Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология шпоры1.doc

— 756.50 Кб (Скачать файл)

государство с чудовищем: "Из пасти  его выходят пламенники, выскакивают

огненные искры. Из ноздрей его  выходит дым, как из кипящего горшка или котла.

Дыхание его раскаляет угли, и  из пасти выходит пламя. На шее  его обитает сила,

и перед ним бежит ужас."

С XVI века формируется другая интерпретация  государства: теперь оно

определяется через понятия "суверенитет" и "абсолютная власть". (Ж.Бодэн

"Шесть книг о государстве"). Теперь государство олицетворяет  правитель и он

руководит общностью людей. Т.е. данная концепция косвенно поддерживает теорию

Гоббса.

В последствии государство рассматривалось  как нормы, отношения, роли,

процедуры, институты и т.д. Т.е. не какую-то личность, а общество в целом.

Так марксисты признавали наличие  государства только в классово разделенном

обществе и рассматривали государство  как машину для подавления одного класса

другим. Этот раскол в обществе (на классы) произошел в результате разделения

труда и появления частной собственности.

Правовое государство и гражданское  общество: понятия, их соотношения,

проблемы становления в РФ.

     Правовое государство  -  государство, в котором функционирует  режим

конституционного правления, существует   развитая   и   непротиворечивая

правовая система, обеспечивается реализация прав и  свобод  личности.

Принципы:

1. Верховенство  права  и   закона.

2. Обеспечение гарантий прав  и свобод граждан, высокий уровень  защищенности

личности.

3. Взаимная  ответственность   гражданина и  государства.

4. Разделение  властей.

5. Равенство  всех  перед законом  и судом.

6. Самостоятельность,  независимость   суда, подчиненного  только  закону.

    

Гражданское общество.

                             

Содержание - сфера реализации повседневных интересов индивидов.

Средства реализации - убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи

и т.д.

Основа - свободный индивид с  неотъемлемыми правами и неполитические организации.

     Сущность, основные черты и типы демократии. Развитие демократии в России.

     Демократия  (греч. demos - народ,  kratos - власть) -  народовластие,

форма правления государства, характеризующаяся  признанием   народа

источником  власти,   равноправием граждан, выборностью основных органов

государственной власти,  соблюдением  прав  и свобод  человека.

Принципы:

1. Признание  в  качестве  источника  власти  народа  или  его определенной

части.

2. Выборность  представительных  органов  власти.

3. Постоянное  влияние  общества  на  государственную  власть.

4. Равноправие  граждан  в  смысле  участия  в  политической  жизни.

5. Соблюдение  прав  и  свобод  человека  и  гражданина.

6. Подчинение меньшинства большинству  при принятии решений и признание

ценности мнений, интересов меньшинства.

7.         Политический  плюрализм.

     Традиционно - либеральная.  Главная идея - приоритет  личности, индивида

над обществом,  над  государством.

     Теория  плюралистической  демократии. Исходит из  возможности  более

полной представленности в системе  политической власти  и  управления

интересов различных социальных групп  и мнений политических сил.

     Концепция  элитарной   демократии. Утверждает, что народ  представляет в

системе политической  власти господствующую элиту. Демократия состоит в

открытости  формирования  элит и подконтрольности  их деятельности  по

осуществлению  власти  и  управления.

     Теория  партиципальной  демократии. Исходит  из  необходимости   участия

большинства  народа не  только в избирательных кампаниях, референдумах, но и в

других видах политического  процесса, включая формирование правящих групп и

выдвижение политических лидеров.

     Социалистическая (марксистско-ленинская  концепция   демократии).

Представляет альтернативу традиционно-либеральной  и др. концепциям конкурентной

демократии.  Базируется на признании   социально   и   политически  единого

народа,  как основы  его  власти.

Современная система международных  отношений.

МО – совокупность политических, экономических, дипломатических, военных,

культурных, научно-технических связей и отношений между народами,

государствами, их объединениями. Важнейший  элемент – противоречия великих

держав по поводу передела мира и  ослабления соперников. Старая ялтинско-

потсдамская система. Биполярный мир. Сейчас формируется новая система,

монополярный мир.

Понятие национального интереса. Приоритеты внутренней и внешней политики РФ.

Национальные интересы – основа внешней политики государства. Они  могут быть

поняты правильно и неправильно. Их можно интерпретировать как адекватность

внешней политики государства объективным  потребностям общества. Внешняя

политика государства не всегда соответствует национальным интересам. Они

обусловлены и геополитическим  положением государства, его авторитетом, ролью

и местом в мировой политике.

Приоритеты РФ. Защита конституционного строя, суверенитета, территориальной

целостности. Установление политической, экономической, социальной

стабильности. Развитие международного сотрудничества. Формирование

многополярного мира. Интеграция РФ в мировую экономику, международные

финансовые организации. Научно-технический  прогресс.

Проблемы политической социализации личности.

ПСЛ – процесс активного воспроизводства  личностью политического опыта,

определённой системы норм, ценностей  и установок политической деятельности и

полит отношений.

Ф-ии – обеспечение достаточно эффективного в рамках данной социальной системы

политического взаимодействия с различными политическими организациями,

сохранение динамического равновесия политической системы и самого общества.

У нас утрата старых ценностей, поиск новых. Дезидентификация личности.

Политическое поведение личности.

1. Личность с высокой политической  активностью, принимающая постоянное

участие в политической жизни:

а) лица, профессионально занимающиеся политикой (политические лидеры,

профессиональные политики, для  которых политика стала не только профессией,

источником существования, но и  главным смыслом жизни);

б) лица, не занимающие ответственных  постов в политических учреждениях  или

организациях. Это так называемая политическая деятельность “по

совместительству”.

2. Личность, принимающая эпизодическое  участие в политике (выборы,

референдумы, выдача наказов и т.п.).

3. Личность, проявляющая интерес  к политике, но лично практически  не

участвующая в ней.

4. Личность пассивная в политике.

5.         Аполитичная  и отчужденная личность, негативно  относящаяся к своему

участию в политике.

Проблемы политического лидерства  в обществе. Основные типы политических лидеров.

     Политическое лидерство  - личностная способность влиять  на политическое

поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой

социально-политических и психологических   взаимоотношений   и  ориентаций  в

группе, организации, обществе.

Функции полит лидера.

     Интегративная: объединение  и согласование различных групп и интересов на

основе базовых ценностей и  идеалов, признанных обществом.

     Ориентационная: выработка  политического курса, отражающего  тенденции

прогресса и потребности  групп  населения.

     Инструментальная: определение  способов и методов осуществления

поставленных перед обществом  задач.

     Мобилизационная: инициирование  необходимых изменений с помощью  создания

развитых стимулов для населения.

     Коммуникативная: поддержание  связей власти и масс с целью  предупреждения

отчуждения граждан от власти.

Типы.

     По типу авторитета:

·        традиционное;

·        рационально-легальное;

·        харизматическое.

     По характеру влияния:

·        конструктивное;

·        деструктивное.

     По стилю руководства:

·        авторитарное;

·        демократическое.

     По форме влияния:

·        формальное;

·        неформальное.

     В зависимости от  имиджа лидера:

·        лидер-знаменосец;

·        лидер-служитель;

·        лидер-торговец;

·        лидер-пожарный.

Социально-политические и этнические конфликты: понятия, типология, ф-ии,

механизмы урегулирования.

     Политический  конфликт - столкновение, противоборство  различных

социально-политических  сил,  субъектов  политики  в их стремлении

реализовать  свои интересы  и  цели, связанные, прежде  всего, с борьбой  за

обретение  власти,  ее  перераспределение,  изменение  своего  политического

статуса, с  политическими  перспективами  развития  общества.

Ф-ии. Положительные.

-  объективного  выражения   неудовлетворенности;

-  разрядки   напряженности;

-  достижения  внутригрупповой   сплоченности;

-  коммуникативно-информационная;

- стимуляция  социальных  изменений.

Отрицательные.

-  создает  угрозу интеграции  общества, ликвидации данной  политической

системы;

-  может   отрицательно   влиять  на   авторитет   и  функционирование  власти;

-  материально-разрушительная и  жизненно-опасная;

- духовно – деградирующая.

Решение: сила, переговоры, сотрудничество.

Общественно-политические движения и  организации.

     Политическая система  общества выступает как явление  и п

онятие фактическое, но отнюдь не формально-юридическое.

Это означает, что в разряд ее основных частей входят не

только официальные организации, но и объединения, объявленные или

объявлявшиеся в силу тех или  иных причин вне закона.

Основными требованиями-критериями, предъявляемыми при рассмотрении ко всем без

исключения структурным Элементам  политической организации общества, являются

требования их внутренней упорядоченности, организованности и хотя бы

минимальной политичности. Характерными признаками любой организации являются:

определенный порядок ее образования  и функционирования; наличие учредительного

документа; функционирование каждой общественно-политической организации ради

целей и задач; деятельность каждой организации в определенной сфере  с

установленными принципами; наличие  у всех без исключения организаций  органов,

ведающих их внутренними и внешними делами. Каждый структурный элемент

политической организации классового общества должен быть не просто

организацией, а политической по своему характеру организацией. Это означает,

что он непременно должен: а) выражать политические интересы определенного

класса или любой иной социальной общности; б) быть

участником политической жизни; в) иметь непосредственное или опосредованное

отношение к государственной власти—ее  завоеванию, организа­ции или

использованию, причем не обязательно  взаимодействуя с государственными

органами, но и противодействуя  им; г)

руководствоваться в своей повседневной деятельности политическими нормами  или

правилами, сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны.

У одних организаций политика проявляется  более ярко и занимает в их деятельности

значительное место, в то время как у других играет

второстепенную роль. В зависимости  от этого все объединения —  структурные

элементы политической организации  общества —подразделяются на организации

собственно политические, несобственно-политические и организации, имеющие в

своем содержании лишь незначительный политический аспект.

К числу собственно политических организаций  относятся государства,

политические партии и некоторые  общественные объединения. Характерным  признаком

этих организаций является организационная  связь с политикой и их прямое,

проявляющееся в самых различных  формах воздействие на политику.

Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политика.

К несобственно политическим объединениям — структурным элементам системы

общества — относятся такие объединения, которые возникают и развиваются не в

силу непосредственно политических, а в силу экономических и других им подобных

причин. Прямой целью их создания и  функционирования, в отли­чие от собственно

политических организаций, никогда  не выступает политика. Свою основную

деятельность данные институты, к  числу которых можно отнести  профсоюзные,

кооперативные и иные организации, осуществляют соответственно в

производственной, социально-бытовой, культурной, торговой и других сферах

жизни общества. Они не ставят перед собой

непосредственных задач активного  воздействия в

политических целях на государственную  власть.

Среди многочисленных организаций, имеющих  в своем содер­жании лишь

незначительный политический аспект, выделяются объединения, возникающие и

функционирующие на основе чисто личных склонностей и интересов той  или иной

группы людей к занятию определенной деятельностью. К их числу следует  отнести

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"