Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

1. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ
2. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЁ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ
....
43. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ
44. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ ЭТАПЫ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ
45. КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
46. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ И СПЕЦИФИКА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Файлы: 1 файл

ответы политология.docx

— 142.11 Кб (Скачать файл)

Традиционная форма легитимного  господства основывается на вере, что  институт господства определяется соответствующими традициями, имеет в своей основе преемственность, субъект господства вступает в авторитарную роль в соответствии с обычаями предков и декларируемые  им указания соответствуют обычаю и  возложенной на него власти и т.д. Рационально-легитимное господство основывается на предложении, что существующая политическая система, атрибуты власти и сам образ правления законны именно потому, что соответствуют общепринятым правовым нормам. Харизматическое господство отличается от остальным тем, что опирается на бессознательную веру масс в исключительные личностные качества вождя, его «ауру», его обладание некими выдающимися качествами. Господство всех трех видов признается законным, т.к. основывается на обыденном представлении, что всякая власть - от Бога, либо заложена основателями династии, либо соответствует естественному закону и т.д.

15. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ.

Принцип разделения властей  означает самостоятельное осуществление  и независимость друг от друга 3 ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Разделение властей заключается  в том, что законодательная власть осуществляется федеральным собранием. Федеральные законы принимаются  государственной думой с последующим  рассмотрением в совете федерации. Исполнительную власть осуществляет правительство. Органами судебной власти являются суды, образующие судебную систему, возглавляемую  Кон.Суд, Вер.Суд, Выс.Арбит.Суд. Значение принципа в том, что он обеспечивает эффективное осуществление разных функций гос.власти. Три ветви власти, реализуя свои строго очерченные прерогативы и функции, сдерживают и уравновешивают друг друга, тем самым обеспечивая гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. Государство организуется и функционирует в правовом режиме: гос.органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга: устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях гос.органов, осуществляющих зак.исп.и судебную власть.

16.ПОНЯТИЕ  ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ. ТИПОЛОГИЯ  ЭЛИТ И СИСТЕМЫ РЕКРУТИРОВАНИЯ.

Слово "элита" в переводе с французского языка означает "лучшее, отборное, избранное". Политическая элита - это небольшая группа людей, занимающая ведущее положение в  политической жизни общества - как  публичные (президент, премьер - министр, лидеры и ведущие члены партий), так и "теневые" (участники групп  давления, крупные бизнесмены, ведущие журналисты). В современной политологии выделяются следующие классификации элит по типам на основании тех или иных критериев: 1) В зависимости от источников влияния и авторитета элиты подразделяются на: а) наследственные, т.е. получившие свой статус по наследству (например, рыцарство или дворянская аристократия); б) ценностные - т.е. возвысившиеся за счет обладания ценными для общества качествами (образование, авторитет, высокая нравственность); в) властные - за счет обладания властью; г) функциональные - в зависимости от профессии, выполняющей определенную функцию в обществе. 2) По отношению к государственной власти: а) властная, в которую входят все те, кто обладает властью, т.е. "партия власти"; б) оппозиционная - т.е. элитные группы, отстраненные от власти и стремящиеся к ней вернуться. 3) По характеру отношений с обществом: а) открытая - т.е. допускающая в свои ряды выходцев из самых разных слоев своего общества; б) закрытая - т.е. рекрутирующая новых членов из состава собственной группы или слоя (например, дворянство); 4) По стилю управления и характеру отношений с обществом: а) демократическая - выражающая мнения и интересы большинства, допускающая участие широких масс в управлении;б) авторитарная - навязывающая большинству свою волю и не допускающая членов общества к осуществлению управления; в) либеральная - учитывающая мнения управляемых и допускающая их к участию в обсуждении принимаемых решений;. Политологи выделяют две основных системы рекрутирования элит - система гильдий и т.н. антрепренерская (предпринимательская) системы. Особенностями системы гильдий являются: 1) Закрытость от общества, ограничение доступа в элиту новых членов; 2) Новые члены рекрутируются  в основном из нижестоящих слоев самой же этой элиты; 3) Наличие большого ограничений и требований (фильтров) для вступающих в элиту новых членов: образование, происхождение, партийная принадлежность, стаж, и др.; 4) Ограниченность числа (круга) лиц, отбирающих в состав элиты новых членов.  Сильными сторонами гильдейской системы рекрутирования являются: преемственность состава и сохранение согласия внутри элиты и внутренняя стабильность. Ее очевидные минусы - бюрократизм, затрудненность продвижения "наверх" талантливых и способных инициировать необходимые перемены людей, застойность и неспособность реагировать на изменения ситуации и кризисы. Особенностями антрепренерской (предпринимательской) системы рекрутирования соответственно являются: 1) Открытость, широкие возможности для выходцев из самых широких слоев общества войти в состав элиты; 2) Сравнительно незначительное число ограничений и требований для рекрутируемых в элиту новых людей (одаренность, компетентность, инициативность, соответствие моральным требованиям и др.); 3) Острое соперничество, конкуренция за право занять руководящие посты; 4) Большое значение при отборе имеют личные качества и индивидуальные заслуги претендента на место в элите. Подобная система рекрутирования существует в странах с устоявшейся демократической формой правления. Плюсы антрепренерской системы состоят в том, что она ценит одаренных и незаурядных людей, открыта для новых лидеров и нововведений, и в целом подконтрольна обществу. Столь же очевидны ее недостатки: большая степень риска и угроза возникновения нестабильности, опасность острого противоборства и раскола в элите, возможность выбора на руководящий пост не ответственного перед обществом профессионала, а демагога и популиста.

17. КЛАССИЧЕСКИЕ  КОНЦЕПЦИИ ЭЛИТ (Г.МОСКА, В.ПАРЕТО, Р.МИХЕЛЬС)

Первые теории элиты появились  в конце 19-начале 20 вв., когда проблема элиты стала объектом специального исследования в работах итальянских  мыслителей Вильфредо Парето, Гаэтано  Моска и немецкого социолога Роберта Михельса. В качестве основных факторов образования элит общества выдвигались такие, как:

· Неравенство индивидуальных способностей людей и их стартовых  жизненных позиций;

· Неизбежность возникновения  в современном обществе всеобъемлющих, тотальных организационных структур, в которых выделяется «руководящее меньшинство» и «руководимое большинство»;

· Достижение обществом такого уровня организации труда, при котором  управленческий труд приобретает особую значимость и престижность;

· Связь управленческого  труда с получением привилегий, с  распределением ресурсов и ценностей  общества.

Особо подчеркивали классики элитаризма ведущую роль «правящей  элиты» в социально-политическом процессе. Так, в частности, Г.Моска отмечал, что правящая элита вначале концентрирует в своих руках государственное управление, затем монополизирует власть, выполняя все политические функции. При этом она пользуется всеми преимуществами, которые дает эта власть. По мнению Моска, господство меньшинства необратимо, ибо это господство «организованного меньшинства» над «неорганизованным большинством». Несколько отличную от Моска позицию занимал В.Парето. Его концепция правящей элиты, которую он часто именует «аристократией», была более психологична. Существенным фактором утверждения «аристократии» Парето считал ее психологические качества и способности. Все современные общества, по словам Парето, отличаются природой своих правящих элит. Управляя большинством, элиты прибегают к силе и хитрости. Парето использует при этом известную типологию «правящих государей» итальянского мыслителя 16 в. Н.Макиавелли, который подразделял их на «львов» и «лис». «Львы» - это такие элиты, которые управляют с помощью насилия, неравномерно распределяя материальные ценности общества, а также власть, престиж, почести. В отличие от них «лисы» - это элиты, поддерживающие свою власть с помощью хитрости, коварства, изворотливости, политико-финансовых комбинаций. Младший современник Парето, немецкий мыслитель Роберт Михельс в качестве основы элитарной дифференциации общества выдвинул «железный закон олигархии». Согласно этому закону любая, даже самая радикальная организация всегда имеет явно выраженную тенденцию к олигархии, т.е. неизбежно распадается на «руководящее меньшинство и руководимое большинство». Достигая высокого уровня сложности, организация создает систему иерархически организованного и рационального управления, которое приводит в конечном счете к концентрации власти наверху и уменьшению влияния рядовых членов. На примере создания и функционирования государственных, профсоюзных, партийных организация Р. Михельс показывает, как все более расширяется и разветвляется их официальный аппарат, увеличиваются доходы, демократия заменяется «всесилием исполнительных органов». По существу Михельс формулирует одну из первых концепций бюрократизации правящей элиты.Теория Михельса, как и другие классические теории элит (Моска, Парето), послужили основой для возникновения современных концепций элитаризма, в которых феномен элиты был подвергнут обстоятельному теоретическому и эмпирическому анализу.

18. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ТИПОЛОГИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ.

В регулировании политических процессов, в определении стратегии, целей и приоритетов политики важная роль принадлежит специфическому субъекту политики - политической элите (элита - лучшие, отборные, избранные  группы или представители какой-либо части общества). Она концентрирует  в своих руках власть путем  монополизации права на принятие политических решений. В качестве объекта властвования политической элиты выступают рядовые граждане общества, политические группы и партии, общественно-политические движения и организации. Во второй половине ХХ в. складывается сразу несколько подходов к исследованию проблемы элитарности общества. Среди них доминирующими являются макиавеллистский, ценностный, структурно-функциональный и либеральный. Макиавеллистский подход берет начало от элитаристских концепций Г.Моска и В.Парето. Решающее значение этот подход придает различиям между пассивным большинством - массой и властвующим привилегированным меньшинством - элитой, которая наделена особыми способностями к управлению различными сферами общества и прежде всего экономической и политической. Главной считается управляющая, административная функция элиты, ее руководящее и господствующее положение. Ценностный подход в отличие от макиавеллистского считает элиту не только «организованным управляющим меньшинством», но и наиболее творческой и продуктивной частью общества, наделенной высокими интеллектуальными и нравственными качествами.

Ценностный подход к проблеме элитарности общества, как и макиавеллистский, неоднократно подвергался критике  в отечественной и западной политологии  за абсолютизацию роли правящей элиты  в обществе и ее жесткое противопоставление пассивному большинству.

Обстоятельная характеристика основных признаков правящей элиты  была дана сторонниками структруно-функционального  подхода. Они впервые выделили в  качестве главного признака элиты ее социальный статус в системе властных структур.

По мнению представителей этого подхода американских политологов  Гарольда Лассуэла и Сеймура Липсета  к элите относятся те личности и группы людей, которые обладают высоким социальным положением в  обществе и занимают ключевые командные  позиции в важнейших институтах и организациях общества (экономических, политических, военных).

Либеральный подход к элитарности  общества отличают демократичность  и отрицание ряда жестких установок  классических теорий элит. К активным сторонникам этого подхода можно  отнести австрийского социолога  Йозефа Алоиса Шумпетера и американского  социолога и политолога Чарлза Райта  Миллса. Следуя элитарной традиции, они определяли элиту как властвующее  меньшинство, занимающее в государственных  и экономических институтах общества стратегические позиции и оказывающее  значительное влияние на жизнь большинства  людей.

В леволиберальной концепции  Миллса, как и в некоторых других современных теориях элит, впервые  была предпринята попытка классифицировать элиты, дать их типологию.

В современной политологии  принято различать две основные системы рекрутирования политических элит: Г) закрытую -- «систему гильдий», когда преобладает отбор претендентов из различных слоев самой элиты» и 2) открытую -- «антрепренерскую» когда  идет конкурсный отбор по личностным качествам из самых широких слоев  населения.

19. ПОЛИТИЧЕСКОЕ  ЛИДЕРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ.

Слово «лидер» в переводе с английского означает «ведущий». Лидер - это авторитетный член организации, социальной группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяет  ему играть существенную роль в социальных процессах. Среди различных форм лидерства политическое лидерство  занимает особое положение в силу того, что в общественной жизни  оно наиболее зримо, значимо влияет на ход событий, затрагивающих судьбы большого числа людей. Политическое лидерство неразрывно связано с феноменом власти, фиксируя при этом властные отношения между субъектами и объектами политики. Характеризуя политическое лидерство, нельзя обойти вниманием и тот факт, что в подавляющем большинстве политические лидеры - мужчины. Сложностью феномена политического лидерства объясняется существование нескольких подходов к трактовке этого понятия. Политическое лидерство - это:

· Разновидность власти.

· Влияние на других людей, для которого характерны следующие  особенности. Во-первых, это влияние  должно быть постоянным. К политическим лидерам нельзя относить людей, оказавших  разовое воздействие на политические процессы. Во-вторых, воздействие политического  лидера должно осуществляться на всю  группу, организацию, общество. В-третьих, влияние политического лидера опирается  на авторитет, доверие его сторонников, признание правомерности руководства;

· Управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием  решений;

· Особого рода предпринимательство, при котором политические «предприниматели»  обменивают свои программы решения  общественных проблем, реализации интересов  граждан на руководящие должности. Не случайно политические лидеры так  щедры на обещания и посулы во время  выборов, правда, придя к власти, чаще весьма скупы на их выполнение.

Политическое лидерство - это постоянное и легитимное влияние  индивида, занимающего властные позиции, на группу, организацию, общество в  целом.

Политический маркетинг - это «совокупность разнообразных  методов изучения «рынка» (т.е.населения) и эффективной коммуникации с  ним с целью воздействия на политическое поведение граждан». Применительно к институту лидерства политический маркетинг включает следующие основные аспекты:

· Формирование имиджа лидера;

· Сегментирование рынка;

· Позиционирование;

· Воздействие на выбранную  группу.

· Имидж политического  лидера есть результат сознательного  и целенаправленного конструирования  облика. Формирование имиджа, или образа, политического лидера - не пустая трата  времени и сил. Экономистам известно, что спрос на товар в немалой  степени определяется не только его  объективными характеристиками, но и  субъективным его восприятием, совокупностью  свойств, которые привлекают покупателя. Применительно к политическом лидеру можно сказать, что его образ  должен в наибольшей мере отражать ожидания существующих и возможных  сторонников.

20. ТИПЫ  ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ И ИХ ФУНКЦИИ.СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГОЛИДЕРСТВА

Проявления лидерства  многообразны. Попытки их типологизации  на основе различных признаков вызваны  желанием спрогнозировать вероятное  поведении лидеров. Одна из первых типологий (популярная и по сей день) была предложена Максом Вебером. Классификационным  признаком в ней выступают  основания легитимности власти (термин «легитимность» означает общественное признание власти и согласие ей подчиняться). В соответствии с данным критерием  можно выделить три типа лидерства: традиционное, рационально-легальное  и харизматическое.

Традиционное лидерство  опирается на обычаи и традиции, силу привычки. «Право на лидерство» в  данном случае человек приобретает  благодаря своему происхождению.

Рационально-легальное лидерство  опирается на общепризнанный правовой порядок. В современных демократических  государствах избирательная кампания, проводимая в рамках существующих правовых норм, - основной путь становления политических лидеров.

Харизматическое лидерство  основано на вере в экстраординарные качества индивида, не столько приобретенные, сколько дарованные ему свыше.

В соответствии с целями, которые ставят политические лидеры, и воздействием, оказываемым ими  на общество, американский политолог  Такер выделяет три типа политических лидеров: консерваторы, реформаторы, революционеры.

Консерваторы ориентируются  на неукоснительное сохранение существующих форм общественной жизни. Соответственно вся активность политического лидера, его программа и действия направлены на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде.

Реформаторы стремятся к  преобразованию сложившейся социальной ситуации посредством проведения широкомасштабного  реформирования, прежде всего властных структур.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"