Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 22:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

отв - История политических правовых учений.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

Среди естественных прав он называет право на жизнь, свободу, равенство и право народа на восстание  против тирании. Любой из этих законов  выше гражданских правовых норм. Любое  противоречие решается в пользу естественных законов.

Главная роль государства  – защищать естественные права и  устанавливать законы, их не нарушающие. Джефферсон противопоставлял права  личности правам государства в лице правительства. Он высказывает идею об ограничении функций гос-венной власти. Это нужно, чтобы опасность возникновения произвола со стороны последней была исключена.

Политическим идеалом  Джефферсона явл-ся демократическая республика фермеров. Республика для Джефферсона – правление, осуществляемое в пределах компетентности и возможности самими гражданами или через представителей. Он видит адекватное проявление воли народа в избирательном праве. Это способ реализации права участия в общественных делах и контроля исполнительной власти.

В республике должен быть осуществлен принцип разделения властей. Основа республики – право частной собственности ее граждан. Данная форма власти опирается на демократические принципы.

Джефферсон был противником  рабства. Он признавал естественные права и за чернокожими, и за коренным населением Америки.

Более радикальной представляется концепция государства и права Томаса Пейна (1737–1809). Пейн критикует гос-венное устройство Англии, подчеркивает формальный характер ее конституции.

Пейн разделяет естественные права, данные человеку от природы (право  на счастье, свободу совести, свободу слова, равенство перед законом), и гражданские, присущие человеку как члену общ-ва (право собственности).

Он проводит четкую грань  между обществом и государством. Первое создается людскими потребностями, второе – человеческими пороками.

Государство возникает  вслед за объединением людей в  обществе. Ведь объединившиеся люди не способны сами сохранять справедли-

 

  1. Гос-венно-правовые воззрения в России в первой трети XYIII века. (Ф. Прокопович, В.Н. Татищев, И.Т. Посошков)

Начало XVII в. получило в истории название Смутного времени. В этот период времени царили политическая неразбериха и обострение социальных противоречий. Это послужило причиной для восстания под предводительством Ивана Болотникова.

Восстание Ивана Болотникова  в 1606–1609 гг. было направлено против засилья бояр и боярского царя Василия Шуйского. Восстание имело целью уничтожить бояр и присвоить их имущество и земли. При этом присоединившимся к восставшим было обещано передать в собственность отнятое у знати.

Восстание под предводительством Степана Разина проходило в 1670–1671 гг. и имело схожие цели. Разин призывал к уничтожению бояр и всей структуры управления государством. Сами же восставшие создавали свои органы власти по образцу казачьего самоуправления.

В конце XVII – начале XVIII вв. в России складывается абсолютная монархия. Реформы Петра I частично ликвидировали устаревшие феодальные институты. Дворянство становится привилегированным сословием. Оно активно включается и в политическую жизнь страны.

Большое значение для развития учений о политике и праве имела европеизация всех сфер жизни русского общ-ва. Многие из мыслителей конца XVII – начала XVIII вв. выступали за установление абсолютизма. Это были ближайшие сподвижники и ученики самого Петра. В своих концепциях они использовали теорию естественную права. В их числе был и священнослужитель Феофан Прокопович (1681–1736). Ему принадлежит заслуга теоретического обоснования сущности реформ Петра I. Он требует от священнослужителей подчинения царю. Высоко оценивает Прокопович разделение труда. Касаясь власти монарха, Прокопович говорит, что государь ответствен лишь перед Богом, милостью которого он правит. Власть монарха есть результат соглашения между ним и народом. Прокопович отвергает демократическую и аристократическую формы правления.

Василий Никитич Татищев (1686–1750) также  выступает как сторонник теории естественного права. Естественным для человека состоянием явл-ся воля. Но при такой свободе он все же вынужден ограничивать себя. Такие ограничения он делит на три вида:

1) по природе (власть родителей);

2) по договору (отношения найма между хозяином и слугой);

3) по принуждению (рабство или невольничество).

Первые два ограничения имеют  отношение к происхождению государства. Власть монарха подобна родительской. «Общенародия или республики» основаны на договоре. Договор рассматривается Татищевым как основа всякого государства, в том числе и монархического. Формы правления зависят от ряда объективных условий: местоположения, размера территории и состояния населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Десницкий С.Е. о гос-ве и праве.

Семен Ефимович Десницкий (1740-1789), один из первых профессоров  юридического факультета Московского  университета, видный русский просветитель, был противником теории общественного договора, склоняясь к патриархальной теории происхождения государства в своей оригинальной трактовке с элементами социально-экономического и психологического объяснения указанной теории.

Общество на пути к государству  проходит следующие четыре этапа: этап охоты и собирательства (первобытный); этап скотоводства (пастушеский); этап хлебопашества (земледельческий); этап коммерции (общения). Переход от одного этапа развития к другому сопровождается изменениями в форме семьи, которую СЕ. Десницкий (возможно, следуя в рассуждениях за Аристотелем) полагает первоначальным образом государства.

На первобытном этапе отношения полов не упорядочены, женщины находятся в подчинении у мужчин. На пастушеском этапе существует полигамная семья, женщины также находятся в подчиненном состоянии. На земледельческом этапе полигамная семья преобразуется в моногамную с сохранением подчинения женщины. На этапе коммерции супружеские отношения в семье получают правовую регламентацию с учетом принципа формально-правового равенства супругов.

Причиной образования  государства СЕ. Десницкий полагает необходимость защиты семьи и частной собственности со стороны публичной власти появившейся еще в земледельческий период развития общ-ва.

На вопрос, почему немногие властвуют над многими, СЕ. Десницкий дает несколько ответов: по физической силе (особенно у варварских народов); по духовной силе (особенно у просвещенных варваров); по силе богатства (безусловно, открывающего дорогу к почестям и чинам на этапе коммерции).

Политический идеал СЕ. Десницкого касался адаптации теории разделения властей к условиям российской монархии. СЕ. Десницкий представил Екатерине II проект «Представление об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи». В этом проекте СЕ. Десницкий предлагал разделить законодательную власть между монархом и однопалатным Сенатом, состоящим из народных представителей (600-800 человек), структурированным по политическим фракциям. СЕ. Десницкий обосновывает несменяемость судей, необходимость введения для судей квалификационного экзамена, суда присяжных. Наказательная власть в проекте СЕ. Десницкого выполняет полицейские функции. Как и все западники, СЕ. Десницкий мечтал о создании в России разветвленной системы органов местного самоуправления.

 

 

  1. Естественно–правовая доктрина А.Н. Радищева.

Наряду с лояльными  в целом официальной власти политико-правовыми  учениями М.М. Щербатова и СЕ. Десницкого в екатерининское время формируется  и находит свое выражение в  сочинениях А.Н. Радищева революционно-демократическая традиция отечественной политической и правовой мысли.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802), выдающийся революционно-демократический  русский мыслитель, в оде «Вольность»  и литературном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» выразил  широкий круг идей русского Просвещения, правдиво, с глубоким сочувствием изобразил жизнь простого народа, резко обличил самодержавие и крепостничество. Тираж книги «Путешествие из Петербурга в Москву» был конфискован царским правительством, и до 1905 г. книга в России была запрещена.

А.Н. Радищев рассматривает самодержавие (как и любую монархическую форму правления) как состояние, «наипротивнейшее человеческому естеству». В своих суждениях он исходит из примата естественных прав человека, концепции договорного происхождения государства. При заключении договора об учреждении государства народ оставляет суверенитет за собой.

Крепостное  право А.Н. Радищев полагает нарушающим основы естественного права, что приводит мыслителя к революционным выводам: «Из мучительства неминуемо рождается вольность, а мучительство достигло в России крайнего предела». Народ в условиях грубых и массовых нарушений его естественных свобод вправе поднять восстание.

Социальным  идеалом А.Н. Радищева явл-ся отнюдь не коммунистическая утопия, а общество свободных и равноправных собственников: «Себе всяк сеет, себе всяк жнет». Наилучшей политической организацией такого общ-ва явл-ся народное (демократическое) правление. В связи с этим А Н. Радищев не признает концепцию разделения властей, так как единственным и неделимым сувереном явл-ся лишь народ.

Такое справедливое гос-венное устройство сможет обеспечить народу его священные естественные права, которые заключаются «в свободе мысли; слова; деяния; в защите самого себя, когда того закон сделать не в силах; в праве собственности; и быть судимым себе равными».

В 1790 г. А.Н. Радищев за написание и публикацию «Путешествия из Петербурга в Москву» был сослан в Сибирь (первоначально его приговорили  к смертной казни), вернулся из ссылки лишь после смерти Екатерины II по личному  разрешению Павла I в 1797 г. В своих проектах юридических реформ (1801-1802), уже при Александре I, вновь выступил за отмену крепостного права в России. Угроза новых репрессий привела А.Н. Радищева к самоубийству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. М.М. Сперанский  о гос-ве и праве.

В первой половине XIX в. с воцарением императора Александра I предпринимаются попытки разработки проектов либеральных реформ. Главной задачей было решение вопроса о крепостном праве.

Ближайшие советники  императора начали по его поручению  разрабатывать проекты возможных преобразований в области крестьянского вопроса.

В обсуждении вопроса  реформ в России участвовал Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839). Он полагал, что государство должно опираться  на общую волю народа. Из физических сил народа составляется войско, из народных богатств – деньги, из уважения – почести.

Задача государства  состоит в соблюдении естественных прав личности. Общество в целом  идет по пути преодоления деспотических  форм гос-венности. Результат – конституции, ограничивающие произвол гос-венной и самодержавной власти. Будучи лишь законом, конституция без реального воплощения не будет иметь силы. Любая власть стремится к тому, чтобы стать абсолютной, воспрепятствовать этому может только конституция. Поэтому задача государства – поддержка основного закона реальной силой.

Сперанский систему  управления государства делит на два образа правления: 1) внешний, образующий законодательную базу;

2) внутренний, представляющий собой структуру гос-венной власти на всех ее уровнях.

Сперанский – сторонник  умеренного либерализма. Он был против быстрого освобождения крестьян и считал, что это плохо отразится как на экономическом состоянии страны, так и на положении самого крестьянства. Он предлагал ликвидировать крепостное право в два этапа. Начинать нужно с законодательного регулирования крестьянских повинностей и постепенно ликвидировать личную зависимость крестьян. Он считал, что нужно оставить прикрепление крестьян к земле. Позже Сперанский предлагал разрешить крестьянам переходить от одного землевладельца к другому.

Сперанский выступал с идеей правового (в смысле соблюдения законов) монархического государства. Он предлагал создать особое сословие, играющее роль посредника между монархом и народом. Он предусматривал введение свободы слова и печати. Постепенное реформирование должно уравнять в правах перед лицом государства и дворянина, и крестьянина.

Постепенно Сперанский приходит к более радикальным  идеям. Он встает на позиции защиты республиканского типа гос-венного устройства. Феодализм – следствие возникшего имущественного неравенства.

Пути развития государств ведут к развитию политических свобод. Гражданские права должны иметь все свободные россияне. Полит-ие права должны принадлежать только собственникам.

 

 

 

 

  1. Гос-венно-правовые воззрения Н.Г. Чернышевского.

Н. Г. Чернышевский (1828–1889 гг.) – демократ, основными работами которого являются статьи «Критика философских предубеждений против общинного владения», «Экономическая деятельность и законодательство».

В статье «Экономическая деятельность и законодательство»  автор дает контрастирующее сопоставление  внутриобщинной правовой ситуации и правительственного регламентирования с помощью законов. В общинном поземельном владении отсутствует «вмешательство всякой центральной и посторонней администрации».

Право собственности  на Западе почти исключительно предоставлено  отдельному лицу и ограждено прочными и неукоснительно соблюдаемыми гарантиями. «Юридическая независимость и неприкосновенность отдельного лица повсюду освещена и законами, и обычаями». Основные недостатки такого положения проявляются, как только идеал «приближается к осуществлению с забвением или сокрушением других условий человеческого счастья, которые казались несовместимыми с его безграничным применением к делу».

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"