Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
государство с чудовищем: "Из пасти его выходят пламенники, выскакивают
огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла.
Дыхание его раскаляет угли, и из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила,
и перед ним бежит ужас."
С XVI века формируется другая интерпретация государства: теперь оно
определяется через понятия "суверенитет" и "абсолютная власть". (Ж.Бодэн
"Шесть книг о государстве").
Теперь государство
руководит общностью людей. Т.е. данная концепция косвенно поддерживает теорию
Гоббса.
В последствии государство
процедуры, институты и т.д. Т.е. не какую-то личность, а общество в целом.
Так марксисты признавали наличие государства только в классово разделенном
обществе и рассматривали
другим. Этот раскол в обществе (на классы) произошел в результате разделения
труда и появления частной
Правовое государство и
проблемы становления в РФ.
Правовое государство
- государство, в котором
конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая
правовая система, обеспечивается реализация прав и свобод личности.
Принципы:
1. Верховенство права и закона.
2. Обеспечение гарантий прав
и свобод граждан, высокий
личности.
3. Взаимная ответственность гражданина и государства.
4. Разделение властей.
5. Равенство всех перед законом и судом.
6. Самостоятельность, независимость суда, подчиненного только закону.
Гражданское общество.
Содержание - сфера реализации повседневных интересов индивидов.
Средства реализации - убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи
и т.д.
Основа - свободный индивид с
неотъемлемыми правами и
Сущность, основные черты и типы демократии. Развитие демократии в России.
Демократия (греч. demos - народ, kratos - власть) - народовластие,
форма правления государства, характеризующаяся признанием народа
источником власти, равноправием граждан, выборностью основных органов
государственной власти, соблюдением прав и свобод человека.
Принципы:
1. Признание в качестве источника власти народа или его определенной
части.
2. Выборность представительных органов власти.
3. Постоянное влияние общества на государственную власть.
4. Равноправие граждан в смысле участия в политической жизни.
5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
6. Подчинение меньшинства
ценности мнений, интересов меньшинства.
7. Политический плюрализм.
Традиционно - либеральная. Главная идея - приоритет личности, индивида
над обществом, над государством.
Теория плюралистической демократии. Исходит из возможности более
полной представленности в системе политической власти и управления
интересов различных социальных групп и мнений политических сил.
Концепция элитарной демократии. Утверждает, что народ представляет в
системе политической власти господствующую элиту. Демократия состоит в
открытости формирования элит и подконтрольности их деятельности по
осуществлению власти и управления.
Теория партиципальной демократии. Исходит из необходимости участия
большинства народа не только в избирательных кампаниях, референдумах, но и в
других видах политического процесса, включая формирование правящих групп и
выдвижение политических лидеров.
Социалистическая (марксистско-ленинская концепция демократии).
Представляет альтернативу традиционно-либеральной и др. концепциям конкурентной
демократии. Базируется на признании социально и политически единого
народа, как основы его власти.
Современная система международных отношений.
МО – совокупность политических, экономических, дипломатических, военных,
культурных, научно-технических связей и отношений между народами,
государствами, их объединениями. Важнейший элемент – противоречия великих
держав по поводу передела мира и ослабления соперников. Старая ялтинско-
потсдамская система. Биполярный мир. Сейчас формируется новая система,
монополярный мир.
Понятие национального интереса. Приоритеты внутренней и внешней политики РФ.
Национальные интересы – основа внешней политики государства. Они могут быть
поняты правильно и
внешней политики государства объективным потребностям общества. Внешняя
политика государства не всегда соответствует национальным интересам. Они
обусловлены и геополитическим положением государства, его авторитетом, ролью
и местом в мировой политике.
Приоритеты РФ. Защита конституционного строя, суверенитета, территориальной
целостности. Установление политической, экономической, социальной
стабильности. Развитие международного сотрудничества. Формирование
многополярного мира. Интеграция РФ в мировую экономику, международные
финансовые организации. Научно-технический прогресс.
Проблемы политической социализации личности.
ПСЛ – процесс активного
определённой системы норм, ценностей и установок политической деятельности и
полит отношений.
Ф-ии – обеспечение достаточно эффективного в рамках данной социальной системы
политического взаимодействия с различными политическими организациями,
сохранение динамического
У нас утрата старых ценностей, поиск новых. Дезидентификация личности.
Политическое поведение
1. Личность с высокой
участие в политической жизни:
а) лица, профессионально занимающиеся политикой (политические лидеры,
профессиональные политики, для которых политика стала не только профессией,
источником существования, но и главным смыслом жизни);
б) лица, не занимающие ответственных постов в политических учреждениях или
организациях. Это так называемая политическая деятельность “по
совместительству”.
2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы,
референдумы, выдача наказов и т.п.).
3. Личность, проявляющая интерес к политике, но лично практически не
участвующая в ней.
4. Личность пассивная в политике.
5. Аполитичная и отчужденная личность, негативно относящаяся к своему
участию в политике.
Проблемы политического
Политическое лидерство - личностная способность влиять на политическое
поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой
социально-политических и психологических взаимоотношений и ориентаций в
группе, организации, обществе.
Функции полит лидера.
Интегративная: объединение и согласование различных групп и интересов на
основе базовых ценностей и идеалов, признанных обществом.
Ориентационная: выработка
политического курса,
прогресса и потребности групп населения.
Инструментальная: определение способов и методов осуществления
поставленных перед обществом задач.
Мобилизационная:
развитых стимулов для населения.
Коммуникативная: поддержание связей власти и масс с целью предупреждения
отчуждения граждан от власти.
Типы.
По типу авторитета:
· традиционное;
· рационально-легальное;
· харизматическое.
По характеру влияния:
· конструктивное;
· деструктивное.
По стилю руководства:
· авторитарное;
· демократическое.
По форме влияния:
· формальное;
· неформальное.
В зависимости от имиджа лидера:
· лидер-знаменосец;
· лидер-служитель;
· лидер-торговец;
· лидер-пожарный.
Социально-политические и этнические конфликты: понятия, типология, ф-ии,
механизмы урегулирования.
Политический конфликт - столкновение, противоборство различных
социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении
реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с борьбой за
обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического
статуса, с политическими перспективами развития общества.
Ф-ии. Положительные.
- объективного выражения неудовлетворенности;
- разрядки напряженности;
- достижения внутригрупповой сплоченности;
- коммуникативно-информационная;
- стимуляция социальных изменений.
Отрицательные.
- создает угрозу интеграции общества, ликвидации данной политической
системы;
- может отрицательно влиять на авторитет и функционирование власти;
- материально-разрушительная и жизненно-опасная;
- духовно – деградирующая.
Решение: сила, переговоры, сотрудничество.
Общественно-политические движения и организации.
Политическая система
общества выступает как
онятие фактическое, но отнюдь не формально-юридическое.
Это означает, что в разряд ее основных частей входят не
только официальные
объявлявшиеся в силу тех или иных причин вне закона.
Основными требованиями-критериями, предъявляемыми при рассмотрении ко всем без
исключения структурным
требования их внутренней упорядоченности, организованности и хотя бы
минимальной политичности. Характерными признаками любой организации являются:
определенный порядок ее образования и функционирования; наличие учредительного
документа; функционирование каждой общественно-политической организации ради
целей и задач; деятельность каждой организации в определенной сфере с
установленными принципами; наличие у всех без исключения организаций органов,
ведающих их внутренними и внешними делами. Каждый структурный элемент
политической организации классового общества должен быть не просто
организацией, а политической по своему характеру организацией. Это означает,
что он непременно должен: а) выражать политические интересы определенного
класса или любой иной социальной общности; б) быть
участником политической жизни; в) иметь непосредственное или опосредованное
отношение к государственной власти—ее завоеванию, организации или
использованию, причем не обязательно взаимодействуя с государственными
органами, но и противодействуя им; г)
руководствоваться в своей повседневной деятельности политическими нормами или
правилами, сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны.
У одних организаций политика проявляется более ярко и занимает в их деятельности
значительное место, в то время как у других играет
второстепенную роль. В зависимости от этого все объединения — структурные
элементы политической организации общества —подразделяются на организации
собственно политические, несобственно-политические и организации, имеющие в
своем содержании лишь незначительный политический аспект.
К числу собственно политических организаций относятся государства,
политические партии и некоторые общественные объединения. Характерным признаком
этих организаций является организационная связь с политикой и их прямое,
проявляющееся в самых различных формах воздействие на политику.
Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политика.
К несобственно политическим объединениям
— структурным элементам
общества — относятся такие объединения, которые возникают и развиваются не в
силу непосредственно
причин. Прямой целью их создания и функционирования, в отличие от собственно
политических организаций, никогда не выступает политика. Свою основную
деятельность данные институты, к числу которых можно отнести профсоюзные,
кооперативные и иные организации, осуществляют соответственно в
производственной, социально-бытовой, культурной, торговой и других сферах
жизни общества. Они не ставят перед собой
непосредственных задач
политических целях на государственную власть.
Среди многочисленных организаций, имеющих в своем содержании лишь
незначительный политический аспект, выделяются объединения, возникающие и
функционирующие на основе чисто личных склонностей и интересов той или иной
группы людей к занятию