Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 22:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Политология".
Одним из самых ярких представителей социологического подхода к пониманию права – профессор права Сергей Андреевич Муромцев (1850-1910 гг.), председатель I Гос-венной Думы Российской империи. Один из основных его трудов называется «Определение и основное разделение права». Муромцев стремился расширить понятие права за пределы догмы юридического позитивизма, непосредственно связать его с практикой общественных отношений. Он считал, что «правоведение должно стать отделом социологии», т.е. частью комплекса социальных наук. Поэтому право он понимал как живой правопорядок, рождающийся из правотворческой деятельности судей, административной практики, потребностей самого общ-ва. Таким образом, в основе правовой нормы лежат общественные отношения. Муромцев исходил из того, что отношения между людьми, как правило, нуждаются в организованной защите, т.е. защите юридической. Право есть, прежде всего, порядок общественных отношений, а норма права – лишь «один из факторов образования правового порядка».
Итак, юридические нормы только отражают существующий правопорядок, который и есть реальное право: «Под правом разумеется совокупность юридических отношений (правовой порядок)». Поэтому критерием действительности права явл-ся не наличие юридической нормы, а существование правового отношения, реальное осуществление юридической защиты каких-либо интересов. Если же норма не соответствует праву как порядку социальных отношений, то она становится «мертвой». Соответствие нормы фактическому порядку правоотношений лучше всего выявл-ся в практической деятельности: в суде, в отношениях между гражданами и органами гос-венного управления. Поэтому именно им принадлежит роль подлинных творцов права. Законодатели могут всего лишь выражать сложившиеся правоотношения волевым образом, фактически просто фиксируют их. Муромцев полагал, что деятельность либерально настроенных чиновников и судей может постепенно сформировать в России правовое государство (путем отбрасывания из практики «мертвых» норм).
В начале прошлого века была опубликована работа Л. И. Петражицкого «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». В своей работе Петражицкий определяет право как явление нашей индивидуальной психики. Петражицкий признает различия между правом и нравственностью, но главное различие между ними он видит как различие между чисто императивным характером нравственных импульсов и императивно-атрибутивным характером права. «Императивность» в толковании Петражицкого выступает как индивидуально-личностное сознание долга, а «атрибутивность» – это сознание «своего права».
Для нравственности важен момент добровольности в исполнении обязанностей, а для права важно исполнение обязанностей.
Одним из важных выводов теории стало положение о том, что роль права в общественной жизни важнее роли нравственности, поскольку пассивная этическая мотивация в этом плане уступает активной этической мотивации (сознанию правомочности).
Правовой психике свойственно двустороннее мотивационное действие – наряду с пассивной этической мотивацией (сознанием долга) имеет место активная (сознание управомоченности), так что получается соответственно координированное индивидуальное и массовое поведение.
Петражицкий выделяет такие
специальные функции права, как
«распределительная» и «
«Прецедентное право» усматривается в деятельности гос-венных учреждений и в международном праве. Различается также «общенародное право как везде существующее право» (нормативным фактом для него служат ссылки на то, что «так принято во всем мире», «у всех народов»).
Традиционные для немецкой
политико-юридической мысли
Философская почва представления
Штаммлера о праве – неокантиан
Штаммлер подверг критике материалистическую концепцию истории, социальный материализм (то есть марксизм). Он отвергает марксистский тезис о первичности экономики, хозяйственной жизни и вторичного права, политических учреждений, тезис о подчиненности права экономике.
Право выступает первоосновой и предпосылкой государства. Нельзя сформулировать понятие государства, не предпослав понятие права. Можно дать определение правового строя без всякого отношения к гос-венной организации, но нельзя говорить о гос-венной власти, не предпосылая юридических норм.
Право – специфический комплекс нормативных предписаний, особый внешний регулятор совокупной социальной деятельности. Оно постольку играет определяющую роль, поскольку без него не может иметь место сама эта социальная деятельность индивидов.
Право неразрывно связано с «социальным хозяйством». Право не существует само для себя, так как каждое из его положений неизменно направлено уже на определенный способ совокупного действия. В свою очередь «социальное хозяйство» не представляет собой «самостоятельно и отдельно существующей вещи, на которую правовое регулирование должно воздействовать по времени позднее».
Критика марксисткой доктрины сводится к двум аспектам:
1. В марксизме отсутствует критическое рассмотрение и доказательное, развернутое объяснение используемых ключевых понятий: общество, экономические феномены, общественный способ производства и т. д.
2. Марксизм не раскрывает, какую степень необходимости он признает за грядущими преобразованиями права, простое же прозрение в ожидаемый ход развития не может заменить систему научных аргументов.
В вопросе соотношения государства и права Штаммлер убежден в том, что право есть категория силы и что вне государства, помимо гос-венного принуждения нет права как такового. Юридические нормы возникают, устанавливаются и начинают действовать независимо от гос-венной организации: «Нельзя одобрить воззрения, что право есть социальное правило, за которым стоит сила. Подобное отождествление права и фактической силы неправильно. Не всякое социальное предписание власти имеет юридический характер, а только часть из них».
Виды права:
· справедливое;
· несправедливое.
Самому праву по его сути внутренне свойственно воление достигать объективно справедливого упорядочения социальной жизни, ему внутренне свойственно движение к социальному идеалу. Но оно никогда не останавливается окончательно в каком – то одном историческом пункте. Постоянно происходит изменение содержания, прежде считавшегося материально справедливым, «и человечеству суждено всегда вынашивать все лучшее понимание того, что явл-ся справедливым по определенным вопросам».
В основу
политической теории анархизма положена
идея безвластия, безгос-венного устройства
общ-ва (от греч. "anarchia" - безвластие).
Она возникла ещё в древности в противовес
идее сильной власти, по всей видимости,
одновременно с появлением государства.
Идейными предтечами анархизма можно
считать даосистов, софистов, киников,
стоиков с их стремлением к абсолютной
свободе и отрицанием (в той или иной мере)
гос-венности.
Однако как идейно-политическое течение
анархизм сложился значи-тельно позднее
в 40-70-е годы XIX в. в Западной Европе. Наибольшее
влияние на его становление оказали У.Годвин,
М.Штирнер, П.Прудон, М.Бакунин, П.Кропоткин
и др.
Традиционно выделяют следующие основные
направления (главные модификации) анархизма:
1. Индивидуалистический анархизм. Автор
- М.Штирнер (1806-1856). В основе - идея абсолютной
свободы человека, который в своих желаниях
и поступках не должен быть связан никакими
нормами религии, права, мо-рали.
2. Мютюэлистский анархизм (прудонизм).
Автор - П.Прудон (1809-1865). В основе - теория
мирного преобразования общ-ва с помощью
особой системы - безденежного, эквивалентного
обмена товарами между всеми членами общ-ва,
которые являются одновременно самостоятельными
частными производителями, а также финансирование
их деятельности при минимальной процентной
ставке через "народный банк". Это
позволит получить полную независимость
личности от государства, которое станет
ненужным и умрёт.
3. Коллективный анархизм (бакунизм). Автор
- М.А.Бакунин (1814-1876). В основе - идея революционного
уничтожения государства пролетариатом
и построение идеального общ-ва, основанного
на "свободной федерации" крестьянских
и рабочих ассоциаций, коллективно владеющих
землёй и орудиями труда. Производство
и распределение в таком обществе также
носит коллективный характер с учётом
вклада каждого участника ассоциации.
4. Коммунистический анархизм (анархо-коммунизм).
Важнейший теоретик - П.А.Кропоткин (1842-1921).
В основе - "биосоциологический закон
взаимной помощи", который определяет
стремление людей к сотрудничеству, а
не к борьбе друг с другом. Переход к федерации
свободных коммун, базирующихся на коммунистических
принципах про-изводства и распределения
продуктов, возможен только через революционное
разрушение гос-венной власти и частной
собственности.
5. Анархо-синдикализм (от фр. "синдикат"
- название профсоюзов). Основной теоретик
- Ж.Сорель (1847-1922). В основе - идея уничтожения
капитализма посредством революционной
борьбы синдикатов (профсоюзов). При этом
движущей силой выступает экономическая,
а не политическая организация рабочего
класса. Главные формы - бойкот, саботаж,
демонстрации и всеобщая экономическая
стачка как высшая форма борьбы. Её победа
означает переход собственности в распоряжение
профсоюзов, которые организуют общественно-экономическую
жизнь на социалистических принципах.
На протяжении последних 20-30 лет происходит
возрождение анархизма. Появился ряд серьёзных
работ с анализом актуальных проблем современности
на основе анархизма (М.Букшин, Д.Бернхейм,
Д.Миллер, Р.Гарден, Р.Вольф, Д.Кларк, М.Тейлор
и др.). Произошло расширение самого понятия
"анархизм".
Сегодня анархизм можно определить как
теорию, принципы и практику, в состав
которых входит:
- отсутствие форм правления, основанных
на насилии и принуждении;
- отсутствие политического государства;
- отсутствие авторитарного руководства.
Идеология анархизма - это множество
различных концепций ("ради-кальный
плюрализм"), объединённых между собой
общин смысловым ядром - отношением к государству.
Основные проблемы современного анархизма:
1. Проблема авторитета, авторитарного
руководства и основанных на нём институтов
("проблема начальника"). Для её решения
предлагается:
- децентрализация властно-управленческого
аппарата государства;
- создание структур сетевого характера,
располагающих не одним, а множеством
центров (аналогия с сотами в ульях пчёл).
2. Проблема государства как "ненужного
зла":
- государство есть "ненужное зло"
и нет никаких убедительных аргу-ментов
в его пользу;
- сторонники государства должны доказывать
необходимость его существования;
- все якобы неотъемлемые функции государства
(извлечение ресурсов в виде налогов, распределение,
поддержание порядка и безопасности и
т.д.) не оправдывают необходимость его
существования;
- анархия вполне успешно существует
на международном уровне, где нет мирового
правительства, обладающего силой авторитаризма
и политическими институтами, заставляющими
беспрекословно исполнять свои приказы;
конечно, международный порядок оставляет
желать лучшего, но государство ещё меньше
заслуживает роли примера.
3. Проблема частной собственности. Для
её решения анархисты предлагают:
- сохранить собственность на предметы
личного пользования;
- постоянные предметы собственности
передать в аренду;
- польза рыночных отношений очевидна,
но не в рамках капиталистического или
социалистического государства.
4. Проблема демократии:
- демократия неизбежно связана с бюрократизмом;
для решения этой проблемы следует распустить
центральные парламенты, взамен которых
создать институт негос-венного народного
контроля над организациями, заменяющими
гос-венный аппарат;
- на уровне большой политики решения
проводить снизу - через рефе-рендумы,
публичные дебаты, выдвижение альтернативных
предложений;
- право выбора из множества альтернатив
принадлежит специальному органу (либо
высшему лицу), который несёт всю полноту
уголовной, мо-ральной, политической ответственности
за принятые решения и их последствия.
ИЛИ
Наиболее значительные теоретики анархизма XIX в. – Пьер Жозеф Прудон, Макс Штир-нер, Михаил Александрович Бакунин.
Макс Штирнер обрушивает критику на все ценности, связанные с государством, обществом, религией. Он полагает, что человек единствен, потому что неповторим. У людей есть лишь одна общая черта – каждый из них своеобразен.
Вся человеческая история представляется стремлением идеализировать действительность. Это посягательство на основной принцип Я, на его единственность. Поэтому абстракции (Бог, государство, общество, человечество) возводятся в культ. Они подчиняют себе конкретного человека, становятся объектом его поклонения. Освобождение человека мыслится как очищение его сознания от представлений, противоречащих его воле.
Государство ставит перед собой лишь одну цель – подчинить человека. Государство – враг человека.
Индивидуалистический анархизм Штирнера опирается на чуждое человеку давление социальной среды. Общество должно быть союзом единственных, автономных индивидов.
Пьер Прудон призывает:
1) ликвидировать все существующие формы эксплуатации человека;
2) заменить фиктивные конституции законами, соответствующими социальному пониманию справедливости.
Общественный идеал – общество, где люди равны и объединены в союзы трудящихся. Производство должно основываться на разделении труда. Экономика должна базироваться на товарообмене. К такому обществу можно прийти путем революции, коренного переворота жизни общ-ва. Способ избежать социальной несправедливости – упразднение гос-венных и правовых институтов. Для защиты своих интересов власти предержащие создают законы. Государство подавляет трудящиеся слои с помощью прямого насилия и законов. Главный порок капиталистического общ-ва – несправедливый обмен результатов труда.
Михаил Бакунин видел свободу человека вследовании естественным законам. Задачей общ-ва являются эмансипация и гуманизация. Только на основе коллективной трудовой деятельности и солидарности возможно справедливое общество.
Свобода оказывается возможной для одного человека лишь с его признанием свободы другого. В этом заключается цель истории. Ее результатом должны стать свобода, равенство и братство людей.
Марксистскую идею о диктатуре пролетариата Бакунин отвергает неслучайно. Диктатура пролетариата выльется в бюрократическое общество. В нем меньшая часть пролетариата будет навязывать с помощью диктата свою волю большинству. Сосредоточение собственности в руках государства дает огромное преимущество. Им не преминут воспользоваться. Пролетариат должен не осуществлять диктатуру, а разрушить государство как таковое.