Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология шпоры1.doc

— 756.50 Кб (Скачать файл)

     В  экономической   области:

- ограничение вмешательства государства  в рыночную экономику;

-  содействие  частной  инициативе  с помощью  предоставления  налоговых

льгот,   стимулирования   частных   инвестиций    и предложения  на  рынке.

     В  политической   сфере:

-  функционирование  политических  институтов представительной демократии;

-  демократия  должна  быть  вертикальной,  элитарной;

-  политическая деятельность - профессия,  доступная каждому, но лишь при

наличии  у  него соответствующих   способностей,  призвания  и  специального

образования;

     Суть  социальной  политики - создание  условий,  позволяющих

рабочим делать сбережения, приобретать  собственность, обретать финансовую

самостоятельность и  независимость  от государственного  “социального

попечительства”.

     Неолиберализм. Целью  общества провозглашается прогресс  человечества на

основе  конституционного  закона  и  порядка.            Признание

допустимости  и  необходимости  вмешательства   государства  в  экономическую

сферу. Расширение  деятельности  государства  в социальной  сфере. Особое

внимание  уделяется  правам  и  свободам человека, а в государственном

устройстве - принципу                                разделения  властей.

Поддерживается многообразие интересов  и плюрализм мнений, реализуемых  через

многопартийность. В то же время  равенство  и  участие   рассматриваются  не

как императив, а только как возможность, реализуемая при наличии благоприятных

условий, в целом же приоритет  отдается  компетентности.

Социал-демократы и коммунизм.

     Социал-демократическая  идеология - доктрина  постепенного

реформирования  буржуазного общества путем утверждения демократии во всех

сферах жизни -  политической,  экономической,  социальной  и международной.

Принципы. Свобода. Каждый человек  имеет право быть свободным от

политического  принуждения,  действовать   в  силу своих  личных  целей  и

индивидуальных  возможностей. Равенство. Оно  предполагает

равную  ценность  всех людей  и служит условием  свободного развития личности и

социального прогресса. Солидарность. Она носит всеобъемлющий и

глобальный характер. Это выражение  общности  человечества и  чувства

сострадания к жертвам несправедливости, моральная и  материальная  поддержка.

Либерализм в Европе и США.

     Либерализм  -  идейно-политическое  движение, объединяющее  сторонников

буржуазно – парламентского строя, выступающих против любых форм контроля за

его экономической и  духовной  деятельностью  со  стороны светской   и

церковной  власти.

Ведущие  идеологи  классического  либерализма: Д. Локк (1632 – 1704 гг.),  А.

Смитт (1723 -1790  гг.), Ш. Л. Монтескье (1689-1755 гг.), И. Кант (1724-1804

гг.), А. де Токвиль  (1805-1859 гг.), Г. Джефферсон (1743-1826 гг.)

Основные компоненты. Абсолютная  ценность человеческой  личности  и

изначальное  (от рождения)  равенство  всех  людей. Признание  определенных

неотчуждаемых   прав  человека (право на жизнь, свободу,  собственность).

Теория и практика правового государства.

Главные условия процветания государства:

- господство частной собственности;

- невмешательство государства  в экономику;

- простор для личной инициативы.

Идея  гражданского общества, как  общества экономического основанного   на

частной   собственности   и   рынке,  и независимого  от  государства  и

политических  институтов. Концепция  социального  прогресса. Идея

“естественного неравенства людей”. Неравенство - естественный

биологический, социальный и исторический факт, обусловленный  неравенством

способностей,  талантов,  трудолюбия.

Власть как политическое явление. Легитимность власти.

     Власть – 1) Способность,  право и возможность распоряжаться  кем-либо,

чем-либо; оказывать решающее воздействие  на судьбы, поведение и деятельность

людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения;

2) политическое господство над  людьми;

3) система государственных органов;

4) лица, органы, облеченные соответствующими  государственными,

административными полномочиями.

Сущностные  черты политической  власти.

·        суверенитет, что означает независимость и  неделимость власти.

·        авторитетность власти, т.е. общепризнанное влияние

субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности  общества;

·        волевой характер власти предполагает наличие осознанной

политической программы, цели и  готовности её выполнять;

·        принудительный характер  власти (убеждение, подчинение,

приказание, господство, насилие);

·        всеобщность  власти, которая означает функционирование

власти во всех сферах общественных отношений и политических процессах.

     Легитимность власти  – соответствие власти законно  установленным нормам, а

также основополагающим целям государств и общепринятым принципам и ценностям.

Власть и общественные интересы. Формы и средства выражения в политике.

    

Типы легитимности власти:

                            

     Легальный - власть  узаконена нормами права, основана  на признанных

обществом конституционных принципах  государства.

     Идеологическая легитимность - власть признается обоснованной в силу

внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей,

которые ею провозглашены.

     Традиционная легитимность - власть признается легитимной, поскольку она

действует по правилам, закрепленным в традициях, и соответствует традиционным

ценностям масс.

     Структурная легитимность - правомочность власти вытекает  из убеждения в

законности и ценности установленных  структур норм, регулирующих политические

отношения.

     Харизматическая легитимность - признание власти основывается на вере масс

в особые способности политического  лидера, вождя.

     Механизм  осуществления   власти включает  следующие   моменты:

     Господство, т.е. подчинение  одних социальных групп другим, что

закрепляется в государственных нормативно-правовых актах.

     Руководство, т.е.  определение и законодательное  закрепление стратегии

развития общества, политической системы, выбор средств осуществления  основных

задач и целей.

     Управление и организация,  т.е. принятие конкретных управленческих

решений, согласование, упорядочивание деятельности различных социальных групп,

личностей, действий политических и  неполитических организаций и учреждений.

     Контроль как обратная  связь, с помощью которой власть  следит за тем,

какие результаты имеют те или иные управленческие решения.

Ресурсы власти: эк-ие, соц-ие, культ-инф-ые, силовые, демограф-ие.

     Политические системы  общества: понятия, структуры, функции.

     Политическая система  общества - целостная, упорядоченная  совокупность

политических институтов, политических отношений, идей, норм и традиций,

направленных на осуществление  политической власти, управления, руководства,

регулирования общественно-политических процессов.

Структура политической системы.

1.         Институциональная  подсистема.

2.         Идеологическая.

3.         Нормативная.

4.         Коммуникативная.

5.         Культурная.

     Функции  политической  системы.

Определение целей, задач общества, выработка программ его жизнедеятельности.

Мобилизация ресурсов общества на достижение поставленных целей.

Интеграция всех элементов общества вокруг общих социально-политических целей

и ценностей.

Обеспечение внутренней и внешней  безопасности и стабильности общества, его

политического строя.

Формирование политического сознания, приобщение членов общества к

политическому участию и деятельности.

     Типология современных  политических режимов.

Либеральная демократия. Связана с  возрастанием роли парламентских выборов  как

источника получения власти. Принципы:

1.         В обществе  идёт постоянная легальная борьба за власть.

2.         Источник  власти – выборы.

3.         Власть  у тех, у кого большинство  а парламенте.

4.         Сущ-ие  оппозиции.

5.         Разделение  властей.

6.         Права  и свободы человека.

7.         Разные  формы партийных коалиций внутри этой системы.

Авторитарный режим.

1.         Носитель  власти – человек или группа. Доминирующим фактором

является государство.

2.         Правящая  партия – широкое общественное  движение, структурно

аморфна, межклассова, организует массовую поддержку полит руководства.

3.         Сама партия  создаётся руководством гос-ва  с целью расширения

социальной базы управления и играет второстепенную роль в управлении. Полит

элита – не обяз элита партии, она  формируется рук-лями аппарата упр-ия.

4.         Допускается  сущ-ие других партий. Они ограниченно  свободны.

Тоталитарный режим.

1.         1 правящая  партия.

2.         Партия  всем заправляет, руководит.

3.         Сращение  партии и гос-ва.

4.         Партия  и гос-во организуются на иерархических вождистских принципах.

     Политические партии  в обществе, их классификация  и функции.

     Политические партии - организации, выражающие политические  интересы, цели

и идеалы социальных групп, состоящие  из их наиболее активных представителей и

руководящие ими в процессе завоевания и использования государственной  власти в

обществе.

Ф-ии:

1.         Представительство  интересов соц-х групп и слоёв  общества.

2.         Борьба  за  обладание  государственной   властью, политическое

руководство, упрочение своего положения.

3.         Идеологическая  – производство идей и полит  социализ личности.

4.         Разработка  и осуществление политического  курса.

5.         Организаторская  – подбор кадров.

6.         Обеспечение  связи масс с государством.

7.         Интеграционная – сглаживание конфликтов, стабилизация.

Классификации.

По соц-й стр-ре.

1. П одного из основных классов  общества.

2. П одного из неосн-х классов.

3. Партия реликтовых слоёв и  классов (монархисты).

4. П соц-х групп с динамикой  классовой принадлежности.

5.П отдельных соц-х групп и  слоёв.

6.П по полу и возрасту.

7.П надклассовых соц-х образований.

8.Нац-религ П.

9.П с неопределенным классовым  обликом.

По идеологии.

1.         Революционные.

2.         Реформистские.

3.         Консервативные.

4.         Реакционные.

Пол организ-м стр-рам.

1.         Централизованные.

2.         Децентрализованные.

3.         Кадровые (<10% электората).

4.         Массовые (>10% электората).

5.         Партии  с точным и формально определённым  членством.

6.         Партии со свободным членством.

По критерию руководства.

1.         Коллективное.

2.         Коллективное  с сильным руководителем.

3.         Вождистский  тип.

4.         Харизматическое  руководство.

5.         Консенсусное  руководство.

Типология партийных систем. Развитие многопартийности в России: история и

современность.

Однопартийные, двухпартийные, многопартийные, модифицированные двухпартийные

(ни одна не может создать  перевес в парламенте), двухблоковые, система

доминирования (1 партия долго определяет политику),коалиция кооперирования.

Государство как институт политической системы общества, его основные черты  и

формы.

Государство - основной институт политической системы, организующий,

направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения индивидов,

общественных групп, классов.

Черты:

- территория

- население

- публичная власть

- суверенитет

- монополия на легальное применение  силы

- исключительное право на издание  законов

- всеобщность

- право на взимание налогов  и сборов с населения

Формы.

По политическому режиму: тоталитарное, авторитарное, демократическое.

По административно-территориальному устройству: унитарное, федерация,

конфедерация.

По форме правления: Монархия: - абсолютная; - конституционная, Республика: -

президентская, - парламентская; - смешанная.

Проблем генезиса и сущность государства: многообразие подходов и точек зрения.

Государство является наиболее значимым институтом политической системы.

Значимость его определяется максимальной концентрацией в его руках  ресурсов,

позволяющих ему влиять на социальные изменения. Государство на протяжении

веков трактовалось всегда неоднозначно. Обычно все трактовки выходили из

двух: оно служит интересам общества и личности или выступает средством

подавления имущими классами неимущих.

Первая теория, по-видимому, исходит из мнения Аристотеля, который считал

государство олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага: "

Человек, нашедший свое завершение в  государстве, совершеннейшее из творений.

Наоборот, человек, живущий вне  закона и права, занимает жалчайшее место в мире

".

Вторую теорию поддерживает английский мыслитель Т.Гоббс, который сравнивал

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"