Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 19:57, шпаргалка
Ответы на вопросы к экзамену по предмету "Политология".
Двухпартийная система
Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.
Многопартийная система
Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой. «блоковую» многопартийную систему, которая принимает форму резкой поляризации политических сил, группирующихся в периоды проведения избирательных компаний на два противостоящих друг другу блока. Функционирование этой системы во многом напоминает функционирование бипартизма.
32. Характеристика партийной системы России. Особенности партийного строительства: создание партий началось значительно позднее, чем в странах Западной Европы; их образование началось с объединений рабочего класса, в то время как партии верхов правящих сословий стали создаваться только в процессе первой русской революции. Русская многопартийность развивалась до лета 1918 г., затем прервалась почти на 70 лет.
Нынешняя многопартийность в Российской Федерации весьма своеобразна, поскольку ни парламентское большинство, ни парламентская коалиция не обладают правом формирования правительства, борьба партий на выборах и сами выборы лишаются основного смысла, которыми они наделены в современных представительных демократиях.
33. Социальные основы политики. Стратификационные модели Запада и России. Содержательно она направлена на решение таких задач, как: 1) управление социальным развитием общества, обеспечение удовлетворения материальных и культурных потребностей его членов; 2) воспроизводство социальных ресурсов; 3) регулирование процессов социальной дифференциации общества; 4) поддержание стабильности общественной системы
Сталинско-брежневская модель стратификации сводилась лишь к формам собственности и на этом основании – к двум классам (рабочим и колхозному крестьянству) и прослойке (интеллигенции). Имевшие место социальное неравенство, отчуждение классов от собственности и от власти в советской науке не подвергались открытому структурированию до середины 1980-х гг. Однако стратификацией социального неравенства советского общества занимались зарубежные исследователи. Один из них А. Инкельс – подверг анализу 1940—1950-е гг. и дал коническую модель иерархического деления общества в СССР. Используя в качестве оснований материальный уровень, привилегии и власть, он обозначил девять социальных слоев: правящую элиту, высшую интеллигенцию, рабочую аристократию, основную интеллигенцию, средних рабочих, зажиточных крестьян, «белых воротничков», средних крестьян, непривилегированных рабочих и группу принудительного труда (заключенных).
Известны вариации трех слоев (бизнес-слоя, среднего слоя, люмпен-слоя) и модель из одиннадцати иерархических ступеней (аппарата, «компрадор», «национальной буржуазии», директората, «купцов», фермеров, колхозников, членов новых сельхозпредприятий, люмпен-интеллигенции, рабочего класса, безработных). Наиболее разработанная модель принадлежит академику Т. Заславской, выявившей 78 социальных слоев в современной России.
Западные социологи в ХХ в. используют разные подходы к социальной стратификации:
1) субъективный – самооценочный, когда опрашиваемые сами определяют свою социальную принадлежность;
2) субъективный репутационный, когда опрашиваемые определяют социальную принадлежность друг друга;
3) объективный (наиболее распространенный), как правило, со статусным критерием.
Большинство западных социологов, структурируя общества развитых стран, делят их на высший, средний и рабочий классы, в некоторых странах еще и крестьянство (например, Франция, Япония, страны «третьего мира»).
34. Сущность и структура политического процесса
Политический процесс определяется как “смена состояний политической системы, ее функционирование в режиме времени” (М.В. Ильин). Этим понятием обозначаются многообразные длящиеся во времени политические события или последовательность сменяющихся политических событий.
Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели; деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений.
Политический процесс раскрывает две основные формы политического волеизъявления граждан:
– различные способы презентации рядовыми участниками политического процесса своих интересов – участие в выборах, референдумах, членство в политических партиях и т. д.;
– формы принятия и реализации управленческих решений, осуществляемых политическими лидерами и элитами.
Политический процесс охватывает все реальные действия рядовых граждан и представителей элит, которые могут как поддерживать правящий режим, так и находиться в оппозиции к нему. Однако все формы политического поведения и деятельности субъектов объединены одной и той же внутренней потребностью: повлиять на принимаемые государственной властью политические решения. Поэтому основная цель политического процесса состоит в принятии и реализации таких политических решений, которые должны сочетать различные интересы граждан в интересах прогресса всего общества.
Политический процесс осуществляется в рамках политической системы общества, в региональных и глобальных масштабах. Внутри общества политический процесс осуществляется:
– на государственном уровне, в административно-территориальны
– внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, трудовых коллективов;
– в тех или иных политических партиях и общественных движениях.
Изменения и преобразования в политической сфере общества происходят в результате взаимодействия различных субъектов политики и влияния ряда факторов.
Основные этапы формирования и развития политического процесса:
– этап выработки и представления политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения;
– этап принятия политических решений, в которых концентрируется межгрупповая, государственная и коллективная политическая воля;
– реализация политических решений, воплощение волевых устремлений институтов власти, различных субъектов политики.
Демократические политические процессы сочетают различные формы прямого и представительного народовластия. Недемократические политические процессы характеризуются наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан.
Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации и поведения граждан, а также отработанными механизмами принятия политических решений. Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса власти. К этому может привести осложнение международных отношений, спад материального производства, социальные конфликты. Неспособность режима отреагировать на новые потребности общества или его основных групп должным образом и вызывает нестабильность политического процесса.
35. Основные типы современных
политических процессов. Особенности
политического процесса в
— формирование органов политической системы (институализация): в ходе нее создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними;
— воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования; нетрудно видеть, что политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших политических отношений и институтов, но и т действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии, при использовании таких механизмов, как традиции, процедуры, юридические и идеологические предписания;
— принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий.
Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, придания им динамики, обновления.
Поскольку политические процессы затрагивают, причем весьма существенно, социальные интересы, а они различны, люди неоднозначно относятся к разным их типам, отдавая предпочтение одним и принижая значение или вообще игнорируя другие. Крайними позициями в отношении к политическим процессам являются консерватизм, выражающийся в том, что его адепты видят основное назначение политических процессов в сохранении постоянства, неизменности политической системы, воспринимают любую ее трансформацию как нечто опасное и нежелательное, и революционаризм, представляющий политическую жизнь в качестве непрерывной и крутой ломки форм ее организации.
Политический процесс в России представляет собой широкую палитру политических взаимодействий субъектов, носителей и институтов власти. Они действуют на основе тех ролей и функций, которые задаются системой культуры, традициями, конфессиональной средой, ментальностью общества, особенностями исторического развития, чертами психологического склада этносов и т.д. Обозначенные социальные переменные предполагают определенную интерпретацию политических ролей и функций, заметно отличающуюся от той, которая принята в современных демократиях. Поведение субъектов власти и властных институтов в России имеет иные логику и происхождение.
Особенности:
1.нерасчлененность политики и экономики, социальных и личных отношений. Несформированность гражданского общества является одной из особенностей политического развития России.
2. Различное понимание ценностей свободы и демократии у зарождающихся политических сил, а также в их неравных возможностях активного участия в реформаторском процессе и удовлетворения собственных интересов.
3.неструктурированность
и высокая степень совмещения
и взаимозаменяемости
4. Но партийная система
в России еще не в состоянии
выступать эффективным каналом
трансляции требований от
5.в основе политического
процесса лежит активный
6.высокая концентрация
политической власти и
7. Осознав это, руководство
современной России стало
36. Политическая элита и её роль в политической жизни общества. Классические и современные теории элит.
Политическая элита – это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источником руководящих кадров для института кадров того или иного сообщества.
Функции элиты: а)определение стратегических целей развития общества; б)выработка государственной политики; в)поддержание политической стабильности общества и др.;
Корни концепции элит уходят в глубокую древность, когда общество уже делили на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Тогда считалось, что править обществом может лишь избранный в силу ряда качеств определенный слой людей. Первые классические теории элит были разработаны в конце XIX – начале XX вв.
В. Парето (1848–1923) понимал под элитой «сообщество людей, которые свойствами ума, характера, ловкости, самыми разнообразными способностями обладают в высшей степени». Элита, по Парето, делится на правящую, прямо или опосредованно участвующую в управлении, и неправящую – контрэлиту. Контрэлита – это группа людей, обладающих характерными для элиты психологическими и квалификационными качествами, но в данном обществе не имеющих доступа к руководящим функциям в силу своего специального статуса и различных иных барьеров. В. Парето рассмотрел проблемы «круговорота элит» и показал, что при определенных обстоятельствах представители элиты и контрэлиты могут поменяться местами. Он также выделил идеальные, психологические типы элит (и их представителей) как «львов» или «лис» соответственно методам их политического поведения и деятельности.
Г. Моска (1858–1941) отмечал, что политическое руководство всегда эффективно в руках меньшинства, так как только элита способна выполнять в обществе значимые функции. Г. Моска выделил три идеальные модели развития политической элиты: а) увековечивание «политического класса»; б) слабое обновление «политического класса»; в) радикальное обновление «политического класса» в результате революции или политического переворота.
Р. Михельс (1876–1936) показал, что партийным системам (партиям) по мере их развития свойственна тенденция олигархического перерождения – захвата власти меньшинством и подчинения себе большинства (партийного).
Эта тенденция получила название «железного закона олигархии», который звучит так: «Процесс захвата власти меньшинством неизбежен. Всякая организация стремится быть управляемым меньшинством, которое осуществляет свою власть над большинством».