Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 22:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

отв - История политических правовых учений.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

Когда государь нарушает Божественный закон, духовная власть должна оказать  давление на светскую власть. Всякая власть от Бога, а Церковь – выразитель его воли на земле. Только духовная власть позволяет праву светской власти осуществлять свои функции.

Аквинский выделяет три основных момента  гос-венной власти:

1) сущность;

2) происхождение;

3) использование.

Сущность государства заключается  в соотношении господства и подчинения, что отражается в повиновении  представителей низших слоев общ-ва высшими. Однако это не означает того, что государь обожествляется или все его действия освящаются, так как власть по своему происхождению может быть тоже несправедлива и дурна. Она быть использована и во зло, и следствием этого явл-ся вырождение власти. Определение законности власти осуществляется Церковью.

Цель государства – установление общего блага и соблюдения закона. Фома классифицирует следующие формы  государства:

1) правильные – монархия, полития, аристократия;

2) неправильные, извращенные – олигархия, тирания, демократия.

Правильная форма гос-венного устройства – это монархия. Именно монарх должен стоять во главе царства земного, и только монархические государства жизнеспособны; пример тому – история. Наихудший тип гос-венного устройства – это тирания.

Одна из важных проблем того периода  – это проблема соотношения церковной  власти и светской, ведь, по утверждению  Фомы, эти два типа власти неразрывны. Что касается Церкви, то она ответственна за души и должна искоренять ересь  и любое отступление от веры.

Если на неправедный  путь встанет монарх, он должен быть смещен. Монарх должен быть христианином и владеть политическим искусством, так как только таким способом он может установить согласие между  подданными и успешно вести гос-венные дела.

 

 

  1. Возникновение буржуазной политической теории в Италии. Светская теория государства Макиавелли.

Николо Макиавелли (1469–1527) – итальянский мыслитель, политический деятель, историк эпохи Ренессанса. Основные сочинения Макиавели: «Государь», «Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия» др.

Макиавелли говорит о наличии  объективной исторической необходимости, судьбе. Но она не абсолютна, в истории  есть место и для личной энергии  отдельного человека (воли, доблести, предприимчивости). Макиавелли также считает, что церковь должна служить интересам государства и народа. Христианство, по его мнению, проповедующее смирение, только обессиливает человека. Он считает, что догмам традиционной религии и морали не следует придавать никакого значения, поскольку они не могут содействовать укреплению благоустройства общ-ва.

Государство – это целостная  структура, которая образована подчиненностью управляемых управляющим. Государство  состоит из законов и политической власти. В догос-венном состоянии люди жили как животные, а потом они объединились и выбрали самого достойного своим вождем. Постепенно у них стали вырабатываться этические нормы, представления о добре и зле и т. д. Позже его представления об идеальном государе изменились. Макиавелли считает, что подданные выбирают его не по принципу силы, а по принципу справедливости и мудрости.

Эволюция форм гос-венности зависит от наличия противодействующих друг другу социальных сил – народа и аристократии. Первый не хочет, чтобы его угнетали. Вторая желает, чтобы ей подчинялись.

В зависимости от числа правящих лиц Макиавелли выделяет:

1) единовластие, правление немногих;

2) правление всего народа.

В зависимости от целей государства  и качества их достижения он вычленяет  следующие типы:

1) монархию;

2) олигархию;

3) демократию.

Все три типа относятся  к так называемым неправильным формам. Они приводят к попранию законов, пренебрежению интересами государства.

Макиавелли вырисовывает идеал государства из уже существующих форм гос-венности. Республика должна быть результатом согласования всех трех гос-венных форм, а интересы правителя и народа должны находиться в согласии. В таком случае государство будет благоденствовать. Большую роль в этом играет закон. Закон связывает обязательствами и государя, и народ. Закон защищает государство и от произвола толпы, и от несдержанности правителя. Мудрость народа сосредоточена в законе.

Сущность республики заключается в компромиссе между  народом и знатью. Аристократия необходима, так как именно из нее выдвигаются гос-венные деятели, военачальники, чиновники. Народ выступает своего рода гарантом неподкупности и соблюдения закона.

Каждое государство  время от времени захватывают  смуты. В этих случаях Макиавелли допускает введение диктатуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Гос-венно-правовые идеи эпохи Реформации во Франции. (Ж. Боден).

Жан Боден (1530-1596) был апологетом французского абсолютизма. Его основной труд: «Шесть книг о гос-ве». Ж. Боден изложил свободное от богословия, светское учение о гос-венной власти, обосновал требование политической централизации страны.

Ж. Боден сравнивал власть отца и мужа в семье и власть монарха  в гос-ве. Основой семьи и государства Ж. Боден считал частную собственность, он подчеркивал, что общность имущества невозможна, т.к. противоречит Божественным установлениям и природе человека.

Гос-венная власть, по Ж. Бодену, верховна и суверенна, постоянна во времени и пространстве. Суверен вне (выше) закона и не связан волей других субъектов политической системы. Он делает все, что считает нужным, в законодательной, исполнительной, судебной гос-венных сферах. Власть суверена ограничивается лишь естественными и Божественными законами (в частности, неприкосновенностью частной собственности). Суверенитет может принадлежать либо одному лицу (королю), либо одному собранию (парламенту), либо всему народу; смешанная форма государства с разделением гос-венного суверенитета невозможна. Смешанной может быть только правительственная (исполнительная) власть.

Если гос-венный суверенитет единолично принадлежит королю (что предпочтительнее), то Генеральные штаты (парламент) не должны препятствовать суверенной воле короля. Суверенный монарх – наместник Бога на земле, он по рождению призван управлять другими людьми.

Ж. Боден отвергает классическое и идущее от Аристотеля разделение форм государства на правильные и неправильные. Глава государства (суверен) – тот, кто принимает законы: один человек (король, монархия), несколько людей (парламент или другое собрание, аристократия) либо весь народ (республика). Ж. Боден отдает предпочтение монархии, когда суверенная власть принадлежит одному человеку – королю (монарху). В республике народ не способен прийти к правильным решениям. Демократия соседствует с анархией, общее благо там погибает. Боден выделяет при этом следующие монархии. 1) Законная (королевская). 2) Сеньориальная (основанная на праве завоевания). 3) Тирания (незаконная и неправедная форма монархии), обусловленная не методами управления, а незаконной узурпацией власти тираном. Тиран становится государем насильственным путем, поэтому тирана, в свою очередь, можно и должно низложить и убить.

Особенно монархия необходима обширным государствам. Все государства, по Ж. Бодену, создавались путем либо завоевания, либо внутреннего насилия, но никак не по договору.

Ж. Боден не поддерживал идею выборности монарха, т.к. выборы сопровождаются междоусобицами. Монарх должен быть наследственен. Наилучшая форма – королевская монархия, где верховным сувереном явл-ся король, а правительственная власть может делегироваться королем другим гос-венным органам и должностным лицам.

 

 

  1. Социально-полит-ие идеи раннего утопического социализма (Т.Мор, Т.Кампанелла).

Томас Мор (1478–1535) – английский юрист, философ, политический деятель. Главное произведение: «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжица о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Отсюда появление термина «утопизм». Данный термин употребляется для обозначения нереальных социальных проектов по улучшению общ-ва либо любых нереальных, утопических идей и мечты. В переводе с греческого это слово означает «место, которого нет».

В начале книги Мор  обращает внимание на существующее неравное социальное положение сословий в  Англии, причина которого – обезземеливание  крестьянства, политика огораживаний. Далее в книге в красочных  тонах рассказывается, как прекрасна и счастлива жизнь на острове Утопия, где нет частной собственности и все принадлежит всем. Там все трудятся (при этом рабочий день не превышает 6 ч), денег нет вообще.

По своему гос-венному устройству Утопия представляет федеративную республику, которая состоит из 54 городов, представители этих городов заседают в сенате. В каждом из городов проживает около 6000 семей. Все гос-венные должности в Утопии выборные, а все важные дела городов решает народное собрание. В Утопии разрешены любые религии и секты, только религиозный фанатизм находится вне закона. Что касается атеизма, то он не приветствуется, так как безбожие нельзя допускать.

Основная задача должностных  лиц острова состоит в том, чтобы никто не уклонялся от работы. За преступления в Утопии не карают строго. Человек обращается в рабство на время, совершает полезные для общ-ва работы.

Мор не явл-ся апологетом индивидуальной свободы. Личные интересы он предполагал подчинить общественным. В частной собственности он видел причину социальных бедствий и препятствие на пути к идеальному обществу.

Утопист Томмазо Кампанелла (1568–1639) изложил свои утопические  взгляды в произведении «Город солнца».

Город солнца – прекрасное, совершенное государство, где господствуют философы-священники во главе с Метафизиком. Город солнца – это социально однородное общество, которое ведет общинный образ жизни и где исповедуется простая и рациональная религия. В этом обществе нет места для частной собственности и семьи, потому что детей воспитывает государство. Установлен обязательный четырехчасовой труд. Хозяйственной единицей явл-ся не семья, а мастерская (или бригада). Кампанелла возражает против применения рабского труда. Но жизнь в Городе солнца еще более регламентирована, чем в Утопии. Все носят одинаковую одежду, одинаково питаются, одновременно начинают и завершают работу и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Возникновение естественно-правовой теории в Голландии XYII в. (Г.Гроций).

Гуго Гроций утверждал  о социальном, а не Божественном происхождении природы человека. По Гроцию, существуют два вида права:

1) естественное, устанавливаемое человеческим разумом. Разум оценивает, может ли оно быть одобрено или нет. Таким же образом люди оценивают свои поступки;

2) волеустановленное, берущее свое начало от воли человека. Оно делится на право человеческое и право Божественное. Существование людей до возникновения государства обозначается как естественное состояние. Оно характеризовалось отсутствием четкого руководства (институтов управления), прав частной собственности. Постепенно такие качества людей, как разумность и общительность, потребовали регулирования взаимоотношений.

Важнейшие элементы государства: 1) верховная власть, издающая законы; 2) правосудие; 3) чиновничий аппарат; 4) система налогообложения; 5) объявление войны и заключение мира. Всеобщий носитель верховной власти – государство.

Различные формы гос-венного правления представляют собой результат коллективного договора между людьми.

 

  1. Естественно-правовая концепция Спинозы

Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.) – видный голландский философ. Политико-правовая проблематика нашла  отражение в его трудах «Богословско-политический трактат», «Этика», «Политический трактат». Исходным в учении Спинозы о гос-ве и праве явл-ся понятие естественного права – правил природы. Естественные законы – это необходимость, в пределах которой существует и действует природа. Итак, естественное право запрещает то, чего никто не желает и никто не может. Оно действует в естественном состоянии, где каждый имеет столько прав, сколько имеет силы. В этом состоянии всем правит человеческий эгоизм; противоречия между людьми решаются с помощью насилия. Эгоизм вообще соответствует человеческой природе; поэтому, считал Спиноза, осуществление на практике утопий наподобие проекта Мора несбыточно.

Для прекращения постоянной борьбы всех против всех люди заключают  общественный договор и таким  образом переходят к гражданскому состоянию. Спиноза писал, что они  соединяют свои естественные права  и создают гос-венную власть, чтобы жить «безопасно и наилучшим образом». Так люди переходят от жизни по велению своих страстей к жизни по требованиям разума. Государство Спиноза рассматривал как продукт самоограничения людей. С его образованием создается общее для всех право, обеспеченное совокупной мощью всех граждан. Получается, что в гражданском обществе мощь каждого отдельного индивида возрастает. Свобода теперь заключается в подчинении общему для всех закону; этот закон имеет абсолютную силу для всех. Однако, гос-венная власть не распространяется на неотчуждаемые естественные права, к которым относятся свобода мысли, суждения, вероисповедания.

Законы, действующие в гос-ве, будут соответствовать интересам всех граждан, если будут приняты на их всеобщем собрании, считал Спиноза. Только тогда будет гарантирована разумность законодательства. Поэтому лучшей формой гос-венного устройства голландский мыслитель признавал демократическую республику, при которой наилучшим образом обеспечиваются мир и безопасность граждан. Для реальных условий своего времени он предложил проект, согласно которому управление находится в руках аристократического совета. Монархическое устройство Спиноза осуждал как ограничивающее человеческую свободу.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"