Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

1. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ
2. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЁ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ
....
43. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ
44. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ ЭТАПЫ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ
45. КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
46. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ И СПЕЦИФИКА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Файлы: 1 файл

ответы политология.docx

— 142.11 Кб (Скачать файл)

На третьей стадии политического  процесса тем или иным способом достигается  согласие основных заинтересованных сил  и происходит выработка определенной политики, что является результатом  деятельности главным образом представительных органов власти.

И наконец, последняя, четвертая  стадия обычного цикла политического  процесса заключается в осуществлении  коллективных политических решений, их «переводе» на язык конкретной практической деятельности государства типа мобилизации  экономических ресурсов, исполнения бюджета и т.п. Это уже почти  исключительно прерогатива исполнительной власти, действия которой должны в  принципе контролироваться властью  законодательной. На практике же характер и глубина такого контроля всякий раз зависят от сложившегося на данный момент баланса политических сил, контролирующих главные ветви государственной  власти.

34.ДИНАМИКА  ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (РЕЖИМ ПРОТЕКАНИЯ, СТАДИИ РАЗВЕРТЫВАНИЯ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ)

Целесообразно выделить два  основных режима протекания политических процессов: а) режим функционирования и б) режим изменения, развития. Внутри обычного цикла политического процесса можно выделить несколько фаз, или стадий, осуществления в нем основных функций политики. Каждой процессуальной функции можно поставить в соответствие определенную стадию в развертывании целостного политического процесса.

На первой стадии происходит «артикуляция интересов» различных  социальных групп, осознающих, что без  воздействия на политическую власть им не решить свои проблемы. Их оформление и выражение берут на себя многочисленные «группы интересов» (профсоюзы, объединения  предпринимателей, ассоциации потребителей и пр.)

Вторая стадия характеризуется  «агрегацией интересов», т.е. процессом  укрупнения, сведения относительно мелких, частичных интересов в некий  обобщенный политический интерес, выразителем  которого выступают уже крупные  политические партии, объединения, движения и т.д.

На третьей стадии политического  процесса тем или иным способом достигается  согласие основных заинтересованных сил  и происходит выработка определенной политики, что является результатом  деятельности главным образом представительных (законодательных) органов власти.

И наконец, четвертая стадия обычного цикла политического процесса заключается в осуществлении  коллективных политических решений, их «переводе» на язык конкретной практической деятельности государства типа мобилизации  экономических ресурсов, исполнения бюджета и т.п. Профессиональный политики должен прежде всего уметь: а) анализировать массу разнообразной информации; б) добиваться поддержки избирателей; в) организовывать взаимодействие политическим персон, групп, фракций; г) «продавливать» представляющиеся ему нужными решения через стену сопротивления оппозиционеров, чиновников, равнодушных и т.д. Все эти направления деятельности политика достаточно технологичны, т.е. допускают известную стандартизацию и выработку четких правил и порядка действий. Совокупности таких правил, способов и приемов достижения конкретных политических целей и называются политическими технологиями. К наиболее разработанным из них относят следующие:

· избирательные;

· информационно-аналитические;

· рекламно-имиджевые;

· политический маркетинг;

· лоббирование;

· политическое консультирование и т.д.

* лоббизм - особый механизм  воздействия на властные структуры,  целью которого является принятие  того или иного законопроекта,  выгодного определенным социальным  группам.

35.ПОЛИТИЧЕСКОЕ  УЧАСТИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ

Политическое участие - добровольная деятельность, посредством которой  члены общества участвуют в выборе правителей и, прямо или косвенно, в формировании государственной  политики. Оно может быть постоянным или эпизодическим, использующим законные или незаконные методы власти, организованным или неорганизованным. Политическое участие представляет собой вовлечение членов социально-этнической группы или социально-политической общности на индивидуальной или групповой основе в процесс политико-властных отношений внутри данной общности или международного сообщества. Участие в общественной жизни - неотъемлемое свойство не только политической, но и любой управляемой (или самоуправляемой) общности людей и служит одним из средств выражения и достижения их интересов. В условиях государственно-организованного общества вовлеченность граждан в процесс принятия решений и управления в той или иной степени политизируется в социальной, экономической и культурной сферах. Вместе с тем участие в решениях, не связанных с противоречивыми социальными интересами и конфликтами, не влияющих на распределение власти, не является собственно политическим. Различают индивидуально и коллективное, добровольное и принудительное, активное и пассивное, традиционное и новаторское, легитимное и нелегитимное, охранительные виды политического участия. В зависимости от этого выделяются виды политического участия: в выборах; в принятии решений; в управлении; в отборе политических лидеров и контроле за их деятельностью; в принятии, реализации и охране законов; в избирательных и иных политических кампаниях, политических митингах и собраниях; в забастовках, освободительных войнах и революциях; в деятельности политических партий и общественных организаций и т.д. По масштабу политическое участие проявляется на местном, региональном и национальном (федеральном) уровнях. Существенно важным для политического участия (или неучастия) индивида являются его политическая направленность, политические интересы, мотивы, потребности, разделяемые им политические ценности, идеалы, традиции и др. На степень политического участия оказывают влияние социокультурная и географическая среда (семья, коллектив, тип места жительства, развитость инфраструктуры), социально-экономические факторы (уровень образования, объем свободного времени, благосостояние, наличие материальных средств, доступ к информации, членство в политико-государственной иерархии). Имеют значение также социально-демографические и национально-этнические факторы. Политическое участие оценивается как одна из основных характеристик демократии, как средство политической социализации и политического воспитания, разрешения конфликтов, борьбы с бюрократией и политическим отчуждением граждан. Могут быть введены следующие “идеальные” типы политического поведения и участия личности в политике:

* личность с высокой  политической активностью, принимающая  постоянное участие в политической  жизни: лица, профессионально занимающиеся  политикой, и лица, не занимающие  ответственных постов в политических  учреждениях или организациях;

* личность, принимающая эпизодическое  участие в политике (выборы, отдельные  политические акции);

* личность с различным  уровнем компетентности, наблюдателя,  проявляющего интерес к политике, но лично практически не участвующего  в ней;

* пассивная личность с  нейтральным или отрицательным  отношением к политике;

* аполитичная и отчужденная  личность с негативным отношением  к своему участию в политике.

36. КОНЦЕПЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ. СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В РОССИИ

Теория политической модернизации первоначально возникла в конце 50-х годов с целью теоретического обслуживания политики Запада по отношению  к развивающимся странам. Вырабатывая  после второй мировой войны методы защиты своих национальных интересов  в “третьем мире”, США встали перед  необходимостью осмысления перспектив развития освободившихся стран, передачи им своего опыта и методов, с помощью  которых развивающиеся страны могли  бы стабилизировать у себя политическую и экономическую ситуацию, превратиться в социально и политически  стабильные, экономически развитые государства, стать надежными политическими  и экономическими партнерами. Однако со временем концепция политической модернизации превратилась в обоснование  некой общей модели глобального  процесса цивилизации, суть которой  в описании характера и направления  перехода от традиционного к рациональному  обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений.

Таким образом, признавая  особенности неевропейских развивающихся  обществ, теория модернизации 50-х начала 60-х гг. в целом разрабатывалась  в рамках универсальной традиции западного либерализма, полагая, что  все страны и народы в своем  развитии проходят одни и те же этапы. Позже с середины 60-х годов, а  тем более в 70-е и 80-е гг. сторонники теории политической модернизации значительно углубили и расширили диапазон исследований в области проблематики политического развития стран, находящихся в состоянии перехода от традиционного к современному обществу.

Если попытаться обобщить всё многообразие существующих проектов преобразований, то, по мнению ведущих  политологов данного направления, в наиболее общем виде большинство  предлагаемых вариантов и путей  модернизации можно подчинить устоявшейся  классификации, которая включает в  себя консервативное и либеральное  направление.

Теоретики консервативного  направления, в качестве основного  критерия эволюционного пути модернизации и условия избежания излишней напряженности и конфликтности  выделяют утверждение, что реформы  должны быть структурированы. Они должны состоять из последовательного ряда относительно небольших преобразований, неспособных вызвать резкое сопротивление  оппозиции, и в совокупности представляющих непрерывное социальное и политическое развитие в заданном элитой направлении.

Одной из особенностей российской модернизации, очень часто выделяемой исследователями, является ее особенная  временная растянутость и незавершенность.

Рассматривая особенность  длительного характера модернизационных процессов в России, их незавершенность  через волнообразную смену реформ и контрреформ, российский политолог - Г. Купряшин, подчеркивает амбивалентный  характер (одновременно модернизаторский и антимодернизаторский) современного политического развития России. Первая тенденция, по мнению автора, находит  свое проявление “в расширении включения  в политическую жизнь социальных групп и индивидов, в ослаблении традиционной политической элиты и  упадке ее легитимности”. Вторая, выражается в специфической форме осуществления  модернизации: “авторитарные методы деятельности и менталитет политической элиты, позволяет только односторонние - сверху вниз - движение команд при  закрытом характере принятия решений”.

Еще одна важная особенность  российской модернизации - это этатизм, то есть исключительная роль государства  в инициировании, определении направленности и осуществлении модернизационного  процесса, что объясняет многие устойчивые признаки крупных реформ в России.

Одной из самых характерных  особенностей российского государства, является его противоречивость, отчетливо  проявляющаяся в процессе модернизационных преобразований: с одной стороны, государство есть сила, инициирующая реформационные изменения, а с другой - инертная структура, по сути, не соответствующая  природе глубинных преобразований как таковых и, блокирующая, в  этой связи, разрешение назревших противоречий.

Еще одна особенность России при движении к современности  заключается в “долгосуществующих и глубоких культурных и идейно-политических расколах общества” в его отношении  как к конкретным этапам модернизации (например, реформа Петра I), так и  к основным перспективам и направлениям дальнейших эволюционных изменений (осуществляющихся в различных сферах общественной жизни).

Эта особенность была отмечена целым рядом исследователей.

37. ТРАНСФОРМАЦИЯ  ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ  В 90-Х ГОДАХ ХХ ВЕКА

Многочисленные процессы, происходившие в рамках постперестроечного периода привели не только к серьезным  трансформациям внутри политической системы, преобразованиям ее институциональной, коммуникативной, информационно-регулятивной подсистем, но и способствовали кардинальному  изменению в направлении, вектора  политического развития, смене режима, с которым многие связывают основную движущую силу модернизации в России.

Начало посткоммунистического  периода ознаменовали события августа 1991 г., распада СССР, а также уничтожение  власти коммунистической партии. Отражением этих событий стало крушение государства-монстра  и формирование нового; возникновение  плюрализма в политике и идеологии. В сложившихся условиях на смену  государству пришёл “режим”, основное оформление и становление которого пришлось на 1991 - 1993 гг. и продолжается до настоящего времени. Речь идёт о  “режиме-гибриде”, который сформировался  после событий сентября-октября 1993 г., когда конфликт законодательной  и исполнительной власти в 1992-1993 гг., завершился вооружённой схваткой между  ними, победой президентской стороны  и ликвидацией Советов.

Впрочем, однозначные категории  к нынешнему политическому режиму в России всё же вряд ли применимы. По сути - это гибридный, смешанный  режим. Применительно к политическому  процессу в России в его деятельности можно обнаружить казалось бы несовместимые  принципы: демократизм, авторитаризм, популизм, олигархические методы.

В России приход к власти “обновленного правящего класса, включившего в себя как старые кадры партийных и хозяйственных  прагматиков, так и новых карьерных  профессионалов из демократических  рядов”, произошел через ликвидацию советского государства. Этот факт имел неоднозначные последствия для  реформ. Так, отсутствие эффективных  государственных институтов замедлило  рыночные преобразования, поскольку  их было проблематично проводить  в условиях, когда не совсем определенными  оказались даже территориальные  параметры государственного пространства, национальная идентичность.

В условиях российского политического  процесса, возникла обоснованная необходимость  укрепления институтов, обеспечивающих соблюдение новых, демократических  законов и сохранения демократического общественного порядка).

В соответствии с новой  Конституцией, президент значительно  усилил свои властные позиции: сосредоточив в своих руках всю полноту  исполнительной власти и, наделяясь, огромными  законодательными полномочиями (получив, таким образом, возможность влиять на ветви власти), глава государства  занял роль “пристрастного арбитра“, в отношениях между властями, что  способствовало усилению авторитарной составляющей фактического процесса осуществления  власти в России.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"