Шпаргалка по политологии в аспирантуру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 13:53, шпаргалка

Описание работы

1. Структура политического знания. Политология и другие общественные науки.
Люди издавна интересовались политикой, не одно тысячелетие постигая различные аспекты этого сложнейшего общественного феномена. Однако в зависимости от уровня развития общества, характера собственных потребностей, а также уровня развития знаний люди отображали политический мир с разной степенью глубины и в разных формах, в частности в форме мифов, идеологий, религиозных и научных воззрений.

Файлы: 1 файл

otvety_po_politologii_dlya_vstupitelnogo_ekzamena_v_aspirant.doc

— 729.00 Кб (Скачать файл)

Не менее запутанным является и осетинский вопрос (в центральной части Северного Кавказа), который на сегодняшний день вышел за рамки одного государства и обрел статус международного. В годы Советской власти осетины имели две автономии — СО АССР в составе РСФСР и Юго-Осетинскую АО в составе Грузии. А после распада СССР и обретения союзными республиками независимости осетины, сохраняя за собой национально-территориальные образования, оказались в двух государствах — России и Грузии. Далее, осетинский вопрос необходимо рассматривать в рамках «осетино-ингушских» и «осетино-грузинских» отношений, являющихся одними из самых сложных, запутанных и трагических в новейшей истории России и Грузии. Речь идет о межнациональных, территориальных и политических спорах, переросших в начале 90-х годов в вооруженные конфликты.

Затронув осетино-ингушское противостояние, перейдем к проблемам вайнахского этнического массива (чеченцы и ингуши) и переместимся в восточную часть Северного Кавказа. Республика Ингушетия — своего рода образец строительства государственности в рамках Российской Федерации. Если другие субъекты региона ранее имели различные степени государственности (Кабардино-Балкария, Северная Осетия и Дагестан — статусы автономных республик, Республика Адыгея и Карачаево-Черкессия — статусы автономных областей в составе Краснодарского и Ставропольского краев), то Ингушетия, отделившись от Чечено-Ингушской АССР в 1991 г., практически с нуля начала строительство своей государственности. Помимо чисто экономических и других проблем положение республики усугубляет ее геополитическое месторасположение: на западе Ингушетия находится в вооруженном противостоянии с Северной Осетией, на востоке граничит с Чечней. Не следует забывать и то, что взрывоопасность ситуации в республике усиливается за счет притока десятков тысяч беженцев из Пригородного района Владикавказа и Чечни.

Наконец, Дагестан — «многонациональное государство в государстве», в котором проживают более 30 коренных народов и этнических групп численностью от нескольких сотен человек до сотен тысяч. Перечень неразрешенных проблем, имеющихся в этой республике, мало чем отличается от общекавказских, хотя, пожалуй, специфика исторического развития, культура и психология народов Дагестана внесли свои коррективы в нынешнее состояние дел. Наиболее острыми вопросами больших народов Дагестана являются кумыкский вопрос, аварский, даргинский, лезгинский, (который носит характер международного, так как затрагивает соседний Азербайджан). Сюда следует добавить и проблему чеченцев-акинцев на западе республики, и, как следствие, территориальный спор с Чечней.

До сегодняшнего дня не утихают споры по поводу образования на базе компактного проживания перечисленных народов национально-государственных или административно-территориальных единиц (Лезгистан, Кумыкия, Авария и т. д.) либо в составе, либо вне республики Дагестан. Иного рода проблемы, а именно — самосохранения, стоят перед малочисленными народами и этническими группами. И без того их нелегкое положение усугубилось в советский период, когда в угоду большой национальной политике и с целью скорейшей ассимиляции малочисленные народы причислялись к более крупным, в частности к даргинцам и аварцам.

Теперь рассмотрим этнополитическую ситуацию в двух других субъектах Северного Кавказа, образованных не по национально-территориальному принципу, как в предыдущих случаях, а по административно-территориальному, — Краснодарском и Ставропольском краях. Следует сразу заметить, что она не менее сложна и не менее запутанна, чем в других республиках. Изначально территориальная близость и наличие общих границ с республиками со сложной этнополитической ситуацией делают Краснодарский и Ставропольский края уязвимыми и дестабилизируют общественно-политическую ситуацию. Население в подавляющем большинстве состоит из русскоязычных граждан: в Краснодарском крае — 84,55 % русских, в Ставропольском крае — 83,97 %.7  Как известно, в советский период истории в составе обоих краев находились автономные области — Адыгея и Карачаево-Черкессия, которые в 1991 г. обрели статусы суверенных республик в составе Российской Федерации. Административно-территориальные изменения в краях, рост авторитета и влияния казачьих движений и формирований как выразителей интересов и защитников прав русских на всем Северном Кавказе, резкое обострение демографической ситуации в связи с наплывом беженцев из Абхазии, Чечни, закавказских государств, неослабевающее противостояние с горскими народами, усиливающийся разрыв центробежных и центростремительных сил — таков узел нерешенных проблем.

Если попытаться выстроить иерархию существующих этнических конфликтов на Северном Кавказе в зависимости от степени их влияния на динамику общей политической ситуации в регионе, то первое место займет чеченский конфликт, второе – осетино-ингушский, на третьем месте окажутся этностатусные конфликты в многосоставных республиках – Карачаево-Черкесии и Дагестане. Такая иерархия определяется и формой протекания конфликтов – открытой, вооруженной, трудно управляемой или регулируемой политическими методами.

Детерминантой межнациональной напряженности являются ухудшение социально-экономической жизни населения, ослаблением государственной поддержки социально незащищенных групп населения. Рост социального неравенства стимулирует межэтническую напряженность, трансформирует отношения между этническими группами в целом. Эти изменения обусловлены, прежде всего, социальными условиями, в которых происходит этническое взаимодействие, одной из форм выражения которых являются новая социально-этническая стратификация общества.

 Значимым  фактором, способствующим дестабилизации  обстановки на Северном Кавказе, является конкуренция геополитических интересов мировых государств - лидеров в регионе. С целью ослабления позиций на Северном Кавказе как геополитического конкурента определенные круги США, Турции, Ирана, Саудовской Аравии предпринимают действия в разжигании межнациональной розни в регионе, в нагнетании напряженности на южных границах бывшего СССР и нынешней России.

 

 

 


 



Информация о работе Шпаргалка по политологии в аспирантуру