Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 19:57, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы к экзамену по предмету "Политология".

Файлы: 1 файл

на телефон - копия.docx

— 150.27 Кб (Скачать файл)

Современные теории элитизма по-разному трактуют политическую элиту и ее роль в обществе.

Сторонники ценностной концепции утверждают, что политическая элита – важнейший конструктивный элемент общества с наиболее высокими способностями и показателями в ведущих для всего государства сферах деятельности. Поэтому господствующее положение элиты выгодно всему обществу и совместимо с демократией.

В демократическом государстве с помощью выборов массы влияют на формирование элиты и в большей или меньшей степени контролируют ее. Развитая политическая элита является необходимым элементом демократического развития, так как обладает необходимыми для управления качествами и последовательно защищает ценности демократии.

Концепция множественности, или плюрализма, элит отрицает наличие политической элиты как единой относительно сплоченной привилегированной господствующей группы. В автономных центрах власти существует множество политических элит. Влияние каждой из них происходит в рамках той или иной сферы деятельности и контролируется со стороны базисных групп, которые она представляет. В странах Запада существует не единая господствующая политическая элита, а функциональные элиты, которые составляют лица, обладающие квалификацией, необходимой для выполнения весьма важных для общества руководящих функций. Французский политолог Р. Арон выделил пять следующих категорий управляющих: а) высшее политическое руководство; б) высшая гражданская администрация и военное руководство; в) владельцы или управляющие предприятиями, банками; г) лидеры профсоюзов и политических партий; д) руководители СМИ, интеллектуалы, священники. Концепции элит. 1. Макеавелистская школа. Элита – явл-ие естеств и вечное. Любому общ-ву присуща элитарность. В основе лежит факт естествен различий людей: физич, умств, моральных. Массы признают право элиты на власть (легитимность).элиты сменяют др друга в ходе борьбы, т.к добров власть никто не уступает.2.(В 20м столет) Теория элитной демократии: всякая элита – это группа, избран народом по закону, как самая способная и професс-но пригодная для полит деят-сти. 3. концепция плюрализма –элита множественна. Ни одна входящая в нее группа не способна оказ решающ воздействия на все области жизни одноврем. Власть распред м/д разл группами элит,* оказ влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы. Возможен контроль со стороны масс. 4. концепция властвующих элит (Миллс): общ-во упр-ся исключит-но одной властв элитой. Возм-сти демократ институтов (выборы, референдумы) незначительны. 5. леворадикальная конц (Сен Симон) – полит элита не нужна, т.к всякая власть развращ чел, абсолют власть развращ абсолютно. Вместо элит д б орган, избир-ый из простых граждан, представит всех слоев на корот срок, чтобы как м больше число граждан приняло участ в упр.

 

37. Типология и способы  отбора политических элиты. Особенности  политической элиты в современной  России.

Способ отбора 
(рекрутирования)  
элиты

Открытая (антрепренерская) элита; 
закрытая элита (гильдии)

Род деятельности

Политическая; экономическая; 
военная; бюрократическая; 
культурно-информационная

Место в политической системе

Правящая; оппозиционная (контрэлита)

Характер  
внутриэлитных 
отношений

Объединенная (с высокой степенью интеграции): 
а) идеологически объединенная; 
б) консенсусно объединенная; 
разъединенная (с низкой степенью инте-  
грации)

Степень представительности

С высокой степенью представительности; 
с низкой степенью представительности


 

Открытая (антрепренерская) элита характеризуется тем, что при отборе в нее существует небольшое число формальных ограничений доступа в элиту, первостепенная значимость личных качеств человека. Механизм отбора – выборы, предполагающие конкурентную борьбу. Этот тип элиты обеспечивает высокую степень циркуляции (возможность попасть в элиту представителям разных социальных слоев), приток в элиту людей с новыми идеями. Но при этом существует невысокая степень преемственности в выработке политики.

Закрытая элита (гильдии) характеризуется тем, что при отборе в нее существует большое число формальных требований, предполагается личная преданность руководству, готовность беспрекословно исполнять приказы. Механизм отбора – назначение. Этот тип элиты обеспечивает высокую степень преемственности в выработке политики, уравновешенность решений, низкую степень внутренних конфликтов. Но при этом элита лишается притока в свой состав людей инициативных, что ведет к ее косности, деградации, вырождению. Степень циркуляции низкая. Ярким примером закрытого типа элиты являлось советское политическое руководство. Вхождение в его состав осуществлялось на основе таких формальных требований, как партийность, стаж работы, социальное происхождение, возраст, личная преданность и политическая лояльность. При этом второстепенное значение имели профессиональные качества человека.

 

38. Политика и личность. Типы  политического участия.

Политическое участие – действия, предпринимаемые отдельными гражданами или их группами с целью влияния на государственную или общественную политику, управление государственными делами или на выбор политического руководства, лидеров на любом уровне политической власти. Термин «политическое участие» используется для обозначения разнообразных форм непрофессиональной политической деятельности, когда политически активные люди, непосредственно не связанные с функционированием государственного или правительственного аппарата, стремятся влиять на его работу. Различают политическое участие:

– индивидуальное и коллективное;

– добровольное и принудительное;

– активное и пассивное;

– традиционное и новаторское;

– легитимное и нелегитимное.

По масштабу политическое участие проявляется на местном, региональном и национальном (федеральном), мировом уровнях.

Формы политического участия могут быть самыми разнообразными по направлению, значению и результативности:

1) действия людей в политике, служащие ответом на внешнее воздействие, исходящее от других людей и институтов;

2) регулярное участие во всякого рода выборах, политических кампаниях, связанное с делегированием полномочий; в отборе политических лидеров и контроле за их деятельностью;

3) участие в деятельности политических организаций, движений, партий;

4) выполнение политических обязанностей в рамках государственных органов, помощь общественности в реализации их функций (например, при охране правопорядка), привлечение общественности к осуществлению контроля за деятельностью политических институтов;

5) посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;

6) прямое действие – непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политического участия, как:

– митинги;

– демонстрации;

– забастовки;

– голодовки;

– кампании неповиновения или бойкот;

– освободительные войны и революции;

7) воздействие на ход политических процессов через обращения и письма;

8) встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений.

 

39. Политическое лидерство: понятие  и концепции. Функции.

Политическое лидерство соединяет в себе важнейшие, сущностные черты политики: власть, авторитет, руководство, выражение и представительство социальных интересов. В основе феномена политического лидерства – способности руководителя, в этом качестве могут выступать как личности, так и организации, которые отражают и удовлетворяют интересы своих последователей. Политическое лидерство – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого они выражают и знают потребности и интересы последователей и в силу этого обладают авторитетом и влиянием, а другие отдают им добровольно часть своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации. Основн ф-ии: полит лидер выступает как 1. объединитель людей 2. защитник их интересов 3. инициатор обновления жизни 4. организатор деят-сти людей. Полит лидер – это не просто чел,* руководит полит процессами, осущ-ет ф-ии по упр-ию общ-вом, орг-цией. Это тот, кто способен изменять ход событий и направленность полит процессов. Различают 3 концепции лидерства – 1. личностная – главн в лид-ве счит личностн качества чел 2. психологическая – …умение воздейств на массы 3. организаторская – наличие организаторских способностей.

 

40. Типология политического лидерства. Особенности в России.

Типология полит лидеров. В соотв с целями,* ставят лидеры выдел три типа полит лидеров. Консерваторы – позиция сост в сохранен современ общества, ничего не менять, максим исп имеющ ресурс. Вся активность лидера, его проги и все его действия направлены на обоснование необходимости сохр общ-ва в его современ виде. Реформаторы – стрем к радикальн преобраз обществ устр-ва посредством широкомасшт реформирования. Революционеры – ставят целью переход к принципиально иной обществ системе (строю). По способам решения проблемы разл 4 типа лид-ва: 1. пожарные – лид, * лучше других выводят страну из кризиса,(соврем лидеры многих стран) 2. лидеры-служители – реализ прогу своей партии/своего класса (Леонид Брежнев, К.Черненко) 3. лид-торговцы – приходят к власти, торгуя обещаниями радикал улучшить состоян в стране (Рональд Рейган) 4. лидеры – знаменосцы – явл выдающимися теоретиками и организаторами, * под свои идеи созд партию и гос-во.(Владимир Ленин, Адольф Гитлер).

Главная особенность в процессе формирования современного политического лидерства в России заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой — унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.

Номенклатурное прошлое, усугубляемое почти полным отсутствием социального контроля и нравами легализировавшихся дельцов теневой экономики, ярко проявляется у посткоммунистических российских лидеров, которые воспроизводят некоторые формы и методы деятельности номенклатурной системы. В этом отношении российские политические лидеры ближе к номенклатурному, чем к западному типу лидерства.

Особенностью современных российских лидеров является и то, что они зачастую совмещают роль владельца средств производства, выполняющего функции организатора производства, и роль политика, выполняющего функции организатора политической жизни.

Стоит отметить, что в странах Западной Европы большинство политических лидеров являются профессиональными политиками. В США политические лидеры зачастую совмещают роль собственника и политика.

Российские экономически господствующие политические лидеры располагают специфическими средствами политического влияния, богатство, позволяющее ставить политиков в зависимость от своей воли, а также неформальные связи. Решающую роль здесь играют одинаковый или близкий жизненный уклад, а зачастую и просто личные связи.

Еще одна особенность заключается в том, что децентрализация государственной власти, перенос центра политического, экономического и культурного влияния в горизонтальные структуры регионов способствовало значительному возрастанию роли региональных политических лидеров. Новые региональные лидеры отличаются тем, что они выдвинуты населением, стараются общаться с массами, завоевывать их доверие.

 

41. Политическая  культура, её роль в жизни общества.

Политическая культура – это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения.

Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Политическая культура нашего времени – это итог освоения богатств современной цивилизации, политического образования, политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении. Поведение – это способ существования культуры.

Политическая культура представляет собой один из важнейших факторов, стабилизирующих (или дестабилизирующих) общественный организм, оказывающий глубокое влияние на динамику социальной жизни. Направлений, по которым идёт это влияние, много, как многообразна сама общественная жизнь. Выделим некоторые из них.

Во-первых, определённый уровень политической культуры общества в целом и каждой личности составляет основу социальном и трудовой активности человека, обусловливает его жизненную позицию, формирует его взгляд на своё место в политической жизни страны, своего трудового коллектива.

Во-вторых, политическая культура прямо связана с уровнем демократизации общественной жизни страны.

В-третьих, политическая культура является носителем политического опыта народа, его положительных традиций и передачи их от поколения к поколению. Тем самым она выступает как политическое аккумулирующее средство, как политическая память народа.

В-четвёртых, политическая культура служит интеллектуальной основой деятельности политических институтов государства, органов власти.

 

42. Типы политической  культуры. Специфика политической  культуры современной России. Три типа политической культуры:

парокиальная (отсутствие интереса граждан к политической жизни, знаний о политической системе и значимых для людей ожиданий от ее деятельности. Эта культура исключает наличие конкретных политических ролей, в ней не конкретизируются политические ориентации, субъект не обладает знаниями относительно политики, он ориентирован на так называемые первичные отношения в группах, замыкается в местной и этнической солидарности;

подданническая  - с сильной ориентацией на политические институты и невысоким уровнем индивидуальной активности граждан. Они подчиняются власти, ожидают от нее различных благ, не опасаясь диктата, ведут себя лишь как поданные. Именно такая политическая культура доминировала в течение всей истории Государства Российского, включая и период СССР;

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"