Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 01:07, курсовая работа
1. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ
2. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЁ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ
....
43. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ
44. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ ЭТАПЫ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ
45. КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
46. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ И СПЕЦИФИКА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Представительный и
29. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Сущность правового
К основным признакам правового государства относят следующие:
· Государство самоограничивает себя законом, прежде всего Конституцией, через которую не может переступить никто, в том числе и само государство.
· Равенство всех перед законом.
· Ответственность государства перед каждым гражданином, и наоборот. Человеку полностью гарантируются права и свободы, защита от любого произвола власти. В то же время государственная власть защищает само государство от покушений на него любого гражданина или иного социального субъекта.
· Государство располагает стабильной Конституцией и системой законодательства.
Стабильность законодательства - важное условие осуществления права, уважения к закону со стороны граждан.
· Обязательное верховенство
Конституции и законов над
всеми другими правовыми
· Наличие отлаженного механизма, способного обеспечить выполнение и защиту права, в том числе наличие эффективной системы правоохранительных органов (суд, прокуратура, следствие, арбитраж, конституционный суд и др.), подчиняющихся только закону.
· Наличие гражданского общества, устойчивое правовое сознание граждан, их уважение к закону, признание его верховенства со стороны общества.
Выполнение в полной мере
столь высоких требований не может
сегодня обеспечить ни одно государство
мира. Поэтому о правовом государстве
можно говорить лишь как о некоем
идеале, к достижению которого следует
стремиться. Представление о правовом
государстве ассоциируется с
двумя основополагающими
Важнейшим институтом правовой государственности является конституционная юрисдикция, призванная оспаривать любой акт государственных органов, если он противоречит конституции или ущемляет права и свободы личности. Она служит защите не только частных прав, но и публичных интересов, не только прав индивида, но и конституции.
В целом правовое государство
ассоциируется с такой
30. ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ПАРТИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ,
Политическая партия - организованная группа единомышленников, представляющая интересы определенной части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Они предстают в роли институтов-посредников, связывающих классы и другие социальные группы друг с другом и с государственной властью. Сущность политической партии зависит от следующих основных характеристик: социального состава и социальной базы партии; состава, интересов и целей руководства партии; программных установок организации; объективной направленности ее политических действий. Социальная база политической партии - лишь один из критериев ее сущности. Партии могут образовываться и действовать на межклассовой основе, привлекая к борьбе путем идеологических манипуляций представителей различных социальных групп. Важнейшим показателем сущности политической партии является то, чьи интересы и взгляды каких сил она выражает, защищает в повседневной практике. В политической системе общества политические партии выполняют следующие основные функции. 1. Определяют политическую цель. Разрабатывая идеологию и программы, партии стремятся определить стратегии и убедить граждан в возможности альтернативных или иных действий. 2. Выражают общественные интересы. Выражать интересы могут и группы, однако лишь партии сводят их воедино в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решения центральных государственных органов. 3. Мобилизуют и социализируют граждан. Создают долгосрочную социальную и идейно-психологическую основу партийной деятельности. Формируют соответствующее общественное мнение, используя для этих целей СМИ. 4. Формируют вместе с другими политическими институтами механизм государственного и общественного управления; обеспечивают стабильность правительственных структур.
Одна из наиболее распространенных
типологий партий: кадровые - массовые,
была разработана в начале 50-х
гг. известным французским
31. СУЩНОСТЬ И РАЗНОВИДНОСТИ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ.СТАНОВЛЕНИЕ МНОГОПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Наиболее распространена “усложняющаяся” классификация различных систем партий и моделей связей между ними: однопартийность, двухпартийность, многопартийность.
Системы с единственной партией. Эти системы являются несоревновательными. Если в соревновательных партийных системах на первое место выдвигаются традиционные (избирательные, парламентские, идеологические, социализационные) функции партий, то в несоревновательных - правящая партия берет на себя гораздо более широкий круг обязанностей, подчас выполняя государственные функции, выступает стрежнем всей политической системы общества. Двухпартийные системы. Двухпартийные (Великобритания, США) и многопартийные системы существуют в большинстве стран мира. Число партий может колебаться от 3-4 (в Бельгии, Германии или Австрии), до 80 (в современной России). Характерная особенность этих систем состоит в том, что они достаточно стабильны. В их рамках избиратель получает возможность выбора между альтернативными решениями и лицами, на которых возлагается их осуществление. Двухпартийная система в определенной степени “стабилизирует” правительство, поскольку партия, стоящая у власти, обычно обладает парламентским большинством. Многопартийные системы. Формирование многопартийных систем является следствием различных факторов, среди которых можно выделить исторические, национальные, социальные, институциональные и идеологические. Так, обществу с “многоклассовым” и “многослойным” составом, различными видами и формами собственности, устойчивыми традициями демократии должна соответствовать много- или двухпартийная система. Многопартийности также способствует пропорциональное представительство и мажоритарная избирательная система с голосованием в два тура.
Особенности партийной системы России
Партийная система в России
прошла три основных этапа в своем
развитии. Первый (1905-1917) - характеризовался
многопартийностью в условиях думской
монархии. Для второго (1917-1990) - была
характерна однопартийность (правительственный
блок “большевиков” и левых
32. ГРУППЫ
ИНТЕРЕСОВ, ИХ СУЩНОСТЬ И
Вариантом социально-группового
подхода к проблеме субъектов
политического процесса является концепция
групп интересов, разработанная
в начале ХХ века в противовес марксизму.
Ее основателем считается
Взаимодействие таких
групп и государства А.Бентли
считает сердцевиной
Следует отметить, что разные группы интересов используют различные каналы влияния на принятие политических решений. Можно отметить определенную закономерность: чем «современнее» группа интересов, тем меньше она использует непосредственные каналы и механизмы воздействия на государственные институты, тем больше она стремится воздействовать на общественное мнение.
33. СУЩНОСТЬ
И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОГО
Политический процесс - это ход развития политических явлений, совокупность действия политических субъектов по осуществлению своих ролей и функций в сфере власти, обеспечивающих формирование и функционирование политической системы общества.
В структуре политического процесса принято выделять по меньшей мере 4 значимых компонента:
· субъекты политического процесса (институционализированные и неинституционализированные);
· политические интересы данных субъектов;
· политическая деятельность людей (профессиональная политическая деятельность и политическое участие рядовых граждан);
· политические отношения, складывающиеся в результате деятельности субъектов политического процесса.
Профессиональный политик
должен прежде всего уметь: а) анализировать
массу разнообразной
Внутри обычного цикла политического процесса можно выделить несколько фаз, или стадий, осуществления в нем основных функций политики.
На первой стадии происходит «артикуляция интересов» различных социальных групп, осознающих, что без воздействия на политическую власть им не решить свои проблемы. Их оформление и выражение берут на себя многочисленные «группы интересов» (профсоюзы, ассоциации потребителей и пр.)
Вторая стадия характеризуется «агрегацией интересов», т.е. процессом укрупнения. сведения относительно мелких частичных интересов в некий обобщенный интерес;