Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология шпоры1.doc

— 756.50 Кб (Скачать файл)

 

7) в зависимости от вида политического  режима: демократическая и антидемократическая;

 

8) в зависимости от классового  подхода: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная,  буржуазная и т.п.;

 

9) в зависимости от связи с  религией: божественно-традиционная (признающая священную природу власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и светская (характеризуемая прагматизмом, эмпиризмом);

 

10) в зависимости от базовых  ценностей, на которые ориентируется  та или иная общность в политической деятельности: общесоциальная (в рамках которой базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами) и элитарная (главной ценностью здесь выступает сама власть, человек же, общество рассматриваются как средства для достижения данной цели).

 

 

 

91. Международные отношения и  мировая политика

 

Международные отношения — это  сфера межгосударственного, межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих в этой сфере свои интересы, формируются разнообразные отношения: дипломатические, экономические, социальные (их субъектами служат не государства, а разнообразные неправительственные организации), культурные, информационные и т.д. Современные тенденции международных отношений:

 

— интернационализация практически всех сфер общественной жизни. Она выражается в росте контактов между людьми, международных обменов и взаимосвязей, а стало быть, взаимозависимостей в экономике, образовании, культуре, науке, здравоохранении, защите прав человека и в обеспечении всех аспектов его безопасности;

 

— формирование глобальных проблем, решение которых возможно только в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов, живущих  на земле. К их числу относятся  сохранение мира, минимизация военной  опасности, сохранение окружающей среды, борьба с эпидемическими заболеваниями и преступностью;

 

— демилитаризация и демократизация — постепенный отказ от военно-силовых  методов решения возникающих  в этой сфере проблем (так как  они оказываются все менее  эффективными и все более опасными, в том числе и для прибегающей к ним стороны), а также уважение прав всех участвующих в этих отношениях субъектов, какими бы малыми они ни были.

 

Мировая политика — это часть  системы международных отношений, деятельность государств по властному обеспечению их интересов при решении проблем, возникающих в сфере международных отношений. Современной доминантой мировой политики служит стремление к поддержанию безопасности в разнообразных ее аспектах: военном, экологическом, правовом, технологическом, информационном и т.д.

 

 

 

92. Политическое прогнозирование

 

Прогнозом в политике называется предсказание, осуществляемое на основе анализа и  сопоставления реальных фактов, оценки действующих в политике сил и  тенденций их взаимодействия. В  прогнозе указывается возможность наступления того или иного события и дается количественная оценка его вероятности.

 

Практика современного политического  прогнозирования весьма многообразна по его целям и направлениям, срокам, основаниям, инструментарию.

 

В соответствии с основными целями политической деятельности прогнозы могут быть направлены на выявление основных тенденций международных отношений; познание механизма возникновения и эволюции возможных международных конфликтов; предсказание исхода избирательных кампаний; установление динамики влияния основных политических сил в той или иной стране; определение степени популярности политического лидера и его влияния на изменение политической ситуации в той или иной стране; анализ возможных последствий того или иного политического решения и т.д.

 

По срокам прогнозы бывают краткосрочные (до 5 лет), среднесрочные (от 5 до 15 лет) и долгосрочные (до 30 лет). Естественно, с увеличением срока степень  вероятности предсказываемых событий  или процессов снижается.

 

Основания политического прогнозирования весьма разнообразны: это различные виды статистической информации, данные социологических исследований, опросы общественного мнения, материалы средств массовой информации, данные разведки, исторические, психологические, экономические, этнографические исследования, все, что содержит знания о факторах, оказывающих воздействие на ход политических процессов.

 

Инструментарий политического  прогнозирования включает в себя различные виды анкетирования, качественные и количественные методы оценки данных опросов общественного мнения, специальные системы предсказания, авторы которых стремятся увязать ритмы политических изменений с экономическими, демографическими, физическими, биологическими, геохимическими процессами.

 

Для обработки больших массивов данных используется современная вычислительная техника, специальный математический аппарат, эффективность которого как средства обобщения разнородной информации, выявления количественных закономерностей и соответствий в разнородных процессах, установления их общего ритма, построения моделей развития событий становится все более очевидной.

 

Составление политического прогноза представляет собой систему поэтапных  действий, среди которых выделяют:

 

— структурный анализ соответствующей  политической системы, выделение его компонентов, определение характера связей, зависимостей между ними;

 

— выбор основных факторов, количественное выражение, сопоставление их значимости;

 

— выявление основных тенденций, направлений  развития действующих в системе  процессов;

 

— экстраполяцию (мысленное продолжение  в будущее) этих процессов;

 

— синтез этих траекторий в их взаимодействии;

 

— составление комплексного прогноза развития политической системы.

 

 

 

93. Методы прогнозирования в  политике

 

Традиционно широко применяется в политическом прогнозировании метод экстраполяции (мысленного продолжения в будущее тех или иных действительных политических процессов). Применение этого метода основано на том, что большинство политических феноменов — именно процессы, т.е. явления, длящиеся во времени и имеющие свою траекторию движения, которую можно установить, зная цепь прошлых и настоящих событий.

 

Метод аналогии, столь же активно  применяемый в политическом прогнозировании, на основе сходства условий, вызвавших  то или иное событие в прошлом, позволяет сделать вывод о возможности события в будущем. Метод аналогии можно использовать в прогнозировании как раз для предсказания событий или отдельных политических феноменов.

 

Метод сценариев предполагает описание возможных будущих событий в каком-либо регионе или в мире в целом. Его используют прежде всего для описания картины развития конфликтных ситуаций, при подготовке политических решений, рассчитанных на более или менее длительную перспективу. Составление сценариев всегда связано с оценкой событий и тенденций их развертывания, а в оценке выражается субъективное отношение к феномену со стороны того, кто ее делает. Поэтому сценариев, относящихся к прогнозированию одного и того же явления, может быть несколько.

 

Осуществление выбора, предпочтение того или иного сценария требует включения в прогностическую деятельность еще одной процедуры — экспертной оценки, которая производится с помощью людей, чьи опыт и знания в прогнозируемой области проблем или отношений являются общепризнанными и превосходят знания других людей в конкретной области прогноза. Мнение экспертов выявляется методами опроса, “мозгового штурма” (коллективное, четко запрограммированное обсуждение с фиксацией проблемы, оценкой выдвинутых предложений по ее решению, механизмом обсуждения и опровержения выдвинутых гипотез и учетом высказанных в ходе обсуждения идей и предложений), деловой игры — групповой деятельности экспертов, которая осуществляется по принятым в этой группе правилам, в рамках разработанного сценария.

 

Метод моделирования оказывается чрезвычайно полезным в политическом анализе и прогнозировании. В его рамках знание о будущем состоянии политических отношений получают путем создания условного образа объекта (им может быть математическая формула, функция, график, схема, карта).

 

Предмет и задачи политологии. Методы изучения политических явлений.

     Политология - это  наука о политической власти  и управлении, о

закономерностях развития политических отношений и процессов, функционирования

политических систем и институтов, политического поведения и деятельности

людей.

     Предмет – политика, ее природа, содержание, основные  элементы, общие

закономерности. Методы:

1.         Институциональный.  Внимание: ф-ие и взаимод полит

институтов: права, гос-ва, полит партий. Анализирует офиц стр-ры и формальные

правила принятия решений.

2.         Исторический. Внимание: полит процессы во времени  и

простр-ве. Анализ изменений политических норм,  отношений, институтов в

контексте связи прошлого, настоящего и будущего.

3.        Социологический. Внимание: зависимость политики от

социальных  факторов: экономики,  социальной структуры, культуры и т.д. Анализ

политики как сферы целенаправленных взаимодействий социальных  групп,

преследующих свои интересы.

4.         Бихевиористский. Внимание: На личностном измерении

политики,  поведении  отдельного  человека. Анализ систематически  наблюдаемого

поведения индивида, возможность измерения  его мотивации.

5.         Психологический.  Внимание: На субъективных механизмах

политического поведения: побуждения, желания, страсти и т.д. Анализ

индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов,

влияющих на политическое  поведение.

6.         Системный.  Внимание: На целостности политики  и

характере ее взаимоотношений с  внешней средой. Анализ характера внутренних

связей между составляющими  политику элементами.

     Основные понятия  и категории науки о политике.

     Политика – многообразный  мир отношений, деятельности, поведения,

ориентаций, взглядов социальных (этнических) групп, выражающих их интересы,

политических организаций, институтов, движений, лидеров по поводу власти и

управления обществом.

     Власть - 1) Способность,  право и возможность распоряжаться  кем-либо,

чем-либо; оказывать решающее воздействие  на судьбы, поведение и деятельность

людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения;

2) политическое господство над  людьми;

3) система государственных органов;

4) лица, органы, облеченные соответствующими  государственными,

административными полномочиями.

     Политическая система  общества – целостная упорядоченная  совокупность

политических институтов, политических отношений, идей, норм и традиций,

направленных на осуществление  политической власти, управления, руководства,

регулирования общественно-политических процессов.

     Политические партии - организации, выражающие политические  интересы, цели

и идеалы социальных групп, состоящие  из их наиболее активных представителей и

руководящие ими в процессе завоевания и использования государственной власти в

обществе.

Место политологии среди других обществоведческих дисциплин.

     Теоретическая  политология  - решает научные проблемы, связанные:

а) с формированием фундаментального знания о политической сфере и  жизни;

б) с объяснением процессов политического развития;

в) с разработкой концептуального  аппарата политологии, методологии  и методов

политических исследований.

     Прикладная политология  - изучает проблемы, связанные:

а) с преобразованием политической действительности, анализом путей и  средств

воздействия на политические процессы;

б) с изучением общественного  мнения, особенностей политической ориентации и

политического поведения различных  социальных групп.

Принципы и сущность неоконсерватизма и неолиберализма.

     Консерватизм - политическая идеология, выступающая  за сохранение

традиций и  устоев  государственного и   общественного  устройства. Преклонение

перед традициями и историческим прошлым. Сдержанное отношение к социальным

изменениям, позитивное отношение  только к  тем  изменениям,  которые

согласуются с существующим порядком и развиваются подконтрольно, а  не

стихийно. Критическое отношение  к  потенциальным  возможностям

совершенствования человека и общества  с помощью политических средств  и

методов: только религиозная вера может сделать  человека   лучше,  политические

законы  лишь  не  позволяют  ему  поступать плохо. Государство  и правящая

элита должны не только управлять  обществом,  но  и  воплощать  мудрость  нации.

Оправдание  решительных  мер  в защиту консервативных ценностей.

     Неоконсерватизм  -  это  политическое  течение,  в основе которого  лежат

идеи  консерватизма, приспособление к новым  условиям  общественного  развития.

Видные  идеологи  неоконсерватизма :  Дж. Белл (США), Р. Гелен, Э. Юнгер

(ФРГ), Р. Арон,  А. де Бенуа (Франция)  и др.

     В  мировоззренческом   плане:

-  приоритетность принципа свободы  над принципом равенства. Равенство

возможно  только как равенство  возможностей, но не как  равенство  условий  и

результатов;

- защищая идею свободы и прав  человека, акцентирует  внимание и на

обязанностях человека перед самим  собой и перед обществом.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"