Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 22:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Политология".
Выход из такого положения один – в обеспечении союза и братства между людьми. Люди должны соединиться в общ-ва, имеющие общий интерес, сообща пользоваться силами природы и средствами наук. В земледелии братство это должно выразиться в переходе земли в общинное пользование, а в промышленности – в переходе промышленных и заводских предприятий в общинное достояние компании всех работающих на этой фабрике или на этом заводе.
По мнению Чернышевского, демократия – противоположна бюрократии, администрация при этом должна находиться у жителей того округа, делами которого она занимается и это связано с тем, что и каждое село, и город, и гражданин должны быть независимы в своих делах.
И. Кант (1724–1804 гг.), политико-юридические взгляды которого содержатся в трудах: «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве».
Принцип социальных воззрений Канта: каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью, личность не есть орудие осуществления каких-либо планов, даже благороднейших планов общего блага. Человек – субъект нравственного познания, в корне отличный от окружающей природы, – в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен, не подвержен влиянию никаких внешних обстоятельств и потому безусловен. Кант называет его «категорическим императивом». Право – совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения закона свободы. Основной задачей права явл-ся допущение только таких действий отдельных лиц, которые совместимы с требованиями категорического императива.
Классификация права по Канту: 1. Естественное право – базируется на требованиях сознания разума, включает нормы нравственного сознания. Естественное право делится на частное и публичное. Частное право – отношения между собственниками, в естественном состоянии есть только собственность, но нет права собственности. Отсутствует принцип неприкосновенности собственности. Публичное право – совокупность законов, необходимых для создания правового состояния. Включает гос-венное, международное, уголовное право.
2. Положительное право, источником которого явл-ся воля законодателя.
3. Справедливость – притязания человека, не предусмотренные законом и не обеспеченные принуждением. Верховенство народа обеспечивает свободу, равенство в гос-ве.
4. Идея разделения властей не звучит как равновесие властей.
5. Формы государства выделяются в зависимости от следующих критериев: 1) по разделению властей: · республики;· деспотии;· количественный критерий;· монархия (лучшая форма правления);· аристократия. 2) демократия – эта форма правления нецелесообразна, человеческую мысль необходимо освободить от всяческих пут, чтобы восторжествовала свобода совести. Необходимо стремиться к установлению республиканской формы правления. В республике существует законодательная, исполнительная, судебная власть.
Г. Гегель (1770–1831 гг.), основные труды: «Конституция Германии», «Феноменология духа», «Философия духа», «Английский билль о реформе 1831 г.». Философия права – основная часть всей гегелевской системы философии. Основная задача философии права – научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть.
Понятие права употребляется в трех значениях:
1) право как свобода («идея права»);2) право как определенная ступень и форма свободы («особое право»);3) право как закон («позитивное право»).
Абстрактное право представляет собой первую ступень в движении понятия право от абстрактного к конкретному. Абстрактное право имеет тот смысл, что вообще в основе права лежит свобода отдельного человека (лица, личности).
В структуре гражданского общ-ва Гегель выделяет три сословия:
1) субстанциальное (землевладельцы – дворяне и крестьяне); 2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); 3) всеобщее (чиновники).
Государство рассматривается трояко:
1) как непосредственная действительность в виде индивидуального государства; 2) в отношениях между государствами как внешнее гос-венное право; 3) во всемирной истории.
Тремя властями, на которые подразделяется политическое государство, являются: законодательная власть, правительственная власть и власть государя.
Историческая школа права возникла в Германии в конце 18 в. на основе критики естественно-правовой теории и окончательно сформировалась к середине следующего столетия. Ее основные положения: критика учения о произвольном создании права законодателем, отрицание наличия общих для всех народов норм и законов (включая «естественные права»).
Основоположник исторической
школы права – профессор
Третий представитель исторической школы права – Георг Пухта (1798-1846 гг.). Его взгляды изложены в произведениях «История римского права», «Энциклопедия права». Как и его предшественники, Пухта полагал, что право есть результат деятельности народа, продукт «народного духа». Оно развивается и имеет свою историю. Правовая норма явл-ся обязательной в силу обоснованности убеждениями народа. Однако право любого народа подвергается влияниям со стороны иных правовых систем. Поэтому оно включает как своеобразные, уникальные для данного народа положения, так и общие начала. Процесс заимствования отдельных норм и общих принципов неизбежен.
Либерализм первой половины XIX в. выражал ограниченность, непоследовательность буржуазии в защите свободы, конституционности и демократии.
В первой половине XIX в. возник позитивизм (О. Конт, Дж. Ст. Милль), который отказывался от познания сущности государства и призывал науку лишь к описанию явлений в из сосуществовании (статика) и последовательности (динамика).
Б. Констан (1767–1830 гг.) – идеолог буржуазного либерализма во Франции, основным трудом которого явл-ся двухтомник «Курс конституционной политики».
В центре внимания Б. Констана
– проблема соотношения личности
и государства. Человеку свойственна
свобода, из которой, в свою очередь,
проистекают фундаментальные
Б. Констан различает свободу гражданскую (личную) и свободу политическую.
Выделяются следующие системы властей:
1) королевская власть – выступает как нейтральная, посредническая власть, призванная согласовывать деятельность остальных властей, сглаживать разногласия и примирять столкновения между ними; 2) исполнительная власть – вручается министрам, действующим на основе принципа парламентской ответственности; 3) власть наследственной палаты пэров, или «представительная власть постоянная»; 4) власть выборной нижней палаты (власть, представляющая общественное мнение); 5) судебная власть; 6) муниципальная власть – имеет независимый характер, не связана с гос-венной властью.
И. Бентам (1748–1832 гг.) – идеолог английской либеральной буржуазии, основными трудами которого являются: «Принципы законодательства», «Деонтология», «Руководящие начала конституционного кодекса для всех государств».
Ведущим положением учения И. Бентама явл-ся принцип пользы. Отсюда название всего направления – утилитаризм (utilitas – польза). Полагал, что принцип пользы и основанные на нем гос-венные и правовые институты познаются не рационалистически, а эмпирически. В качестве непосредственных, «самоочевидных» данных опыта, не требующих какого-либо особого доказательства. Естественное право, по мнению Бентама, представляет собой «фикцию», «метафору» и «опасное заблуждение». Естественны в человеке его чувства, способности и дарования. Считать их естественным правом или естественным законом – значит вносить путаницу, «ложную идею». Законы надо создавать, чтобы обеспечить проявление этих способностей, открыть дорогу гуманным чувствам и подавить антисоциальные склонности.
Юридические законы – искусственное творение человеческой воли, а именно воли суверена, то есть лица или группы лиц, которым принадлежит верховная политическая власть. Закон, изданный сувереном, представляет собой императив, запрещающий или дозволяющий определенные действия и с этой целью наделяющий граждан правами и обязанностями.
Задача государства – на основе принципа пользы и «моральной арифметики» обеспечить «наибольшее счастье для наибольшего числа людей». Бентам полагает, что обеспечению безопасности мешают два «внутренних врага»: 1. «Враги неофициальные» – граждане, совершающие преступления. 2. «Враги официальные» – должностные лица, нарушающие закон и творящие произвол. 3. Гарантии дает только демократия.
Демократическое государство заботится о благе народа, в нем никто не устранен от защиты своей собственной пользы, своего собственного счастья. Остальные формы (монархия и аристократия) направлены на защиту пользы и интересов меньшинства и не дают надлежащих гарантий против злоупотреблений властью.
Юрист, государствовед, историк и философ, Борис Николаевич Чичерин (1828-1904), профессор юридического факультета Московского университета, стал одним из видных представителей либерального течения российской философско-юридической мысли; вместе с тем его взгляды носили значительный оттенок консерватизма. Основание права следует искать в природе человека, который явл-ся носителем абсолютной ценности. Б.Н. Чичерин критикует материализм и позитивизм, которые не признают в полной мере потенциал человека как субъекта. В человеке следует признать духовное начало, которое отличает его от объектов (вещей). Свобода человека не рассматривается Б.Н. Чичериным как абсолютная и самодовлеющая ценность, т.к. она дарована человеку Богом. Человек, обладая свободой, стремится расширить границы своего господства. Право должно установить такой порядок, чтобы свобода одного не мешала свободе остальных, чтобы сильнейший не мог превратить других в орудия для осуществления своих целей. Право оказывается взаимным и справедливым ограничением свободы в соответствии с общим законом. Б.Н. Чичерин отвергал концепцию естественных прав. Право для него существует только в гос-ве. Соотношение права и закона сводится у Б.Н. Чичерина к соотношению субъективного и объективного права. Свобода человека только тогда становится субъективным правом, когда она освящена позитивным законом (объективным правом). Основой общественной жизни Б.Н. Чичерин полагает наличие у субъекта прав. Определение границ индивидуальной свободы зависит лишь от постановлений гос-венной власти, которая призвана ограничивать индивидуальную свободу во имя общественной пользы. Как и Гегель, Чичерин полагает государство высшим порядком общественных отношений, в нем находят свое выражение национально-психологические качества народа. Государство организует отечество, т.е. ту среду, где обитает человек, тот социум, чьи интересы человек воспринимает как свои собственные. Политическим идеалом Б.Н. Чичерина была конституционная монархия, т.к. она сочетает в себе достоинства всех иных гос-венных форм. Такая форма правления заимствует у монархии личностное воплощение власти (в лице монарха), у аристократии – начало законности, у демократии – начало свободы. Чтобы демократическое начало в конституционной монархии никогда не привело к власти народа, Б.Н. Чичерин обосновывает различные цензы (прежде всего избирательные). В конституционной монархии возможно провести разделение властей, сохранив единство гос-венной власти. Монарх, стоящий над всеми ветвями, образует как бы самостоятельную, координирующую деятельность остальных ветвь власти. Б.Н. Чичерин полагал, что устойчивость государ ству сообщает надлежащий баланс между свободой и равенством. Крен в сторону равенства приводит к деспотизму, а в сторону свободы – к анархии.
Максим Максимович Ковалевский (1851-1919 гг.) – юрист и социолог, один из зачинателей социологической науки в России. Особое значение имеет его работа «Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права». В многочисленных этнографических работах Ковалевский изучал традиционные институты и обычное право народов Европы и России. Для него характерно тесное увязывание политических явлений и процессов с социальными факторами, а также исторический подход к государству и праву. Государство Ковалевский рассматривал как одну из исторических форм «общежительного союза», при котором «народ-племя находит возможность политического самоопределения пол властью признаваемого им общ-ва правительства». Главный отличительный признак государства – суверенитет. Признавая классовую борьбу, ученый выражал уверенность в том, что она завершится компромиссом, ситуацией «замиренной среды». Каждая социальная группа, от родового общ-ва до государства, представляет собой ситуацию «солидарности, общности интересов и взаимной зависимости друг от друга». Право – это «нормы, ставящие себе целью поддержание и развитие этой солидарности».
Подобно другим представителям социологической школы, Ковалевский критиковал юридический нормативизм. Он рассматривал право как историческое явление, тесно связанное с экономическим, общественным, политическим и религиозно-нравственным укладом. Право возникает и развивается вследствие психологической неудовлетворенности отдельных выдающихся личностей («вождей»). существующим положением дел. В подобном «гипнотическом воздействии» на народные массы Ковалевский видел также причину возникновения политической власти. Таким образом, право есть совокупность действующих в данном обществе норм. Государство признает его как факт общественной солидарности «в форме положительных норм» (т.е. норм права). Поскольку право стоит вне государства, его нормы являются необходимыми для самого государства.
Лучшей формой политического устройства для России Ковалевский называл парламентскую «демократическую монархию». Верхнюю палату парламента должны составить «люди знания и практического опыта», назначаемые монархом, а члены нижней избираются гражданами. Большое внимание в будущем устройстве страны Ковалевский уделял развитию местного самоуправления (земств). Децентрализация гос-венных функций, по его мнению, может привести к подлинной демократии и устранить обычные недостатки конституционного строя. В этом случае у власти окажутся действительные представители народа, а не хищные партийные клики.