Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 22:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Политология".
Английский философ Томас Гоббс (1588–1679) изложил свои основные политико-правовые идеи в работах «Левиафан», «Бегемот, или Долгий парламент».
По Гоббсу, от природы
люди равны физически и
Заключая общественный договор, люди переносят естественные права на государство. Оно явл-ся ответственным лицом за действия по выполнению общественного договора. Государство не связано гражданскими законами, он само творит их. Оно не может передать власть. Гоббс отстаивает идею необходимости сильного государства. Гос-венный идеал – верховная власть должна поощрять гражданские инициативы.
Цель законов – способствоаание их наибольшей самореализации граждан.
Основным трудом Джона Локка (XVII в.) явл-ся «Два трактата о гос-венном правлении» (1689-1690). Дж. Локк был последователем естественно-правовой теории. Он утверждал, что феодальный строй противоречит естественному праву. Среди основополагающих ценностей естественного состояния Дж. Локк называл свободу и равенство. В отличие от Т. Гоббса Дж. Локк не считал естественное состояние войной «всех против всех».
Собственность как естественное право возникает до государства и существует независимо от государства. Свобода включает свободу на действия, свободу на труд и его результаты. Именно из труда проистекает частная собственность.
Господство, основанное на началах абсолютизма, не может быть признано государством, по мнению Дж. Локка. Над абсолютным монархом нет суда, он по отношению к своим подданным как бы остается в естественном состоянии.
Дж. Локк также разрабатывает учение о разделении властей: нужно различать три ветви власти: исполнительную, законодательную, союзную (федеративную). Последней должны быть подведомственны вопросы внешней политики. Дж. Локк не выделял судебную власть из исполнительной. Каждая власть должна принадлежать отдельному органу: законодательная – парламенту (представительному учреждению всей нации); исполнительная – монарху или кабинету министров; союзная – специальным органам. С другой стороны, исполнительную и союзную власти может совмещать монарх. Власти не являются равноправными.
Верховными полномочиями обладает законодательная власть, хотя и с ограничениями. Парламент не может покушаться на частную собственность граждан; не должен заседать постоянно, чтобы не узурпировать всю полноту власти. Законодательными полномочиями не могут быть наделены монарх или правительство (кабинет). Исполнительными полномочиями не может быть наделен парламент. Разделение властей не исключает их единства под верховенством законодательной власти. Также единству гос-венной власти способствует монарх, являющийся главой государства. Он созывает и распускает парламент, имеет право законодательной инициативы, утверждает законопроекты, обладая при этом правом вето. Монарх имеет право смягчить силу закона, если последний может причинить вред народу. Со своей стороны народ имеет право на восстание против монарха, злоупотребляющего своими прерогативами.
В обществе люди вынуждены частично отказаться от своей природной свободы. Гарантом естественных прав и свобод явл-ся государство, издающее законы, снабженные определенными санкциями. Люди, частично отказываясь от своих естественных прав и свобод, передают их обществу в целом.
Дж. Локк – главный теоретик и идеолог английской конституционной монархии, либерализма, естественно-правовой концепции в теоретическом правоведении.
Чезаре Беккариа (1738–1794) – выдающийся итальянский просветитель, автор знаменитого труда "О преступлениях и наказаниях". Сторонник естественно-правовой доктрины, Беккариа полагает, что когда-то постоянные войны и произвол вконец утомили индивидов и они, пожертвовав некоторой долей принадлежащей им свободы, соединились, чтобы спокойно и в безопасности наслаждаться остальной ее частью. Сумма частиц пожертвований на общее благо свободы образовала верховную власть нации, которая должна была обеспечить людям нормальное существование под сенью справедливых законов. Но мира и правды нет, кругом насилие и бесправие, поскольку "большая часть законов – не что иное, как привилегия, т. е. подать, наложенная на всех в пользу немногих".
Беккариа, в частности, глубоко возмущен тем положением, при котором за одни и те же проступки богатый и бедный подвергаются разным наказаниям. Порицая какие бы то ни было сословные привилегии, он категорически заявляет, что там, где знатные и власть имущие отделываются пустяками, а простой народ несет всю тяжесть суровых кар, "разрушаются все понятия о справедливости и долге и на их место становится право сильного".
Почему так случилось, что на одном полюсе оказались могущество и счастье, а на другом – лишь унижение и нищета? У Беккариа имеется на сей счет проницательная догадка. Он указывает на материальные корни социальной несправедливости. Право собственности – вот что оставляет в удел большей части человечества одно только нищенское существование.
Для предотвращения преступлений и оздоровления общ-ва Беккариа не предлагает переустройства жизни на совершенно новых принципах. Он ведет речь "о восседающих на престолах Европы благодетельных монархах, покровительствующих мирным добродетелям, наукам и искусствам, отцах своих народов". Он предпочитает говорить об устранении нищеты и постепенном уравнении всех граждан как в нравственных, так и в материальных выгодах, доставляемых обществом; высказывается за всеобщее просвещение и хорошее воспитание; пишет о простых, мудрых законах и равенстве перед ними всех людей, о необходимости строгой законности и точном соблюдении обязательных гарантий прав личности.
Искренняя убежденность Беккариа в неразумности феодальной системы, его гуманизм и талантливая пропаганда передовых воззрений на право и государство объективно сыграли немалую роль в идеологическом оснащении европейских буржуазно-демократических преобразований.
Значение идей, развитых в труде "О преступлениях и наказаниях" (1764), выходит далеко за пределы проблем уголовного права и судопроизводства. Эти идеи защищают такие универсальные ценности, как свобода, честь и достоинство человека, общественный порядок, обеспечиваемый прежде всего не репрессиями, грубой силой, но справедливыми законами, самодисциплиной и высоким сознанием индивидов. Они – весомый вклад Беккариа в разработку европейскими просветителями теории правового государства, принципов либерализма. Подобный вклад не мог не сделать мыслитель, убежденный в том, что самым лучшим явл-ся социальный строй, при котором достигается максимальное счастье для наибольшего числа людей.
Шарль Луи Монтескье (1689–1755) – видный представитель французского Просвещения, юрист, политический мыслитель.
Монтескье выступал с позиций детерминизма: в любом обществе действуют объективные факторы морального и физического характера, которые определяют формы гос-венного устройства и нормы права.
Ценность любого государства Монтескье видел в политической свободе, которая зависит от правильно организованной правовой системы. Законы Монтескье делил на естественные и человеческие. Человек, по его мнению, постоянно нарушает и естественные законы, и законы человеческие. Согласно естественным законам, когда человек жил в догос-венном состоянии, он стремился к миру и добыванию пищи. Постепенно равенство исчезает, возникают конфликты, войны, что порождает возникновение норм, регулирующих отношения:
1) между нациями (международное право);
2) между властвующими и подчиняющимися (полит-ие законы);
3) между самими гражданами (гражданское законодательство).
Образование государства Монтескье выводил из наличия в обществе гражданского состояния. Человеческий закон у Монтескье неразрывно связан с объективным пониманием справедливости. Она не создается законом. Это закон возникает как следствие наличия в обществе понятия о справедливости. Закон разумен в силу того, что создается людьми. Монтескье выделял три формы гос-венного устройства: республику, монархию и деспотию. Монархию от деспотии отличает приверженность правителя к четко установленным законам.
Республики Монтескье делил на два вида:
1) демократию, когда власть сосредоточена в руках народа;
2) аристократию, когда власть сосредоточена
Одним из самых ярких мыслителей во всей истории общественных и политических учений явл-ся Жан-Жак Руссо (1712-1778), французский политический писатель и философ; его работы «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «О политической экономии», «Суждение о вечном мире», «Об общественном договоре, или Принципы политического права».
Происхождение и основания неравенства между людьми описаны Ж.-Ж. Руссо в «Рассуждении о происхождении и основаниях неравенства между людьми». В естественном состоянии, по Ж.-Ж. Руссо, все равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. Социальное неравенство, пришедшее на смену физическому, также возникает с появлением частной собственности, начинается перманентная борьба между бедными и богатыми. В итоге бедные вынуждены были согласиться на создание государства, которое тем не менее закрепило социальное неравен ство. Неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии.
Только благодаря общественному договору, предлагаемому Ж.-Ж. Руссо, все оказываются «равными в результате соглашения и по праву». Не отрицая частной собственности, Руссо выступает за относительное выравнивание имущественного положения граждан и с этих позиций критикует роскошь и излишки, поляризацию богатства и бедности. В основе общественного договора и правомочий формируемого суверенитета лежит общая воля. Отличие общей воли от воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая – интересы частные и представляет собой лишь сумму изъявленной воли частных лиц.
Суверен (народ) создает законы, однако не связан ими навеки. Народ имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу. Ж.-Ж. Руссо отвергает требования каких-либо гарантий защиты прав индивидов в их взаимоотношениях с гос-венной властью. Однако соответствующие гарантии нужны против подданных, чтобы обеспечить выполнение ими своих обязательств перед сувереном. Общественное соглашение дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами. Эта власть, направляемая общей волей, – суверенитет.
Руссо отрицал представительную форму власти, а также идеи разделения верховной, суверенной власти в гос-ве на различные ветви. Законодательная власть должна осуществляться только самим народом-сувереном непосредственно. Исполнительная власть (правительство) создается не на основе общественного договора, а по решению суверена в качестве посредствующего организма для сношений между подданными и сувереном.
Выдающийся политический деятель в истории США – Томас Джефферсон (1743–1826) – создал текст Декларации независимости, где отражены его взгляды на политику и право.
Джефферсон критикует
Естественные права Джефферсон понимал как врожденные и неизменные. Гражданские права – те, которые человек приобретает в процессе всей своей жизни в обществе. Они изменчивы и преходящи.