Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
7) в зависимости от вида
8) в зависимости от классового подхода: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная и т.п.;
9) в зависимости от связи с религией: божественно-традиционная (признающая священную природу власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и светская (характеризуемая прагматизмом, эмпиризмом);
10) в зависимости от базовых
ценностей, на которые
91. Международные отношения и мировая политика
Международные отношения — это сфера межгосударственного, межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих в этой сфере свои интересы, формируются разнообразные отношения: дипломатические, экономические, социальные (их субъектами служат не государства, а разнообразные неправительственные организации), культурные, информационные и т.д. Современные тенденции международных отношений:
— интернационализация практически всех сфер общественной жизни. Она выражается в росте контактов между людьми, международных обменов и взаимосвязей, а стало быть, взаимозависимостей в экономике, образовании, культуре, науке, здравоохранении, защите прав человека и в обеспечении всех аспектов его безопасности;
— формирование глобальных проблем, решение которых возможно только в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов, живущих на земле. К их числу относятся сохранение мира, минимизация военной опасности, сохранение окружающей среды, борьба с эпидемическими заболеваниями и преступностью;
— демилитаризация и
Мировая политика — это часть
системы международных
92. Политическое прогнозирование
Прогнозом в политике называется предсказание, осуществляемое на основе анализа и сопоставления реальных фактов, оценки действующих в политике сил и тенденций их взаимодействия. В прогнозе указывается возможность наступления того или иного события и дается количественная оценка его вероятности.
Практика современного политического прогнозирования весьма многообразна по его целям и направлениям, срокам, основаниям, инструментарию.
В соответствии с основными целями политической деятельности прогнозы могут быть направлены на выявление основных тенденций международных отношений; познание механизма возникновения и эволюции возможных международных конфликтов; предсказание исхода избирательных кампаний; установление динамики влияния основных политических сил в той или иной стране; определение степени популярности политического лидера и его влияния на изменение политической ситуации в той или иной стране; анализ возможных последствий того или иного политического решения и т.д.
По срокам прогнозы бывают краткосрочные
(до 5 лет), среднесрочные (от 5 до 15 лет)
и долгосрочные (до 30 лет). Естественно,
с увеличением срока степень
вероятности предсказываемых
Основания политического прогнозирования весьма разнообразны: это различные виды статистической информации, данные социологических исследований, опросы общественного мнения, материалы средств массовой информации, данные разведки, исторические, психологические, экономические, этнографические исследования, все, что содержит знания о факторах, оказывающих воздействие на ход политических процессов.
Инструментарий политического прогнозирования включает в себя различные виды анкетирования, качественные и количественные методы оценки данных опросов общественного мнения, специальные системы предсказания, авторы которых стремятся увязать ритмы политических изменений с экономическими, демографическими, физическими, биологическими, геохимическими процессами.
Для обработки больших массивов данных используется современная вычислительная техника, специальный математический аппарат, эффективность которого как средства обобщения разнородной информации, выявления количественных закономерностей и соответствий в разнородных процессах, установления их общего ритма, построения моделей развития событий становится все более очевидной.
Составление политического прогноза представляет собой систему поэтапных действий, среди которых выделяют:
— структурный анализ соответствующей политической системы, выделение его компонентов, определение характера связей, зависимостей между ними;
— выбор основных факторов, количественное выражение, сопоставление их значимости;
— выявление основных тенденций, направлений развития действующих в системе процессов;
— экстраполяцию (мысленное продолжение в будущее) этих процессов;
— синтез этих траекторий в их взаимодействии;
— составление комплексного прогноза развития политической системы.
93. Методы прогнозирования в политике
Традиционно широко применяется в политическом прогнозировании метод экстраполяции (мысленного продолжения в будущее тех или иных действительных политических процессов). Применение этого метода основано на том, что большинство политических феноменов — именно процессы, т.е. явления, длящиеся во времени и имеющие свою траекторию движения, которую можно установить, зная цепь прошлых и настоящих событий.
Метод аналогии, столь же активно применяемый в политическом прогнозировании, на основе сходства условий, вызвавших то или иное событие в прошлом, позволяет сделать вывод о возможности события в будущем. Метод аналогии можно использовать в прогнозировании как раз для предсказания событий или отдельных политических феноменов.
Метод сценариев предполагает описание возможных будущих событий в каком-либо регионе или в мире в целом. Его используют прежде всего для описания картины развития конфликтных ситуаций, при подготовке политических решений, рассчитанных на более или менее длительную перспективу. Составление сценариев всегда связано с оценкой событий и тенденций их развертывания, а в оценке выражается субъективное отношение к феномену со стороны того, кто ее делает. Поэтому сценариев, относящихся к прогнозированию одного и того же явления, может быть несколько.
Осуществление выбора, предпочтение того или иного сценария требует включения в прогностическую деятельность еще одной процедуры — экспертной оценки, которая производится с помощью людей, чьи опыт и знания в прогнозируемой области проблем или отношений являются общепризнанными и превосходят знания других людей в конкретной области прогноза. Мнение экспертов выявляется методами опроса, “мозгового штурма” (коллективное, четко запрограммированное обсуждение с фиксацией проблемы, оценкой выдвинутых предложений по ее решению, механизмом обсуждения и опровержения выдвинутых гипотез и учетом высказанных в ходе обсуждения идей и предложений), деловой игры — групповой деятельности экспертов, которая осуществляется по принятым в этой группе правилам, в рамках разработанного сценария.
Метод моделирования оказывается чрезвычайно полезным в политическом анализе и прогнозировании. В его рамках знание о будущем состоянии политических отношений получают путем создания условного образа объекта (им может быть математическая формула, функция, график, схема, карта).
Предмет и задачи политологии. Методы изучения политических явлений.
Политология - это наука о политической власти и управлении, о
закономерностях развития политических отношений и процессов, функционирования
политических систем и институтов, политического поведения и деятельности
людей.
Предмет – политика, ее природа, содержание, основные элементы, общие
закономерности. Методы:
1. Институциональный. Внимание: ф-ие и взаимод полит
институтов: права, гос-ва, полит партий. Анализирует офиц стр-ры и формальные
правила принятия решений.
2. Исторический. Внимание: полит процессы во времени и
простр-ве. Анализ изменений политических норм, отношений, институтов в
контексте связи прошлого, настоящего и будущего.
3. Социологический. Внимание: зависимость политики от
социальных факторов: экономики, социальной структуры, культуры и т.д. Анализ
политики как сферы
преследующих свои интересы.
4. Бихевиористский. Внимание: На личностном измерении
политики, поведении отдельного человека. Анализ систематически наблюдаемого
поведения индивида, возможность измерения его мотивации.
5. Психологический. Внимание: На субъективных механизмах
политического поведения: побуждения, желания, страсти и т.д. Анализ
индивидуальных качеств, черт характера,
бессознательных психических
влияющих на политическое поведение.
6. Системный. Внимание: На целостности политики и
характере ее взаимоотношений с внешней средой. Анализ характера внутренних
связей между составляющими политику элементами.
Основные понятия и категории науки о политике.
Политика – многообразный мир отношений, деятельности, поведения,
ориентаций, взглядов социальных (этнических) групп, выражающих их интересы,
политических организаций, институтов, движений, лидеров по поводу власти и
управления обществом.
Власть - 1) Способность,
право и возможность
чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность
людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения;
2) политическое господство над людьми;
3) система государственных
4) лица, органы, облеченные соответствующими государственными,
административными полномочиями.
Политическая система
общества – целостная
политических институтов, политических отношений, идей, норм и традиций,
направленных на осуществление политической власти, управления, руководства,
регулирования общественно-политических процессов.
Политические партии
- организации, выражающие
и идеалы социальных групп, состоящие из их наиболее активных представителей и
руководящие ими в процессе завоевания
и использования государственно
обществе.
Место политологии среди других обществоведческих дисциплин.
Теоретическая политология - решает научные проблемы, связанные:
а) с формированием
б) с объяснением процессов полити
в) с разработкой концептуального аппарата политологии, методологии и методов
политических исследований.
Прикладная политология - изучает проблемы, связанные:
а) с преобразованием политической действительности, анализом путей и средств
воздействия на политические процессы;
б) с изучением общественного мнения, особенностей политической ориентации и
политического поведения различных социальных групп.
Принципы и сущность неоконсерватизма и неолиберализма.
Консерватизм - политическая идеология, выступающая за сохранение
традиций и устоев государственного и общественного устройства. Преклонение
перед традициями и историческим прошлым. Сдержанное отношение к социальным
изменениям, позитивное отношение только к тем изменениям, которые
согласуются с существующим порядком и развиваются подконтрольно, а не
стихийно. Критическое отношение к потенциальным возможностям
совершенствования человека и общества с помощью политических средств и
методов: только религиозная вера может сделать человека лучше, политические
законы лишь не позволяют ему поступать плохо. Государство и правящая
элита должны не только управлять обществом, но и воплощать мудрость нации.
Оправдание решительных мер в защиту консервативных ценностей.
Неоконсерватизм - это политическое течение, в основе которого лежат
идеи консерватизма, приспособление к новым условиям общественного развития.
Видные идеологи неоконсерватизма : Дж. Белл (США), Р. Гелен, Э. Юнгер
(ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа (Франция) и др.
В мировоззренческом плане:
- приоритетность принципа
возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий и
результатов;
- защищая идею свободы и прав человека, акцентирует внимание и на
обязанностях человека перед самим собой и перед обществом.