Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 01:07, курсовая работа
1. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ
2. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЁ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ
....
43. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ
44. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ ЭТАПЫ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ
45. КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
46. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ И СПЕЦИФИКА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
На третьей стадии политического
процесса тем или иным способом достигается
согласие основных заинтересованных сил
и происходит выработка определенной
политики, что является результатом
деятельности главным образом
И наконец, последняя, четвертая
стадия обычного цикла политического
процесса заключается в осуществлении
коллективных политических решений, их
«переводе» на язык конкретной практической
деятельности государства типа мобилизации
экономических ресурсов, исполнения
бюджета и т.п. Это уже почти
исключительно прерогатива
34.ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (РЕЖИМ ПРОТЕКАНИЯ, СТАДИИ РАЗВЕРТЫВАНИЯ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ)
Целесообразно выделить два основных режима протекания политических процессов: а) режим функционирования и б) режим изменения, развития. Внутри обычного цикла политического процесса можно выделить несколько фаз, или стадий, осуществления в нем основных функций политики. Каждой процессуальной функции можно поставить в соответствие определенную стадию в развертывании целостного политического процесса.
На первой стадии происходит «артикуляция интересов» различных социальных групп, осознающих, что без воздействия на политическую власть им не решить свои проблемы. Их оформление и выражение берут на себя многочисленные «группы интересов» (профсоюзы, объединения предпринимателей, ассоциации потребителей и пр.)
Вторая стадия характеризуется «агрегацией интересов», т.е. процессом укрупнения, сведения относительно мелких, частичных интересов в некий обобщенный политический интерес, выразителем которого выступают уже крупные политические партии, объединения, движения и т.д.
На третьей стадии политического
процесса тем или иным способом достигается
согласие основных заинтересованных сил
и происходит выработка определенной
политики, что является результатом
деятельности главным образом
И наконец, четвертая стадия обычного цикла политического процесса заключается в осуществлении коллективных политических решений, их «переводе» на язык конкретной практической деятельности государства типа мобилизации экономических ресурсов, исполнения бюджета и т.п. Профессиональный политики должен прежде всего уметь: а) анализировать массу разнообразной информации; б) добиваться поддержки избирателей; в) организовывать взаимодействие политическим персон, групп, фракций; г) «продавливать» представляющиеся ему нужными решения через стену сопротивления оппозиционеров, чиновников, равнодушных и т.д. Все эти направления деятельности политика достаточно технологичны, т.е. допускают известную стандартизацию и выработку четких правил и порядка действий. Совокупности таких правил, способов и приемов достижения конкретных политических целей и называются политическими технологиями. К наиболее разработанным из них относят следующие:
· избирательные;
· информационно-аналитические;
· рекламно-имиджевые;
· политический маркетинг;
· лоббирование;
· политическое консультирование и т.д.
* лоббизм - особый механизм
воздействия на властные
35.ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ
Политическое участие - добровольная деятельность, посредством которой члены общества участвуют в выборе правителей и, прямо или косвенно, в формировании государственной политики. Оно может быть постоянным или эпизодическим, использующим законные или незаконные методы власти, организованным или неорганизованным. Политическое участие представляет собой вовлечение членов социально-этнической группы или социально-политической общности на индивидуальной или групповой основе в процесс политико-властных отношений внутри данной общности или международного сообщества. Участие в общественной жизни - неотъемлемое свойство не только политической, но и любой управляемой (или самоуправляемой) общности людей и служит одним из средств выражения и достижения их интересов. В условиях государственно-организованного общества вовлеченность граждан в процесс принятия решений и управления в той или иной степени политизируется в социальной, экономической и культурной сферах. Вместе с тем участие в решениях, не связанных с противоречивыми социальными интересами и конфликтами, не влияющих на распределение власти, не является собственно политическим. Различают индивидуально и коллективное, добровольное и принудительное, активное и пассивное, традиционное и новаторское, легитимное и нелегитимное, охранительные виды политического участия. В зависимости от этого выделяются виды политического участия: в выборах; в принятии решений; в управлении; в отборе политических лидеров и контроле за их деятельностью; в принятии, реализации и охране законов; в избирательных и иных политических кампаниях, политических митингах и собраниях; в забастовках, освободительных войнах и революциях; в деятельности политических партий и общественных организаций и т.д. По масштабу политическое участие проявляется на местном, региональном и национальном (федеральном) уровнях. Существенно важным для политического участия (или неучастия) индивида являются его политическая направленность, политические интересы, мотивы, потребности, разделяемые им политические ценности, идеалы, традиции и др. На степень политического участия оказывают влияние социокультурная и географическая среда (семья, коллектив, тип места жительства, развитость инфраструктуры), социально-экономические факторы (уровень образования, объем свободного времени, благосостояние, наличие материальных средств, доступ к информации, членство в политико-государственной иерархии). Имеют значение также социально-демографические и национально-этнические факторы. Политическое участие оценивается как одна из основных характеристик демократии, как средство политической социализации и политического воспитания, разрешения конфликтов, борьбы с бюрократией и политическим отчуждением граждан. Могут быть введены следующие “идеальные” типы политического поведения и участия личности в политике:
* личность с высокой
политической активностью,
* личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы, отдельные политические акции);
* личность с различным
уровнем компетентности, наблюдателя,
проявляющего интерес к
* пассивная личность с нейтральным или отрицательным отношением к политике;
* аполитичная и отчужденная
личность с негативным
36. КОНЦЕПЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ. СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В РОССИИ
Теория политической модернизации
первоначально возникла в конце
50-х годов с целью
Таким образом, признавая
особенности неевропейских
Если попытаться обобщить
всё многообразие существующих проектов
преобразований, то, по мнению ведущих
политологов данного
Теоретики консервативного направления, в качестве основного критерия эволюционного пути модернизации и условия избежания излишней напряженности и конфликтности выделяют утверждение, что реформы должны быть структурированы. Они должны состоять из последовательного ряда относительно небольших преобразований, неспособных вызвать резкое сопротивление оппозиции, и в совокупности представляющих непрерывное социальное и политическое развитие в заданном элитой направлении.
Одной из особенностей российской модернизации, очень часто выделяемой исследователями, является ее особенная временная растянутость и незавершенность.
Рассматривая особенность
длительного характера
Еще одна важная особенность
российской модернизации - это этатизм,
то есть исключительная роль государства
в инициировании, определении направленности
и осуществлении
Одной из самых характерных
особенностей российского государства,
является его противоречивость, отчетливо
проявляющаяся в процессе модернизационных
преобразований: с одной стороны,
государство есть сила, инициирующая
реформационные изменения, а с другой
- инертная структура, по сути, не соответствующая
природе глубинных
Еще одна особенность России
при движении к современности
заключается в “
Эта особенность была отмечена целым рядом исследователей.
37. ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В 90-Х ГОДАХ ХХ ВЕКА
Многочисленные процессы, происходившие в рамках постперестроечного периода привели не только к серьезным трансформациям внутри политической системы, преобразованиям ее институциональной, коммуникативной, информационно-регулятивной подсистем, но и способствовали кардинальному изменению в направлении, вектора политического развития, смене режима, с которым многие связывают основную движущую силу модернизации в России.
Начало посткоммунистического периода ознаменовали события августа 1991 г., распада СССР, а также уничтожение власти коммунистической партии. Отражением этих событий стало крушение государства-монстра и формирование нового; возникновение плюрализма в политике и идеологии. В сложившихся условиях на смену государству пришёл “режим”, основное оформление и становление которого пришлось на 1991 - 1993 гг. и продолжается до настоящего времени. Речь идёт о “режиме-гибриде”, который сформировался после событий сентября-октября 1993 г., когда конфликт законодательной и исполнительной власти в 1992-1993 гг., завершился вооружённой схваткой между ними, победой президентской стороны и ликвидацией Советов.
Впрочем, однозначные категории
к нынешнему политическому
В России приход к власти
“обновленного правящего
В условиях российского политического процесса, возникла обоснованная необходимость укрепления институтов, обеспечивающих соблюдение новых, демократических законов и сохранения демократического общественного порядка).
В соответствии с новой Конституцией, президент значительно усилил свои властные позиции: сосредоточив в своих руках всю полноту исполнительной власти и, наделяясь, огромными законодательными полномочиями (получив, таким образом, возможность влиять на ветви власти), глава государства занял роль “пристрастного арбитра“, в отношениях между властями, что способствовало усилению авторитарной составляющей фактического процесса осуществления власти в России.