Шпаргалка по политологии в аспирантуру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 13:53, шпаргалка

Описание работы

1. Структура политического знания. Политология и другие общественные науки.
Люди издавна интересовались политикой, не одно тысячелетие постигая различные аспекты этого сложнейшего общественного феномена. Однако в зависимости от уровня развития общества, характера собственных потребностей, а также уровня развития знаний люди отображали политический мир с разной степенью глубины и в разных формах, в частности в форме мифов, идеологий, религиозных и научных воззрений.

Файлы: 1 файл

otvety_po_politologii_dlya_vstupitelnogo_ekzamena_v_aspirant.doc

— 729.00 Кб (Скачать файл)

По средствам, используемым при осуществлении акций экстремизма, последний подразделяют на два вида: традиционный (применением огнестрельного и холодного оружия, взрывчатых веществ, ядов и других средств совершения политических убийств, известных человечеству в течение ряда веков) и технологический (использование в экстремистских акциях новейших достижений науки и техники в области компьютерных и информационных технологий, радиоэлектроники, ядерных материалов, генной инженерии, имуннологии и т.д.).

Наиболее остро эта проблема экстремизма проявилась на Северном Кавказе, самом сложном в этническом и конфессиональном отношении регионе Российской Федерации. Этнополитический процесс на Северном Кавказе является идеальной моделью для изучения различных типов этнонационализма, его взаимодействия с религиозными системами

В субъектах Российской Федерации на Северном Кавказе этническая мобилизация на основе этнонационализма и/или религии развивалась как в рамках правового поля России, так и в форме ксенофобии, политических и этнорелигиозных конфликтов, экстремизма, сепаратизма, включая терроризм.

Процесс этнической мобилизации, регионализации Российской Федерации совпал с переструктуризацией геополитической и геоэкономической картины мира, что определяется рядом важнейших тенденций глобализации. Каспийско-Черноморский регион, Юг России превратились в приграничную территорию, стали объектом интересов сил, стремящихся реализовать различные модели глобализации: США и НАТО, интегрирующаяся Европа, исламский мир, транснациональные и негосударственные организации, включая международные террористические центры. Они вмешиваются в этнополитические и конфессиональные процессы России, оказывая идеологическую, материальную и военную поддержку сепаратистским силам. Это делает этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе не только проблемой российских государственно-правовых институтов, но и международного права.

Терроризм - крайняя форма политического экстремизма. Терроризм – многомерное социально-политическое явление, в основе которого находятся социально-экономические, политические, конфессиональные и этнические факторы. В реальной действительности эти факторы выступают в синтезе, причем основополагающими являются социально-экономические и политические проблемы.

Этнорелигиозный экстремизм - доминирующая на Северном Кавказе форма политического экстремизма. Этнорелигиозный экстремизм необходимо квалифицировать как идеологию и политическую деятельность, направленную на использование насильственных методов достижения декларируемых этнорелигиозных интересов, создание незаконных вооруженных формирований, или призывы к насилию на этнорелигиозной основе.

Историческими формами этнорелигиозного экстремизма на Северном Кавказе являлись: наездничество (традиционный тип социализации горской молодежи), похищения людей с целью продажи или получения выкупа,  призывы к джихаду, вооруженный сепаратизм, аграрный террор.

Так, в СНГ первый заложник ради выкупа был захвачен в Дагестане летом 1994 года (сын кизлярского казачьего атамана Эльзона), за его освобождение пришлось заплатить 50 тыс. долл. А в 1999 году на Северном Кавказе было уже 1 500 случаев похищения людей.

На 1 января 2006 года в регионах Южного федерального округа (ЮФО) Российской Федерации действовали 1030 религиозных мусульманских организаций.

Бурный рост исламского самосознания северокавказских народов сочетается с прежней религиозной безграмотностью населения. Традиционные духовные управления мусульман (ДУМ) не владеют ситуацией в должной мере. Экстремистские религиозные течения (общее и весьма неточное обозначение – "ваххабиты") получают серьезную финансовую и идеологическую подпитку из ряда арабских и других мусульманских стран, тогда как у традиционного ислама положение иное – четкая государственная политика в этой сфере до сих пор не сформирована.

Наряду с возрождением и заметной политической активизацией традиционного ислама, на Северном Кавказе пытается утвердиться так называемый "ваххабизм" ("чистый ислам", салафизм), представляющий собой радикальное религиозно-политическое движение в суннитском исламе. В России "ваххабизм" начал распространяться с конца 80-х – начала 90-х гг. ХХ в. при активной поддержке из-за рубежа. Крупнейшим материальным и идейным внешним "спонсором" распространения ваххабизма в Российской Федерации стала Саудовская Аравия, а также некоторые другие государства Ближнего Востока. Последователи "ваххабитов" стремятся к силовому захвату власти, замене действующего законодательства нормами шариата и построению в перспективе на ряде территорий Кавказа и Поволжья исламского халифата. Идейная и политическая позиция ваххабитов, а также сильное иностранное влияние породили внутренний конфликт в мусульманских общинах Северного Кавказа. 
С действиями представителей радикального ислама связаны эскалация вооруженного конфликта в Чечне, открытые вооруженные выступления и террористические акты во многих других северокавказских республиках, а также за их пределами.

Террористическая война в последние годы в той или иной мере практически повсеместно распространилась по Северному Кавказу. Характерно, что многие теракты последних лет были связаны с Чечней лишь опосредованно. Терроризм помолодел, интеллектуально окреп, демонстрирует способность к самоорганизации и самовоспроизводству. Особенно тревожная ситуация сложилась в граничащих с Чечней Дагестане и Ингушетии.

По оценке полпреда Президента РФ в ЮФО Д.Н.Козака, в отдельных регионах ЮФО уровень терроризма на 40% выше уровня организованной преступности. На территории Северного Кавказа действует разветвленная сеть террористического подполья. Только с 1 января 2006 г. по 19 декабря 2006 в субъектах ЮФО было зарегистрировано 621 преступление террористического характера.

Главный вектор террористической активности в северокавказском регионе направлен, в основном, против сотрудников правоохранительных органов и силовых структур, представителей органов государственной власти. Одновременно в регионе в последние годы фиксируются регулярные нападения на служителей мусульманского культа (только за вторую половину 2006 г. зафиксировано 7 таких нападений). Преступники пытаются запугать тех духовных лидеров мусульман, которые отрицательно относятся к проявлениям религиозного экстремизма, направленного на раскол общества и мусульманской уммы Юга России.

Общая ситуация на Северном Кавказе в области борьбе с терроризмом и религиозно-политическим экстремизмом остается тревожной. Несмотря на уничтожение многих авторитетных лидеров сепаратизма (Ш.Басаева, А.Масхадова, М.Сайдуллаева, Э.Хаттаба, А.Дзейта и др.), религиозно-экстремистское бандподполье не ликвидировано, а ареной противоборства стали северокавказские города.

Среди новых элементов выдвинута идея усиления мер по предотвращению использования Интернета в целях пропаганды терроризма.

закрыты филиалы многочисленных исламских международных благотворительных фондов, которые, по данным правоохранительных органов, оказывали значительную финансовую, материальную, организационную помощь ваххабитским структурам на Северном Кавказе.

Борьба с коррупцией

должны создать благоприятные условия для обеспечения занятости, для того, чтобы каждый дагестанец мог заработать честным трудом, имел возможность приобрести или построить жилье, получить качественное образование и медицинское обслуживание, другие социальные услуги, гарантированные государством. К причинам, приводящих людей к экстремизму относится «низкий уровень жизни значительной части населения, высокая безработица, чрезмерное имущественное расслоение граждан, получившие широкий размах взяточничество и коррупция.

В полную силу необходимо задействовать потенциал средств массовой информации, наших высших и средних учебных заведений, научной и творческой интеллигенции, институтов гражданского общества, религиозных организаций, опыт старшего поколения дагестанцев, участников Великой Отечественной войны, ветеранов труда.

Мощным средством противодействия распространению экстремизма может стать активная пропаганда духовно-нравственных ценностей и традиций наших народов: их патриотизма, веротерпимости, присущего им обостренного чувства ответственности за судьбу будущих поколений, векового опыта преодоления жизненных трудностей совместными усилиями».

Требуется комплексный подход к осуществлению противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму, который включал бы в себя меры регулирующего, запретительного и профилактического характера. Как показывает анализ международного и национального опыта по противодействию религиозно-политическому экстремизму и терроризму, наиболее эффективными в этой области мерами являются совершенствование правовой базы, укрепление и совершенствование деятельности спецслужб, усиление борьбы с финансированием религиозно-политического экстремизма и терроризма, а также активизация разъяснительной и пропагандистско-идеологической работы.

К наиболее эффективным путям преодоления идеологии религиозно-политического экстремизма и терроризма в условиях Северного Кавказа относятся:

- органы государственной  власти РФ и северокавказских  субъектов Федерации должны расширить  взаимодействие государственных  органов и религиозных объединений  по всем направлениям сотрудничества, в первую очередь в активизации  борьбы с проявлениями религиозно-политического экстремизма и терроризма, борьбе с преступностью, в духовно-нравственном оздоровлении Северокавказского общества; - муниципальные органы власти должны уделять особое внимание воспитанию населения в духе национальной и религиозной терпимости, непринятия идеологии религиозно-политического экстремизма и терроризма; - главный упор в стратегии противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму следует делать на улучшении социально-экономической ситуации в регионе, так как это способствует урегулированию социально-политических конфликтов и существенно сужает социальную базу религиозно-политических экстремистов и террористов; - одновременно следует принимать решительные меры по перекрытию каналов финансирования экстремистов и террористов из-за рубежа и из местных источников; - в плане блокирования терроризма, как уголовного проявления, следует совершенствовать правовую базу, укреплять и совершенствовать деятельность специальных служб, а также активизировать идеологическую работу; - укрепить международные аспекты этноконфессиональной политики РФ на Кавказе, предпринять энергичные меры, препятствующие использованию Северного Кавказа в качестве «перевалочной базы» для распространения различных экстремистских течений ислама, питающих сепаратизм, терроризм; - в связи с тем, что усилия, предпринимаемые государственными и общественными институтами по борьбе религиозно-политическим экстремизмом и терроризмом, не оказались адекватными остроте проблемы и бесчеловечные теракты продолжаются, требуется комплексный подход к осуществлению противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму, при котором предусматривались бы меры не только регулирующего и запретительного, но и профилактического характера.

Толерантность и гражданское образование - идеологическая альтернатива экстремизму

 

 

42. Динамика этнополитической  напряжённости на Юге России  и пути её снижения.

В настоящее время достаточно очевидным является тот факт, что Северный Кавказ продолжает оставаться зоной межэтнической напряженности и конфликтов и в новом, уже наступившем XXI веке. Чеченская война, осетино-ингушское противостояние, этническая напряженность в отдельных районах Дагестана и Карачаево-Черкесии, неконтролируемая миграция, криминализация общества и распространение оружия - вот далеко неполный перечень современных проблем, с которыми приходится сталкиваться современным социологам в северокавказских республиках. Поэтому актуальность изучения конфликтологических теорий, которые смогли бы обеспечить необходимое изменение сложившейся ситуации, достаточно велика.

Прежде всего, тем, что в регионе наблюдается сложная ситуация, обусловленная следующими факторами:

— полиэтничность (более 40 коренных народов и этнических групп);

— поликонфессиональность (ислам, православие, иудаизм, буддизм);

— перенаселенность (самый густонаселенный регион России по числу жителей на 1 кв. км при недостатке равнинных земель);

— демографические проблемы (неравномерное заселение, миграционные процессы, проблемы беженцев);

— нерешенные проблемы репрессированных народов и, как следствие, территориальные споры как внутри субъектов, так и между ними;

— проблемы коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, представленных в регионе в большом количестве;

— наличие национальных, транснациональных, трансрегиональных партий, движений, общественно-политических организаций, придерживающихся порой прямо противоположных ориентаций и оказывающих большое влияние на всю этнополитическую ситуацию в регионе;

— одновременное наличие сразу нескольких «центров влияния» и, как следствие, проблемы сепаратизма и регионализма;

— наличие различных статусов субъектов федерации (республики, края, т. е. национально-государственные и административно-территориальные единицы);

— «чеченский фактор».

Практически каждый этнический массив или группа имеют неразрешенную проблему. На Северо-западном Кавказе наиболее остро стоят адыгский (черкесский) вопрос (единый народ разделен и представлен в трех национально-государственных единицах — в Республике Адыгея, Карачаево-Черкесской Республике, Кабардино-Балкарии), а также «повисший в воздухе» шапсугский вопрос в Краснодарском крае. В результате экспериментов в сфере национально-государственного строительства в советский период народ оказался разделенным на адыгейцев, черкесов, кабардинцев, шапсугов. Лишь в Кабардино-Балкарии адыги (кабардинцы) составляют большинство (48,24 %), а в других республиках они — в подавляющем меньшинстве (в Адыгее — 22,09 %, в Карачаево-Черкессии — 9,7 %). В едином узле с адыгской находится проблема карачаево-балкарской этнической группы: неизвестно, по какому принципу, но так же, как и адыги, данный народ был разделен и представлен в двух национально-государственных единицах — Кабардино-Балкарии (9,39 %) и Карачаево-Черкессии (31,19 %).  Такой принцип разделения народов при образовании государственно-территориальных единиц заложил основы будущих конфликтов. Ситуация еще более усугубилась, когда в 1944 г. карачаевцы, балкарцы, ингуши, чеченцы были депортированы в Среднюю Азию, а территории их проживания были распределены между соседними народами. В результате этих незаконных действий зародились сложные этнотерриториальные проблемы.

Информация о работе Шпаргалка по политологии в аспирантуру