Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 19:57, шпаргалка
Ответы на вопросы к экзамену по предмету "Политология".
партиципаторная (англ. participation - участие), - свидетельствует о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этой сфере. Данная политическая культура называется еще активистской, имея в виду влияние граждан на властные отношения в стране с помощью выборов, референдумов, демонстраций.
В реальной политической жизни эти типы политической культуры практически никогда не проявляются в “чистом” виде, они взаимодействуют между собой, образуя смешанные разновидности с преобладанием тех или иных компонентов (субкультур). Самой массовой и одновременно оптимальной с точки зрения стабильности системы властвования является синтетическая культура гражданственности, в которой доминируют подданнические установки и активные формы участия людей в политике.
В содержательном плане существуют и более общие критерии типологии политической культуры, заданные спецификой цивилизационного устройства особых полумиров – Востока и Запада, (или Юга и Севера), ценности и традиции которых являются фундаментом всех существующих типов политической культуры.
В России веками ориентировались по преимуществу на нормы общинного коллективизма, воплощавшие приоритет семьи, общины, сословия, государства перед целями и ценностями отдельной личности. Наследством авторитарно-бюрократического строя стали слабо развитая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на власть и политическое участие. Важно понять, что за идеологизированность мышления большинства граждан России, определяющая непримиримость к людям с нетрадиционными воззрениями, общекультурная неразвитость гражданских позиций являлись препятствием освоении опыта демократического развития других стран. В идеологизированном обществе политики выражали лишь один интерес - интерес государства. Участие в: политике, возможно, было только на стороне государства, только в борьбе за его интересы. Любое несогласие подавлялось, в политике царила государственная монополия. Это привело к закреплению в политике принципа "кто не с нами - тот против нас". Российскому общественному сознанию традиционно присущ этатизм (от лат. etat - государство) - вера в государство, доминирование государства, при котором общество занимает подчиненное положение по отношению к государству. В современный период важным условием демократического развития российского общества является освоение гражданами опыта демократической политической культуры. Вместе с тем процесс этот длительный, проходящий через этап фрагментарной модели политической культуры. Политическая культура современной России пока противоречива. Длительное отучение народа от собственности и самостоятельности создает крайнюю неустойчивость общественных отношений, обусловливает падкость на обещания, повышенную восприимчивость к демагогии. Проблема заключается в том, сможет ли Россия добиться цивилизованных отношений между человеком и государством, при которых граждане смогли бы влиять на политику властей, а государство было бы не бюрократической корпорацией, а проводником и защитником общего блага, совокупность институтов, обеспечивающих обществу благоприятные возможности.
43. Политическая
идеология как понятие. Структура
и функции политической
Наука об идеях.
Идеология теоритически формулирует, обосновывает и защищает групповые интересы и цели людей.
Структура:
1.теоритический уровень(
2.программный (комплекс мероприятий)
3.микроуровень (превращает
идеологию в мотивацию
Функции: подготовка программ общественного развития, их презентация обществу, теоритическое представление той или иной группы, объединение граждан вокруг побудившей идеологии.
44. Основные политические
Либерализм появился в эпоху буржуазных революций 16-17 вв. В работах Смита, Монтескье, Локка и др. сформулированы исх. принципы классического либерализма.
Центральное место занимает идея индивидуальной свободы в противоположность феодальному абсолютизму, полностью подчиняющего личность соц порядкам, либерализм отстаивает концепцию естест. прав человека на жизнь. Свобода – отсутствие внешних ограничителей на реализацию сознательн действий индивида, при этом личность должна нести бремя моральной ответственности.
Таким образом, индивидуальная свобода и социальная ответственность личности рассматриваются в неразрывной связи.
Особенности либерализма проявилась в концепции социал прогресса, согласно которому бурж общество – рационально-организованное, постоянно соверше-ся регулируемый механизм. Соц гармония в обществе, его бескризисное разв. должны автомат. обеспечиваться част. отношениями.
Черты либерализма:
либерализм ориентируется на правовое государство, основанное на разделении власти. Законы обязательны для всех.
в экономике либерализм защищал идеалы свободной рыночной торговли
в соц. области либерализм исходит из ест неравенства людей, кот обладают неодинаковыми способностями и поэтому даже в одинаковых условиях результаты их деятельности будут различными.
В кон 19 в. начинается формироваться новое течение – новый либерализм (неолиберализм), кот. признавал необходимость гос регулирования. Государство выбрано главным инструментом реформ. Государство должно гарантировать беспристрастное посредничество в соц. конфликтах, взаимоотнош между классами.
Суть неолиберализма:
на смену идеи гос, как ночного сторожа, не вмешивающегося в жизнь общества пришла идея государство-благосостояние. Главная задача: поддержание наиболее обездоленных соц независ слоев общества на основе активного вмешательства в экономич жизнь через налоги, планирование бюджета. Бесплатность учебы в школах и ВУЗах.
Стоит на принципе «плюролистической демократии», призванной учесть интересы всех соц групп общества в области политики. Включает в себя принцип разделения властей. Неолибералисты считали, что общественная система, не основанная на справедливости, не имеет будущего. Равные пол права. Положение человека в обществе зависит от трудолюбия, от способностей человека, т. е. от него самого.
45. Основные политические
46. Основные политические идеологии современности: реформизм - идеология преобразования общества путем последовательного его реформирования. Социал-реформизм обосновывает необходимость реформирования капитализма в интересах трудящихся. Именнo этой идеологии придерживается социал-демократия. Теоретическое обоснование политической идеологии социал-демократии было дано в трудах Э. Бернштейна (1850-1932), К. Каутского (1854-1938) и Р. Гильфердинга (1877-1941). Современный теоретический арсенал социал-демократии опирается на идеи кейнсианства. Социал-демократия защищает путь реформистского преобразования капиталистического общества и отрицательно относится к революционным действиям.
Основополагающие ценности
социал-демократии:
47. Основные политические идеологии современности: коммунизм - идеология, сутью которой является критика капиталистических отношений с позиций отрицания частной собственности, с позиций коллективизма. Политические идеи коммунистической идеологии базируются на безграничной вере в теорию прогресса, на мессианской трактовке роли рабочего класса в обществе, на утопическом понимании природы человека, на вере в историческую неизбежность революционной замены капитализма социализмом.
Её основные принципы: уничтожение частной собственности и переход к государственной, централизованное планирование, приоритет коллективных и государственных интересов над интересами личности, руководящая роль рабочего класса и коммунистической партии в обществе.
Распад системы социализма и уход КПСС с исторической сцены обострил проблему модернизации коммунистической доктрины. В некоторых странах коммунистические партии перестали существовать (сменили названия или были распущены), но там, где они сохранились, заметна тенденция к сближению с социал-демократией. Вместе с тем, действуют группы и партии, настроенные консервативно, то есть заявляющие о своей верности идеологии марксизма-ленинизма.
Кризис коммунистического движения и его идеологий происходит на фоне бурного роста так называемых альтернативных движений, разрабатывающих свои варианты политической идеологии и культуры.
48. Внешняя политика и
международные отношения на
Международные отношения — это особый вид общественных отношений, выходящих за рамки внутриобщественных отношений и территориальных образований.
Современные международные отношения находятся в состоянии перехода от конфронтации и противостояния, основанных на ядерном сдерживании, к новому мировому порядку, опирающемуся на партнерство во имя мира. Однако осуществить этот поворот на практике очень трудно. Новые механизмы, которые смогли бы обеспечить стабильность и всеобщую безопасность, только формируются. Еще сохраняются недоверие и предрассудки в отношениях недавних «врагов», а теперь партнеров. Значительные средства продолжают тратиться на гонку вооружения. Так, военные расходы во всем мире в последнее время составляли 1000 млрд. долл. в год; более половины ученых мира работают над созданием новых видов оружия массового уничтожения. В это же время 800 млн. человек на планете живут в условиях абсолютной нищеты, а из 500 млн. голодающих около 50 млн. ежегодно умирают от истощения.
Современный этап международных отношений характеризуется нарастающей взаимосвязью и взаимозависимостью участников мирового сообщества. Это обусловлено тем, что выживание и развитие человечества можно обеспечить только совместными усилиями всех государств. Глобальные проблемы, которые встали перед человечеством (предотвращение ядерной войны, прекращение гонки вооружений, мирное разрешение межгосударственных и межнациональных вооруженных конфликтов; преодоление нищеты, экономического, сырьевого и продовольственного кризисов; создание здоровой среды обитания человека и т. д.), можно решить, лишь объединив возможности и ресурсы всего мирового сообщества.
Новый мировой порядок формируется на основе таких принципов, как демократизация, демилитаризация, гуманизация партнерских отношений, независимо от возможностей и размеров конкретного государства.
Государство – основной институт политической системы существа, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность в отношениях людей, общественных групп, классов и ассоциаций.
Внешняя политика – разновидность политики, регулирующая взаимоотношения между государствами и народами. Внешнеполитические цели отражают национальные интересы. Реализуя их, государство осуществляет внешнеполитическую деятельность.
Концепция внешней политики государства включает следующие принципы:
– защита национальных интересов, целей и приоритетов государства;
– сохранение и обеспечение экономического, политического и военно-политического суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ страны;
– защита прав, свобод, достоинства и материального благополучия всех граждан;
– обозначение регионов и стран, на которые распространяются жизненно важные интересы страны;
– установка внешнеполитической стратегии на сотрудничество в мировом сообществе.
49. Геополитика.
Геополитика — это политологическая концепция, согласно которой политика государства (в основном внешняя) предопределяется географическими факторами.
На сегодняшний день сформировались две позиции относительно развития социальных миросистем от момента их зарождения до вариаций их сохранения, видоизменения и воспроизводства. Сторонники первой позиции рассматривают развитие социальных миросистем через призму общей энтропии, конфликта и разупорядоченности. Во втором случае за основу берутся стандарты сохранения и сбережения порядка с опорой на консервативные источники и технологии «жесткой руки».
Анализируя и сопоставляя две точки зрения, можно предположить, что историческая эволюция феноменов «мировой порядок» и «геополитическое противоборство» достаточно убедительно подчеркивает их глубинную взаимосвязь и структурную взаимозависимость, делает объяснимой морфологию их трансформаций и переконфигураций. В этой дихотомии прослеживается и определенная закономерность: через борьбу и коллизии к осмысленности и упорядоченности, то есть изначально разные по своей природе явления в процессе эволюции и развития приобретают свойства осмысленных и зависимых друг от друга явлений, что приводит к усложнению их качественных характеристик, а значит, к изменению общей структуры мироустройства, появлению новых механизмов управления и контроля, повышению степени социальной безопасности и защищенности.
50. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Российская Федерация как новый субъект международных отношений. РОЛЬ И место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, то есть, размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с учетом географических, политических, военных и экономических факторов.