Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 19:57, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы к экзамену по предмету "Политология".

Файлы: 1 файл

на телефон - копия.docx

— 150.27 Кб (Скачать файл)

 

24. Правовое государство. Проблемы формирования правового  государства в России.

 Правовое  государство- государство, вся деятельность  которого подчинена нормам и  фундаментальным принципам права. Главное в правовом государстве - верховенство закона во всех сферах общественной жизни и связанность государства и его органов законами. Следует выделить такие основные принципы правового государства, как 1) верховенство права; 2) подчиненность государства обществу; 3) соблюдение демократической процедуры разработки и принятия законов; 4) суверенность личности, взаимная ответственность государства и личности на основе закона; 5) обеспечение и охрана прав человека; 6)подконтрольность всех органов публичной власти; 7) разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную; 8) высокий уровень правосознания граждан, эффективная форма контроля за осуществлением законов.

Правовое государство можно определить как правовую форму организации и деятельности политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.

Для сегодняшней России, пожалуй, самая сложная проблема: как создать правовое государство и сильную демократическую власть, где власть не деспотична, где она не над правом, не над народом, а подчиняется праву .Какие-то шаги сделаны последнее десятилетие. Например, первое лицо в государстве стало объектом публичной критики. Это очень важно, потому что в правовом государстве к нему должны относиться не как к святому, который Богом дан, а как к нанятому чиновнику, который должен хорошо выполнять свои функции, и, если он плохо их выполняет, надо его критиковать.

Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет те трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма и т.п.

Вместе с тем вряд ли чисто механическое заимствование западных идей (а идея правового государства - западного происхождения) привнесет в Россию согласие, порядок, демократию. С одной стороны, это, бесспорно, не произойдет, если рассматриваемые теоретические конструкции не адаптировать к российской действительности, характеризующейся невысоким уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократических традиций, чиновничье-аппаратным засильем. Если и можно для России признать пригодной концепцию правового государства западного образца, то, разумеется, с целым рядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву как к социальному инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую "природную" правовую активность и инициативу.

Современному российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо.

 

25. Гражданское общество. Становление гражданского общества  в современной России.

Гражданское общество — это один из феноменов современного мира, некий идеал, к которому стремятся индивидуумы, мыслящие категориями демократии, верховенства закона, прав и свобод человека и гражданина. Гражданское общество представляет собой общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами.

Гражданское общество есть объединение людей для удовлетворения своих потребностей вне государства.

Институтами гражданского общества можно считать все негосударственные организации.

Гражданское общество взаимодействует с государством.

Элементы и ценности гражданского общества :

требование личной безопасности;

принцип равенства всех перед законом;

право на частную собственность;

право на частную жизнь;

признание индивидуальных различий, уважение к другому человеку.

Определяющим моментом становления гражданского общества является социальная ответственность. Её роль заключается в том, что ответственность как социальный феномен определяет пределы допустимой деятельности отдельных индивидов, групп, организаций в обществе. Это особенно важно в российских условиях, где крайне сложно проходит процесс разграничения общественного, государственного и личного.

В России достаточно ярко выражена доминирующая роль государства в силу ряда исторических, природно-географических и геополитических причин. Государство долгое время выступало по большей части основным инициатором формирования общественных институтов, и это накладывало отпечаток на все отношения — хозяйственные, социальные, культурные, не говоря уже о политических. Самодеятельность снизу ограничивалась, что послужило причиной фактического отсутствия в нашей стране гражданского общества.

Особенность нынешней ситуации в России состоит в том, что элементы и блоки гражданского общества предстоит создавать во многом заново. Необходимо организовывать новые профсоюзы — попытки реформирования прежних, по сути государственных, профсоюзов не привели к успеху. Нужны также полноценные предпринимательские объединения — те, что существуют сегодня, либо неэффективны, либо преследуют узкие, не включающие интересы всего общества цели. Возникнут, разумеется, и другие группы интересов — общенациональные, региональные и локальные. Так или иначе, лишь на основе взаимодействия интересов труда и капитала станут возможными и экономическая модернизация, и создание демократического (пусть для начала ограничено демократического, близкого к авторитарному типу) государства, которое смогло бы стать арбитром в соперничестве различных групповых интересов. Этот процесс означает одновременно и становление гражданского общества.

 

26. Избирательные системы: основные типы, практика функционирования.

Избирательная система — это установленный законами и иными нормативными актами порядок выборов в органы государственной власти, субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также должностных лиц.

Мажоритарная избирательная система

Система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство называется мажоритарной. Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 % + 1 голос. Во втором победителем становится кандидат, набравший просто большинство голосов. При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины — 2/3, 3/4 и т. д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.

Пропорциональная избирательная система

Система формирования выборных органов власти через партийное представительство называется пропорциональной. Места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов.

Самое сложное при пропорциональной системе подсчитать, сколько мест причитается той или иной партии

Часто распределение осуществляется путем установления избирательной квоты (избирательного метра)

Определяется обычно путем деления общего числа действительных голосов на число мандатов, приходящихся на данный избирательный округ.

Смешанная избирательная система

Выдвижение кандидатов осуществляется исключительно партийным списком, в котором каждый кандидат выдвигается в один из мажоритарных округов, а сам список утверждается решением высшего органа партии (съездом или конференцией), таким образом мажоритарная избирательная система превращается в смешанную избирательную систему.

 

27. Особенности избирательной  системы современной России.

Гл особенность: 1. система не устоявшаяся, к каждым очередным выборам меняется законодат-во, но сохран общее 2. в России смешанная избират система. 50% депутатов гос думы избир можарит способом и 50% - пропорциональным, т.е по партийным спискам. На региональн уровне действ свои избират сис-мы. На посл выборах они были  можарит.. выборы провод по одномандатн округам. Тем самым была возм-сть с пом щедрого финансирования провести кандидатов от крупного капитала. Этому способст: 3. отсутствие в законе нормы, опред-щей долю бюджетн финас-ния кандидата. Напр в гос думу м потрат 1,5 млн руб, а на местах, в итзбират комиссиях кандидаты получ 1-2 тыс руб. в нов зако-во на уровне регионов внесено положение об обязательности смешанной системы выборов, и на ур регионов 50% д идти от полит партии. Правила финанс-ния те же. 4. там где выборы губернатора, президента предпол 2 тура, во 2м туре победитель опред простым относит большинством (из-за невысок явки избират) 5. на региональных уровнях – нижн черьта необходимой числ-сти избирателей, чтобы выборы были признаны опущена до 25% числа избирателей. Это гов об апатии и недоверии к власти.

 

28. Сущность и функции  современных политических движений, их типология.

Общественно-политические движения - различные объединения граждан, ассоциации, союзы и т.п., которые не входят в государственные и партийные структуры, но являются субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции по отношению к государственным институтам и политическим партиям. 

 

Типология общественно-политических движений

По отношению

к существующему строю

Консервативные; реформаторские;

революционные

По идеологической основе

Либерально-демократические; консервативные;

социалистические

По национальному признаку

Национально-освободительные;

за самоопределение нации, культурно-национальную автономию

По демографическому признаку

Молодежные; студенческие и др.

По степени организации

Стихийные; разрозненные; слабоорганизованные, высокоорганизованные

По масштабам

Международные; региональные; действующие в стране, штате, республике

По методам и способам действия

Легальные/нелегальные; формальные/неформальные; ориентирующиеся на мирные или насильственные действия


 

Это определяет повышение роли общественных организаций и движений в политическом процессе. Через различные публичные акции, такие, как агитация, принятие и предъявление власти петиций, обращений, заявлений, проведение митингов, демонстраций, пикетирований, общественно-политические организации непосредственно влияют на власть.

 

29. Политические партии: генезис, функции тенденции развития.

Партии – политический институт, играют в жизни общества, в политической системе важную роль, осуществляют функции. Функции политических партий:

• Представительские (репрезентативные): выражают, формулируют, отстаивают интересы социальных групп

• Идеологическая – разработка идеологии, системы ценностей

• Пропагандистская – пропаганда идеологии, идеологическая борьба формирование общественного мнения

• Политические – борьба за государственную власть, использование её

• Политическое рекрутирование – подбор, фильтрация, подготовка кадров для самой партии, элиты, государства

• Политическая социализация – воспитание, активизация, объединение групп населения, индивидов

• Участие в формировании политической системы

• Посредничество между государством и массами 

Политические партии являются важным политическим институтом (формой организации и регулирования общественной жизни). Это вторичный субъект политики, поскольку политические партии (в современном значении слова) возникают в результате сознательного объединения людей в организацию для достижения политических целей.

Тенденции развития политических партий и движений.

Падает влияние традиционных партий, прежде всего компартий. Наблюдается тенденция сближений социал- демократов и консерваторов. Тенденции в начале 21 века.

Ослабла приверженность партий к конкретным социальным слоям - « расщепленность голосования.

Возрастание роли сми. Партии утрачивают функцию политической социализации масс.

Тенденции развития политических партий и движений. Партии с повышением образовательного уровня утрачивают роль политической мобилизации масс. Возрастает роль движений.

Набирают силу универсальные партии и партии движенческого типа – партии новой волны- жесткий контроль за руководством партии и депутатами. Остается функция партии – отбор лидеров и элит.

 

30. Типология политических  партий. По своей классовой сущности партии подразделяются на буржуазные, мелкобуржуазные, помещичьи, крестьянские, рабочие.

С точки зрения их идейно-политической ориентации различаются коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные партии, а также партии, опирающиеся на различные религиозные и национальные доктрины.

По отношению к существующему порядку, содержанию целей и задач выделяют революционные партии (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества), реформистские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений), консервативные (отстаивающие сохранение устойчивых, сложившихся форм общественной жизни) и реакционные партии (стремящиеся к восстановлению предшествующих общественных порядков и структур).

По месту в системе государственной власти партии подразделяются на правящие и оппозиционные, по условиях деятельности – на легальные, полулегальные и нелегальные.

В соответствии с характером членства, принципами организации партии делятся на кадровые и массовые. 

 

31. Партийные системы  и их разновидности. Партийная система - это совокупность политических партий и взаимосвязей между ними.

Виды партийных систем:

Однопартийная система

Основополагающим признаком однопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"