских. По соглашению, до конца
этого года Ачех должны покинуть все индонезийские
полицейские и военные.
Арабо-израильский конфликт: в ходе арабо-израильской войны 1948-49гг. Израиль присоединил 6-ую часть Палестины. В результате войн с арабскими странами в 1967 и 1973гг. Израиль оккупировал территории на западном берегу р. Иордан, сектор Газа и др. И отказался от выполнения резолюции Совета Безопасности ООН о политическом урегулировании конфликта. В 1979 г. Израиль подписал мирный договор с Египтом и возвратил Синайский п-ов. В 1994 г. в секторе Газа создана Палестинская автономия.
Сингало-тамильский конфликт в Шри-Ланке: сингалы составляют 70% населения острова, тамилы – 22%. Конфессиональные различия: сингалы – буддисты, тамилы – мусульмане-сунниты и христиане. До 16 века на территории Ш-Л существовало несколько государств. Была колонией Португалии, Индии, Цейлона.
41. Понятие этнического экстремизма. Особенности проявления этнического экстремизма в межэтнических отношениях Юга России.
Экстремизм (от лат. «крайний») – приверженность в политике и идеологии к крайним взглядам и действиям. В политической жизни экстремизм находит выражение в насильственных действиях, направленных на дестабилизацию и разрушение сложившихся общественных структур и институтов.
Проявления экстремизма весьма разнообразны по своим масштабам, исполнителям, целям, формам, методам, природе и т.п.
По методам воздействия различают экстремизм с использованием физического насилия (лишение отдельных лиц или даже целых их групп жизни, нанесение увечий и иных телесных повреждений, ограничение свободы); экстремизм, сопряженный с уничтожением материальных объектов (поджог, разрушение государственных объектов, общественного, коллективного или частного имущества); экстремизм с применением методов морально-психологического насилия (угрозы, шантаж, демонстрация силы, ультимативные требования, распространение панических слухов и т.д.). Как правило, при осуществлении экстремистских акций перечисленные методы используются комплексно, приоритет тем или иным из них отдается с учетом конкретных условий и специфики региона деятельности экстремистов, их оснащенности, складывающейся политической обстановки и иных обстоятельств.
По характеру влияния на межгосударственные отношения и в зависимости от гражданской принадлежности субъектов экстремистской деятельности. Экстремизм подразделяют на внутренний (когда к нему причастны граждане собственной страны, а последствия и ущерб от их действий не выходят за ее рамки) и международный, акции которого, осуществляемые гражданами одной или нескольких стран, направлены на подрыв конституционного строя иных государств либо международный правопорядок или международные отношения в целом.