Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 01:07, курсовая работа
1. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ
2. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЁ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ
....
43. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ
44. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ ЭТАПЫ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ
45. КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
46. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ И СПЕЦИФИКА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
38. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ, ИХ СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ И ТИПОЛОГИИ
Политический конфликт - столкновение,
противоборство различных социально-
- условий его возникновения
и протекания; участников, сторон
конфликта, их действий по
- образа данной конфликтной
ситуации, сложившейся у ее участников
и третьих (нейтральных,
- характера конфликта;
- пространственно-временных параметров;
- этапов и интенсивности протекания;
- последствий и результатов.
Любой конфликт, как правило, имеет определенные стадии своего развития: начало, скрытая (латентная форма); открытая форма, или стадия противостояния; послеконфликтный этап.
Начальная, латентная (скрытая)
стадия включает в себя несколько
основных подэтапов эскалации конфликта:
понимание возникновения
В открытой, основной форме конфликта можно выделить несколько главных разновидностей наступательных действий: политические воззвания, угрозы; активное создание помех и причинение косвенного вреда; действия, направленные на захват и удержание спорного объекта; подчинение и захват субъекта (объекта).
Завершающими фазами могут быть: тупик, применение насилия и мирное урегулирование.
Конфликты можно типологизировать по разным основаниям, например, по характеру противоречий (антагонистические и неантагонистические), внутренние и внешние (в зависимости от их отношения к социальной системе), по сферам проявления (экономические, политические, духовные, межнациональные, международные).
Конфликты классифицируются по времени действия: затяжные или скоротечные; по интенсивности: слабые или сильные; по масштабам действия: локальные или региональные; по формам проявления: мирные и немирные; по уровню открытости и степени развития: латентные и открытые; по степени и характеру нормативной регуляции: системные или несистемные, институализированные или неинституализированные; по своим последствиям: позитивные или негативные, конструктивные или деструктивные.
При типологизации конфликтов
следует обращать внимание на их происхождение
и этапы развития. Конфликты, обусловленные
факторами внутреннего
Можно типологизировать конфликты на основе анализа их социальной среды: внутри семьи (между супругами, между супругами и детьми); между семьями; между родами и им подобными общностями; между территориальными общностями (села, города и т.д.); между регионами; между руководителями и работниками; расовые конфликты; соперничество между отдельными народами и т.п.; конфликты между различными культурами; “холодная война”, т.е. война без применения оружия; борьба между Востоком и Западом или Севером (развитые капиталистические страны) и Югом (развивающиеся страны, или страны “третьего мира”).
39. ОСНОВНЫЕ
ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ(
Конфликт как социально-
В основе любого политического
конфликта всегда лежат интересы
профессиональных групп, классов, наций
и иных общностей, как опосредующее
звено между изменениями
По областям развертывания
существующие в политическом социальном
пространстве конфликты подразделяются
на внутри- и внешнеполитические. Во
внутриполитических конфликтах реализуются
конкурентные взаимодействия в борьбе
за сохранение, удержание, упрочнение
или ниспровержение власти - борьба
между правящей элитой и оппозицией,
между политическими партиями, между
законодательной и
40. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
К моменту утверждения всеобщего избирательного права в промышленно развитых странах сложились две основные избирательные системы - мажоритарная и пропорциональная. Вначале наибольшее распространение получила мажоритарная избирательная система. Сущность ее заключается в том, что депутатские места в каждом округе достаются кандидату, который собрал установленное большинство голосов, а остальные кандидаты, не набравшие нужного количества голосов, остаются непредставленными в органах власти. Мажоритарная система бывает трех видов в зависимости от того, какого большинства для избрания депутатов требует закон - относительного, абсолютного (50% + 1 голос) или квалифицированного (2/3, 3/4 от общего числа поданных голосов).
Мажоритарная система, во-первых,
способствует возникновению между
депутатами и избирателями прочных,
непосредственных связей, часто имеющие
личностный характер. Во-вторых, мажоритарная
система, укрепляя позиции наиболее
сильного политического течения, создает
условия для возникновения
К недостаткам мажоритарной
избирательной системы
Пропорциональная
Очевидны положительные качества пропорциональной избирательной системы: она обеспечивает справедливое представительство политических сил на парламентском уровне. В результате при принятии парламентских решений в большей мере учитываются интересы отдельных социальных и политических групп. Пропорциональная система способствует созданию эффективных обратных связей между гражданским обществом и государством, стимулирует развитие плюрализма в политической системе.
Отрицательные качества: ослабевает
связь между избирателями и парламентариями,
поскольку голосование идет за партии,
а не за конкретных лиц. Недостатком
пропорциональной системы является
и то, что обеспечивая
Для преодоления недостатков
мажоритарной и пропорциональной избирательных
систем создаются разного рода смешанные
избирательные системы: определяется
нижний предел для ограничения
41. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
К моменту утверждения всеобщего избирательного права в промышленно развитых странах сложились две основные избирательные системы - мажоритарная и пропорциональная. Вначале наибольшее распространение получила мажоритарная избирательная система. Сущность ее заключается в том, что депутатские места в каждом округе достаются кандидату, который собрал установленное большинство голосов, а остальные кандидаты, не набравшие нужного количества голосов, остаются непредставленными в органах власти. Мажоритарная система бывает трех видов в зависимости от того, какого большинства для избрания депутатов требует закон - относительного, абсолютного (50% + 1 голос) или квалифицированного (2/3, 3/4 от общего числа поданных голосов). Мажоритарная система, во-первых, способствует возникновению между депутатами и избирателями прочных, непосредственных связей, часто имеющие личностный характер. Во-вторых, мажоритарная система, укрепляя позиции наиболее сильного политического течения, создает условия для возникновения устойчивой расстановки сил в законодательных органах, способствуя вытеснению из парламентских структур мелких и средних по влиянию партий, что стимулирует образование двух- или трехпартийных политических систем. К недостаткам мажоритарной избирательной системы относится, прежде всего то, она не отражает реальную расстановку социально-политических сил в стране. Многие влиятельные политические партии и организации вытесняются за пределы парламента. Пропорциональная избирательная система основана на том, что мандаты распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, поданных за каждую из них.
Пропорциональная система имеет следующие модификации:
- пропорциональная система
на общенациональном уровне, когда
избирательные округа не
- пропорциональная система в многомандатных
округах, когда избиратели голосуют за
представителей партии в масштабах округа,
при этом места в парламенте распределяются
в зависимости от влияния партии в округе.
Очевидны положительные качества пропорциональной избирательной системы: она обеспечивает справедливое представительство политических сил на парламентском уровне. В результате при принятии парламентских решений в большей мере учитываются интересы отдельных социальных и политических групп. Пропорциональная система способствует созданию эффективных обратных связей между гражданским обществом и государством, стимулирует развитие плюрализма в политической системе. Отрицательные качества: ослабевает связь между избирателями и парламентариями, поскольку голосование идет за партии, а не за конкретных лиц. Недостатком пропорциональной системы является и то, что обеспечивая представительство в парламенте политических сил, не обладающих поддержкой в рамках всей страны, создаются сложности при формировании правительства. Отсутствие доминирующей политической партии делает неизбежным появление коалиций партий, политические программы которых страдают неопределенностью, ибо создаются на основании компромиссов партий с различными целевыми установками. Для преодоления недостатков мажоритарной и пропорциональной избирательных систем создаются разного рода смешанные избирательные системы: определяется нижний предел для ограничения представительства мелких партий - избирательный метр; вместо многомандатных создаются маломандатные округа (право на участие в выборах предоставляется 4-5 партиям, причем в качестве победителей могут рассматриваться только 2-3 партии); в списки кандидатов вносятся не партии, а их представители.
42.ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ.
Важной частью любой политической
системы в демократических
Главное действующее лицо избирательной кампании -- кандидат в депутаты на конкретную выборную должность. Характер избирательной кампании предусматривает совместную работу коллектива людей (команды), которые вместе с кандидатом преодолевают путь к поставленной цели. Чем больше людей заинтересовано в победе кандидата, тем вероятнее эта победа.
Каждая партия или общественное объединение в зависимости от имеющихся возможностей своей целью на выборах определяет:
-- частичную победу - проведение
незначительного количества
-- относительную победу -
проведение значительного