Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 19:57, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы к экзамену по предмету "Политология".

Файлы: 1 файл

на телефон - копия.docx

— 150.27 Кб (Скачать файл)

Предшественниками идей утопического социализма в России в конце XVIII — начале XIX столетий были А. Н. Радищев и П. И. Пестель. Особенно широкое распространение получили эти идеи в 30−40-е годы. Социалистические взгляды А. И. Герцена и Н. П. Огарёва, возникшие под влиянием трудов Сен-Симона и Фурье, положили начало социалистической традиции в русской общественной мысли.

В то же время ранний русский утопический социализм представлял собой разновидность христианского социализма(В.С.Печерин и др.).Такой «религиозный» социализм продолжал существовать и позже- среди некоторых петрашевцев и народников, а также членов Кирилло-Мефодиевского общества.

В 1840-х годах среди наиболее ярких представителей русского домарксистского социализма мы видим А. И. Герцена, Н. П. Огарёва, В. Г. Белинского, М. В. Петрашевского, В. А. Милютина.Суть социалистического учения они понимали как антропологическую идею природы, полной реализацией которой только и может быть социализм, и историческая диалектика мирового разума, понятого как дух человека, изначально стремящегося к строю братства и равенства.

В 60 — 70-е годы XIX века в России, в результате длительных социально-теоретических исканий, возникает особая разновидность утопического социализма- «русский», или крестьянский социализм, получивший название народничества и в рамках которого в основном и происходило развитие социалистической идеи в России во 2-й половине XIX века. Впрочем, иногда рассматривались и и ные возможности строительства социалистического общества- например, через создание крупной промышленности(Д. И. Писарев и др.).

Наиболее глубокая концепция русского утопического социализма была разработана Н. Г. Чернышевским, которого В. И. Ленин считал «величайшим представителем утопического социализма в России».В 70 — 80-е годы представители утопического социализма также заимствовали у марксизма его отдельные идеи(П. Л. Лавров и др.).

 

17 Гражданское общество: понятие, структура, функции

Гражданское общество существует в 2-х измерениях: в социальном и институциональном.

В социальном измерении - исторический опыт. В институциональном - совокупность самостоятельных организаций неполитического и политического характера.

Понятие гражданского общества взято из Древней Греции (Полис) и Древнего Рима (Цивилис).

Первые субъекты гражданского общества появляются в средние века.

Формирование гражданского общества в самостоятельную политическую категорию происходит в новое время, стало рассматриваться Д. Локком 2 трактата о гос. правлении.

Д. Локк признается государством только тот объем полномочий, которые санкционирован общественным договором.

Идеи Локка были продолжены мыслителями просвещения. Ж.Ж. Руссо и др.

Гражданское общество находится между семьей и государством.

Гражданское общество основано на частную собственность и на многообразие интересов людей и групп.

К. Маркс упростил гегеля свою модель гражданского общества.

По Марксу гражданское общество - синоним буржуазного общества, основанного на частной собственности.

Гражданское общество - совокупность социальных образований, объединенных специфическими интересами, реализуемыми вне сферы деятельности государства.

Структурные элементы гражданского общества:

- соц. политическая  сфера (семья, общественные движения  и организации, органы общественного  самоуправления).

- духовная сфера  ( предполагает свободу слова, самостоятельность и независимость творческих и научных определений).

- сфера не  государственных предприятий или  частная собственность (акционерное  общество, корпорации).

 

18 Перспективы гражданского общества  в России.

Из-за исторических условий в России длительное время отсутствовали такие ценности, как неприкосновенность личности, частной собственности, правовое мышление и т.д.

Проблема гражданского общества стала разрабатываться только во 2й половине 19 века: Чичерин, Трубецкой, Франк. Возникли новые сферы гражданской жизни (клубы, салоны, общества…).

Дальнейшее развитие гр. общ. благодаря реформам Александра II. Возникают земства (независимые институты). Появляются союзы предпринимательства, институты милосердия. Однако процесс развития гр. общ. был прерван революцией 1917г.

Направления становления гражданского общества в современной России:

1 формирование  новых эк-х отношений на основе частной собственности и рынка;

2 появление адекватной  системы реальных интересов;

3 возникновение  разнообразных форм трудовых, соц-х и культ-х объединений;

4 обновление  взаимоотношений между социальными  группами и общностями;

5 создание эк-х, соц-х и духовных предпосылок для творческого развития личности.

 

19. Понятие политической системы. Модели пол. сист. Д. Истона и Г. Алмонда.

Существует многообразие подходов в политической системе общества:

1.Разработанный  Истоном

2.Сист. анализ  политической жизни.

Политическая система - саморегулирующийся и развивающийся организм, реагирующий на внешние импульсы.

Политическая жизнь - открытая система.

Требования - ожидания, мотивы и интересы людей.

Группы требований:

- распределяемые

- регулировочные

- коммуникативные.

Поддержка может выражаться в выплате налогов, вониской службе , лоялности гос. власти.

Политические решения и действия зависят как от самой политической власти, так и от внешних факторов.

Г. Алмонд.

Рассматривал пол. систему как множество взаимодействий и отношений.

 

22 Особенности государства как  политической организации.

 Центральным  институтом политической системы  является государство.

Гипотезы и теории возникновения государства:

1) теократическая  теория (всякая государственная  власть происходит от Бога, и  все государи осуществляют свою  власть как исполнители божественной  воли);

2) партиархальная теория (государство возникает непосредственно из разросшейся семьи);

3) естественно-правовая  теория происхождения государства (государство – результат юридического  акта – общественного договора);

4) органическая  теория (общество и государство  – общественный организм);

5) теория насилия (государство возникает в результате  насилия и завоевания;

6) психологическая  теория (психологическая потребность  человека жить в рамках организованного  общества);

7) материалистическая (классовая) теория (государство возникает  в результате раскола общества  на классы).

Государство – продукт внутренней эволюции общества и выступает как организация для управления обществом.

Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридические обязательные веления, обладает суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения.

   Государство  может быть рассмотрено как  организация политической власти, существующая в определенной  стране.

Политическая власть – системообразующий элемент государства.

Основные признаки государства:

1. Единство территории.

2. Национальное  самоопределение (верховная власть  сплачивает вокруг себя нацию  и руководит ею в общих интересах).

3. Обязательность  членства в государстве (государственное  гражданство с момента рождения).

4. Наличие публичной  власти – государственный аппарат.

5. Претензия  на представительство общества  как целого и защиту общих  интересов и общего блага.

6. Наличие права (правила поведения, установленные  публичной властью).

7. Монополия  на легальное применение силы, физического принуждения.

8. Налоги (создают  возможность экономической самостоятельности  государства).

9. Суверенитет 

Государственный аппарат представляет собой систему органов, наделенных государственно-властным полномочием, правами и обязанностями по осуществлению задач и функций государства.

 

29 Политические процессы и отношения

Политические отношения – взаимодействие между социальными группами, личностями и институтами по поводу устройства и управления общества.

Выделяют 3 группы политических отношений:

1) между классами, нациями, государствами.

2) вертикальные  отношения – между органами  власти разных уровней..

3) отношения, складывающиеся  между политическими организациями  и учреждениями.

Политический процесс – переход от одного политического события к другому за определённый промежуток времени (перестройка).

Структура политического процесса:

1) субъект процесса  – носитель реальной власти.

2) объект процесса  – конечная цель политического  процесса.

3) средства –  методы и ресурсы, которые связывают  субъект и объект.

Организация политического процесса включает в себя:

1) формулировка  идеи или замысла процесса

2) определение  субъекта процесса

3) выбор целей  и задач политического процесса.

4) выбор средств, ресурсов и методов политического  процесса.

5) определение  сроков, числа участников, масштаба  политического процесса.

 

35 Общественные движения (часто используется словосочетание социальные движения) — тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах. Общественным движением называют также организованные коллективные усилия, которые способствуют или препятствуют, вплоть до отмены, социальным изменениям.

Общественные и общественно-политические движения и организации в отличие от партий более раз народны по своему социальному составу.Они возникают как от классовой, так и на классово-подобной и межклассовой основе. Так, если рабочее движение является классовым, то профсоюзное движение – межклассовым.

Объединения, организации возникают, как правило, спонтанно в связи с возникновением у граждан конкретного интереса и потребности в его реализации. Так возникают различные организации предпринимателей, ассоциации фермеров, благотворительные и иные организации. Какая-то часть этих организаций при удовлетворении соответствующей потребности может прекратить свое существование. Однако подавляющая их часть становится постоянно действующей, набирающей со временем силу и авторитет.

Характерная особенность современных массовых общественных движений и организаций состоит в том, что они, как правило, либо непосредственно связаны с политикой, либо косвенно влияют на качество деятельности политических институтов.

В настоящее время наиболее массовыми движениями являются: движение «зеленых», антиглобалистов, антивоенное, женское, движение демократической молодежи и другие. Все эти движения международные. В каждой стране действует немало массовых движений национального масштаба, отражающих конкретную обстановку, складывающуюся в ней.

 

36 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО - процесс постоянного приоритетного и легитимного влияния на объект политики (общество, организацию или группу) авторитета одного или нескольких лиц. П.л. основано на способности политического лидера понимать мотивы деятельности различных социальных групп, учитывать их интересы при осуществлении политического курса, воздействовать на основных политических акторов, убеждать людей. П.л. связано с отношениями классов, наций, государств. Основные черты П.л. - постоянство влияния, его распространение на всю группу (организацию, общество), однозначная направленность воздействия от лидера к членам группы, опора не на прямое применение силы, а на авторитет или признание правомерности руководства. В то же время характер и тип осуществления П.л. зависит от состояния и уровня развития социальной группы, организации или общества в целом. Функции П.л. включают политический диагноз (анализ и оценку ситуации), определение направления и программы деятельности, мобилизацию исполнителей (должностных лиц, бюрократии, масс) на реализацию поставленных целей. В современном обществе взаимодействие между лидером и его последователями, как правило, реализуется с помощью массовых коммуникаций, организаций, бюрократических структур; в результате П.л. приобретает дистанционный, опосредованный характер.

Существуют различные типологии П.л. М.Вебер выделял традиционный тип (легитимность политического лидера основана на традиции, обычае), харизматический тип (легитимность основана прежде всего на особых, выдающихся качествах лидера) и рационально-легальный тип, основанный на следовании нормам права и демократическим процедурам. Широко распространенным является деление лидерства в зависимости от отношения руководителя и подчиненных на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, их привлечении к управлению. Помимо перечисленных имеются также другие классификации П.л.

Пропорциональная избирательная система — одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданных за списки избирателей, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

Достоинствами пропорциональной избирательной системы считается примерное равное представительство политических сил в представительном органе в зависимости от популярности у избирателей и возможность меньшинства иметь своих представителей в парламенте, недостатками — частичная утрата связи депутатов с избирателями и с конкретными регионами.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"