Шпаргалка по политологии в аспирантуру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 13:53, шпаргалка

Описание работы

1. Структура политического знания. Политология и другие общественные науки.
Люди издавна интересовались политикой, не одно тысячелетие постигая различные аспекты этого сложнейшего общественного феномена. Однако в зависимости от уровня развития общества, характера собственных потребностей, а также уровня развития знаний люди отображали политический мир с разной степенью глубины и в разных формах, в частности в форме мифов, идеологий, религиозных и научных воззрений.

Файлы: 1 файл

otvety_po_politologii_dlya_vstupitelnogo_ekzamena_v_aspirant.doc

— 729.00 Кб (Скачать файл)

При рассмотрении образовательной политики можно сделать вывод, что в образовательной сфере у России накоплен собственный обширный опыт формирования этнической толерантности, который заключается в формировании у молодого человека представления о себе как гражданине многонациональной страны с достаточно полно сформированной идентификацией со своей этнической группой.

Изучив возможности, методы и технологии формирования этнической толерантности, автор пришел к выводу, что существует три уровня формирования этнической толерантности:

- федеральный, который выражается в осуществлении  государственной политики по  формированию толерантности в обществе, высоком уровне развития законодательства в сфере этнонациональной политики, создании общегосударственных программ стимулирования акций и кампаний в общественной жизни и средствах массовой информации, формирующих установки доверия, пропаганды толерантности, противодействия различным формам социальной агрессии, жестокости и экстремизма, наличии общественной экспертизы, направленной на объективную идентификацию радикальных экстремистских материалов в разных формах общественной жизни, СМИ и Интернет;

- региональный  уровень, который заключается в  целенаправленном формировании этнической толерантности в полиэтничных регионах, регионах с наличием крупных миграционных потоков, регионах с исторически сложившейся этнической напряженностью вследствие проживания на одной территории конфликтующих этносов или правовой неотлаженностью национальных отношений, этнотерриториальных проблем, регионах, имеющих трудности, связанные с реализацией прав и интересов репрессированных, депортированных, переселенных и разделенных народов, регионах, где произошло проникновение тоталитарных и экстремистских сект в религиозную среду и политизация религии;

- местный, на  котором в силу различных субъективных  обстоятельств и социально-психологических факторов (удаленность населенного пункта от административного центра, этнонациональный состав населения) могут корректироваться положения, разработанные на федеральном и региональном уровнях.

Модель формирования этнической толерантности на вышеуказанных уровнях должна включать в себя систему следующих мер:

  • создание общегосударственных программ социальной рекламы, стимулирование акций и кампаний в общественной жизни и средствах массовой информации, формирующих установки доверия, пропаганды толерантности, противодействия различным формам социальной агрессии, жестокости и экстремизма;
  • введение государственной психологической экспертизы в систему деятельности органов безопасности и средств массовой информации, направленной на объективную идентификацию радикальных экстремистских материалов в разных формах общественной жизни, СМИ и Интернет;
  • создание на федеральном, региональном и муниципальном уровнях социально-психологической службы преодоления кризисных ситуаций в межэтнических отношениях для обеспечения социального здоровья общества, помощи жертвам насилия и жестокости;
  • организация на федеральном, региональном и муниципальном уровнях сети центров толерантности и мониторинга социальной безопасности для обеспечения формирования толерантности, веротерпимости и миролюбия у различных групп населения и отдельных личностей.

Межнациональное общение - это одна из форм межнационального, межэтнического, взаимодействия социальных общностей и индивидов. Развитие институтов защиты прав человека сегодня, до политического урегулирования конфликтов, приблизит решение этих конфликтов, создаст атмосферу доверия и взаимопонимания. Межнациональное взаимодействие нуждается в социально-культурном, политико-правовом, морально-психологическом регулировании, социальном контроле.

В настоящее время в научный оборот входят такие понятия, как "культура мира", мультикультурализм. Нормальное самосознание гражданина новой России - это единство трех начал, трех компонентов:

  • это чувство принадлежности к своему народу, к своему этносу, любовь и уважение к своим традициям и истории родного народа, стремление владеть своим национальным языком, своей культурой;
  • это чувство принадлежности к многонациональному российскому обществу, российский патриотизм, непременно сопряженный с отказом от национального тщеславия, от представлений о своей этнической исключительности;
  • это чувство принадлежности к мировому (и европейскому) сообществу, чувство ответственности за судьбы не только своего народа, своей страны, но и всего мира.

В 1995 году Резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО утверждена Декларация принципов толерантности.

В августе 2001 года Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа “Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе” на 2001-2005 годы.

Цель программы – формирование установок толерантного сознания, определяющего устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп как основы гражданского согласия в демократическом государстве.

 

 

39. Понятие этнического  конфликта. Признаки этнического  конфликта. Проблема исхода этнического  конфликта.

Одной из наиболее четко проявляющихся форм межгрупповых отношений, выстроенных по этническому основанию, выступает конфликт. Наука, изучающая конфликты, их сущность, причины, пути решения называется конфликтологией.

Этнический конфликт – конфликт, где хотя бы одна из сторон определяет себя в этнических категориях.

Основное большинство исследователей сходится на том, что этнический (межэтнический) конфликт является частным случаем конфликта социального, обладая при этом специфическими особенностями. К ним можно отнести характер субъектов (конфликтующие группы сформированы по этническому основанию) и эмоционально-иррациональный характер протекания конфликта.

Более дробная типология с включением целевого и динамического аспектов протекания этнического конфликта представлена в работах З.В.Сикевич. В зависимости от целей конфликтующих сторон она выделяет 5 типов конфликтов: культурно-языковой, социально-экономический, статусный, территориальный и сецессионный, а затем показывает, как в зависимости от степени напряженности и стадии развития конфликт перетекает из одного типа в другой. На первой фазе декларируются ценностно-символические притязания – возрождение языка, культурных традиций и др. (культурно-языковой тип), на второй – наблюдается расширение требований, включающее уже изменение экономического положения и социального статуса этногруппы (социально-экономический и статусный типы), на третьей фазе претензии расширяются до территориальных притязаний в рамках одного государства (территориальный тип конфликта) или притязаний на оформление собственной государственности (сецессионный тип конфликта).

Известный специалист в области конфликтологии, ученый из Ставрополя В.А.Авксентьев в качестве оснований для типологии и классификации этнических конфликтов выделил следующие:

  • сферы общественной жизни,  где они проявляются в наиболее яркой форме (политические, экономические, конфессиональные и пр.);
  • предметы конфликтности (по проблемам государственного языка, территории,  экономических ресурсов и пр.);
  • субъекты-носители и степень их институционализации (однопорядковые, например: титульный этнос – титульный этнос; разнопорядковые: титульный этнос – этническое меньшинство).

Попробуем обобщить материал по причинам конфликтов.

  • Депривация. (Депривация – процесс сокращения и/или лишения возможности удовлетворять основные жизненные потребности индивидов или групп)
  • Коллективные интересы группы.
  • Интересы элиты, намеренное разжигание конфликта.
  • Исторические причины (депортации народов, несправедливости административно-территориальной иерархии народов, произвольная перекройка границ национальных образований).
  • Инерционный фактор (растущее отчуждение народов; этнофобии и ксенофобии как следствие вооруженных (изначально не этнических) конфликтов).

Среди причин этнических конфликтов в качестве главной следует обозначить территориальные споры. Если проанализировать этнические конфликты, то территориальные проблемы выступают в качестве важнейшего компонента. В качестве претензий используются, как правило, исторические факты. В качестве доказательств применяется принадлежность той или иной территории определенному этносу в прошлом. У обоих сторон бесспорные исторические доказательства, закрепляющие их право на владение территорией. Но в результате многих миграций, завоеваний и других геополитических процессах территория расселения этноса неоднократно менялась, как менялись границы государств. Эпоха, от которой начинается отсчет этнической принадлежности, выбирается достаточно произвольно в зависимости от целей спорящих сторон. Углубление в историю запутывает и субъектизирует спор. Поэтому территориальные проблемы в принципе неразрешимы.

Впрочем, большинство исследователей этой проблемы сходятся во мнении, что каждый конфликт уникален и, соответственно, имеет уникальные предпосылки.

Рассмотрим первую из возможных основных форм завершения этнических конфликтов – искоренение этнического конфликта. Искоренение этнического конфликта – это искоренение, т.е. уничтожение противоречия между конфликтующими этническими группами или внешних проявлений этого противоречия путем уничтожения самого взаимодействия этнических групп. Это может быть достигнуто путем устранения одной или нескольких этнических групп, уничтожения предмета или объекта конфликта. Устранение противоречия – это, разумеется, абстрактное понятие, в реальной действительности происходит устранение одной или нескольких этнических групп: физическое устранение (геноцид, этноцид), территориальное устранение (депортация), этнокультурное устранение (этнокультурная ассимиляция).

Наиболее фундаментальный и желательный способ завершения конфликта – это его разрешение (такой исход конфликта, в результате которого решается сама проблема, породившая этот конфликт).

К числу факторов осложняющих разрешение конфликтов следует отнести:

1. Различие по культурным характеристикам, язык, религия, образ жизни.

2. Различие по социально- политическому статусу.

3. Наличие скрытых внешних сил, заинтересованных в конфликте.

4. Наличие у конфликтующих сторон устойчивых стереотипов по отношению друг к другу.

Способы исхода этнических конфликтов можно объединить в три группы:

1. Победа одной  стороны над другой, т.е. с позиции силы.

2. Взаимное поражение сторон (остаются врагами).

3. Взаимный выигрыш (достижение позитивного соглашения  по основным вопросам и начало  интегративноего взаимодействия). Этот исход возможен при наличии политической воли к противному разрешению конфликта. Остаются друзьями или не врагами.

В случае невозможности разрешения конфликта следует остановиться на урегулировании (= неполное разрешение) конфликта – достигается согласие сторон относительно объекта конфликта, но не решаются проблемы, которые породили конфликт и он переходит в латентную фазу.

Трансформация конфликта – преобразование конфликта в другой тип (изменяется характер конфликтных действий). Это длительный и неустойчивый тип воздействия. Затяжные этнические конфликты характеризуются такими негативными чертами, как высокий уровень этносоциальной напряженности, продолжающиеся столкновения людей на этнической почве, в том числе сопровождающиеся их гибелью, хотя и в меньших количествах, чем во время открытых военных действий; деградация или разрушение экономической и социальной структур общества; политическая деградация общества, нарастание тоталитарных и сокращение демократических начал в его жизнедеятельности. Атрибутом затяжных этнических конфликтов является террористическая деятельность.

Насильственное окончание конфликта: имеет деструктивный характер – интервенция в конфликт.

В отдельных случаях возможно угасание конфликта. Этот эффект «угасания» очень часто используется в управлении – «замораживание конфликта».

Важную роль в управлении конфликтом играет так называемая контролируемая коммуникация, включающая неофициальные переговоры конфликтующих сторон, контакты неофициальных лиц, взаимодействие через посредников. Особое место в управлении конфликтам отводится неправительственным организациям, которые, однако, редко имеют достаточно ресурсов для того, чтобы выполнить управляющую роль самостоятельно. Обычно деятельность этих организаций – лишь часть процесса управления конфликтом.

 

40. Этнополитические  конфликты, их признаки, сущность  и содержание. Основные этнополитические конфликты в современном мире.

 В современном мире, ядром  которого является политика и  государственность, этнические конфликты почти всегда имеют политический характер, активным участником которого являются государственные структуры, по крайней мере, с одной стороны. Таким образом, современные этнические конфликты являются, как правило, этнополитическими конфликтами.

Под этнополитическим понимается конфликт с определенным уровнем организационного политического действия, общественных движений, массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние происходит по различиям в этнической общности. Этнополитический конфликт – один из самых распространенных в современном мире подтипов этнического и политического конфликтов.

Достаточно хорошо изученные этнополитические конфликты 80-х годов (в Ливане, Шриланке, Восточной Тиморе, Сев. Ирландии, Кипре, Бурунди, Пакистане, Канаде) принимали форму конфликта не только между этническими группами, но и между одной такой группой и этнократическим государством (т.е. государством, контролируемым господствующий этнической группой). Одновременно такой конфликт- явление политическое, поскольку затрагивает проблемы власти и национальной государственности.

Отмечается ряд универсальных особенностей, свойственных этнополитическим конфликтам и определяющих их динамику и уровень возможных потерь сторон. В первую очередь это интернационализация конфликта. На начальном этапе развития, большинство современных этнических конфликтов кажутся преимущественно внутренним делом национальных государств, этнические группы противостоят друг другу в рамках существующего общества, или же этническая группа борется за права и власть с центральным правительством. При этом может ставится под вопрос, и возможно, изменяться государственная политика, нормативно - правовой режим урегулирования споров; может быть модифицировано правовое положение или статус этнической группы.  Важно, что сейчас для некоторых государств это представляется идеальной ситуацией, однако на самом деле этнические конфликты и проблемы положения этнических групп с давних пор и по сей день связаны с международным правом.

Информация о работе Шпаргалка по политологии в аспирантуру