Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 22:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

отв - История политических правовых учений.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Возникновение и развитие позитивизма XIX века. (О.Конт).

Правовая теория основателя позитивизма Огюста Конта (1798–1857) изложена в «Курсе позитивной философии» и  «Системе позитивной политики». Он решает несколько важных задач:

1) обосновывает новые методы познания социальной реальности. Это эмпирические методы исследования социальных институтов. Они должны позволить выработать конкретные рекомендации по усовершенствованию всех сфер жизни общ-ва;

2) формулирует задачу новой науки – социологии. Он говорит о потребности систематизировать жизнь общ-ва. Конт теоретически обосновывает «новый», «позитивный» социально-политический порядок.

Развитие общ-ва, его политических институтов он связывал с эволюцией человеческого сознания. Это смена трех исторически господствующих состояний человеческих умов:

1) теологического (для этого состояния характерны одушевление человеком предметов и вера в сверхъестественных существ – богов и др.);

2) метафизического (когда человек пытается объяснить факты через различные отвлеченные понятия);

3) позитивного (научного).

Вершиной исторического  прогресса Конт называет эпоху науки. Ее характерные черты:

1) мирное общежитие людей;

2) расцвет промышленного производства;

3) приход на смену власти монарха и аристократии новой системы власти – социократии. Это власть наиболее конструктивных, творческих социальных групп (фабрикантов, купцов, финансистов, землевладельцев). Он пытался доказать возможность достижения социальной солидарности.

Необходимость государства  – объединение индивидуальных интересов  ради достижения общих целей. Солидарность в обществе поддерживается не только материальными факторами, но и моралью. На позитивной стадии к власти должны прийти представители буржуазии и позитивная церковь. Духовную власть осуществляют люди умственного труда, т. е. мыслители, писатели, поэты, ученые и т. д.

Конт выступает как  активный сторонник усиления роли государства  в жизни общ-ва.

Конт видит потребность  в двух типах власти – светской и духовной. На всех трех стадиях развития общ-ва присутствует подобное разделение. На теологической стадии светскую власть осуществляют вожди, а духовную – жрецы.

На метафизической стадии люди, пишущие законы, владеют светской властью, а философы, публицисты и художники – духовной. На позитивной стадии к власти должны прийти представители буржуазии и позитивная церковь соответственно. Необходимо учреждение новой религии – культа высшего существа (под ним фактически понимается все человечество). Конт выступает как активный сторонник усиления роли государства в жизни общ-ва.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Учение К.Маркса и Ф.Энгельса о гос-ве и праве.

Карл Маркс (1818–1883) – немецкий философ, социолог, экономист. Его основные произведения «К критике гегелевской философии права», «Экономическо-философские рукописи 1844 года», «Манифест коммунистической партии» и др.

В изучении общ-ва Маркс видел необходимость выработки объективной и научной картины социального развития. Этот путь должен лежать через анализ экономической сферы общ-ва.

Основной идеей марксизма явл-ся учение о соотношении базиса и надстройки. В роли первого выступает экономическая система общ-ва. Это совокупность не зависящих от воли людей производственных отношений. В ее основе лежит определенная форма собственности на средства производства. Производственные отношения определяются уровнем развития производительных сил. Надстройка включает правовые и полит-ие институты и соответствующие формы общественного сознания. Гос-венные и правовые институты призваны выражать волю и интересы экономически господствующего класса. Буржуазные производственные отношения – последняя антагонистическая форма общественного производства. Одна общественно-экономическая формация сменяется другой в результате борьбы классов. Постоянно развивающиеся производительные силы приходят в противоречие с устаревшей системой производственных отношений (базисом общ-ва). После социальной революции происходит переворот во всей громадной надстройке.

Маркс представляет историю общ-ва как историю борьбы одних социальных групп с другими. Государство и политическая власть представляют собой организованную систему господства одного класса над другим путем насилия и принуждения. Разрешить историческую несправедливость должен сам ход развития общ-ва. Социальные конфликты! индустриального общ-ва невозможно устранить без ликвидации частной собственности, которая ликвидируется при помощи классовой борьбы. Ее результатом должно стать коммунистическое общество. Он считал, что капитализм уже находится в глубоком кризисе. Пролетариат непременно превратится путем революции из подчиненного класса в господствующий. Он уничтожит старые производственные отношения.

Коммунизм основывается на уничтожении частной собственности  и на общественном управлении средствами производства и капитала. Это автоматически влечет за собой ликвидацию наемного труда – основы капиталистического общ-ва.

В результате пролетарской революции, считает Маркс, класс  трудящихся насильственно ниспровергает  буржуазию: весь капитал, средства производства оказываются в его руках, и тогда производительным силам уже не препятствуют устаревшие капиталистические производственные отношения, выраженные в институтах государства и права.

 

 

  1. Учение В.И. Ленина о гос-ве и праве.

 

Основоположником  большевизма явл-ся создатель советского государства и основатель большевистской партии Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870-1924). Его работы по политико-правовой проблематике: «Что делать?», «Шаг вперед, два шага назад», «Империализм как высшая стадия капитализма», «Государство и революция. Учение марксизма о гос-ве и задачи пролетариата в революции».

Природу государства В.И. Ленин полагал сугубо классовой. Классовость – врожденная, внутренне присущая, неотъемлемая и всеопределяющая черта такого социального установления, как государство. «Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий». Гос-венный аппарат комплектуется прежде всего выходцами из среды господствующего в обществе класса (например, класса феодалов-землевладельцев в феодальном обществе). Гос-венной машиной осуществляется политика, угодная и выгодная главным образом господствующему классу, отвечающая его коренным экономическим, политическим и социальным интересам.

Диктатура определенного класса заключается в осуществлении им господства над всеми остальными социальными группами и отдельными членами общ-ва, навязывании им своей воли, ценностей, мировоззрения. Подобная диктатура прямо опирается на насилие, применяемое в самых разнообразных формах (вплоть до чисто физической расправы над оппонентами). Класс-диктатор не может быть связан какими бы то ни было законами. Государство, удовлетворяющее интересы господствующего класса, не только может, но и должно быть антиправовым. Все завоевания буржуазно-демократической правовой и политической мысли – от прав и свобод человека и гражданина до парламентаризма – институты в условиях капиталистического общ-ва лишь лицемерно прикрывают действительную диктатуру господствующего класса – буржуазии. В.И. Ленин не считал свободу самостоятельной социальной ценностью.

Социалистическая  революция должна полностью разрушить существующее государство. Противники пролетариата подлежат уничтожению.

Гос-венной формой диктатуры пролетариата явл-ся Советская республика, сочетающая черты гос-венной и общественной организации, элементы представительной и непосредственной демократии. Советы разных уровней одновременно занимаются законотворчеством, исполнением законов, обладают контрольными, кадровыми и иными полномочиями – у них вся полнота власти в пролетарском гос-ве. Советская республика строится и функционирует в соответствии с принципом «демократического централизма».

Особая роль коммунистической (большевистской) партии, которая руководит пролетариатом и, по сути, советами. Партия построена по жесткому принципу иерархической соподчиненности, замыкается на Центральный комитет; «диктатура одной партии». Гос-венные и партийные структуры переплетаются: решения принимаются партийными структурами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Юриспруденция интересов (Р.Иеринг).

Учение немецкого правоведа Рудольфа фон Иеринга (1818-1892), автора книги «Борьба за право», оказало серьезное влияние на развитие социологического направления в юриспруденции, воздействовало на формирование ряда правовых доктрин XX в., таких, как юриспруденция интересов (в Германии) и юридический прагматизм (в США).

Право, по теории Р. Иеринга, явл-ся суммой условий социальной жизни, обеспеченной мощью государства с помощью средств внешнего принуждения. Отсюда ученый выводил следующие важные элементы права: его зависимость от принуждения, его норму и его цель (или условия общественной жизни).

Поскольку единственным орудием принуждения в обществе явл-ся государство, оно служит и единственным источником права. Критерием, благодаря которому мы отличаем право от этики и морали, выступает его признание государством и осуществление с помощью гос-венной власти. Так же как принуждение явл-ся внешней стороной права, норма явл-ся его внутренним элементом, абстрактным императивом человеческого поведения. Таким образом, норма – правило, но отличается от всех других правил благодаря своей направленности на человеческое поведение. Норма, как и принуждение, – это чисто формальный элемент. Однако и норма, и принуждение, будучи чисто формальными элементами, ничего не говорят о содержании права, но именно благодаря содержанию права мы узнаем о той цели, которой служит право в обществе.

Право у Р. Иеринга  предстает в обязательном порядке защищенным именно государством. «Право есть совокупность жизненных условий общ-ва в широком смысле, обеспечиваемых внешним принуждением, т.е. госвластью». Природа права не присуща ему самому, а привносится извне, государством.

С формальной точки зрения Р. Иеринг традиционно определяет право как совокупность общеобязательных норм.

С точки зрения Р. Иеринга, право не может осуществлять одни и те же нормы регулирования жизни для всех времен и народов и должно быть адаптировано к условиям жизни народа, уровню его цивилизации и потребностям времени.

Р. Иеринг утверждал, что мерилом права служит не истина, являющаяся абсолютной, а цель, являющаяся относительной. Право способствует осуществлению определенной цели, которая заключается в обеспечении условий общественной жизни. Осуществление действия закона государства способствует возникновению в индивиде стремления к реализации всеобщего интереса в обществе наряду с его личным интересом. Общество воздействует на индивида, используя два основных стимула поведения человека – эгоизм и альтруизм.

Одну из важнейших задач теории права Р. Иеринг видел в исследовании тех условий жизни индивида и общ-ва, которые существуют независимо от права, предшествуют ему и которые определяют функции и цели права.

 

 

  1. Нормативистская теория права Г.Кельзена.

 

Г. Кельзен (1881–1973) – австрийский философ права, написал работу «Чистая теория права» (1934 г.), где была изложена теория позитивного (т. е. существующего и действующего) права. Предметом изучения теории права, по Кельзену, являются законодательные нормы, их элементы, взаимоотношения, правопорядок и структура, отношения между различными видами правопорядка.

Цель теории – снабдить юриста (правоведа и практика) пониманием и описанием позитивного права (законодательства) их страны. Такая  теория выводит свои понятия исключительно  из содержания позитивных законодательных  норм. Эта теория не должна поддаваться влиянию мотивов и страстей, а также намерению законодательных властей или желаниям и интересам индивидов по отношению к содержанию закона.

Согласно этой гипотезе универсальным логическим предположением значимости позитивного права явл-ся основная норма. Эта норма призвана вводить все официальные действия должностных лиц в контекст правопорядка, а также придавать правосоздающим актам должностных лиц и граждан общезначимый характер. Суть этой теоретической конструкции Кельзен передает при помощи аналогий. Так, основную норму можно представить как «самую первую из конституций» (с учетом формулы «конституция как основной закон государства»).

У Кельзена речь идет о  степени обособления права от морали и юриспруденции от политики. В отличие от естественных наук, где успехи познания во многом обязаны мощному социальному интересу и поддержке, социальная теория, по Кельзену, не ведет к такой прямой выгоде, как это бывает у физиков или химиков. В социальной (и особенно в правовой) науке преобладающий интерес получает политическая идеология.

Позитивистский вариант  кельзеновского правоведения получает дополнительное объяснение в традиционной для всей позитивистской философии  и социологии трактовке соотношения  науки и политики. Кельзен исходит  из того, что независимость науки от политики явл-ся общеизвестным положением. Под этим обычно подразумевают, что поиск истины, который образует существенную функцию науки, не должен быть подвержен влиянию политических интересов, которые преследуют цель установления либо удержания определенного общественного порядка (строя) или какого-то общественного института. Политика есть искусство управления, практика регулирования общественного поведения людей. В то же время политика – это некая функция воли, и как таковая она предстает в виде активности, предпосылкой которой явл-ся осознанное или неосознанное усвоение ценностей, реализация которых и составляет цель упомянутой активности.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"