Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

1. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ
2. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЁ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ
....
43. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ
44. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ ЭТАПЫ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ
45. КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
46. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ И СПЕЦИФИКА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Файлы: 1 файл

ответы политология.docx

— 142.11 Кб (Скачать файл)

47. ПОЛИТИЧЕСКОЕ  СОЗНАНИЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА

Политическое сознание - это  особая форма общественного сознания, в которой воспроизводится в  идеальном плане политическая реальность (политические отношения, институты, деятельность), а также осуществляются ее истолкование и оценка.

Политическое сознание включает в себя теории, идеи, чувства, представления, ценности, ожидания, настроения и т.д., на основе их включения в систему  политических отношений и участия  в процессах осуществления политической власти.

Структура политического  сознания достаточно сложна. Она имеет  множество самых разнообразных  измерений. Вполне правомерно выделение  особенностей политического сознания в зависимости от его носителя, субъекта, т.е. какой-либо социальной общности. В качестве таких субъектов политического  сознания могут выступать классы, сословия, нации, возрастные группы и  т.д.

Другим ведущим основанием выделения структурных элементов  политического сознания являются глубина  и адекватность постижения им политической реальности. По этому критерию выделяют уровни политического сознания - теоретический  и обыденный, идеологический и психологический.

Политическая теория (философия  политики, социология политики, политология  и пр.) - это воспроизведение существенных и закономерных сторон политической жизни общества в форме абстрактно-логических понятий, гипотез, концепций и т.д.

Обыденное политическое сознание - это стихийно формирующиеся представления  социальных групп о политике, деятельности ее институтов и их представителей. Как правило, эти представления, опирающиеся на житейский опыт и  здравый смысл, отличаются поверхностностью, стереотипностью, наличием множества  иллюзий и противоречий, склонностью  к персонификации политических проблем.

Два других уровня политического  сознания - политическая идеология  и политическая психология - частично совпадают по содержанию соответственно с теоретическим и обыденным, но имеют и свою специфику.

Различение политической идеологии и психологии идет по тому же основанию - глубине и адекватности воспроизведения политической реальности. Политическая идеология представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с точки  зрения интересов и целей какой-либо социальной группы.

Другим уровнем политического  сознания, парным идеологическому, является политическая психология - совокупность политических чувств, мнений, настроений, возникающих у различных социальных групп на основе общности политических потребностей и интересов. Будучи несистематизированным и стихийно формирующимся духовным образованием, политическая психология представляет собой своеобразный аналог обыденного сознания.

Сложность структуры политического  сознания обусловлена еще и тем, что в ней присутствуют, если можно  так выразиться, «внесистемные» элементы, которые хотя и считаются культурными  анахронизмами, но все же не потеряли еще своей функциональной полезности. Речь идет о таких своеобразных феноменах, как политические мифы и утопии.

48. ПОНЯТИЕ  ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ, ЕЁ СПЕЦИФИКА И ФУНКЦИИ

Политическую идеологию  часто называют «ядром» политического  сознания. Именно она разрабатывает  концептуальные политические схемы, объясняет  и оправдывает возникающие политические коллизии, проявляет и рационализирует  смутные и неопределенные политические «чувства» народных масс. Идеология - это взгляд на социум с позиций определенной социальной группы, преследующей свои интересы. Но в условиях идеологической конкуренции с другими социальными группами возникает большой соблазн обнаружить в мыслях и действиях соперников скрытые, корыстные мотивы, далекие от искреннего стремления к «чистой» истине. Поэтому любая критика «своей» идеологии рассматривается прежде всего как проявление предвзятости, ангажированности критикующей стороны интересами явно вненаучного порядка. Так, марксизм, например, сомнение в истинности своих идей нередко истолковывал как стремление буржуазии извратить реальное положение дел в интересах сохранения своего господства. Либерализм любую критику в свой адрес подает как попытку покушения на неотчуждаемые права и свободы индивида и т.д. Такой способ защиты «идейной чистоты» в пропагандистском плане достаточно эффективен, однако делая идеологию маловосприимчивой к критике, он уменьшает ее шанс на объективное воспроизведение реальности. Идеологи начинают видеть в последней то, что они хотят увидеть, то, что «разрешается» видеть идеологическими постулатами. Идеология стремится переустроить, преобразить мир в соответствии с определенным идеалом, она всегда нацелена в будущее. Мечты индивидуальности сбываются чаще, чем общественные. Хотя их главное назначение - дать социальный ориентир, побудить массы людей к практическому действию. А для этого данный «ориентир» должен быть немного приподнят, возвышен над реальностью. Защищать, например, «жизненные интересы нации», «идеалы свободы и демократии», «конституционный порядок» и прочее куда благороднее и почетнее, чем просто контролировать какие-либо сырьевые ресурсы вроде нефти и газа, хотя последнее в современных условиях как раз и является в большинстве случаев подлинной основой первого. Это, конечно, не означает, что все выдвигаемые идеологиями цели иллюзорны или лицемерны, просто такова специфика выполнения идеологией своих главных задач и функций.

К числу ведущих функций  идеологии относятся следующие:

· Целеобразующая - формулировка целей общественного развития, придающих  смысл и обоснование притязаниям  социальных групп на власть;

· Программно-практическая - перевод теории в практик: разработка конкретных программ, средств, методов  достижения власти и ее использования;

· Интегративная - сплочение, формирование единства социальной группы;

· Мотивирующая - побуждение людей к политической активности;

· Коммуникативная - формирование особого языка политического  общения - знаков, символов, ритуалов, по которому приверженцы идеологии  идентифицируют своих сторонников  и отделяют «чужаков».

К числу основных функций  идеологии можно также отнести  познавательную, аксиологическую (ценностную), пропагандистскую, апологетическую (защиты политического имиджа властвующей  элиты) и т.д. Таково в целом назначение идеологии в современном мире.

49.СОВРЕМЕННЫЕ  ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ: КОНСЕРВАТИЗМ, ЛИБЕРАЛИЗМ, СОЦИАЛИЗМ

К наиболее влиятельным идеологиям современности принято относить либерализм, консерватизм и социализм.

Исторически первой политической идеологией стала идеология либерализма, основателями которой были Дж. Локк, Т. Гоббс и А. Смит. Либерализм обосновал  процесс обособления и становления  самостоятельного индивида - представителя  зарождавшейся буржуазии.

Современный либерализм (неолиберализм) исходит из того, что механизм свободного рынка создает наиболее благоприятные  предпосылки для эффективной  экономической деятельности, регулирования  социальных и экономических процессов. Роль государства в рамках либерализма  ограничивается обеспечением нормальных условий функционирования рынка  и конкуренции, соблюдением правопорядка, обереганием жизни и достоинства  личности.

Либерально - капиталистическая  идеология господствует в большинстве  развитых европейских стран. Ее название обусловлено тем, что начинает она  с лозунга свободы, еще наполненного гуманистическим содержанием эпохи  Возрождения, затем переходит к  пониманию свободы как свободы  предпринимательства и формальных прав личности и собственности, а  заканчивает проповедью потребительства. Либерализм основан на экономическом  видении человеческого поведения, когда экономика понимается как  приоритетная сфера по сравнению  с политикой.

Консерватизм. Данное направление  идеологической мысли чаще всего  характеризует как систему воззрений, ориентированных на сохранение и  поддержку существующих общественных порядков и отказ от абстрактно-радикальных  проектов общественного переустройства. Эта «охранительная» тенденция  общественно-политического мышления коренится в так называемом традиционализме - обычной психологической склонности людей держаться за прошлое, надежное, проверенное.

Для консерватизма принципиально  неприемлема ключевая в либеральной  идеологии концепция естественных прав и свобод человека, подразумевающая  хотя бы формальное равенство всех индивидов. Консерваторы утверждают обратное: люди принципиально неравны по своим  талантам, способностям, усердию, отмеченности Богом.

Консерватизм, вынужденный  настаивать на сохранении существующего  положения вещей, все же не может  отвергать любые изменения вообще. Они и не отвергаются, а даже приветствуются - но только такие, которые согласуются  с существующими порядками и  развиваются подконтрольно. Изменения  же радикального, революционного характера  не могут принести обществу пользы.

Социализм. Наиболее внушительное и последовательное развитие идеи социализма получили в учении Карла Маркса и  Фридриха Энгельса. К.Маркс и Ф.Энгельс  смогли создать очень цельную, содержательную, логически стройную концепцию общественного  развития. Ключевые положения марксизма  хорошо известны. Центральное место  среди них занимают три радикальные  цели-требования: социалистическая революция, диктатура пролетариата, установление общественной собственности на средства производства.

Марксистская идеология  была первой в истории теоретических  концепций, которая открыто объявила, что она защищает интересы определенного  класса.

Социалистический интернационал, воссозданный после Второй мировой  воины в 1951 г., во Франкфуртской декларации провозгласил свою официальную доктрину, известную под названием "Демократического социализма". Эта доктрина исходит  из основной для социалистов идеи, что к социализму можно прийти только демократическим путем. У  каждой партии могут быть свои представления  о демократическом социализме, но суть для всех одна: демократия - это  метод решения проблем, который  соответствует сущности социализма и обеспечивает продвижение к  нему. Чем больше демократии, тем  больше социализма.

Важной вехой на пути развития социал-демократического движения стал XVIII конгресс Социнтерна, состоявшийся в 1989 г. в Стокгольме. Конгресс принял “Декларацию принципов” - по сути, новую программу Социнтерна. В  этом документе демократический  социализм был охарактеризован  как движение за свободу, справедливость и солидарность. Социал-демократы  выступили за политическую, социальную и экономическую демократию в  глобальном масштабе. В экономической  концепции социал-демократии подчеркивается плюрализм собственности. Частная  собственность должна быть разрешена  и может вполне сосуществовать с  государственной. Форма собственности  должна соответствовать характеру  производства. Необходимо индикативное планирование в производстве. В последнее  время социал-демократы выдвинули  концепцию “Экологического социализма”. Согласно этой концепции, только то имеет  право на существование, что не наносит  ущерба человеку и природе. Экономический  рост ради только экономического роста  ни к чему.

50. ПОЛИТИЧЕСКАЯ  ПСИХОЛОГИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Как бы ни были глубоко продуманы  и обоснованы политические идеологии, ни одна из них не будет принята  массами, если они противоречат политической психологии людей. На этом уровне политического  сознания рациональные конструкции  идеологий превращаются в конкретные стимулы, мотивы и установки политического  поведения. Поэтому изучение политической психологии имеет существенное значение для мира политики.

Исходным пунктом политико-психологической  активности людей выступают соответствующие  потребности и мотивы. Политические потребности людей появляются, во-первых, как следствие проецирования  базовых потребностей человека на политическую плоскость; во-вторых, политические потребности  возникают как результат функционирования самой политической сферы, ее организаций  и учреждений.

Еще одним компонентом  психики людей, корректирующим содержание мотивов политического поведения, являются эмоции.

Есть в нашей психике  и такие образования, в самоопределение  которых входит понятие устойчивости, постоянства. Это установки, стереотипы, предрассудки. Их назначение заключается  в своеобразной экономии затрат психической  энергии.

Установка - это определенная предрасположенность человека осуществлять именно те действия, которые отвечают благоприятной или неблагоприятной  оценочной реакции на что-либо или  кого-либо. Психологическая установка - явление сложное. Она включает в  себя как познавательный, так и  аффективный (чувства) и поведенческий (намерения) компоненты.

Той же цели упрощения реальности для скорейшей к ней адаптации  служат и такие психологические  феномены, как предрассудки и стереотипы. По сути дела предрассудки - это те же установки по отношению к чему-либо, только неоправданно негативные. Стереотипами же принято называть стандартизированное, обобщенное мнение о социальном или  политическом объекте. В отличие  от установки стереотип представляет лишь познавательный аспект нашей психики.

Таковы характеристики некоторых  феноменов политической психологии. В целом же этому уровню политического  сознания присущи следующие особенности:

· Спонтанный, малоконтролируемый процесс формирования;

· Преобладание чувственно-эмоциональных  компонентов сознания;

· Взаимоналожение рациональных и иррациональных духовных элементов;

· Известная противоречивость и рассогласованность различных  элементов;

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"