Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

1. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ
2. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЁ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ
....
43. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ
44. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ ЭТАПЫ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ
45. КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
46. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ И СПЕЦИФИКА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Файлы: 1 файл

ответы политология.docx

— 142.11 Кб (Скачать файл)

11. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЕВРОПЕЙСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ НАЧАЛА ХХ ВВ. (А.ТОКВИЛЬ, О.КОНТ,Г.СПЕНСЕР, К.МАРКС, М.ВЕБЕР)

Политическая мысль 19 в. в  Европе продолжала развивать сложившиеся  ранее направления и традиции, в том числе традиции локковского  либерализма, учение о республике и  роли законов в жизни общества Ш.Л.Монтескье, а также учение об общественном договоре, чаще всего  в его толковании Ж.Ж.Руссо. В то же время появились новые направления, отразившие реалии своего времени и  обосновывавшие свои способы совершенствования  политической жизни общества и деятельности государства. К.Маркс разработал принципы материалистического понимания истории (исторический материализм), теорию прибавочной стоимости, исследовал развитие капитализма и выдвинул положение о неизбежности его гибели и перехода к коммунизму в результате пролетарской революции. Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и историю общества в кон. 19-20 в. Маркс стремился объединить рабочее движение разных стран. «Капитал» -- основной труд Маркса, в котором дан анализ развития капитализма и его исторических пределов. ВЕБЕР Макс (1864-1920), немецкий социолог, историк. В основе методологии Вебера разграничение опытного знания и ценностей; концепция «понимания», по которой социальное действие объясняется через истолкование индивидуальных мотивов. Выступал против марксизма. М-Вебер стал рассматривать политические явления как особые реальности, имеющие собственную логику развития и соответственно собственную историю. Он, в частности, полагал, что политика обусловлена не только производственными отношениями, как у Маркса, или разделением труда, как у Э.Дюркгейма, но и в равной степени влиянием административных структур. Французский мыслитель Алексис Токвиль (1805 - 1859). Его беспокоила проблема вероятного конфликта между политическим равенством и политической свободой в демократическом обществе. По мнению Токвиля, демократии присущи два нежелательных последствия: «демократия не дает народу самого искусного правительства»; политическая тирания большинства. Он объяснял это тем, что буржуазный индивидуализм приводит к такому негативному факту как отказ граждан от участия в общественной жизни. Токвиль выделял два основных преимущества демократии над другими формами правления: она способствует благополучию наибольшего числа граждан, обеспечивает политические свободы или широкое участие масс в политической жизни. О. Конт. В целом Конт выступает противником либерализма, демократии, социализма, прав и свобод личности, мешающих, по его мнению, упрочению солидарности, сторонником сильной авторитарной власти.

Иные политические взгляды с позиций позитивизма  отстаивал Г. Спенсер -- родоначальник  органического направления в  социологии. Сравнивая общество с биологической организацией животных, а его развитие -- с биологической эволюцией, он исходил из длительности и постепенности общественных преобразований на основе медленных изменений социальной наследственности и т.д. В отличие от Конта, Спенсер признает концепцию естественного права. Если у Конта в соотношении общества, государства и личности приоритет принадлежит обществу и государству, то у Спенсера -- личности. Он признавал за гражданами «право игнорировать государство», призванное, по его мнению, обеспечивать автономию индивида. Государство, политическая власть возникает и существует, по Спенсеру, ради достижения общих целей и обязано выражать запросы и чувства народа. Он различал два основных типа государства: военный, где личность поглощается обществом и государством, а принуждение, милитаризм составляют главное во всех сферах общественной жизни (это характерно для ранних стадий истории); и промышленный, где уважается индивидуальность личности, ее свобода, инициатива, мирное добровольное сотрудничество. В отличие от Конта, Спенсер выступил как твердый сторонник политического и экономического либерализма, личной свободы и свободы конкуренции, противник вмешательства государства не только в экономику, но и во все другие сферы жизни общества. Взгляды Спенсера на формы государства претерпели существенную эволюцию. Вначале он отдавал предпочтение демократии, поддерживал требование установления всеобщего избирательного права и т.д., а к концу жизни встал на путь оправдания существующих государственных форм, соответствующих природе человека, высказывал опасения по поводу тирании рабочих и их классового законодательства.

12. РУССКАЯ  ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ Х1Х-НАЧАЛА ХХ ВВ.

Развитие политической мысли  в России в указанный период ее истории было выражено в ряде направлений. В каждом из них отражались реальные процессы политической жизни российского  общества и отношение к ним  различных его слоев, выраженное их идеологами. При этом все они  по-своему ставили и решали проблемы, связанные с интересами всей России, развитием ее государственности, гражданских  и политических прав личности, исконных духовных ценностей ее народа, без  которых Россия ими не мыслилась.

ПЕСТЕЛЬ Павел - декабрист. Член «Союза спасения» и «Союза благоденствия», основатель и директор Южного общества декабристов. Пестелем был написан  конституционный проект «Русская Правда», принятый Южным обществом в качестве программы действий. «Русская Правда»  включала такие демократичные меры, как наделение землей освобождаемых  крестьян, избирательное право без  имущественного ценза.

МУРАВЬЕВ Никита, декабрист. Один из основателей «Союза спасения»  и «Союза благоденствия». Член Верховной  думы и правитель Северного общества. Автор проекта Конституции.

ЗАПАДНИКИ, представители  одного из направлений русской общественной мысли 1840-50-х гг. Считали историю  России частью общемирового исторического  процесса, сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали  самодержавие и крепостничество, выдвигали  проекты освобождения крестьян с  землей, сторонники реформ и конституционного преобразования государственного строя. Главные представители: П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев и др. Сотрудничали в журналах «Отечественные записки», «Современник», Русский вестник». После крестьянской реформы 1861 западники  сблизились со славянофилами на почве  либерализма. Взгляды западников (особенно их конституционные проекты) получили дальнейшее развитие в программах российских либеральных организаций и групп  кон. 19 -- нач. 20 вв.

СЛАВЯНОФИЛЫ, представители  одного из направлений русской общественной мысли 1940-1950-х гг.; выступали с  обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического  развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии  как единственно истинном христианстве; противостояли западникам. Выступали  за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. п. Главные  представители: И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков  и др. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 многие славянофилы сблизились с западниками на почве либерализма.

Чернышевский Николай, один из идеологов революционного движения в России. Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х гг. Считал, что социализм  обусловлен всем развитием человечества; для России переход к социализму возможен через крестьянскую общину. Социалистические идеалы Чернышевского  нашли отражение в его романах  «Что делать?» (1863) и «Пролог» (ок. 1867-69).

Лавров Петр, один из идеологов  революционного народничества. Центром  социальной системы Лаврова является личность; отрицал ее анархию и  эгоизм. Идеалом общественного устройства считал общество, в котором наибольшее количество лиц солидарны между  собой, где развитие личности происходит беспрепятственно.

Плеханов Георгий (1856-1918), российский политический деятель, пропагандист марксизма. В Революцию 1905-07 выступил против вооруженной борьбы с царизмом. К Октябрьской революции отнесся  отрицательно (считал, что по степени  социально-экономического развития Россия не готова к социалистической революции).

Ленин В.И. рано стал приверженцем идей К. Маркса и Ф. Энгельса и стремился  применить их к решению проблем  общественного развития России. Придя  к выводу о вступлении России на путь капитализма, Ленин обосновал  необходимость буржуазно-демократической  революции и ее перерастания в  социалистическую революцию. Ленин  пришел к выводу, что капитализм вступил в последнюю стадию своего развития -- империализм и передовые  страны Европы созрели для мировой  социалистической революции. Резко  критикуя принципы парламентской демократии и разделения властей, Ленин отстаивал  курс на установление диктатуры пролетариата как орудия построения социализма и  коммунизма. Ленин считал, что Россия должна начать мировую социалистическую революцию. Острый кризис в стране после  Октябрьского переворота и гражданской  войны, не оправдавшиеся надежды  на революцию в европейских странах  привели Ленина к признанию ошибочности  политики «военного коммунизма»  и необходимости перехода к новой  экономической политике.

13. ПОЛИТИЧЕСКАЯ  ВЛАСТЬ, ЕЁ СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Политическая власть - это  реальная способность данного социального  слоя, группы или элиты проводить  свою волю путем распределения властных отношений и кодификации выгодных ему правовых норм. Она проявляется  в форме социального господства, ведущей роли или руководства  тех или иных социальных классов, а чаще всего в сочетании вышеназванных  форм. В отличие от государственной  политическая власть реализуется не только государственным аппаратом  и его подразделениями, но и через  деятельность политических партий, а  также различных общественных организаций: профессиональных союзов, общественных фондов и движений, а также творческих организаций и т.д.

Политическая власть обладает рядом особенностей. К ним относятся:

· Право на легальное использование  насилия против антиобщественых  элементов;

· Наличие единого центра принятия решений;

· Выполнение роли арбитра  в случае конфликтов между представителями  различных социальных групп;

· Обеспечение максимальной стабильности общества как целого в  рамках существующих отношений собственности, действующих законов и конституции;

· Целенаправленное использование  средств массовой информации для  формирования определенного общественного  мнения.

Структура власти.

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект.  
Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь народ, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться.

Субъект определяется содержанием  властного отношения через приказ 
(распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего элемента власти.

Объект власти.

Власть невозможна без  подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект  обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения.

Масштабы отношения объекта  к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого  с радостью повиновения. Качества объекта  политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой  населения.

Власть - это специальный  социальный институт, который упорядочивает  социальные отношения и поведение  индивида. Политическая власть проявляется  в общих решениях и решениях для  всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными  субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы  людей, регулирует отношения между  группами во время стабильности, общего согласия.

14. ПОЛИТИЧЕСКОЕ  ГОСПОДСТВО КАК ФОРМА ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ ВЛАСТИ. ТЕОРИЯ ЛЕГИТИМАЦИИ ГОСПОДСТВА М.ВЕБЕРА

Властные элементы возникают  из динамики взаимодействия субъектов, обладающих волевым потенциалом, из горизонтальной и вертикальной структурированности  общества.

Наиболее древней формой проявления власти выступает агрессия, направленная не на сородичей, а на соседей, вне первобытной родовой  общины. На данном этапе власть осуществлялась сообща. Не существовало различия между  собственно политической властью и  другими источниками социального  принуждения. В дальнейшем по мере выделения  первобытной знати появляется социальное неравенство. Политическая власть становится достоянием группы вождей или одного из них, но пока еще не является наследственной. По мере развития социума постепенно усиливается потребность в возникновении протогосударства. Протогосударство - самая ранняя из известных политических структур. Частной собственности как таковой по-прежнему нет. Происходит сакрализация власти, т.е. объявление ее священной. Личность при этом как бы отделяется от должности: важны не индивидуальные качества, а занимаемое место вождя, теперь уже наследуемое внутри данного рода. Вождь наделяется большой властью и превращается в символ. Впервые появляется администрация - центральный аппарат власти и региональные правители. Процесс превращения правителя из слуги общества в законного субъекта власти находит завершение в раннем государстве. Его особенностью является огромная численность подданных. Впервые нарождается бюрократия, представляющая собой иерархичную систему управления, для которой характерны: четкое, на основе должностных инструкция, определение границ компетенции на каждом уровне госаппарата; принятие решений невзирая на лица, согласно законам и инструкциям; упорядоченный характер деятельности. Отличительной чертой раннего государства выступает урбанизация - власть воплощается в таких городских символах, как дворцы и храмы, стратегические дороги и прочие образцы монументального строительства. Логическим завершением эволюции политической власти выступает современное государство, где властью снова наделяется общество в целом благодаря наличию принципа разделения властей и ряда демократических институтов.

Господство - это форма  власти, при которой приказы ее субъектов эффективны именно потому, что те, кем командуют, считают  эти команды обоснованными и  законными, т.е.легитимными.

М. Вебер выделял три  вида легитимного, или основанного  на законе, господства - традиционное, рационально-легитимное и харизматическое.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"